Скачать 84.65 Kb.
|
МБОУ «Крапивенская основная общеобразовательная школа Шебекинскогого района Белгородской области» Урок физики на информационно-деятельностной основе по теме «Строение атома» в 8 классе Учитель: Стародубцева Светлана Ильинична 2013год Тема урока: Строение атома. Этот урок — урок изучения нового материала. Цели урока: образовательные: обеспечить усвоение учащимися знаний о строении атома, понятий «электрон», «протон», «положительный ион», «отрицательный ион»; научить пользоваться Периодической системой элементов Менделеева для определения состава атома: сформировать умение извлекать информацию из разных источников и представлять ее в разных видах (схеме, рисунке, таблице); развивающие: развить у учащихся такие информационные умения, как работа с текстом, рисунком, схемой, .справочной литературой, таблицей; развить умения совершать мыслительные операции: анализ, синтез, систематизацию, сравнение, конкретизацию. Задачи урока 1. Обеспечить усвоение учебного материала учащимися в процессе активной информационно-мыслительной деятельности с разными источниками информации. 2.Задействовать как можно больше операций мышления учащихся. Выполнение поставленных целей и задач достигается за счет организации диалога, эвристической беседы и дискуссии, вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность. План урока 1. Оргмомент и мотивация.
Работа со справочной таблицей. Работа с Периодической системой элементов Менделеева. Лирическое отступление.
Ход урока • Первый этап урока. Мотивация Учитель. Вы уже знаете, что атом — это мельчайшая частица вещества, не делящаяся при химических реакциях. Прежде чем мы выясним более подробно, что такое атом, ответьте на вопросы:
(Ученики высказывают свои мысли.) Учитель. Итак, цель этого урока — изучить строение атома. • Второй этап урока. Изучение нового материала Учитель. Работаем с учебником. Прочитайте § 301, ответьте на вопросы и выполните 2 задания.
Перышкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник. — М.: Дрофа, 2003.
Оформите результат выполнения этого задания в виде таблицы I. (Ученикам дается форма таблицы: число и названия столбцов, а также число и названия строк.) Таблица I
Учитель. Продолжаем работать с рисунком 39 из учебника.. Рассмотрите их все ( а, б, в), ответьте на вопросы:
(Ученики отвечают.) Теперь надо просуммировать и связать в стройную картину (систематизировать) наши знания о строении атома. Заполните схему (ее форма дается) так, чтобы получилась эта систематизация. Слова для заполнения схемы: протоны, атом, нет заряда, отрицательный заряд, электроны, нейтроны, ядро, положительный заряд. Подготовьте устный рассказ по сделанной схеме. (Ученики работают.) • Третий этап урока. Закрепление знаний Учитель. На очереди — работа со справочной таблицей. В «Сборнике задач по физике для 7—9 классов» В.И.Лукашика и Е.В.Ивановой откройте раздел «Таблицы физических величин» и найдите таблицу 21 «Масса покоя некоторых элементарных частиц». Используя данные этой таблицы и текст § 30 учебника, заполните другую таблицу (табл. И), ответьте на вопросы и выполните одно задание. Таблица II Частицы, входящие в состав атома
Вопросы и задание
(Заполненная учениками таблица II приведена далее (табл. III). Таблица III Частицы, входящие в состав атома
Учитель. Теперь у нас работа с Периодической системой химических элементов Менделеев. Вначале вспомним информацию об этой системе из курса химии и в процессе беседы заполним таблицу IV. Таблица IV Система химических элементов и атомы
Выполните задания
Таблица V Строение некоторых атомов
Таблица с заполненными данными показана далее (табл. VI). Таблица VI Строение некоторых атомов
2. Расположите перечисленные далее химические элементы в порядке увеличения числа протонов в их ядрах: фосфор, цинк, кислород, гелий, сера. 3. Выскажите предположение, с чем связано то, что масса химических элементов, указанная в Периодической системе, не является целой величиной? Лирическое отступление Поэт В.Брюсов в 1922 г. под впечатлением удивительных открытий физиков так писал о моделях электрона и атома: Быть может, эти электроны — Миры, где пять материков, Искусства, знанья, войны, троны И память сорока веков! Еще, быть может, каждый атом — Вселенная, где сто планет; Там все, что здесь, в объеме сжатом, Но также то, чего здесь нет. •Что имел в виду В.Брюсов, сравнивая электроны с мирами, а атомы со Вселенной?
Учитель. Вспомним то, что мы сегодня делали и что узнали. Для этого ответьте на вопросы.
Используя дополнительные источники информации (Физическую энциклопедию, Интернет, Систему элементов Менделеева и т.д.), ответьте на вопросы и выполните задание. 1.Почему рассмотренную сегодня на уроке модель атома называют планетарной?
4.На альбомном листе нарисуйте: а) модель атома углерода; б) положительный и в) отрицательный ионы углерода. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: Строение атома и атомного ядра. Урок № Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок, предложенный вашему вниманию – это урок физики в 9 классе (умк а. В. Перышкин), который является шестым в разделе «Строение... | ||
Урок физики и астрономии в 11 классе урок семинар по теме: «Солнце и законы физики» Цель: изучить материал по теме «Солнце, его строение, эволюция и влияние на жизнь на Земле» (астрономия). Познакомить учащихся понятием... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Интегрированный урок: физика + химия по теме: Строение атома и его... Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 – "Финансы, денежное обращение и кредит" | Конспект урока физики в 7 классе Тема: Строение вещества. Молекулы.... Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение... | ||
Урок на тему «Щелочноземельные металлы и их соединения» Цели: на основе имеющихся знаний выяснить строение атома, свойства щ/зем металлов, их применение познакомиться с основными соединениями... | Конспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома,... Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета | ||
Урок по теме «Фосфор, строение атома, свойства» Цель урока: усвоение знаний о фосфоре как о химическом элементе и простом веществе; развитие логического мышления, самостоятельности,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: «Строение растительной клетки». Урок №2 в теме «Клеточное строение организмов» | ||
Примерный шаблон технологической карты урока Типы химических связей. Основополагающий урок, закладывающий необходимые знания для изучения следующих тем: строение вещества, формирующий... | Примерный шаблон технологической карты урока Типы химических связей. Основополагающий урок, закладывающий необходимые знания для изучения следующих тем: строение вещества, формирующий... | ||
Примерный шаблон технологической карты урока Типы химических связей. Основополагающий урок, закладывающий необходимые знания для изучения следующих тем: строение вещества, формирующий... | Примерный шаблон технологической карты урока Типы химических связей. Основополагающий урок, закладывающий необходимые знания для изучения следующих тем: строение вещества, формирующий... | ||
Урок физики и биологии в 9-м классе по теме "Глаз. Формирование изображения на сетчатке" На прошлом уроке мы изучили тему "Строение глаза". Давайте вспомним материал этого урока. Продолжите фразу | Урок является шестым уроком в разделе «Строение атома и атомного ядра» Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока |