Скачать 353.94 Kb.
|
Министерство образования и науки РФФилиал ФГБОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия» в г. ЧистополеУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕПО ДИСЦИПЛИНЕ«СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»для студентов заочного отделения специальностей: 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» (бакалавриат); 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» (специалитет) Составитель: к.п.н., доцент Егорова Ю.А. Чистополь - 2012 ОГЛАВЛЕНИЕ1. Цель и задачи дисциплины.......................................................................32. Вопросы к зачету.......................................................................................4 3. Методические указания для выполнения контрольной работы............6 4. Методические указания для выполнения теста....................................13 5. Литература...............................................................................................20 6. Интернет-ресурсы...................................................................................21 1. Цель и задачи дисциплины «Социология управления»Цель курса: формирование у студентов представления об основных категориях социологии управления, а также развитие навыков применения социологического инструментария для анализа социально-управленческих процессов, связанных с управленческой деятельностью, и социальных проблем, возникающих в процессе функционирования и развития общества. Задачи курса: В результате изучения дисциплины студент должен: - знать основные понятия и категории социологии управления; - иметь представление о специфике социально-управленческих отношений в обществе, о социальных механизмах формирования и управленческого регулирования социальных проблем; - уметь применять полученные знания в практической деятельности по принятию управленческих решений; - обладать навыками социально-управленческого анализа конкретных социальных ситуаций и проведения самостоятельного социологического исследования процессов управления. Требования к уровню освоения содержания курса В результате изучения курса студенты должны получить: - представление о новой научной дисциплине «Социология управления», ее задачах и функциях, истории становления; сущности социальной организации и процесса социального управления; - знания о командах и группах, о процессе их формирования, об исследованиях эффективности групп и команд; - знания об особенностях руководства в организациях различных типов, о способах влияния на коллектив, об эффективном руководстве в условиях становления рыночной экономики в России; - навыки управления конфликтными ситуациями в организации, правильно определять причины конфликтов, прогнозировать возможные позитивные и негативные последствия; правильно выбирать способ разрешения конфликтных ситуаций. 2. Вопросы к зачету по дисциплине «Социология управления» 1. Социология и менеджмент как методологическая основа социологии управления. 2. Особенности социологического подхода к управлению. 3. Общественные системы и социальные отношения. 4. Классификация законов, определяющих развитие социальной сферы. 5. Социальная направленность функций управления. 6. Связь социологии управления с другими науками (социология, менеджмент, психология, экономика, информатика). 7. Донаучный этап развития социологии управления. 8. Классический этап развития социологии управления. 9. Современный этап развития социологии управления. 10. Развитие социологии управления в России. 11. Разработка программы социологических исследований. 12. Принципы проведения социологических исследований систем управления. 13. Цели и задачи проведения социологических исследований систем управления. 14. Источники информации для проведения социологических исследований систем управления. 15. Методы проведения социологических исследований систем управления. 16. Социологические исследования организационных отношений в системе социального управления: координация, субординация, реординация. 17. Управление в социальной сфере. 18. Социология управления и проблемы труда, занятости и миграции населения. 19. Управление социально-демографическими процессами в обществе. Управление и молодежь. 20. Управление и СМИ. 21. Общественное мнение и управление. 22. Теоретические аспекты мотивации труда. 23. Социологические исследования мотивации труда. 24. Цели, потребности и интересы в управлении. 25. Интересы общие, частные и корыстные. 26. Манипулирование как реализация корыстных интересов. 27. Ценностная ориентация управленческой деятельности. 28. Социальные институты и их роль в обществе. 29. Виды манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое. 30. Руководство и лидерство. 31. Теории лидерства. 32. Стили руководства. 33. Социологические исследования лидерских качеств и ситуационных аспектов. 34. Естественный и искусственный государственный интерес. 35. Механизм разработки государственного интереса. 36. Социальное прогнозирование. 37. Социальное проектирование. 38. Социальное программирование. 39. Социальное планирование. 40. Конфликт как социальное явление. 41. Государственный интерес во времени и в пространстве, вектор времени и пространства для государственного интереса. 42. Управление социальным конфликтом. 43. Динамика развития социального конфликта. 44. Взаимосвязь государственного интереса с типом государства. 45. Социологические исследования в диагностике и разрешении конфликтов. 46. Понятие среды управления. 47. Управленческий менталитет, взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия. 48. Инертная, оптимальная и агрессивная среда. 49. Социофакторы и способы управления в агрессивной социальной среде. 50. Адаптация к внешней среде. 3. Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Социология управления» При выполнении контрольной работы необходимо ответить письменно на три вопроса, номера которых приведены в таблице 1 в соответствии с двумя последними цифрами шифра зачетной книжки. Таблица 1
Единые требования к техническому оформлению контрольной работы Контрольная работа выполняется на листах формата А4, которые скрепляются в пластиковую папку - скоросшиватель. Текст набирается на компьютере в редакторе Word через полуторный интервал шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14. Абзацный отступ – 1,25 см. На странице умещается примерно 1800-1950 знаков: 60-65 знаков в строке; 30 строк на странице. При этом устанавливаются следующие поля: верхнее и нижнее (2 см.); левое (3 см.); правое (1 см). Контрольная работа должна иметь следующие элементы: 1. Титульный лист. 2. План (вопросы, которые нужно рассмотреть). 3. Список использованной литературы. Текстовое изложение каждого вопроса должно начинаться с новой страницы с подзаголовка (наименование вопроса в соответствии с планом). Нумерация начинается с 2-й страницы (титульный лист не нумеруется). Номера страниц ставить внизу: посредине страницы. Оформление титульного листа (см. образец). При оформлении титульного листа размер шрифтов может быть выбран автором произвольно, с учетом общей композиции. Список литературы составляется в алфавитном порядке в соответствии с фамилиями авторов литературных источников. Если автор источника не указан в списке, в алфавит выстраиваются названия источников. В тексте контрольной работы ссылка на источник заимствования осуществляется посредством указания его алфавитного номера в квадратных скобках после изложения содержания источника или указания фамилии его автора. Обязательными требованиями, предъявляемыми к выполнению контрольной работе, являются: а) самостоятельное выполнение работы на основе собранных и обработанных материалов; б) логичность и последовательность в раскрытии каждого вопроса; в) присутствие в работе элементов научного исследования: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.п.; г) использование при написании работы не менее 6 - 8 источников, в том числе: учебных пособий, хрестоматий, материалов периодической печати. Ниже см. пример оформления титульного листа контрольной работы. Приложение Образец оформления титульного листа Министерство образования и науки РФ Филиал ФГБОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия» в г. Чистополе Специальность: шифр «Государственное и муниципальное управление» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ» Вопросы №№ ___,__,___ Выполнил: (подпись) студент гр. ______ заочной формы обучения И.И. Иванов Проверил: к.п.н., доцент Ю.А. Егорова Чистополь – 2012 Перечень вопросов к контрольной работе по курсу «Социология управления» 1. Исторические предпосылки возникновения социологии управления. 2. Социологические взгляды Огюста Конта. 3. Учение М. Вебера об идеальных типах. 4. Органическая социология Г. Спенсера. 5. Субъективна социология П.Л. Лаврова. 6. Социологические взгляды П.А. Кропоткина. 7. Теория социокультурной динамики П. Сорокина. 8. Марксизм и современная социологическая мысль. 9. Реформы Р. Оуэна. 10. Зарождение научной организации труда в России. 11. Концепция научного управления Ф.Р. Дунаевского. 12. А.К. Гастев и Н.А. Витке о научной организации труда. 13. Становление социальной инженерии (прикладной социологии). 14. Социология управления в системе обществознания. 15. Роль социологии в профессиональной подготовке специалиста и руководителя. 16. Современные проблемы развития общества и личности. 17. Общество и место в нем личности специалиста и руководителя. 18. Социология управления и общество: пути и цели использования социологических знаний в управлении. 19. Место и роль социальных институтов в жизни общества. 20. Современная Россия: управление в переходном обществе. 21. Социальный кризис в современной России и пути его разрешения. 22. Социальные конфликты в современной России. 23. Связь поколений как основа непрерывности истории и культуры. 24. Преемственность поколений как социологическая проблема. 25. Место и роль образования в системе социализации личности. 26. Высшее образование как общечеловеческая ценность. 27. Место социологии управления в системе социально-гуманитарных наук. 28. Исторические и географические условия как факторы формирования этнических групп. 29. Этнические процессы в Российской Федерации. 30. Межнациональные конфликты: причины и следствия. 31. Взаимосвязь социально-экономических, политических и национальных отношений. 32. Основные направления гармонизации национальных отношений. 33. Роль общественного мнения в социальном управлении и жизни людей. 34. Роль СМИ в формировании общественного мнения. 35. Прикладная социология в США. 36. Основные методы сбора социологической информации. 37. Опрос в социологическом исследовании. 38. Эксперимент в социологии. 39. Анкетирование как наиболее распространенный способ сбора первичной социальной информации. 40. Место интервьюирования в эмпирическом социологическом исследовании. 41. Наблюдение как важный способ сбора информации. 42. Методы изучения документов и контент-анализа в социологии. 43. Плебисцит и референдум в социологическом исследовании. 44. Социология управления как отрасль научного знания. 45. Возникновение и основные этапы развития социологии управления. 46. Управление как предмет социологического анализа. 47. Социальная направленность функций управления. 48. Прикладные социологические исследования системы управления. 49. Социология решения управленческих задач. 50. Понятие мотивации и ее роль в управлении. 51. Теории трудовой мотивации. 52. Социологические аспекты мотивации принятия управленческих решений. 53. Социальные потребности, интересы в управлении. 54. Цели, потребности и интересы в управлении. 55. Объективный характер государственных интересов. 56. Естественный и искусственный государственный интерес. 57. Стратегия решения управленческих задач. 58. Механизм разработки государственного интереса. 59. Столкновение интересов внутри государства. 60. Государственный интерес во времени и пространстве. 61. Взаимосвязь государственного интереса с типом государства. 62. Лидерство в современном управлении. 63. Стиль руководства и эффективность государственного и муниципального управления. 64. Социологические аспекты культуры и этики управления. 65. Конфликты в управлении и возможности их разрешения. 66. Манипулирование как реализация корыстных интересов. 67. Виды манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое. 68. Социальная ответственность руководителя. 69. Социальные группы как объекты и субъекты управления. 70. Виды организаций и их роль в социальном управлении. 71. Организационная структура и проект организации. 72. Социальные роли членов организации и управленческое поведение. 73. Организационная культура и корпоративная этика. 74. Государство как субъект и объект управления. 75. Социологический подход к типологизации и видообразованию управления в обществе. 76. Специфика социального управления и менеджмента. 77. Особенности управленческих отношений в сфере духовной жизни общества. 78. Управление в социально-политической сфере. 79. Бюрократическое управление. 80. Внешняя социальная среда управления. 81. Управление в условиях агрессивной среды, управленческий менталитет. 82. Способы адаптации организации к внешней среде. 83. Оптимальная и агрессивная среда управления. 84. Способы управления в агрессивной социальной среде. 85. Кадры управления как предмет социологического анализа. 86. Руководители и подчиненные как социальные группы. 87. Государственные и муниципальные служащие как социально-профессиональная группа. 88. Оценка и аттестация персонала. 89. Общая технология социального управления. 90. Социальное планирование. 91. Социальный учет. 92. Социальный контроль и социальный анализ. 93. Специфические особенности аналитической функции в социальном управлении. 94. Социальное проектирование как форма связи теории и практики. 95. Состояние нормативной базы социального проектирования. 96. Роль социального прогнозирования в нормировании. 97. Особенности нормирования в социальной сфере. 98. Взаимосвязь социального проектирования, планирования и прогнозирования. 99. Актуальные проблемы управления современным российским обществом: характеристика, возможные направления решения. 100. Государство и его функции в социальном управлении. 101. Особенности социологического исследования управления. 102. Социальная ответственность и этика управленческого труда. 103. Особенности управленческого труда в сфере государственного администрирования. Управление как государственная служба. 104. Социальные механизмы регулирования трудовых отношений в системе государственного управления. 105. Социальное целеполагание в управлении. 106. Актуальные проблемы управления социальной сферой в современном российском обществе. 107. Социальная сфера как объект управления: понятие, территориальная и отраслевая организация. 108. Управление социальным развитием города. 109. Регулирование пропорций и темпов социального развития на региональном уровне. 110. Есть ли российская модель управления/менеджмента? 111. Практики борьбы с бедностью и нищетой в российском обществе: исторический очерк. 112. Развитие социального партнерства как механизма регулирования социально-трудовых отношений. 113. Практики манипулирования общественным мнением в государственном управлении. 114. Социальные технологии как способ оптимизации социальных процессов в больших и малых социальных группах. 115. Социология управления и социальная инженерия. 116. Социология управления и социальный порядок. 117. Социальная безопасность и защита населения, функции социальной сферы. 118. Социальная политика как инструмент формирования и регулирования уровня и качества жизни населения. 119. Социология управления и проблемы организации труда, занятости и миграции населения. 120. Управление социальными процессами в регионе. 121. Социальное управление на предприятии. 122. Технологии социального управления. 123. Социальное моделирование, программирование, прогнозирование, проектирование, консультирование и планирование. 124. Социальные конфликты и методы их разрешения. 125. Геополитика в современном управлении. 126. Интернет как система социального управления. 127. Современная Россия: управление в переходном обществе. 128. Социальное управление и СМИ. 4. Методические указания для выполнения теста по дисциплине «Социология управления» Необходимо выполнить тест по варианту, номер которого соответствует двум последним цифрам шифра зачетной книжки (таблица 2). Таблица 2
Лист с ответами по тесту необходимо приложить к контрольной работе в отдельном файле (после списка литературы). Требования к оформлению текста – аналогично контрольной работе. «Шапка»: Тест по дисциплине «Социология управления» Вариант № __ студента заочной формы обучения, специальность, Фамилия Имя Отчество Бланк ответов
Тест для оценки освоения материала по дисциплине «Социология управления» Вариант № 1 Тест включает задания закрытого типа, предполагающие выбор одного правильного ответа из четырех возможных. Необходимо внимательно прочитать задание и выбрать один из предложенных вариантов ответа. 1. Социология управления, по Вашему мнению, представляет собой: 1. Общесоциологическую теорию или концепцию. 2. Специальную социологическую теорию. 2. Социология управления это наука: 1. О процессе становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих обществу в интересах приятия решения. 2. О закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений, социальных общностей и групп. 3. О закономерностях развития и функционировании человека как особой формы материи. 4. О закономерностях социальных отношений в управленческой деятельности, в интересах принятия оптимальных управленческих решений. 3. Назовите основных представителей, родоначальников школ социального управления. 1. М. Вебер, Т. Парсонс, Э. Дюркгейм, П. Сорокин. 2. Р. Линтон, Дж. Мид, Р. Мертон, И. Гофман. 3. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. 4. М. Вебер, Э. Дюркгейм, Я. Щепаньский. 5. Э. Гидденс, П. Сорокин, З. Фрейд. 6. Ф.У, Тейлор, А. Файоль, Э. Мейо. 4. Кто, по Вашему мнению, является основоположником школы социального управления под названием «Школа человеческих отношений»? 1. Ф.У. Тейлор. 2. Д. Мак–Грэгор. 3. А. Файоль. 4. М.П. Фоллет. 5. Т. Парсонс. 6. Э. Мейо. 5. В русле доктрины «человеческих отношений» разработана и концепция человеческих ресурсов, которая получила еще одно название «теория Х и теория У». Кто является ее основателем? 1. Ф.У. Тейлор. 2. М.П. Фоллет. 3. М. Вебер. 4. Т. Парсонс. 5. Д. Мак–Грегор. 6. Как будущий руководитель Вы считаете, что побуждающей силой к совершению социального действия является? 1. Мотивация. 2. Операция. 3. Информация. 7. Кто из представленных социологов пристально занимался проблемами бюрократии? 1. Н. Михайловский, Г. Лебон, Г. Тард. 2. М. Вебер, Р. Мертон, М. Крозье. 3. М. Мид, Р. Парк, Т. Адорно. 4. А. Щюц, Ю. Хаберманс, Дж. Хоманс. 8. Социальные технологии это: 1. Цепь однотипных социальных явлений развивающихся в пространстве и времени; 2. Процедура решения конкретной управленческой задачи; 3. Система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития и социальными нормативами; совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата; 4. Это одна из важнейших функций управления, обеспечивающая основу для всех управленческих функций. 9. Основными функциями социальных технологий являются: 1. Согласующая, организующая, оптимизирующая; 2. Планирования, прогнозирования, проектирования; 3. Теоретическая, эмпирическая, методологическая. 10. «Идеальный тип» бюрократической организации включает следующие обязательные условия: 1. Некомпетентность, безличность в работе с клиентом, отсутствие иерархии; 2. Должность – основной вид дохода, дисциплина как самоцель, коллективная безответственность. 3. Специализация каждого подразделения, иерархическая структура, должность как основной вид деятельности, безличность в работе с клиентом, компетентность; 4. Все ответы верны. 11. К основным методам прогнозирования относятся… 1 Сравнение, сопоставление, обобщение. 2 Экспериментирование, проектирование. 3 Экстраполяция, моделирование и экспертные методы. 4 Экспертиза, контроль, оценка. 12. К основным методам социального планирования относятся… 1 Экстраполяция, моделирование. 2 Сравнение, сопоставление, обобщение. 3 Аналитический, комплексный, социальный эксперимент. 4 Оценка, контроль. Тест для оценки освоения материала по дисциплине «Социология управления» Вариант № 2 Тест включает задания закрытого типа, предполагающие выбор одного правильного ответа из четырех возможных. Необходимо внимательно прочитать задание и выбрать один из предложенных вариантов ответа. 1. Что, по Вашему мнению, является предметом социологии управления? 1. Социально–политические отношения общества. 2. Закономерности функционирования объектов социального управления. 3. Закономерности функционирования экономической системы государства. 4. Духовные отношения общества. 2. Основными функциями социологии управления являются: 1. Диагностическая, прогностическая, целеполагающая, практическая. 2. Аналитическая, системная, воспитательная, организационная. 3. Практическая, коммуникативная, организационная, воспитательная. 3. Кто, по Вашему мнению, является основоположником школы «Научной организации труда»? 1. Ф.У. Тейлор. 2. Д. Мак–Грэгор. 3. А. Файоль. 4. М. П. Фоллет. 5. М. Вебер. 6. Т. Парсонс. 4. Кто, по Вашему мнению, является представителем школы «Теория администрации»? 1. Д. Мак–Грэгор. 2. А. Файоль. 3. М. Фоллет. 4. М. Вебер. 5. Т. Парсонс. 5. В последние годы в теории управления наряду с системным подходом используется ситуативный подход. Кто является его представителями? 1. Ф.У. Тейлор, Д. Мак–Грэгор, А. Файоль. 2. М.П. Фоллет, М. Вебер, Т. Парсонс, Д. Мак–Грегор. 3. Н. Месарович, Д. Мако, И. Такахара. 4. Д. Вудворд, Ф. Лутанс, П. Лоуренс. 6. Выберите из ниже перечисленных ответов основные функции социального управления. 1. Целеполагания, организационные, прогнозирования, планирования, принятия решения, мотивационные, контролирующие, а также маркетинговые. 2. Обучения, воспитания, мотивирования, поощрения, взыскания. 3. Конфликта и соперничества; сотрудничества и консенсуса; сотрудничества и соперничества; социальной зависимости и власти. 7. Управленческие отношения это: 1. Совокупность взаимодействующих элементов общества, принимающих непосредственное участие в разработке и реализации управленческого решения; 2. Развитие способности управленческих кадров к генерализации ценностей, адаптации и интеграции подсистем; 3. Особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка в управляемой организации в процессе принятия и реализации управленческих решений; 4. Совокупность социальных связей возникающих между социальными объектами, а также внутри них, в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений, направленных на регулирование, упорядочение, согласование, оптимизацию и обеспечение устойчивости управляемого социального объекта. 8. Мотивация это ... 1. Особый порядок и установленная законом процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц. 2. Образ, изображение; реальный облик, стиль делового поведения человека. 3. Совокупность факторов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивидов целей. 4. Навязывание определенных идеологических взглядов, стереотипов. 9. Процедура разработки технологии оптимизации социального объекта включает в себя следующие этапы: 1. Минимизация издержек, поддержание порядка и дисциплины, оценка по формальным критериям, выполнение правил и регламентов; 2. Возникновение новой ситуации, выявление проблемы, сбор необходимой информации, описание проблемной ситуации; 3. Диагностика объекта, теоретическое обоснование социальной технологии, проектирование социальной технологии, социальная отладка проекта; 4. Все ответы верны. 10. Требования к социально-управленческой информации это: 1. Радикальность, референтность, обусловленность, гибкость; 2. Адаптивнось, универсальность, полнота, необходимость, избирательность; 3. Полнота, оперативность, достоверность, однозначность, эффективность, информативность; 4. Вязкость, объемность, яркость, простота, полнота. 11. Социальное прогнозирование – это… 1 Создание прогнозной модели. 2 Исследование социальной системы. 3 Разработка идеального образа состояния, функционирования, направления и тенденций изменения систем в различные периоды в будущем. 4 Изучение тенденций развития социальной системы. 12. К основным формам организации нововведений можно отнести: 1 Формальную, неформальную. 2 Админинстративно–хозяйственную, целевую, инициативную. 3 Стабильную, иерархическую, бюрократическую. 4 Демократическую, органическую. |
Учебно-методическое пособие к изучению немецкого языка для студентов... Учебно-методическое пособие предназначено для работы со студентами заочного отделения факультета сервиса, специальностей «Сервис»,... | Учебно-методическое пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону:... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону:... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности... | Методическое пособие по дисциплине «Логика» Учебное методическое пособие по дисциплине «Логика» составлено для студентов юридической и экономической специальностей дневного... | ||
Учебно-методическое пособие самара 2005 удк 657 Рецензенты Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения Международного института рынка, обучающихся по специальности «Финансы... | Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов Борисоглебск... Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения педагогических вузов по специальностям... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физика: Методическое пособие для студентов всех технических специальностей заочного отделения. – Вологда: Вогту, 2008, с | 2. Человек и биосфера. 8 Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности... | ||
Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного... Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного отделения специальности | Учебно-методическое пособие для бакалавров направления 080100. 62... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса... | ||
Интернет-экзамен в сфере профессионального образования Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов отделения многоуровневой подготовки (магистратуры) Юридического Института... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Под редакцией С. А. Ахметова, Р. Х. Гайнутдинов, Г. Я. Гузельбаева, Л. Г. Егорова, М. Ю. Ефлова, Н. М. Калина, Р. Г. Минзарипов, В. П. Модестов,... | Учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей Печатается по рекомендации учебно-методического совета Института управления на транспорте мгу им адм. Г. И. Невельского | ||
Учебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008 Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности... | Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного... Вопросы к зачету, задачи и практические задания, список источников и литературы для студентов четвертого курса дневного и заочного... |