Из статей по экологии русского самосознания





Скачать 70.08 Kb.
НазваниеИз статей по экологии русского самосознания
Дата публикации22.07.2013
Размер70.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
УНИВЕРНОСТЬ

(Из статей по экологии русского самосознания)
Главное здание – постройка высокая. В дождливую погоду не видно башни, на неё с серого неба наползают облака, усаживаются низко, будто на подвешенный к шпилю гамак набросали подушек, заволокли периной тумана странные астрологические часы на одной башне, застелили обычные часы на другой, - так, что если опаздываешь, то и не узнаешь, насколько.

Само здание, построенное зэками, – это обитель мудрецов, как у Платона в идеальном государстве. Вы оказались в резервации: ходите, думайте, оправдывайте свою касту. Для удобства вот вам столовая, бассейн, библиотека, – словом, инфраструктура, только прибавляйте науку. Мы вам позволили жить в прекрасных условиях, теперь и вы оправдайте наши надежды. Всё рассчитано на то, чтобы думающие из этих стен уже не вышли. Каждый работает в своем секторе.

И как мы довольны! Мы полагаем, что вытянули счастливый собачий билет. Я всегда этого молча стеснялся: ведь плебейство – думать, что интеллигент – это всего лишь человек с чистыми манжетами. Он может рубить собственный книжный шкаф на дрова, или с голодухи обдирать последние клочки мяса с куриной кости!

На днях меня устрашила громадная новая библиотека МГУ, так, что я не решался зайти в её высокие двери, хотя дули сильные ветра, ведь она стоит на пустыре, задували под куртку.

Иду с охранником, провожающим меня, чтобы я оформил читательский билет. Вслух удивляюсь масштабам.

- Да, у нас сейчас так. Вливания. А что? Хорошо. Если у тебя ум смекалистый, - он говорит теплым голосом, гулко шагая, и с усмешкой смотрит на меня, - и тупой зад, то можно сегодня ого-го как пойти, и денежки будут.

Я киваю, желая сбежать, чтобы потом опять вернуться, и выполнить норму.

Моя двойственность – в этом неприятии «университетского» и прислуживании ему - в моем двоечничестве, неуспеваемости и, как следствие, постоянных попытках притворяться.

Я всегда отгораживался от Него. Он был для меня диктатом, внешним миром, изображающим крылатые порывы научной мысли, но с глазами мудрыми и холодными, как у змеи. Он грозовел своей башней, а я с Ним сражался. Всё мне казалось тупиком, а не перспективой: игра в академизм, ученая мантия, звякающая подкладкой с зашитыми в ней деньгами, студенческие песенки, будто способ задобрить этого жестокого перуна...

Каждому своё. Есть чиновники, есть ученые, есть рабочие. Я – ни тот, ни другой, ни третий. И, возможно, поэтому такой чужой всем.

Но мне хотелось быть образцовым учеником, чтобы не расстраивать близких.

Я судорожно писал на ладонях признаки славянских языков, но на языке у меня нужного признака не было, и старания шли прахом. Я тер грязными руками лоб, оставляя на нем чернильные разводы, силясь припомнить, как называется это явление. И получал незачет автоматом.

И вот я, кажется, постиг, что такое физиономия университетского человека, т.е. то, каким я должен стать, чтобы не выделяться, более того, выгодно вписаться, как шкаф в интерьер.

Физиономия эта имеет несколько черт: она должна быть недовольной, или величественно-твердой, или, в крайнем случае, - ироничной. Если я гуманитарий – моя наука сложна, и в чём она состоит, не сразу ответишь, но я ведь ученый, и поэтому первой защитой от любых претензий будет то, что я ничему не удивляюсь, и всё, что мне встретится – стану описывать торжествующе-безразлично.

Болезнь «учёного» (всё равно что – «морёного», «мочёного») – в том, что я не могу до конца полюбить то, на что смотрю. Каждое чувство я обязан прежде завернуть в наукословную обертку. Дробить объект на сегменты, бить ему по рукам. Отказываться от неподходящего, выискивать подходящее, как мясник кидает вырезку на весы.

Но чем больше я умерщвляю, тем больше уверен, что это единственный путь постижения мира, ведь каждую эмоцию я тушу о стенку собственной души. Любой дурной поступок можно объяснить научно, проанализировать – и постфактум, оправдать. Так короста научного равнодушия становится лицом.

Неужели никто не чувствует, что мы продавцы воздуха? Неужели никому не стыдно? Почему мы все так уверены в своей каменноликости?

Ленивая складка у губ. Сдвинутые брови. Соблазн формы, заседания, таинственного слова, который рано или поздно схватывает душу университетского человека.

В это играют даже самые талантливые. Только у них - тончайшие, как бабочкины крылья, ухищрения ума. И чем смелей ты вначале, тем разумней, омозговленней, когда заматерел.

Набоков – типичный университетский человек. Гуманитарий, разъявший всё гуманное. Остроумный коллекционер мертвых бабочек. Пришпилить летучую метафору, прибрать к ногтю всё живое, что есть на свете, думая, что ты хозяин гербариев смысла, - а смысл, сухой, измельченный, осыпается, на глазах обращается в труху.

Может быть, вам знакома эта боязнь идти до конца, которая сидит в университетских людях? Они хорошо знают свой предел, и могут наукообразно говорить о комплексах, об идеях, о гендерном и патологическом – а всерьез - пугаются, делают квадратные глаза, или проявят такую дикость жеста, поступка, убеждений, что лучше не знать сих страшных снов.

Мне говорят: но ведь они, так или иначе - лучшие умы, сливки общества. Хуже, когда у людей просто рыбьи лица, в автобусах, например. К тому же, вся эта проблематика – удел двух с половиной человек. Если я кляну альму матер, я кляну и подрываю – себя, и горстку таких, как я.

Сейчас нет трибуны, нет единого микрофона, в который нужно вещать истину. Раньше, говорят мне, филолог был нужен, чтобы выработать концепты на национальный флаг. Быть болтуном, спичрайтером – было участью завидной, пользовавшейся автоматическим спросом, и для многих это повод для ностальгии…

Но ведь блестящий разум (рацио) – это ещё не дух.

И может быть – страшно сказать! - надменная гордыня университетских людей – не от фаустовской дерзости идет? Просто они давно поняли, что у них в руках есть властишка, скрытая сила раздачи благ, кнопка сакрального знания, к которой можно допустить – или не допустить? Не надо тут искать метафизики: не от тайн разума гордецы, а от кошелька, прочитавшие список книг, но знающие, что есть кормушка. Как только дорвались до неё – зачем менять насиженную позу? – былая игра превращается в застылую деловитую статуарность…

Я видел нескольких живых людей на филфаке. И всегда это почти что-то катакомбное. Всегда на грани выживания, на обочине, будто втихаря. И это - то, чем для меня является подлинный Университет: всегда – не метод, но - личный пример учителя. Как вне-научен мир у великих гуманитариев, насколько свободен от «сообщества ученых»! Объект в их руках оживает, трепещет - это взгляд, который конгениален тому, что разглядывается. А потом их именами будут потрясать всё те же холодноглазые…

Мне трудно говорить то, что я говорю.

Сейчас я представляю в уме знакомые лица, и все они мне глубоко симпатичны, все интересны. (Пусть спорят, пусть бьются из-за буквы, играют в игры. Есть ведь и другое: когда с первой минуты ты узнаёшь своего. Они же - учили тебя!)

Но в душе чувство унижения: что же вы сделали? Или чего, точнее, не сделали? Когда успели проявить очередное безволие, или наоборот – очередную прыть - продав университет с потрохами? Ведь бездарность – может оказаться подавляющей. Кто, как не образованные и высокоумные – превратили его в то, что он есть сейчас, как бы показав тщетность всех научных потуг в эпоху спроса и предложения на знания?

Выпускники работают в глянцевых изданиях – шьют новые флаги. Впрочем, это факт их личной биографии.

Мой друг наблюдал, как с лестницы некий «бык» в шутку сыплет десятирублевыми бумажками на первый этаж, в промежуток между лестничными пролетами. Это чужие десятки, но и это симптоматично.

В лифте едет плохослышащий профессор со слуховым аппаратом. Рядом слышна речь, харкающая матерщиной среди потока неизвестного мне наречия.

Интеллигентное молодое лицо кажется здесь уже каким-то странным растением, перекати-полем, занесенным удивительным ветром издалека, - эти скромные и худые мальчики и девочки ходят по чужой территории, которую населили и освоили уже совсем другие. Просто – другие.

И впервые понимаешь: ведь это и мой Университет. На границе с полной потерей и размыванием – наконец приходит осознание, чем является он - для меня, его кирпичика. В такой борьбе – он мне уже не враг.

Не может быть в нем того, что лучше мира. И он тоже подлаживается под социальную среду. Он – волей-неволей, черпает людей из мира, и становится ими.

Мне и самому кажется в грустную минуту, что если основная масса живет звериным обычаем, то интеллигентность – экзотика, изысканная веточка салата на бутерброд нашего общества, тонкая приправа, не более – раз такие у нас господа университетцы.

В этих условиях я тем более не хочу лепить из себя «элиту». Это значит – я с ними побратался, и представляю их формат.

Значит – уйти?

Но без нас гора исторических свидетельств окажется грудой разрозненных черепков. Наше дело – расчистка механизмов, которые заставляют сдержаться и не нахамить, не убить при первом же импульсе гнева – а ведь это то, чему учатся – в том числе, на книгах; это то, что нелегко, но человеческая жизнь в принципе невозможна без этого каждодневного усилия.

У воспитания должны быть острова. Чтобы что-то склеивало людей, как слюна клестов склеивает разрозненные ветки в гнезда. Чтобы по-прежнему объединяло то, что заставляет нас ходить на работу, а не просто отнимать друг у друга деньги и припасы.

Университет ещё существует – не для того, чтобы быть местом для богемного ля-ля или рассадником курилок, а – странным, юродивым оплотом культуры. Мы – те, кто должен сохранить знания, которые позволяют себя не забыть, быть незапотелым зеркалом, в которое другие ещё могут себя увидеть, понять. Наша функция - объяснять дорогие слова, быть клетками памяти.

Здесь меньше всего поводов для зазнайства, тем более, когда мы очевидно не справляемся с данной задачей. Университет, как и церковь, есть по-своему нечто служебное – и не должен превращаться в самокумира, в идолище кафедры.

У каждого должен быть в голове свой идеальный университет. Не лобное место, а спасение и поспорье, чтобы не распасться на атомы я-бытового, я-болтуна, я-столующегося на втором этаже человека. А сблизиться с ним по-настоящему - это вспомнить про дроги, на которых, грызя соленую корюшку, засыпая на вонючей рогоже, ехал сюда Ломоносов, чтобы создать Университет собой!

Надо учить и учиться! Надо быть живыми! На то нас и воспитали те искренне нами любимые, о которых мы сразу вспоминаем при этом универсальном, обнимающем слове!
Так Университет становится навязчивой мыслью о духовном неодиночестве, мечтой о культурной телепатии.

Так - быть может - проявляется лишь один из симптомов, типичных для былого его студента – симптомов универной болезни на поздней стадии.

6 ноября, 28 декабря 2006 – 17 января 2007.

Одинцово-Красногорск.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Из статей по экологии русского самосознания iconОтдел научной работы центра экологии русского языка
Пгпу им. В. Г. Белинского Центр экологии русского языка провел 1-ю Всероссийскую научную конференцию «Экология русского языка»
Из статей по экологии русского самосознания iconПравила для авторов статей, публикуемых в журнале «Вестник Северо-Восточного...
Редакция журнала просит авторов при подготовке статей к публикации руководствоваться изложенными ниже правилами и образцом оформления...
Из статей по экологии русского самосознания iconТайм-менеджмент 110 статей Искусство планирования времени или Жизнь без стресса
Губарева Л. И., Мизирева О. М., Чурилова Т. М., Практикум по экологии человека (учебное пособие) / Под ред. Л. И. Губаревой. – М.:...
Из статей по экологии русского самосознания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сборник статей тоипкро «Проектный метод на уроках русского языка и литературы» Материалы 5 областной заочной научно-практической...
Из статей по экологии русского самосознания iconРеферат на тему : Особенности получения аудиторских доказательств...
В мса 501 «Аудиторские доказательства — дополнительное смотрение особых статей» приводится более подробное описание порядка получения...
Из статей по экологии русского самосознания iconРазвитие национального самосознания средствами русского языка и литературы
Под национальным самосознанием понимают осмысление своей принадлежности к определенному этносу, своего места и роли в этом обществе,...
Из статей по экологии русского самосознания iconМетодические рекомендации по покурсу основы экологии для студентов-заочников. Москва 2008 год
Программа состоит из четырех разделов, которые являются одновременно образовательными модулями. Первый раздел посвящен экологическим...
Из статей по экологии русского самосознания icon20. 10. 09. Сегодня стартовала декада русского языка и литературы
Семенихина Т. И. – «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Сборник статей ирот. Москва 2008 г
Из статей по экологии русского самосознания iconПсихология удачи
Редакция журнала просит авторов при подготовке статей к публикации руководствоваться изложенными ниже правилами и образцом оформления...
Из статей по экологии русского самосознания iconЭкология человека как научная
Место экологии человека в системе экологического знания. Предмет экологии человека – антропоэкологические взаимодействия. Понятие...
Из статей по экологии русского самосознания iconСодержание I. Система семинаров
Редакция журнала просит авторов при подготовке статей к публикации руководствоваться изложенными ниже правилами и образцом оформления...
Из статей по экологии русского самосознания iconВ. Н. Пакулин Проектирование в Autocad
Редакция журнала просит авторов при подготовке статей к публикации руководствоваться изложенными ниже правилами и образцом оформления...
Из статей по экологии русского самосознания iconКнига состоит из двух частей
Словообразовательные ресурсы русского языка. Словарь неузуальных слов современной разговорной речи: Сборник статей / Под ред к ф...
Из статей по экологии русского самосознания iconКонкурс мин-онмп рюо 2012 г
Редакция журнала просит авторов при подготовке статей к публикации руководствоваться изложенными ниже правилами и образцом оформления...
Из статей по экологии русского самосознания iconВариант 3 Прочитайте текст и выполните задания А1-А5, В1-В15
Редакция журнала просит авторов при подготовке статей к публикации руководствоваться изложенными ниже правилами и образцом оформления...
Из статей по экологии русского самосознания iconСборник статей
Дидактика художественного текста: Сборник статей / Под ред. А. В. Татаринова. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2007....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск