Скачать 0.93 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра физики Концепции современного естествознания Методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей Черкесск, 2008 Рекомендовано к публикации кафедрой физики, протокол № 4 от 18.12.07г. Публикуется по решению учебно - методического совета КЧГТА, протокол № от Составители: Малеева Мария Ахмедовна, к.ф.н., доцент Карданова Нэли Александровна, ст. преподаватель. Рецензенты: Шенкао Г.Х., д.ф.н., профессор. Бавижев М.Д., д.ф-м.н., профессор. Редактор: Куршев Оли Ибрагимович, к.ф-м.н., доцент. 2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА "КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ" (КСЕ) Ниже приводятся элементы концепции естественнонаучного образование гуманитариев и обсуждаются методические особенности изучения курса "КСЕ". При этом взгляд на физику как основу естествознания необходимо расширяется до натурфилософского, эволюционного представления. В итоге физика возвышается до уровня науки об основах бытия и его становления в живой и неживой природе. Подчеркнем, что речь идет не о банальном редукционизме всех форм существования материи к физическим основаниям, а о принципах и подходах к моделированию и освоению целостного мира человеком, являющимся его частью и сознающим себя таковым. Иными словами в процессе изучения курса "КСЕ" следует раскрыть последовательное возникновение трех типов научной рациональности: классического, неклассического или кванто-физического, и постнеклассического или эволюционно- синергетического. Первому типу научной рациональности, т.е. классическому мышлению, отвечает ситуация: человек задает природе вопросы, природа отвечает, как она устроена. Второму типу научной рациональности, т.е. неклассическому (квантовая теория, статистическая физика), соответствует уже иная ситуация: человек задает природе вопросы, но ее ответы зависят уже не только от того, как она устроена, но и от способа постановки этих вопросов (относительность к средствам наблюдения). И наконец, сейчас пробивает себе дорогу третий тип научной рациональности, т.е. постнеклассическое или эволкшионно-синергетическое мышление. Ему соответствует и новая ситуация: человек все так же задает природе вопросы. Природа, в свою очередь, по-прежнему ему отвечает, но эти ответы зависят теперь и от того, как она устроена, и от того, как ей был задан вопрос, и от предыстории самой системы. Таким образом, характер ответа определяется не только состоянием системы в данный момент времени, но и предшествующими состояниями. Более того, сама постановка вопроса человеком зависит от его культурных ценностей, определяемых всей историей цивилизации. Иными словами, человек уже выступает не сам по себе, а как носитель определенной культуры (это проблемы интерпретации единичных уникальных экспериментов, работа с биосферой Земли, экономические модели и т.д.). Разумеется, все эти типы научной рациональности реально сосуществуют, но при этом важно подчеркнуть, что достигнутый уровень рациональности определяется развитием цивилизации в целом. Поэтому дисциплина "КСЕ" должна быть продуктом междисциплинарного синтеза курсов физики, химии, биологии и экологии на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подходов к современному естествознанию. В целях демонстрации диалога науки и культуры необходимо непременное использование особенностей культурно-исторического контекста той эпохи, в которой рождались конкретные научные взгляды и открытия. Предлагается раскрытие драмы идей иллюстрировать через диалог творцов и их исторических оппонентов, например; Аристотеля и Галилея, Ньютона и Декарта, Дарвина и Ламарка, Бора и Эйнштейна. Это позволит подчеркнуть как личностное начало в науке, ее человеческое измерение и включенность в культуру, так и взаимовлияние науки и общества. Наша концепция основана на том, что лидирующее место в культуре нашей эпохи бесспорно занимает наука. Научный метод, рожденный естествознанием, последние сто лет доминирует в духовном мире, проникая даже в науки о человеке и обществе. Ему мы обязаны триумфом техногенной цивилизации, которая привела не только к быстрому развитию экономической и социальной сфер общества, но и вызвала глобальный экологический кризис, отчуждение человека от природы, все большую дегуманизацию общества. Причины негативных эффектов глубоки и одна из них в том, что сегодня мы должны признать существование двух культур, обладающих разными языками, критериями и ценностями: культуры естествознания с доминантой научного метода, включающей науки о природе, технику и т.п., и культуры гуманитарной, включающей искусство, литературу, науки об обществе и внутреннем мире человека. Задача курса "КСЕ" - дать понятия фундаментальности образования как образования, дающего целостное видение природы, человека и общества в контексте междисциплинарного диалога, в котором одной из наибольших проблем остается проблема взаимопонимания естественника и гуманитария. 2. Темы рефератов по курсу «Концепции современного естествознания».
|
Учебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008 Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физика: Методическое пособие для студентов всех технических специальностей заочного отделения. – Вологда: Вогту, 2008, с | ||
Конспект лекций по курсу «эконометрика» для студентов III курса дневного... Печатается по решению кафедры прогнозирования и статистики: протокол №6 от 07. 03. 2003 г | Рекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград Методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного обучения всех специальностей педагогического университета | ||
Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного... Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного отделения специальности | Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного... Вопросы к зачету, задачи и практические задания, список источников и литературы для студентов четвертого курса дневного и заочного... | ||
Методическое пособие по дисциплине «Логика» Учебное методическое пособие по дисциплине «Логика» составлено для студентов юридической и экономической специальностей дневного... | Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов Борисоглебск... Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения педагогических вузов по специальностям... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза Краткий курс лекций по философии: Учебно-методическое пособие / А. С. Балакшин, А. А. Владимиров. – Н. Новгород: Изд-во фгоу впо... | Методическое пособие для разработки и оформления рефератов с использованием... Методическое пособие предназначено как для обучающихся с получением основного общего (полного) образования, так и для студентов всех... | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «социология управления»... Вопросы к зачету | Учебно-методическое пособие к изучению немецкого языка для студентов... Учебно-методическое пособие предназначено для работы со студентами заочного отделения факультета сервиса, специальностей «Сервис»,... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов дневного отделения биолого-почвенного... Охватывает организмы, популяции, сообщества, в результате взаимодействия которых с окружающей средой (энергией и веществом) образуются... | Учебное пособие для студентов экономических специальностей рассмотрено... Концепции современного естествознания: Учеб пособие для студентов экономических специальностей /А. Н. Верхозин, В. В. Однобоков /... | ||
Методическое пособие по дисциплине Экономика отрасли Для всех специальностей Методическое пособие предназначены для студентов выпускников и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный... | Методическое пособие по выполнению студентами рефератов учебное пособие... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |