Методическое пособие по дисциплине «Логика»





НазваниеМетодическое пособие по дисциплине «Логика»
страница1/9
Дата публикации25.03.2015
Размер1.08 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Право > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБУ ВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)


Кафедра философии и науковедения
УЧЕБНОЕ-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО
«ЛОГИКЕ»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
030900.62 «Юриспруденция»

080100.62 «Экономика»


Составители: Батаева В. С., Доц. Фарниев В. В.,

ст. преп. Геворкова Г. И., ст. преп. Алборов Н. М.




Владикавказ 2013
УДК:
ББК:
К:

Учебное - методическое пособие по дисциплине «Логика» составлено для студентов юридической и экономической специальностей дневного и заочного отделений в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования учебным планом и программой курса.

Предназначено для студентов высших учебных заведений, аспирантов и преподавателей.

Составители: Батаева В. С., Доц. Фарниев В. В.,

ст. преп. Геворкова Г. И., ст. преп. Алборов Н. М.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

  1. КУРС ЛЕКЦИЙ

  2. ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОЙ АТТЕСТАЦИИ №1

  3. ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОЙ АТТЕСТАЦИИ №2

  4. ТЕМЫ НАУЧНЫХ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

  5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ





  1. КУРС ЛЕКЦИЙ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ


ПЛАН: 1. Предмет логики.

2. Формы и законы правильного мышления.

3. Язык логики.

4. Значение логики.

Литература

1. Кириллов В. И. Логика: Учебник для юрид. вузов. М, 2010

2. Бочаров В. А. Основы логики: Учебник для вузов. М, 2011

3. Ивлев Ю. В. Логика: учебник для вузов. М, 2009

4. Афанасьева О. В. Логика. М, 2001

5. Гетманова А. Д. Логика для юристов: учебное

пособие. М, 2008

1. Основателем логики является Аристотель, сформулировавший её первые элементы в 4 в. до н. э. Поэтому логика является наукой о правильном мышлении, объектом, которой является мышление человека, а предметом – формы и законы мышления, приёмы и операции, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир. Сам Аристотель определял логику как мышление о мышлении.

Познание действительности происходит обобщенно, опосредованно и представляет собой единство чувственного и рационального познания. Чувственное познание протекает в трех формах: ощущении, восприятии и представлении.

Ощущение – это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов.

Восприятие – это целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств.

Представление – это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.

Основные особенности мышления:

  1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах.

  2. Мышление – процесс опосредованного отражения действительности. Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, наз. выводным, а сам процесс его получения – выведением.

  3. Мышление неразрывно связанно с языком.

  4. Мышление – процесс активного отражения действительности.


2. Термин логика многозначен и выражает следующие смыслы: слово, мысль, разум, закономерность. Логику в первую очередь принято делить на интуитивную и научную. Первая подразумевает стихийную способность правильно и последовательно выражать свои мысли, не имея специальных логических знаний, а вторая – теоретическое, осознанное представление о законах и формах правильного мышления.

Под формой мышления имеют в виду способ связи элементов мысли, ее строение в рассуждении. Различают следующие формы логического мышления: понятие, суждение и умозаключение. В понятии отражаются существенные признаки предметов, суждение представляет связь понятий, умозаключение предстает как выведение нового знания из наличного. Все эти логические формы тесно связаны между собой, дополняют и переходят друг в друга.

Логическая форма, или форма мышления, - это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому сознание существует и отражает действительность.

.-Закон мышления, или логический закон, - это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Выделяют основные формально-логические законы: тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания. Первый указывает на определенность мысли, второй и третий – на последовательность и непротиворечивость, четвертый – на обоснованность и доказанность мысли. Эти законы обуславливают правильность рассуждений и являются формальными, которые следует отличать от диалектических. Законы диалектики – единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания – являются не только законами объективного мира, но и законами мышления и являются предметом изучения диалектической логики.

Мы ограничимся изучением формальной логики, так же следует отметить, что предметом нашего изучения будет не многозначная, а двухзначная логика, которая оперирует двумя значениями: истины и лжи.

3. Любая мысль в форме понятия, суждения и умозаключения облекается в материально – языковую оболочку и не существует вне языка.

