МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет Аграрных технологий Кафедра Агрономии
-
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
аграрных технологий ____________ А.В. Ярмоц «_____»__________ 20____г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплинеВ.В.3.4. Электрификация и автоматизация сельскохозяйственного производства
по направлению
подготовки бакалавров 110400.62 Агрономия по профилю подготовкиАгрономия
Квалификация (степень)
выпускника Бакалавр
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) 110400.62 Агрономия Составитель рабочей программы:
Доцент, канд. с.-х. наук Хатков К.Х.
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
__________________________ Агрономии___________________ _______________
(наименование кафедры) Заведующий кафедрой
«__» ______ 20__г. Бандурко И.А.
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено научно-методической комиссией факультета (где осуществляется обучение) «___» __________ 20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления Бандурко И.А.
(где осуществляется обучение) (подпись) (Ф.И.О.)
Декан факультета
(где осуществляется обучение) Ярмоц А.В.
«___» __________ 20__г. (подпись) (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«__» ______ 20__г. Гук Г.А.
(подпись) (Ф.И.О.) Зав. выпускающей кафедрой
по направлению Бандурко И.А.
«___» __________ 20__г. (подпись) (Ф.И.О.)
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель учебной дисциплины - сформировать у студентов систему знаний по применению электричества и приемов автоматизации в сельскохозяйственном производстве.
Задачами учебной дисциплины являются:
сформировать знания о свойствах электрического тока;
изучить основы автоматики и автоматизации технологических процессов;
изучить область применения электроприборов и механизмов в сельском хозяйстве
определять и устранять неисправности, выполнять настройку и регулировку узлов исистем машин.
изучить основы безопасного обращения с электричеством
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина относится к циклу предметов выбираемых студентами в вариативной части профессионального цикла ООП. Ее изучение базируется на знании дисциплин естественно-научного цикла (математика, физика, инженерная графика и т.п.) и цикла общепрофессиональных дисциплин (теплотехника, сопротивление материалов, теория машин и механизмов, детали машин и основы конструирования). На этапе освоения общеобразовательной программы по данной дисциплине студент также применяет знания, полученные при изучении других специальных дисциплин («Механизация растениеводства»)
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
а) общекультурными компетенциями (ОК):
понимать сущность и соуиальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК-1);
организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК-2);
решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК-3);
осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК-4);
быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности (ОК-7);
б) профессиональными компетенциями (ПК):
определять рацтональный состав машинно-тракторных агрегатов и их эксплуатационные показатели (ПК-1);
- организовывать и выполнять механизированные сельскохозяйственные работы (ПК-4);
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать основные сведения о производственных процессах и энергетических средствах в сельском хозяйстве; основные свойства и показатели электрических сетей; основные требования, предъявляемые к ним; основы использования электрической энергии в технологических процессах; правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды.
уметь проводить проверку технического состояния электрических сетей и потребителей электрической энергии.
владеть практическим опытом электрификации и автоматизации производственных процессов.
Объем дисциплины и виды учебной работы
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов).
Вид учебной работы
| Всего часов/з.е.
| Семестры
| 5
| Аудиторные занятия (всего)
| 51/1,42
| 51/1,42
| В том числе:
|
|
| Лекции(Л)
| 17/0,47
| 17/0,47
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| Семинары (С)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| 34/0,95
| 34/0,95
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 57/1,58
| 57/1,58
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| Реферат
| -
| -
| Контрольная работа
| 29/0,80
| 29/0,80
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
Составление плана-конспекта
|
10/0,28
|
10/0,28
| Форма промежуточной аттестации: зачет
| 18/0,50
| 18/0,50
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов).
Вид учебной работы
| Всего часов/з.е.
| Семестры
| 5
| Аудиторные занятия (всего)
| 10/0,28
| 10/0,28
| В том числе:
|
|
| Лекции(Л)
| 4/0,11
| 4/0,11
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| Семинары (С)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| 6/0,17
| 6/0,17
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 98/2,72
| 98/2,72
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| Реферат
| 29/0,80
| 29/0,80
| Контрольная работа
| -
| -
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
Составление плана-конспекта.
| - 51/1,41
| - 51/1,41
| Форма промежуточной аттестации: зачет
| 18/0,50
| 18/0,50
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины для ОФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| 5 семестр
| 1.
| Тема 1. Электричество. Электрический ток. Электрические цепи.
| 1
| 2
|
| 4
| 4
| реферат
| 2.
| Тема 2. Производство и распределение электрической энергии.
| 3
| 2
|
| 4
| 6
| реферат
| 3.
| Тема 3.
Электрические приборы измерения
| 5
| 2
|
| 4
| 6
| реферат
| 4.
| Тема 4.
Электрические установки для освещения и облучения, лазерные установки
| 7
| 2
|
| 4
| 4
| реферат
| 5.
| Тема 5. Электрический обогрев сельскохозяйственных помещений
| 9
| 2
|
| 4
| 6
| Реферат
тесты
| 6.
| Тема 6.
Электрический привод.
| 11
| 2
|
| 4
| 4
| Реферат
тесты
| 7.
| Тема 7. Электрический привод.
| 13
| 3
|
| 6
| 4
| реферат
| 8.
| Тема 8. Основы автоматики и автоматизации процессов сельскохозяйственного производства.
| 15
| 2
|
| 4
| 5
| Реферат
тесты
| 9.
| Промежуточная аттестация
| 17
| -
| -
| -
| 18
| Зачет в устной форме
|
| ИТОГО:
|
| 17
|
| 34
| 57
|
|
5.2. Структура дисциплины для ЗФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 5 семестр
| 1.
| Тема 1. Электричество. Электрический ток. Электрические цепи.
| 1
|
|
| 10
| 2.
| Тема 2. Производство и распределение электрической энергии.
| 1
|
| 1
| 10
| 3.
| Тема 3.
Электрические приборы измерения
|
|
|
| 10
| 4.
| Тема 4.
Электрические установки для освещения и облучения, лазерные установки
| 1
|
| 1
| 10
| 5.
| Тема 5. Электрический обогрев сельскохозяйственных помещений
|
|
| 1
| 10
| 6.
| Тема 6.
Электрический привод.
|
|
| 1
| 10
| 7.
| Тема 7. Электрический привод.
|
|
| 1
| 10
| 8.
| Тема 8. Основы автоматики и автоматизации процессов сельскохозяйственного производства.
| 1
|
| 1
| 10
| 9.
| Промежуточная аттестация: зачет
|
|
|
| 18
|
| ИТОГО:
| 4
|
| 6
| 98
| 5.3. Содержание разделов дисциплины «Эксплуатация сельскохозяйственной техники»,
образовательные технологии
Лекционный курс
№ п/п
| Наименование
темы дисциплины
| Трудоемкость (часы / зач. ед.)
| Содержание
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения (знать, уметь, владеть)
| Образовательные технологии
| ОФО
| ЗФО
| 1.
| Тема 1. Электричество. Электрический ток. Электрические цепи.
| 2/0,06
| 1/0,03
| Общие сведения. Постоянный ток. Переменный однофазный ток. Трехфазный переменный ток ток. Электротехнические материалы. Условные обозначения основных элементов электрических цепей
| ОК-2
ПК-1
| Знать: основы механизации и электрификации процессов производства.
Уметь: использовать специализированные знания в области почвоведения для освоения профильных дисциплин наук о почве. Владеть: навыками сбора и анализа информации
| Лекция-беседа
| 2.
| Тема 2. Производство и распределение электрической энергии.
| 2/0,06
| 1/0,03
| Электрические станции. Энергетические системы. Линии электропередач. Сельские трансформаторные подстанции. Маломощные источники электрической энергии. Возобновляемые источники электрической энергии.
| ОК-6
ПК-1
| Знать: сведения о производстве, передачи распределении электрической энергии, правила утилизации и ликвидации отходов электрического хозяйства. Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы. Владеть: навыками сбора и анализа информации.
| Лекция-беседа,
| 3.
| Тема 3.
Электрические приборы и измерения
| 2/0,06
|
| Общие сведения. Измерения электрических величин. Измерение не электрических величин.
| ОК-9
ПК-1
| Знать: основные части, принцип действия и особенности работы измерительных приборовУметь: техническое обслуживание и ремонт автоматизированных систем сельскохозяйственной техники
Владеть: методами эксплуатации и ремонта сельскохозяйственных машин.
| Лекция-беседа,
| 4.
| Тема 4.
Электрические установки для освещения и облучения, лазерные установки
| 2/0,06
| 1/0,03
| Источники видимых, ультрафиолетовых и инфракрасных излучений. Устройство осветительных и облучающих установок. Использование осветительных, облучающих и лазерных установок в сельскохозяйственном производстве. Правила и нормы электрического освещения.
| ПК-4
ПК-5
| Знать: основные виды осветительных приборов. Правила и нормы освещения. Уметь: техническое обслуживание и ремонт осветительных приборов
Владеть: методами эксплуатации и ремонта
| Лекция-беседа,
| 5.
| Тема 5. Электрический обогрев сельскохозяйственных помещений
| 2/0,06
|
| Влияние температурного режима на продуктивность растений. Обогрев теплиц. Обогрев производственных помещений.
| ПК-3
| Знать: виды отопительных приборов
Уметь: техническое обслуживание и ремонт автоматизированных систем
| Лекция-беседа,
| 6.
| Тема 6.
Электрический привод.
| 2/0,06
|
| Понятие об электроприводе.
Устройство и принцип работы электродвигателя. Область применения электропривода. Способы соединения электродвигателей с сельскохозяйственной машиной или установкой
Режим работы электродвигателей.
Выбор электродвигателя для привода сельскохозяйственных машин и установок. Пусковая и защитная аппаратура. Техническое обслуживание электродвигателей
| ОК-1
ОК-2
ПК-4
| Знать: основные сведения о производственных процессах и энергетических средствах в сельском хозяйстве. Уметь:комплектовать и подготовить к работе транспортный агрегатВладеть: методами эксплуатации и ремонта сельскохозяйственных машин.
| Лекция-беседа,
| 7.
| Тема 7. Основы автоматики и автоматизации процессов сельскохозяйственного производства
| 3/0,08
|
| Состояние и перспективы развития автоматизации технологических процессов сельскохозяйственного производства. Управляющая система, ее основные функции. Общая структура системы управления. Виды и основные компоненты автоматических систем управления технологическим процессом. Системы ручного, автоматического и автоматизированного управления
| ОК-7
ПК-4
| Знать: основные части, принцип действия и особенности работы машин. Уметь: техническое обслуживание и ремонт автоматизированных систем сельскохозяйственной техники
Владеть: методами эксплуатации и ремонта
| Лекция-беседа,
| 8.
| Тема 8.. Безопасность труда при обслуживании электроустановок
| 2/0,06
| 1/0,03
| Опасность поражения электрическим током. Пожароопасность электрического тока. Мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации электроустановок. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.
| ПК-3
ПК-4
|
| Лекция-беседа,
|
| Итого:
| 17/0,47
| 4/0,11
|
|
|
|
|
5.4. Практические и семинарские занятия, их наименование, содержание и объем в часах
Практические и семинарские занятия учебным планом не предусмотрены.
5.5 Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах Номер занятия
| Наименование темы практического занятия
| Раздел, тема дисциплины
| Объём в часах/трудоемкостьвз.е.
| ОФО
| ЗФО
| 1
| Сборка электрических цепей
| Тема 1.
| 4
|
| 2
| Выполнить схемы соединения обмоток трехфазного генератора «звезда» и «треугольник» и указать зависимости между линейными и фазными напряжениями и токами
| Тема 2.
| 4
| 1
| 3
| Определение параметров электрической цепи
| Тема 3.
| 4
|
| 4
| Разборка, сборка, регулирование и испытание осветительных и облучающих установок
| Тема 4.
| 4
| 1
| 5
| Приборы электрообогрева парников и теплиц.
| Тема 5.
| 4
| 1
| 6
| Способы соединения электродвигателей с сельскохозяйственной машиной или установкой
| Тема 6.
| 4
| 1
| 7
| Проверка действия и работоспособности автоматической системы контроля технологических параметров посевных машин
| Тема 7.
| 6
| 1
| 8
| Первая помощь пострадавшим от электрического тока
| Тема 8.
| 4
| 1
|
| Итого:
|
| 34/0,95
| 6/0,17
|
|