Конспект урока окружающего мира в 4классе
Учитель: Шишокина Ирина Львовна, г. Пермь.
Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Цель урока:
Сформировать представление о сельском хозяйстве, его отраслях.
Задачи:
1. Актуализировать имеющиеся по теме знания.
2. Способствовать сохранению положительной мотивации к учёбе.
3. Формировать умение работать с различными источниками информации; осуществлять необходимый поиск, отбор; моделировать.
4. Способствовать воспитанию уважительного отношения к профессиям с\х, расширению представлений о родном крае. Знаете ли вы… что
Человек менее 10 мин. сможет прожить без … (воздуха)
3-5 дней без… (воды)
до 50 дней без… (пищи), при условии, что будет пить воду.
На предыдущем уроке вы познакомились с жизнью древнего человека, чем же отличается пища современного человека (т. е нас с вами) от пищи древнего человека. Почему?
- то есть человек научился разумно вести хозяйство.
- Перед вами части современного хозяйства человека.
-Как вы думаете, к какой части современного хозяйства человека относится умение ухаживать, выращивать растения и животных?
Пища была однообразной;
древние люди были либо собирателями – они искали грибы, растения, ягоды, корешки, либо охотниками, либо рыболовами (такое хозяйство называется присваивающим).
- А у современного человека пища разнообразная. Потому что человек одомашнил полезные ему растения и животных. Он ухаживает за ними, выращивает, использует для своих целей, выводит новые сорта и породы.
Слайд №
Промышленность
Транспорт
Сельское хозяйство
Строительство
Торговля
Сфера обслуживания
- значит тема урока, какая?
На доску: Тема:
Сельское хозяйство…
Сельское хозяйство и его части Используя ключевые слова, сформулируем задачи урока:
Понять
Профессии
Узнать
Уточнить Для чего?
Воспитывать Беречь труд человека трудолюбие сможет Выявить
1. Уточнить, что такое с\х и его части.
2. Узнать, что такое отрасли с\х.
3. Понять, что надо беречь труд человека с\х и воспитывать в себе трудолюбие.
( приём ключевых слов)
- Решать поставленные задачи мы будем в группах. Вы готовы?
- Сейчас каждая группа получит план работы и будет работать в соответствии с ним.
Не забывайте о взаимопомощи и сотрудничестве. Вы работаете сообща. На работу 5 мин.
-Время пошло.
- Время.
- Сейчас, ребята, возьмите листочки и по ходу выступления групп заполняйте.
- Пожалуйста, 1 и 2 группа:
1группа:
План работы:
Узнайте:
1. Что такое сельское хозяйство?
2. Что включает в себя сельское хозяйство?
3. Перечислите отрасли сельского хозяйства.
Источники: статья в учебнике стр. 72,
словарь учебника стр.142,140,
иллюстрация в ноутбуке.
Заполните схему.
Сельское хозяйство – это__________________________________________________________________________
- Чем занимается с/х?
( выращиванием растений и животных)
-Значит, на какие 2 группы разделим с/х (растениеводство и животноводство),
- 1 группа, согласны ?
Продолжает 2 группа:
Вопросы есть к группе?
- Почему шелководство отнесли к …
(
- Почему произошло разделение на разные виды деятельности?
(сэкономить время, силы, получить больший результат – всё это возможно благодаря тому, что человек углубляется в одну область)
-И такие разные виды деятельности человека называются отрасли.
-Вы слышали уже это слово? (нар. отрасль науки, культуры, экономики)
- Давайте выполним упражнение.
- Соотнесите иллюстрацию с отраслью.
-А сейчас 3 человека получат индивидуальное задание по теме. Они побывают в роли корреспондентов: возьмут интервью у взрослых. Кто желает?
На выполнение 8 минут. Зафиксируйте время .
1. Возьмите интервью у взрослых о том, какие овощи и фрукты они выращивают на даче, приусадебном участке, огороде. Каких животных разводят? Сделайте вывод.
2. Какие виды работ выполняют для того, чтобы получить хороший урожай?
( раздаю планы работы)
Выходит 1 группа,
отвечают:
Сельское хозяйство- это выращивание растений и животных для приготовления пищи, одежды, и других потребностей.
Растениеводство делится на: полеводство, цветоводство, овощеводство, плодоводство.
Животноводство делится на:
Скотоводство
Птицеводство
Рыбоводство
Пчеловодство
Шелководство
Работают с интерактивной доской, подходят к доске растаскивают иллюстрации (животноводство и растениеводство)
Выдаю задание
- Какие же отрасли и почему развиты в Пермском крае расскажет нам - 3 группа.
3 группа:
План работы.
Рассмотрите карту Пермского края и определите, какие отрасли сельского хозяйства развиты в нашем крае и почему?
Прикрепите названия отраслей.
Выступление 3 группы:
Вывод:
- Какая отрасль наиболее развита в нашем крае? (овощеводство)
Возможно, вы слышали о 7 важных делах Олега Анатольевича Чиркунова, губернатора Перм. Края.
Одно из них направлено на развитие С/Х –«Пермская картошка».
-Путешествуя по Пер. краю я приобрела баночку с мёдом.
-К какой отрасли мы отнесем мед?
-Благодаря кому он оказался на нашем столе?
(пчеловоду)
-О профессиях в сельском хозяйстве нам расскажут ребята из 4 группы.
Лист, карта
Баночка с мёдом
4 группа:
Я хочу рассказать о профессиях своих родителей. Они встают каждый день очень рано в 5.00 часов утра. Папа заводит свой новенький красивый трактор и едет на ферму. Там он подвозит разные корма для коров и сам разносит их в каждую кормушку. Коровы лакомятся душистым засушенным сеном, а мой папа уже занимается другим делом. Ему надо еще запустить разные механизмы, чтоб доить коров, убирать за ними, настроить поильные аппараты. А мама в это время начинает доить коров с помощью специальных аппаратов. Это очень непросто, надо успеть вовремя все подцепить, а потом убрать, а если не успеешь аппарат может сломаться. Потом они вместе с папой переливают молоко в специальные бидоны и отвозят его на молокозавод. Еще они кормят маленьких телят, если они заболеют, привозят на ферму ветеринара и вместе с ним лечат животных.
Мои родители кормят животных три раза в день, а утром и вечером еще и доят коров. А вечером они уставшие обсуждают, как лучше за ними ухаживать, чтобы они не болели, давали больше молока. У моих родителей не бывает выходных, потому что за животными надо каждый день ухаживать. В свое свободное время я помогаю родителям и очень уважаю их за нелегкий труд.
План работы.
1. Прочитать письмо.
2. Подумайте, какими качествами должны обладать люди данной профессии и почему.
3. Записать названия профессий, которые встречаются в сельском хозяйстве.
Источники: письмо, толковый словарь Ожегова.
выступление 4 группы.
- А для чего они так много трудятся?
-В дополнении к ответу 4 группы выступят ребята с инд. Заданием.
Выступает ребята с инд. заданием.
1. Возьмите интервью у взрослых о том, какие овощи и фрукты они выращивают на даче, приусадебном участке, огороде. Каких животных разводят? Сделайте вывод.
2. Какие виды работ выполняют для того, чтобы получить хороший урожай?
-Это сообщение ещё раз подтвердило, что в Пермском крае развито овощеводство.
-А почему именно отрасль овощеводства вы более подробно рассмотрите на следующем уроке.
Вернёмся к задачам урока:
1. Уточнить, что такое с\х и его части.
2. Узнать, что такое отрасли с\х.
3. Понять, что надо беречь труд человека с\х и воспитывать в себе трудолюбие.
Выполнили мы их в полном объёме? (нет, воспитывать трудолюбие надо каждый день)
-Можем ли мы дополнить тему урока? (с\х важно для человека, служит, необходимо человеку).
В память о нашем уроке я дарю вам стикеры: Покупай «Пермское».
Дом. Задание: найти продукты питания с данным стикером: запиши или зарисуй их.
Тетрадь: стр.30 №7,8 |