Язык – это знаковая система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

Различают два вида языков: естественные и искусственные. Е.я. возникают стихийно в процессе практической деятельности, в многовековой практике человеческого общения. Во многих случаях слова е.я. полисемичны (многозначны): коса, ключ.

И.я. представляют собой вспомагательные знаковые системы, создаваемые на основе е.я. для точной и экономной передаче научной информации, преодоления многозначности слов е.я. С этой целью в современной науке разрабатывается специальная терминология, включающая слова и словосочетания, обозначающие строго определенное понятие и характеризующиеся однозначностью.

Исходным компонентом языка выступают знаки. Под знаком имеют ввиду любой чувственно воспринимаемый предмет, выступающий представителем другого предмета и носителем информации о нем. Выделим два вида знаков: знаки – образцы и знаки – символы. Знаки – образцы имеют сходство с обозначаемым предметом, а з – с не имеют сходства с обозначаемым предметом.

В современной логике общепринятым и.я. является язык логики предикатов. Основным его элементом служат имена предметов, имена признаков и предложения.

Имя – это слово или словосочетание, обозначающее какой – либо предмет. Каждому имени присущи значение и смысл. Значение имени – это множество предметов, к которым относится имя. Смысл имени – это понятие о предмете. Имена признаков и отношений называются предикаторами. В предложении они обычно выполняют роль сказуемого.

Алфавит логики предикатов.

  1. a, b, c – предметные постоянные;

x, y, z – предметные переменные;

P, Q, R – имена свойств;

p, q, r – имена высказываний.

  1. Кванторы

Общности;

Существования.

  1. Логические связки:

^ - конъюнкция (союз «и»);

̌ - дизъюнкция (союз «или»);

→ - импликация;

↔ - эквиваленция;

- отрицание.

Язык логики предикатов отличается достаточной строгостью и точностью, позволяет избегать неясности и двусмысленности е.я., эффективно строить рассуждения в поиске истины.

4. Роль логики трудно переоценить. Знание ее законов, принципов и приемов имеет важнейшее теоретическое и практическое значение. Оно необходимо для специалиста любого профиля как естественно – научного, так и гуманитарного, каждому культурному человеку. Вот почему великий русский ученый К. Тимирязев считал, что непременной обязанностью каждого гражданина является развивать в себе способности к логическому мышлению.

Ее функция – это учить мыслить, мыслить самостоятельно, творчески, критически, прививать высокую логическую культуру. Мыслить логически – это значит мыслить точно, четко, строго, последовательно, непротиворечиво. А так же значит обладать способностью постигать сущность вещей, уметь вскрывать противоречия и ошибки как в собственных мыслях, так и в суждениях других людей, находить пути их преодоления и постижения истины.

Грамотное творческое мышление вовсе не является прирожденным свойством, овладение им, способность свободно оперировать законами логики требует настойчивых, упорных усилий, систематического, планомерного труда. Логика, как всякая наука, не терпит верхоглядства, поверхностного отношения к себе. Она имеет дело с самым бесценным даром человека – умением абстрактно мыслить. Мир логики – это глубокий, весьма сложный и тонкий мир неутомимых исканий человеческого духа, его движения к истине.

Во всей полноте значение логики будет раскрываться в процессе ее обстоятельного, серьезного изучения, уяснения смысла каждой логической формы.

Логика принадлежит к числу тех наук, значение которых в условиях прогресса человеческой культуры и всей системы образования возрастает, открывая новые возможности всестороннего развития личности и об-ва.

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ


ПЛАН: 1. Понятие как форма мышления.

2. Содержание и объем понятия.

3. Логическая характеристика понятия. Виды понятий.

4. Логические операции с понятиями:

  1. обобщение и ограничение;

  2. определение;

  3. деление.

5. Отношения между понятиями.

Литература

1. Кириллов В. И. Логика: Учебник для юрид. вузов. М, 2010

2. Бочаров В. А. Основы логики: Учебник для вузов. М, 2011

3. Ивлев Ю. В. Логика: учебник для вузов. М, 2012

4. Михайлов К. А. Логика: учеб. для бакалавров. М., 2012

5. Гетманова А. Д. Логика для юристов: учебное

пособие. М, 2008

6. Ивлев Ю. В. Логика: Сборник упражнений. М, 2004

1. Понятие является исходной, начальной формой логического познания.

Понятие – форма логического мышления, в которой отражаются существенные признаки предметов и явлений. Под признаком имеют в виду то, в чем предметы сходны или различны между собой. Признаки делятся на существенные и несущественные. Существенными служат те признаки, которые выражают сущность предмета и без которых он перестаёт существовать как таковой. Без несущественных признаков предмет сохраняет свою особость и специфичность. Речевой формой выражения п.является слово или словосочетание.

Логическими приемами образования п-й являются: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение.

Анализ – это мысленное расчленение предметов на составляющие его элементы.

Синтез – это противоположная процедура, направленная на мысленное соединение аналитически расчлененных частей.

Сравнение – это сопоставление предметов с целью выявления сходства и различия между ними.

Абстрагирование – это мысленное выделение какого-то отдельного признака при отвлечении от других.

Обобщение – это распространение определенного признака на то или иное множество предметов.

2. В каждом понятии выделяют объем и содержание. Под содержанием понимают совокупность признаков, мыслимых в понятии (ромб – параллелограмм, равные стороны). Под объемом имеется в виду множество предметов, мыслимых в данном понятии (множество ромбов).

Также логика оперирует такими понятиями как «класс» (множество), «подкласс», «элемент класса».

Класс – это определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. (классы ВУЗ). Подкласс – академии, институты, университеты. Элемент – МГУ.

Объем и содержание понятия находятся в тесной взаимосвязи, которая находит свое выражение в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Чем больше объем понятия, тем уже содержание и наоборот

(моторная лодка – лодка; растение – съедобные растения).

3. Существует большое разнообразие понятий, как и предметов, отражением сути которых они служат. Логика распределяет понятия по отдельным видам.

Основными видами понятий служат:

  1. Общие и единичные: о.- это те из них, в которых мыслится определенное множество, группа предметов (слон, дом, река); е. – выражают отдельные, единичные в своем роде предметы (луна, Москва);

  2. Регистрирующие и нерегистрирующие: р. – отражаются предметы поддающиеся учету, которые можно пересчитать (планеты солнечной системы); н. – понятия, отражающие множество предметов, число которых не поддается учету (человек);

  3. Собирательные и несобирательные: с.- понятия, которые представляют совокупность предметов, мыслимых как единое целое (полк, коллектив); содержание н. понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии (ручка, игрушка);

  4. Конкретные и абстрактные: к. – понятия, в которых мыслится предмет, взятый как таковой в целом, во всех его признаках, свойствах и отношениях (деньги, дом); а. – понятия, отражающие отдельные свойства предмета, отношения между предметами (равенство, честность);

  5. Положительные и отрицательные: п. – указывают на принадлежность классу или отдельному предмету того или иного признака (алчность); о. – фиксируют момент отсутствия этих признаков (бескорыстный человек).

  6. Соотносительные и безотносительные: с. – это те понятия, в которых мыслятся предметы, существующие в отношении к другим предметам (дети-родители, север-юг); б. – это понятия, отражающие предметы, существующие раздельно вне их отношения к другим предметам (дом, деревня).

Определить вид того или иного понятия – значит дать ему полную, развернутую логическую характеристику. Например : понятие студент является общим, нерегистрирующим, несобирательным, конкретным, положительным, соотносительным. Логическая характеристика понятия помогает уточнить представление о предметах и должным образом их систематизировать.

4. В основе логических операций лежит закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

На основе этого закона строятся обобщение и ограничение понятий.Чтобы обобщить понятие, нужно перейти от понятия с меньшим объемом и большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием. Операция ограничения носит противоположный характер:

Обобщение понятия: книга – печатное издание;

Ограничение понятия – книга – детектив.

Определение (дефиниция) понятия – это логическая операция, которая раскрывает содержание понятия, либо устанавливает значение термина.

«трапеция – четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а другие две – не параллельны ».

В определении понятие, содержание которого надо раскрыть, называется определяемым (дефиниендум, Dfd), а то понятие, посредством которого оно определяется, называется определяющим (дефиниенс, Dfn)

Различают несколько видов определения понятий. По способу выявления содержания выделяют явное и неявное определение. Явное – это то определение, в котором раскрываются существенные признаки предметов. Самое распространенное явное определение – определение через род и видовое отличие. Суть его сводится к следующему: сначала искомое понятие подводится под другое, более широкое понятие и выявляют род. Затем выявляют его специфическое отличие. При этом определяемое понятие обозначают символом А, а определяющее – двояким образом: родовое – В, а видовое – С. И получаем: А=ВС.

Пример : «Барометр – прибор для измерения атмосферного давления»

А – барометр;

В – прибор;

С – измерение атмосферного давления.

  • .В таком виде явного определения понятия как генетический указывается на способ, которым образуется только данный предмет и никакой другой.

Пример : школьная оценка складывается из качества знания и прилежания учащегося.

Неявные – это такие определения, в которых содержание понятия раскрывается косвенным путем. К ним относятся контекстуальные определения, в которых содержание понятия раскрывается через тот или иной контекст, т.е. отрывок устной или письменной речи. «Данный приказ носит обязательный, категорический характер». Из этого контекста видно, что термин «категорический» имеет безусловный, непременный смысл.

Другим видом неявного определения предстает остенсивный вариант – это определение через демонстрацию какого-либо предмета. Оно широко используется в учебных целях, особенно на занятиях по иностранному языку, «карандаш».

В зависимости от того, идет ли речь об определении предмета или термина, различают реальные и номинальные определения. Реальным служит такое определение, в котором раскрываются существенные признаки предмета. Номинальным же является определение, посредством которого вместо описания вводится новый термин, дается объяснение значения термина, его происхождение. Р. – трапеция – это…., а Н. – вещества, растворы которых проводят электрический ток, называются электролитами.

В процессе многолетней познавательной практики сложились следующие правила определения понятий.

Определение должно быть соразмерным, т.е. объемы Dfd и Dfn должны совпадать.

«Институт – это ВУЗ» А=ВС

При несоблюдении этого правила возможны две логические ошибки: слишком узкого и слишком широкого определения. При первом из них объем определяющего понятия уже объема определяемого. «Двоечник – студент, получивший одну двойку». При втором – объем определяющего шире объема определяемого понятия. «Студент – это учащийся».

Определение не должно заключать в себе круга. Недопустимо, когда определяющее понятия в свою очередь определялось через определяемое. Тавтология – «учитель – это тот кто учительствует».

Определение должно быть четким, ясным, недвусмысленным. Имеется в виду, что в определяющем понятии должны фигурировать признаки, не нуждающиеся в определении и не включающие двусмысленность. «Детерминизм – это противоположность индетерминизму», «Повторенье – мать ученья».

Определение не должно быть только отрицательным. Отрицательное определение не раскрывает сути предмета, а лишь указывает, чем не является предмет, не фиксируя, чем он является. «Бедность – не порок». Это правило не распространяется на отрицательные понятия. «Атеист – это человек, не признающий бытия Бога».

Деление понятия – это логическая операция, связанная с раскрытием объема понятия. В процессе деления предметы, которые мыслятся в понятии, распределяются на определенные группы. В этой операции участвуют такие члены деления: делимое понятие, основание деления и члены деления. Делимое – это понятие, объем которого подлежит распределению; члены деления – это соподчиненные понятия, на которые делится делимое понятие; основание деления – признак, по которому производится деление.

Различают два основных вида деления: по видоизменению признака и дихотомическое. Примечательно, что первый вариант деления может производится по определенному основанию на несколько видов, по второму – деление производится на два вида.

Например : ВУЗы делятся на гуманитарные, естественные и технические.

Учеников на успевающих и неуспевающих.

Выделяют четыре правила деления понятий.

Деление должно быть соразмерным. При нарушении этого правила возникают две ошибки: деление с лишними и деление с недостающими членами.

Деление должно производиться только по одному основанию. Ошибка, возникающая при несоблюдении этого правила, называется сбивчивое деление.

Например : преподаватели бывают пожилые, молодые, с учеными званиями.

Члены деления должны исключать друг друга.

Пример : деление студентов на заочников и спортсменов.

Деление должно быть последовательным и непрерывным.

Пример : студенты делятся на факультеты и академические группы.

Еще одним видом деления является классификация. Ее отличительная особенность состоит в том, что при распределении предметов по группам (классам). Каждый класс имеет свое определенное место, которое закрепляется за ним.

Группа крови.

Процедура определения понятия имеет важное теоретическое и практическое значение. Она помогает раскрыть сущность исследуемых предметов, их существенные признаки, показать как связи между понятиями, так и их различия. Операция деления позволяет глубже познать тот или иной класс предметов в целом и каждый предмет в отдельности, свободно и логически грамотно оперировать понятиями, тем самым повышая свою логическую культуру.

5. Понятия, как известно, не существуют оторвано друг от друга, они находятся в разнообразных связях и отношениях между собой. Понятия делятся на сравнимые и несравнимые. К сравнимым относятся те понятия, которые имеют некоторые общие признаки, несравнимые – таких общих признаков не имеют. Сравнимые понятия, в свою очередь, могут находиться в отношениях совместимости и несовместимости. Совместимыми называются понятия, объемы которых полностью или частично совпадают. Объемы же несовместимых понятий такого совпадения не имеют.

Различают три типа совместимости понятий:

  • Равнозначность (равнообъемность) – понятия, объемы которых полностью совпадают, хотя содержание различно. Автор «Капитанской дочки» и автор «Евгения Онегина». Отношения между понятиями принято изображать с помощью кругов Эйлера, где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая буква – предмет, входящий в его объем.

  • Перекрещивание (пересечение) – понятия, объемы которых частично совпадают. «ученный» и «преподаватель».

  • Подчинение (субординация) – объем одного понятия полностью входит в объем другого, составляя его часть. «съедобное растение» и «укроп».


А

В

А

А,В



В


И три типа несовместимости понятий:

  • Соподчинение (координации) – два и более неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию. «город» и «Владикавказ и Москва».

  • Противоположность (контрарность) – понятия, в одном из которых содержатся некоторые признаки, а в другом – признаки, не совместимые с ними. «добрый» и «злой».

  • Противоречивость (контрадикторность) – понятия, одно из которых содержит определенные признаки, а другое эти признаки исключает. «»


А не-А

А В

В

С

А



  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие по дисциплине «Логика» iconМетодическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности...
Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт...
Методическое пособие по дисциплине «Логика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Методическое пособие по дисциплине «Логика» iconМетодическое пособие по дисциплине «Социология»
Социология: Методическое пособие /Акимова И. А., Гаврилина Е. А., Кансузян Л. В. и др.; Под ред. Акимовой И. А. – М.: Изд-во мгту...
Методическое пособие по дисциплине «Логика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму
Методическое пособие по дисциплине «Логика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму
Методическое пособие по дисциплине «Логика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму
Методическое пособие по дисциплине «Логика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «мировая экономика» («The...
Учебно-методическое пособие по дисциплине "Мировая экономика " – спб.: Изд. Рггму, 2012. – 29 с
Методическое пособие по дисциплине «Логика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «финансовые рынки»
Учебно-методическое пособие содержит программу курса, методические указания по структуре и содержанию контрольной работы, список...
Методическое пособие по дисциплине «Логика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Основы педагогического...
Данное учебно-методическое пособие является не только источником информации для усвоения, но и выполняет функцию организации творческого...
Методическое пособие по дисциплине «Логика» iconЛогика сценической речи москва «просвещение» Запорожец Т. И. Логика...
Логика сценической речи. Учеб пособие для те­атр и культ просвет учеб заведений. М., «Просве­щение», 2010
Методическое пособие по дисциплине «Логика» iconМетодическое пособие по выполнению, оформлению и защите курсовых...
Методическое пособие предназначено для учащихся бакалавриата Кубанского государственного аграрного университета по специальности...
Методическое пособие по дисциплине «Логика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным...
Методическое пособие по дисциплине «Логика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «делопроизводство в кадровой службе»
Вражнова М. Н. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Делопроизводство в кадровой службе». – М.: Мади (гту), 2009. – 35 с
Методическое пособие по дисциплине «Логика» iconУчебно-методическое пособие экологическое право
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Экологическое право» разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Методическое пособие по дисциплине «Логика» iconМетодическое пособие по дисциплине Экономика отрасли Для всех специальностей
Методическое пособие предназначены для студентов выпускников и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный...
Методическое пособие по дисциплине «Логика» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск