Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Под редакцией





НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Под редакцией
страница1/17
Дата публикации25.07.2013
Размер2.57 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Казанский государственный университет

Кафедра социологии

СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие

для студентов заочного отделения
Под редакцией

Р.Г.Минзарипова и Л.Г.Егоровой




ИЗДАТЕЛЬСТВО

КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2009

ББК 60.5

С 693

УДК 316

Авторский коллектив:

С.А.Ахметова, Р.Х.Гайнутдинов, Г.Я.Гузельбаева, Л.Г.Егорова, М.Ю.Ефлова, Н.М.Калина, Р.Г.Минзарипов, В.П.Модестов, Л.Р.Низамова, Э.С.Рахматуллин, В.В.Фурсова, Д.Х.Ханнанова, И.Г.Ясавеев

Печатается по решению кафедры социологии Казанского государственного университета.

Протокол № 2 от 12.10.08

С 693 Социология. Учебно-методическое пособие / Под ред. Р.Г.Минзарипова и Л.Г.Егоровой. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2009.– ХХХХХХХХХХХХХХХ с.

ISBN 5-7464-0348-2
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочных отделений, занимающихся изучением социологии, а также для коррекции самостоятельной работы, повторения и закрепления пройденного материала по дисциплине «Социология» студентами очных отделений. В нем акцентируется внимание на наиболее важных и сложных для освоения аспектах содержания ключевых тем по дисциплине «Социология». В пособие включены программа курса, методические указания, практические и контрольные задания, определены формы итоговых заданий и указана рекомендуемая литература по каждой теме. Издание подготовлено преподавателями кафедры социологии Казанского государственного университета.

ББК 60.5

© Кафедра социологии КГУ, 2009

ISBN 5-7464-0348-2
ВВЕДЕНИЕ
Место социологии, как в жизни российского общества, так и в рамках системы высшего образования, заметно изменилось. В частности, ее сегодня изучают студенты самых разных специальностей. Заметные изменения в учебных программах укладываются в общий контекст трансформации и демократизации нашего общества, в ходе которых растет социальная потребность как в постоянном отслеживании усложняющихся социокультурных процессов, так и в нахождении новых моделей объяснения того, что с нами происходит. Выходят в свет новые учебники по социологии, словари, хрестоматии и другие учебные материалы. Постепенно переводятся на русский язык классические труды социологов XX в., а также некоторые наиболее известные, вызывающие многочисленные дискуссии работы современных исследователей. Следует отметить, что даже широкое разнообразие существующих учебных материалов не всегда удовлетворяет потребности студентов, особенно заочных отделений, в качественном глубоком понимании основ социологии как науки.

Предлагаемое вниманию студентов учебно-методическое пособие написано авторами исходя из опыта преподавания учебной дисциплины «Социология» на разных факультетах КГУ и с учетом наиболее сложных вопросов и наиболее часто встречающихся ошибок в освоении материала курса.

Учебно-методическое пособие, не претендуя на всю полноту освещения социологической проблематики, нацелено на то, чтобы заострить внимание на определенных темах и проблемах, способствовать лучшему пониманию специфики социологического подхода к изучению общества, обратить внимание студентов на наиболее важные вопросы по курсу. Разделяя сложившуюся логику преподавания общей социологии, то есть введение в самую широкую социологическую проблематику, связанного с историей дисциплины, пояснением ее предмета и методов, авторы, тем не менее, сосредоточили внимание на наиболее сложных для самостоятельного освоения моментах содержания курса. Таким образом, вниманию студентов предлагаются не все “обязательные” отрасли социологии: акцент сделан на тех, которые, на наш взгляд, лучше раскрывают сегодняшнее представление о предмете социологии в ее динамике.

Учебно-методическое пособие состоит из 14 разделов, каждый из которых посвящен одной из ключевых тем дисциплины. Каждый раздел включает программу, рекомендуемую обязательную и дополнительную литературу, методические указания для содержательного освоения материала, контрольные вопросы для самопроверки, практические и тестовые задания, варианты итоговых заданий по теме. Мы рекомендуем переходить к проверочным вопросам и тестам лишь после завершения проработки всего блока учебного материала, выполнения большей части методических указаний.

Настоящее учебно-методическое пособие можно рассматривать как своеобразное дополнение к учебному пособию «Социология», подготовленному преподавателями кафедры социологии КГУ в содружестве с коллегами других факультетов КГУ и вузов и выдержавшему уже два издания. Вместе с тем, для более глубокого освоения дисциплины «Социология» авторы рекомендуют студентам не ограничиваться данными пособиями, а использовать широкий круг литературы и источников, указанный в соответствующих тематических разделах.
В учебно-методическом пособии по курсу «Социология» для студентов-заочников основные разделы написаны: С.А.Ахметова – раздел 8; Р.Х. Гайнутдинов – раздел 14; Г.Я.Гузельбаева – раздел 5; Л.Г.Егорова – разделы 1, 3; М.Ю.Ефлова – раздел 11; Н.М.Калина – общие методические рекомендации студентам для самостоятельной работы по дисциплине «Социология», раздел 2; Р.Г.Минзарипов – раздел 10; В.П.Модестов – раздел 4; Л.Р.Низамова разделыглава 6, 7; Э.С.Рахматуллин раздел 1; В.В.Фурсова – раздел 9; Д.Х.Ханнанова – разделы 1, 12; И.Г.Ясавеев – раздел 13.

Общие методические рекомендации студентам

для самостоятельной работы по дисциплине «Социология»

Самостоятельная работа – есть творческий процесс, основанный на репродукции и переосмыслении, накоплении знаний, получаемых студентом в рамках аудиторных занятий, изучении учебно-методической и научной литературы, подготовке докладов и выступлений, реферативных, курсовых и дипломных работ. Значение самостоятельной работы заключается в том, что студент приобретает умение и опыт индивидуальной продуктивной работы с разнообразной информацией. Информация, таким образом, становится не просто предметом запоминания, но средством формирования собственных знаний и умений будущего специалиста. Инструментальное отношение к информации составляет основу его самостоятельной работы.

При изучении учебного курса студенты могут использовать традиционные и новые виды самостоятельной работы:

  • работа над лекционным материалом;

  • работа над учебными пособиями, монографиями, научной периодикой;

  • поиск, изучение и использование разнообразных информационных материалов в Интернете;

  • подготовка к семинарам;

  • написание рефератов;

  • подготовка к зачету или экзамену.

Эффективным стимулом самостоятельной работы является необходимость решения каких-либо проблем, сформулированных преподавателем или самим студентом, задач, подготовки докладов и сообщений. Поэтому при работе над текстом лекции студенту необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации. Работая над текстом лекции, необходимо иметь под рукой справочные издания: словарь-справочник, энциклопедический социологический словарь, в которых можно найти объяснение многим встречающимся в тексте терминам, содержание которых студент представляет весьма туманно, хотя они ему и знакомы.

Свою специфику имеет работа с учебными пособиями, монографиями, периодикой. Перечень вопросов, подлежащих изучению, приведен в учебной программе по данной дисциплине. Не все эти вопросы будут достаточно полно раскрыты на лекциях. Отдельные вопросы будут освещены вкратце или вообще не будут затронуты. Поэтому, проработав лекцию по конспекту, необходимо сравнить перечень поднятых в нем вопросов с тем перечнем, который приведен в указанном источнике по данной теме, и изучить ряд вопросов по учебным пособиям, дополняя при этом конспект лекций. Работа с учебными пособиями не должна ограничиваться простым чтением текста, ориентированным на запоминание. Она должна быть направлена на поиски ответов на конкретно поставленные в программе вопросы или вопросы для подготовки к зачету.

Подготовка к семинарскому занятию требует изучения рекомендуемой учебной, нормативной и научной литературы, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании таких форм обучения, как семинары, практические занятия, конференции и т.п. В последнее время все большее распространение получают просмотры видеокассет с записью лекций преподавателя, использование иной аудиовизуальной техники. В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации с преподавателем, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы.

Применительно к дисциплине «Социология» студентам рекомендуется особое внимание обратить на самостоятельное осмысление вопросов, связанных с пониманием как социологической методологии, основных теорий, разрабатываемых в русле социологической науки, так и методики и конкретной техники проведения социологических исследований, использования различных методов сбора, обработки и анализа информации. Необходимость углубленного изучения этих вопросов возникает в процессе решения содержащихся в основной программе по дисциплине задач с учетом предлагаемых методических рекомендаций.
Тема 1. Социология как наука

1.1. Специфика социологического подхода к анализу социальных явлений. Социология в системе гуманитарных и общественных наук. Объект и предмет социологии. Научные теории в понимании объекта и предмета социологии. Понятийный аппарат, его роль в концептуализации предметной области. Основные понятия социологии: «социальное», «социальный институт», «социальная общность», «социальная группа», «социальная организация», «социальная структура», «социальный процесс».

Макро- и микро- подходы (объективистский и субъективистский подходы) в социологии. Основные парадигмы в социологии. Структура социологического знания. Эмпирическое и теоретическое в социологическом познании. Отрасли социологии.

Функции социологии как науки. Этнические проблемы в деятельности социолога. Профессиональная этика социолога.

Методические указания студентам

для самостоятельного изучения темы 1.1.

Социология (от лат. societas – общество и греч. Logos – учение) – «наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов». (Российская социологическая энциклопедия /Под. Общ. ред. Г.В.Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФА, 1999.- С. 486.) Хотя это определение можно прочесть в солидном энциклопедическом издании и оно отражает специфику социологии как науки, его нельзя назвать ни исчерпывающим, ни единственно признаваемым всеми членами социологического сообщества. При изучении этой темы необходимо учитывать, что социология никогда не была единой наукой, распадаясь на значительное число школ и направлений, претендующих на выражение сущности этой науки, определение ее объекта, предмета и самой сущности социологического подхода к анализу социальных явлений. Таким образом, при прочтении рекомендуемой по теме литературы можно столкнуться с различными подходами к определению сущности этой науки и интересными классификациями точек зрения на ее предмет. Кроме того, нельзя говорить о социологии как о чем-то неизменном, в ней происходит постоянный пересмотр соотношения между ее объектом и предметом. В самом общем смысле объектом социологии является общество и различные социальные общности, а предметом – социальные взаимодействия.

Для того чтобы разобраться во всех направлениях и течениях социологической мысли необходимо прояснить парадигмальный статус социологии как науки. Изучение критериев выделения и обоснования парадигм в современной социологии, общая характеристика каждой из них – важный момент освоения этой темы.

Отметим, что преобладающим в отечественных учебниках является подход, в рамках которого утверждается, что социология изучает целостность общественной жизни в системном единстве ее компонентов. Системный анализ предполагает изучение общества в трех взаимосвязанных аспектах: структурном, функциональном и динамическом.

За почти два века своего существования социология выработала свой язык. Понятийный аппарат играет огромную роль в концептуализации предметной области социологии. Начиная осваивать основы социологии как науки, полезно запастись словарями, энциклопедиями и другими изданиями справочного характера для того, чтобы обращаться к ним для прояснения ключевых понятий отдельных тем изучаемой дисциплины. Вынесенные в программу изучения данной темы категории социологии являются ключевыми и уяснить для себя их содержание необходимо в первую очередь.

В ходе анализа основных вопросов темы полезно будет обратиться к первоисточникам, т.е. к фундаментальным работам как классиков социологии – Э.Дюркгейма, М.Вебера, П.Сорокина, Т.Парсонса, Р.Мертона, а также и крупнейших современных социологов, особенно тех, кто предпринял попытку систематического изложения курса социологии для начинающих – Э.Гидденса, П.Бергера, П.Штомпки.

Структура социологического знания также претерпевала значительные изменения на протяжении всего времени существования этой науки. Принято выделять «вертикальное» измерение социологического знания: теоретический и эмпирический уровни, а также прикладной, связанный с использованием результатов конкретного социологического исследования для изменения той или иной стороны социальной жизни, решения социальной проблемы. Часто отмечают наличие в структуре социологического знания уровня промежуточного, находящегося между теорией и эмпирикой: оно представлено «теориями среднего уровня» (термин Р.Мертона), в качестве которых выступают специализированные теории (например, теория социализации, теория социальной стратификации и другие). «Горизонтальная» структура представлена совокупностью отраслей социологии, каждая из которых посвящена изучению отдельной сферы жизни общества.

Функции социологии как науки являются предметом дискуссии социологов, так же как и этические принципы деятельности социологов профессионалов. Необходимо обратить внимание на то, что в современной учебной литературе выделяют те функции социологии, которые важны для поиска путей оптимального общественного развития (например, прогностическая, управленческая, критическая и ряд других) и те, которые связаны с жизнедеятельностью каждого конкретного человека. Так, например, П.Штомпка указывает, что социология помогает просвещенным гражданам рациональным способом найти смысл жизни, определить собственную идентичность, выявить возможные шансы и последствия своих действий, а Э.Гидденс добавляет, что она помогает стать более терпимым к социокультурным различиям людей в современном мире. В целом, социологи заняты тем, что пытаются определить основные закономерности поддержания социальной реальности как коллективной жизни людей. Среди их основных задач – определение тенденций социального развития на основе учета разнообразных факторов.

Обязательная литература

Кравченко А. И. Социология: Учеб. для вузов / А.И.Кравченко.— 4-е изд..— М.: Академический проект, 2002.—508 с.

Социология: основные термины: [учебно-методическое пособие] / Казан. гос. ун-т; [сост. Р. Г. Минзарипов].— Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008.—131 с.

Фролов С.С. Социология: Учеб. для студ. вузов / С.С.Фролов.—3-е изд., доп.— М.: Гардарики, 2003.—343с.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Введение в социологию. — Екатеринбург, 1992.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: учебник для вузов. — М., 1998.

Батыгин Г.С. История социологии: Учебник. — М., 2004.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Под редакцией iconУчебно-методическое пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону:...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности...
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Под редакцией iconУчебно-методическое пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону:...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности...
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Под редакцией iconУчебно-методическое пособие к изучению немецкого языка для студентов...
Учебно-методическое пособие предназначено для работы со студентами заочного отделения факультета сервиса, специальностей «Сервис»,...
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Под редакцией iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «социология управления»...
Вопросы к зачету
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Под редакцией iconУчебно-методическое пособие самара 2005 удк 657 Рецензенты
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения Международного института рынка, обучающихся по специальности «Финансы...
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Под редакцией iconУчебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов Борисоглебск...
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения педагогических вузов по специальностям...
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Под редакцией icon2. Человек и биосфера. 8
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности...
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Под редакцией iconМетодическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного отделения специальности
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Под редакцией iconУчебно-методическое пособие для бакалавров направления 080100. 62...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса...
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Под редакцией iconИнтернет-экзамен в сфере профессионального образования
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности...
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Под редакцией iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов отделения многоуровневой подготовки (магистратуры) Юридического Института...
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Под редакцией iconУчебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности...
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Под редакцией iconМетодическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Вопросы к зачету, задачи и практические задания, список источников и литературы для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Под редакцией iconМетодическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности...
Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт...
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Под редакцией iconУчебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике...
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской...
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Под редакцией iconПрограмма дисциплины «Экономика окружающей среды» для направления...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск