Урок по теме «Фосфор, строение атома, свойства»





Скачать 55.08 Kb.
НазваниеУрок по теме «Фосфор, строение атома, свойства»
Дата публикации06.09.2014
Размер55.08 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Урок по теме «Фосфор, строение атома, свойства» (9 класс)

Цель урока: усвоение знаний о фосфоре как о химическом элементе и простом веществе; развитие логического мышления, самостоятельности, обеспечение системности учения; воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.
Ход урока.

1. Организационный момент. Самостоятельная работа по вариантам (10 мин.)

Задание. Закончить уравнения химических реакций. К первой реакции напишите молекулярное и ионные уравнения, ко 2 и 3 реакции составьте электронный баланс.

Вариант 1 Вариант 2

MgO + HNO3→ Сu(OH)2 + HNO3

Zn + HNO3→NH3 + … Ag + HNO3 → NO + …

Cu(NO3)2→ Zn(NO3)2

2. Изучение нового материала.

Учитель предлагает отгадать загадку

Не нужен университет,

Ни Кембридж и ни Оксфорд,

Чтобы узнать: латинской «Р»

Обозначают …. (слайд 2)

и знакомит с планом изучения элемента

План урока.

  • Паспортные данные фосфора

  • Станция историческая

  • Станция «Аллотропные модификации»

  • Станция геологическая

  • Станция химическая

  • Станция здоровья

  • Станция прикладная

  • Станция поэтическая

  • Станция ЕГЭ (слайд 3).

Затем учащиеся характеризуют фосфор по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева (слайд 4).

Станция историческая. Учащиеся выступают с сообщением об истории открытия фосфора (слайд 5,6).

Фосфор впервые получил в 1669 г алхимик из Гамбурга Хеннинг Бранд. Подобно другим алхимикам, он пытался получить философский камень, с помощью которого неблагородные металлы превращаются в золото.

Однажды ему пришло в голову выпарить воду из мочи, которая в большом количестве скапливалась в ямах около солдатских казарм. Он смешал полученный сухой остаток с углем и песком, прокалил и … в реторте оказалось удивительное, светящееся в темноте вещество, которое он назвал «холодным огнем». Однако «холодный огонь» не превращал свинец в золото. Но то, что полученное вещество светилось без подогрева, было необычно и ново. Этим свойством нового вещества Бранд незамедлил воспользоваться. Он стал показывать фосфор богатым людям, получая от них подарки и деньги.… Однако вскоре и другие ученые сумели получить фосфор.

Это положило конец брандовскому бизнесу и послужило начало серьезного изучения фосфора и его соединений.

Вскоре Ю. Ганн и К. Шееле доказали, что в костях содержится много фосфора. Немного позже Ж.Пруст и М. Клапрот, исследуя различные природные соединения, доказали, что фосфор широко распространен в земной коре, Главным образом, в виде фосфата кальция.

В начале 70 гг XVIII века великий французский ученый А. Лавуазье, сжигая фосфор в замкнутом объеме воздуха, доказал, что фосфор - самостоятельный химический элемент, а воздух имеет сложный состав и слагается по крайней мере из двух компонентов – азота и кислорода.

В 1799 г было доказано, что соединения фосфора необходимы для нормального развития растений.

В 1847 г немецкий химик Шреттер, нагревая белый фосфор без доступа воздуха, получил его новую аллотропную модификацию – красный фосфор. В 1934 г американский ученый Бриджмен, изучая влияние высоких давлений на разные вещества, выделил похожий на графит черный фосфор. Вследствие были выделены и другие аллотропные модификации фосфора: фиолетовый и коричневый.

Станция «Аллотропные модификации» (слайды 7-10). Учитель предлагает вспомнить, что такое аллотропия, какие элементы имеют аллотропные модификации. Зачитывается отрывок из романа «Собаки Баскервилей».

« Да! Это была собака, огромная, черная как смоль…. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана …. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. «Фосфор», - сказал я». Учащимся предлагается изучить аллотропные модификации фосфора (§ 28 с. 159 -160) и найти ошибку в тексте, заполнить таблицу.

Затем идет проверка выполненного задания.

Ошибка в тексте. Белый фосфор действительно светится в темноте, что объясняется окислением его паров кислородом воздуха. Мелкодисперсный фосфор на воздухе самовоспламеняется. Белый фосфор - сильнодействующий яд (0,1 г – смертельная доза). Из его свойств следует, что если бы и удалось каким-то образом «расписать» не только собаку снаружи, но и ее пасть, то она быстро погибла бы от отравления, а ее труп превратился в костер.

Станция геологическая (слайд 11). Учитель рассказывает о важнейших соединениях фосфора. Один учащийся у доски составляет электронный баланс и расставляет коэффициенты в уравнении реакции получения фосфора.


+5 +20ē → Р40 20 1 в-е, о-ль

20

С0 - 2ē → С+2 2 10 о-е, в-ль

Станция химическая (слайд 12) Учащиеся по одному выходят к доске, дописывают уравнения реакций. Составляют электронный баланс к данным реакциям. Отмечают роль фосфор в окислительно-восстановительных реакциях.

Взаимодействие с активными металлами.

Mg + P →

Взаимодействие с кислородом

Р + О2

Взаимодействие с бертолетовой солью

Р + KClO3→ Р2О5 + KCl

Станция здоровье (слайд 13)

Учащиеся выступают с сообщениями по этой теме.

Свыше 85% содержащегося в организме фосфора приходится на долю костной ткани. В костях содержится преимущественно ортофосфат кальция Ca3(PO4)2, в зубах более твердый апатит 3Ca3(PO4)2∙Са(ОН)2 и фторапатит

3Ca3(PO4)2∙СаF2. Фосфор входит также в состав многих биологически важных органических соединений – фосфолипидоф, фосфопротеидов, сложных эфиров глюкозы и фруктозы с ортофосфорной кислотой, ДНК, РНК, АТФ и др. Эти вещества играют ключевую роль в энергетическом обмене, в метаболизме жиров, углеводов и т.д.

Станция прикладная (слайд 14)

Учащиеся дополняют схему своими сообщениями по этой теме.

Главные потребители - химическое производство, металлургия, производство спичек. В недавнем прошлом соединения фосфора применяли при изготовлении зажигательных и дымовых смесей.

Современная электроника использует соединения фосфора для легирования полупроводниковых материалов. Металлурги выпускают специальную фосфористую бронзу.

Получение полимеров на основе фосфорорганики.

Атомная промышленность использует комплексные соединения фосфора для извлечения редких и трансурановых элементов из руд.

Более половины мирового производства фосфора перерабатывается в соединения, используемые в синтетических моющих средствах. Особенно ценными в этом отношении является полифосфаты, которые из-за большого заряда ионов препятствуют взаимодействию загрязняющих частиц с отмываемой поверхностью.

Сульфиды фосфора стали необходимы в грандиозном сражении с ржавчиной, которое ведет металлургическая промышленность. Созданы антикоррозионные добавки к маслам и горючему, содержащие производные фосфора.

Пропитка тканей, пластиков, дерева ортофосфорной кислотой придает этим материалам огнестойкость.

Станция поэтическая (слайд 15)

Учащиеся должны осуществить превращение:

Р → Р2О5 → Н3РО4

Станция ЕГЭ (слайд 16)

Учащиеся отвечают на вопросы тестов.

1. Сколько электронов в атоме фосфора находится на внешнем энергетическом уровне?

1) 2 2) 3 3) 5 4)15

2. Число нейтронов в ядре атома 31Р

1) 5 2) 15 3) 16 4) 31

3. Максимальная степень окисления фосфора в соединениях

1) +6 2) +5 3) +3 4) +4

4. При взаимодействии фосфора с активными металлами образуются соединения, в которых его степень окисления равна

1) -3 2) 0 3) +3 4) +5

5. Типичным неметаллом является

1) фосфор 2) мышьяк 3) сурьма 4) висмут

6. В соединениях РН3, Р2О5, Н3РО3 фосфор имеет степени окисления, соответственно равные

1) +3; +5; -3 3) -3; +3; +5

2) -3; +5; +3 4) +3; -5; -3

Домашнее задание (слайд 17).

В конце урока учитель выставляет оценки учащимся.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Фосфор, строение атома, свойства» iconКонспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома,...
Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета
Урок по теме «Фосфор, строение атома, свойства» iconУрок «Фосфор и его соединения». Цель: 1
Цель: Повторить строение атома Р, познакомиться с его аллотропными видоизменениями, рассмотреть кислородные соединения фосфора
Урок по теме «Фосфор, строение атома, свойства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: Строение атома и атомного ядра. Урок № Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели...
Урок по теме «Фосфор, строение атома, свойства» iconУрока в изучаемой теме: второй урок по теме «Фосфор и его соединения»
Цель урока: формирование и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Фосфор и его соединения»
Урок по теме «Фосфор, строение атома, свойства» iconУрок 37 Тема: Фосфор
Охарактеризовать фосфор в свете трёх форм существования химического элемента: в форме атомов, простых веществ, а, следовательно,...
Урок по теме «Фосфор, строение атома, свойства» iconУрок усвоения новых знаний
Цель урока: изучить строение атома алюминия; свойства простого вещества и соединений алюминия, его получение и применение
Урок по теме «Фосфор, строение атома, свойства» iconУрок по теме: «Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей»
Цель урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав, строение и свойства костей
Урок по теме «Фосфор, строение атома, свойства» iconСтроение атома. Химическая связь
«свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величин атомных весов...
Урок по теме «Фосфор, строение атома, свойства» iconКонспект урока по теме: Электрический ток. Источники тока
Цель урока: изучить строение атома алюминия; свойства простого вещества и соединений алюминия, его получение и применение
Урок по теме «Фосфор, строение атома, свойства» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок по теме «Фосфор, строение атома, свойства» iconУрок на тему «Щелочноземельные металлы и их соединения»
Цели: на основе имеющихся знаний выяснить строение атома, свойства щ/зем металлов, их применение познакомиться с основными соединениями...
Урок по теме «Фосфор, строение атома, свойства» iconУрок физики на информационно-деятельностной основе по теме «Строение атома»
Мбоу «Крапивенская основная общеобразовательная школа Шебекинскогого района Белгородской области»
Урок по теме «Фосфор, строение атома, свойства» iconКонспект урока по теме «Алюминий» фио полякова Галина Андреевна Место работы мбоу гимназия №2
Цель урока: изучить строение атома алюминия; свойства простого вещества и соединений алюминия, его получение и применение
Урок по теме «Фосфор, строение атома, свойства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок по теме «Фосфор, строение атома, свойства» iconКонспект урока. Урок по теме : «Электронное строение молекулы бензола....
Урок по теме: «Электронное строение молекулы бензола. Химические и физические свойства бензола. Получение и применение»
Урок по теме «Фосфор, строение атома, свойства» iconИнтегрированный урок: физика + химия по теме: Строение атома и его...
Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 – "Финансы, денежное обращение и кредит"


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск