ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
(ОмГУПС (ОмИИТ))
СОГЛАСОВАНО
| УТВЕРЖДАЮ
| Директор института (декан факультета)
| Проректор по научной работе
и инновациям
| ___________________ _______________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 2012 г.
___________________ _______________
подпись (И.О.Ф.) «_____»______________ 2013 г.
___________________ _______________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 2014 г.
___________________ _______________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 2015 г.
___________________ _______________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 2016 г.
| ____________ ______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 2012 г. ____________ ______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 2013 г. ____________ ______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 2014 г. ____________ ______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 2015 г. ____________ ______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»______________ 2016 г.
| Кафедра Теоретической механики (ТМ)
(название кафедры)
Автор Нехаев Виктор Алексеевич, д.т.н., профессор
(ф.и.о. - полностью, должность, ученая степень, ученое звание) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы тяги поездов и тяговые расчёты
(название дисциплины) Специальность научных работников:
05.22.07 – «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация» (шифр, наименование специальности)
Квалификация (степень): кандидат технических наук
Форма обучения: очная
Одобрена на заседании методической комиссии института (факультета)
«___» _________ 2012 г. Протокол №__
«___» _________ 2013 г. Протокол №__
«___» _________ 2014 г. Протокол №__
«___» _________ 2015 г. Протокол №__
«___» _________ 2016 г. Протокол №__
| Одобрена на заседании кафедры «___» _________ 2012 г. Протокол №__
«___» _________ 2013 г. Протокол №__
«___» _________ 2014 г. Протокол №__
«___» _________ 2015 г. Протокол №__
«___» _________ 2016 г. Протокол №__
|
Омск 2012 г.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Целями освоения учебной дисциплины «Основы тяги поездов и тяговые расчёты» являются углубленное изучение теоретических и методических основ тяговых расчётов (поезд – точка, поезд – система твёрдых тел), подготовка к сдаче кандидатского экзамена. 2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебная дисциплина «Основы тяги поездов и тяговые расчёты» относится к циклу «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности». 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет: 0,5 зачетных единиц,
18 часов. 3.2. Виды и объемы учебной работы по дисциплине, один семестр, продолжительность семестров – по 15 недель
Вид учебной работы
| Количество часов
| Всего по учебному плану
| Семестры
| 1
| 2
| Аудиторные занятия (всего):
| 8
| 8
|
| В том числе:
|
|
|
| Лекции (лек)
| 8
| 8
|
| Лабораторные работы (лаб)
|
|
|
| Практические, семинарские занятия (прк)
|
|
|
| Контроль самостоятельной работы по реферату (кср)
|
|
|
| Самостоятельная работа (ср) (всего):
| 10
| 10
|
| В том числе:
|
|
|
| Реферат
|
|
|
| Проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям
| 10
| 10
|
| Промежуточная аттестация (зачет)
| –
| –
|
| ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины:
| Часов:
| 18
| 18
|
| Зач. ед.:
| 0,5
| 0,5
|
|
3.3. Разделы учебной дисциплины
Номер семестра
| Номер недели
| Раздел учебной дисциплины
| Краткое содержание раздела
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу аспирантов и трудоемкость (в часах)
| Форма итоговой аттестации
| лек
| лаб
| прк
| ср
| кср
| Всего
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 1
| 1
2
3
4
| Существующая модель поезда
| Силы, действующие на поезд, принимаемого как материальная точка, при движении в режимах тяги, выбега и торможения
Тяговая характеристика локомотива. Ограничения силы тяги. Теория сцепления колеса с рельсом. Результаты экспериментальных исследований.
| 2
|
|
| 2
|
| 4
| Содержание дисциплины входит в вопросы кандидатского экзамена по специальности
| 5
6
7
8
| Силы сопротивления движению поезда: основное и дополнительное. Мероприятия по уменьшению сопротивления движению поезда. Опытное определение удельного сопротивления движению локомотивов и вагонов.
Тормозная сила, её образование, методы её определения. Электрическое торможение поезда.
| 2
|
|
| 2
|
| 4
| 9
10
11
12
| Расчёт массы поезда и методы его установления. Проверки массы состава по условиям трогания с места, по преодолению расчётных подъёмов и нагреванию тяговых электрических машин локомотивов.
Дифференциальные уравнения движения поезда: первая и вторая формы записи. Их применение для решения практических задач.
| 2
|
|
| 2
|
| 4
|
|
|
|
|
|
|
| 13
| Новая модель поезда (поезд – система твёрдых тел)
| Поезд как система связанных твёрдых тел, преобразование системы дифференциальных уравнений движения поезда: уравнение движения его центра масс, волновые процессы в составе.
Использование ЭВМ для решения получаемой математической модели. Теория и практика вождения тяжеловесных и длинносоставных поездов.
| 2
|
|
| 2
|
| 4
| Содержание дисциплины входит в вопросы кандидатского экзамена по специальности
|
| 14
| 15
|
3.4. Лабораторные работы/практические занятия не предусмотрены
3.5. Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по специальности по программе-минимум и дополнительной программе, разработанной с учетом направлений научных исследований кафедры
3.5.1. Классификация локомотивного и вагонного парков.
3.5.2. Эксплуатационные требования к типам и основным параметрам подвижного состава.
3.5.3. Подвижной состав нового поколения. Грузовые и пассажирские локомотивы.
3.5.4. Железнодорожный экипаж как система твердых тел. Системы отсчета и виды колебаний его узлов.
3.5.5. Тяговые характеристики локомотива, методы их построения, ограничения силы тяги локомотива.
3.5.6. Тормозное оборудование и его роль в повышении безопасности движения поездов.
3.5.7. Силы сопротивления движению поезда. Основное сопротивление движению. Дополнительное сопротивление движению. Сопротивление троганию поезда с места. Мероприятия по уменьшению сопротивления движению поезда.
3.5.8. Тормозная сила поезда. Образование тормозной силы. Методы ее определения и критерии. Обеспеченность поезда тормозными средствами. Тормозной путь и методы его определения.
3.5.9. Уравнение движения поезда и его вывод. Применение уравнения движения поезда для решения практических задач. Методы расчета скорости и времени движения поезда по участку.
3.5.10. Продольные силы в поезде при переходных режимах его движения. Устойчивость вагонов от выжимания продольными силами.
3.5.11. Неровности и несовершенства железнодорожного пути и колес подвижного состава. Математические модели возмущений на входе в систему «путь - экипаж».
3.5.12. Математические модели вертикальных, горизонтальных и продольных колебаний узлов экипажа.
3.5.13. Безопасность движения поезда. Критерии безопасности.
3.5.14. Устойчивость колеса на рельсе и методы ее оценки.
3.5.15. Способы и методы виброзащиты железнодорожных экипажей.
3.5.16. Пневматическое рессорное подвешивание подвижного состава. Его классификация и математические модели.
3.5.17. Рессорное подвешивание высокоскоростного подвижного состава.
3.6.18. Рессорное подвешивание тележек грузовых вагонов, его недостатки и тенденции развития.
3.5.19. Принцип компенсации внешних возмущений и его применение для улучшения динамических свойств подвижного состава.
3.5.20. Плавность хода железнодорожного экипажа и ее показатели.
3.5.21. Надежность подвижного состава, ее показатели.
3.5.22. Характеристики прочности колесных пар и рам тележек подвижного состава.
3.5.23. Классификация тяговых приводов локомотивов. Преимущества и недостатки каждого типа.
3.5.24. Провозная и пропускная способности участков железных дорог, методы их повышения.
3.5.25. Система токосъема подвижного состава электрифицированных железных дорог. 3.5.26. Основные элементы контактных подвесок и токоприемников.
3.5.27. Математические модели взаимодействия токоприемника и контактной сети.
3.5.28. Устройства и материалы, снижающие износ контактного провода и обеспечивающие повышение скоростей движения. Пути совершенствования контактных подвесок.
3.5.29. Методы расчета расхода топлива или электроэнергии на тягу поездов. Пути снижения расхода топлива и электроэнергии при движении по участку.
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Основная литература
№ п/п
| Наименование,
кол-во экземпляров
в библиотеке
| Автор(ы)
| Место издания, издательство, год
| Используется при изучении разделов
| Семестр
| 1
| Основы локомотивной тяги. 20
| Осипов С.И., Миронов К.А., Ревич В.И.
| М.: Транспорт, 1972.
| все
| 1
| 2
| Теория электрической тяги. 25
| Розенфельд В.Е., Исаев И.П., Сидоров Н.Н.
| М.: Транспорт, 1983.
| все
| 1
| 3
| Подвижной состав и основы тяги поездов. 10
| Под ред. С.И. Осипова.
| М.: Транспорт, 1983.
| все
| 1
| 4
| Рациональные режимы вождения поездов и испытания локомотивов
| /Под ред. С.И. Осипова.
| М.: Транспорт, 1984.
| все
| 1
|
4.2. Дополнительная литература
№ п/п
| Наименование,
кол-во экземпляров
в библиотеке
| Автор(ы)
| Место издания, издательство, год
| Используется при изучении разделов
| Семестр
| 1
| Правила тяговых расчетов для поездной работы.
|
| М.: Транспорт, 1985.
| все
| 1
| 2
| Тяга поездов.
| Бабичков А.М., Егорченко В.Ф.
| М.: Трансжелдориздат, 1962.
| все
| 1
| 3
| Сопротивление движению железнодорожного подвижного состава.
| Астахов П.И.
| М.: Транспорт, 1966.
| все
| 1
| 4
| Повышение тяговых свойств электровозов и тепловозов с электрической передачей.
| Минов Д.К.
| М.: Транспорт, 1965.
| все
| 1
| 5
| Случайные факторы и коэффициент сцепления.
| Исаев И.П.
| М.: Транспорт, 1977.
| все
| 1
|
|
|
|
|
|
| 7
| Результаты испытаний тяжеловесных поездов.
| Блохин Е.П. и др.
| М.: Транспорт, 1986.
| все
| 1
| 8
| Динамика наливного поезда.
| Черкашин Ю.М.
| М.: Транспорт, 1975.
| все
| 1
| 9
| Проблемы сцепления колес локомотива с рельсами.
| Исаев И.П., Лужнов Ю.М.
| М.: Машиностроение, 1985.
| все
| 1
| 10
| Подвижной состав и тяга поездов
| Под ред. В.В. Деева и Н.А. Фуфрянского.
| М.: Транспорт, 1979.
| все
| 1
| 11
| Справочник по тяговым расчетам.
| Астахов П.Н. и др.
| М.: Транспорт, 1973.
| все
| 1
| 12
| Теоретические основы тяговых расчетов.
| Бескровный И.Г. и др.
| Кемерово: 1974.
| все
| 1
|
4.3. Периодические издания
4.3.1. “Железнодорожный транспорт”,
4.3.2. “Железные дороги мира”,
4.3.3. “Техника железных дорог”
4.3.4. “Локомотив”
4.3.5. “Вестник машиностроения”
4.3.6 “Механика твердого тела”
4.3.7. “Трение и износ”
4.3.8.”Вагоны и вагонное хозяйство”
4.3.9. “Безопасность жизнедеятельности”
4.3.10. “Известия Транссиба”, ПГУПСа и РГУПСа, “Вестники МИИТа и МГТУ им. Н.Э. Баумана” и другие издания. 4.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
4.4.1. «ProQuest Dissertations & Theses: The Sciences and engineering Collection» (в актуальном состоянии).
4.4.2. Журналы изд-ва Emerald Group Publishing Limited (2008-2009).
4.4.3. IEEE Journal on Selected Topics in Quantum Electronics Institute of Electrical and Electronics Engineers 1077-260X. 5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Требования к аудиториям (лабораториям, помещениям, кабинетам) для проведения занятий с указанием соответствующего оснащения
Аудитория должна быть оснащена достаточным количеством посадочных мест для аспирантов, столами, стульями, классной доской. Для проведения практических занятий необходимы рабочие места с персональными компьютерами для каждого аспиранта и преподавателя. Таким требованиям соответствует аудитория 282, оснащенная 11 компьютерами и лабораторными стендами по исследованию датчиков оптических и электрических величин. 5.2. Требования к программному обеспечению, используемому при изучении учебной дисциплины
Программное обеспечение, используемое при изучении дисциплины:
– базовое программное обеспечение (MS Windows XP; MS Office XP, 2007);
– программа для математических расчетов MathCAD 14 University Classroom.
Автор рабочей программы:
Профессор кафедры «Теоретическая
механика», д.т.н., профессор В.А. Нехаев «____» ____________ 20 __ г.
6. ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ:
В 2013 г.
Автор – ___________________________ _______________________________________
Должность, уч. степень, уч. звание Подпись, дата, И. О. Ф.
В 2014 г.
Автор – ___________________________ _______________________________________
Должность, уч. степень, уч. звание Подпись, дата, И. О. Ф. В 2015 г.
Автор – ___________________________ _______________________________________
Должность, уч. степень, уч. звание Подпись, дата, И. О. Ф.
В 2016 г.
Автор – ___________________________ _______________________________________
Должность, уч. степень, уч. звание Подпись, дата, И. О. Ф.
|