РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕДЛЯ 7а, б КЛАССОВ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОДФ.И.О. учителя:Гребенникова Н.В.г.Волгодонск
Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 №1089 (ред. от 19.10.2009) «'ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»); Базисного учебного плана образовательных школ Российской Федерации (Приказ Мин. образования РФ от 9.03.2004)
Программы базового курса «физика» для основной школы, авторы Е.М. Гутник, А.В.Перышкин.
Требований к уровню подготовки учащихся.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно -технического прогресса.
В основу программы положены идеи:
материального единства и взаимосвязи объектов и явлений природы;
ведущей роли теоретических знаний для объяснения и прогнозирования явлений, оценки их практической значимости;
развития физической науки для удовлетворения насущных потребностей человека и общества, что способствует решению глобальных проблем современности;
единства физической картины мира
Целью обучения является: повышение качества знаний за счёт учёта интересов и способностей учащихся, дифференциации обучения.
В задачи обучения на первом этапе входит:
развитие мышления, умение самостоятельно приобретать знания,
наблюдать и объяснять явления.
понимание современной научной картины мира, возможности применения
физических законов, единства законов природы, перспективах развития
физики.
формирование познавательного интереса к физике, развитие творческих
способностей, создание условий для целостного восприятия единой картины
мира.
Программа рассчитана
на 70 часов(2 часов в неделю). Уровень программы – базовый. Программа будет реализована за 64 часа за счет перераспределения часов в разделе «Повторение».
Формирование учебных умений и навыков учащихсяУчебно - организационные:
уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;
владеть техникой консультирования;
уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать;
анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.
Учебно - интеллектуальные:
уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка;
уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.
Учебно - информационные:
уметь применять справочный аппарат книги
самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;
уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.
Учебно - коммуникативные:
связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;
излагать материал из различных источников;
владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции.
Учебно- методический комплект:Учебник: ФИЗИКА -7А, В, Перышкин «Дрофа»,2010г. Сборник задач по физике В, И, ЛукашикСодержание программы:1. Введение – 4ч.Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты. Физические величины и их измерения. Погрешность измерений. Физика и техника.
Фронтальные лабораторные работы1. Определение цены деления измерительного прибора.
2. Измерение размеров малых тел.
2. Первоначальные сведения о строение вещества – 5ч.Строение вещества. Диффузия. Молекулы. Связь температуры тела со скоростью движения молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно – кинетических представлений. Демокрит и М.В.Ломоносов о строении вещества.
3. Взаимодействие тел – 21ч.Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса. Измерение массы с помощью весов. Плотность вещества.
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес. Связь между силой тяжести и массой.
Динамометр. Графическое изображение сил. Сложение сил, направленных по одной прямой.
Трение. Сила трения. Трение при скольжении, качении, покое. Трение в природе и технике. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы1. Измерение массы тела.
2. Определение объёма тела неправильной формы.
3. Определение плотности твёрдого тела.
4. Градуирование динамометра и измерение силы.
4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов -23ч.Давление. Давление твердых тел и способы уменьшения и увеличения давления.
Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетической теории газа. Закон Паскаля.
Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Водопровод. Гидравлический пресс.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы.
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы1. Определение выталкивающей силы.
2. Выяснение условия плавания тел.
5. Работа и мощность. Энергия -13ч.Работа силы. Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равенство работ при использовании простых механизмов. КПД.
Потенциальная энергия поднятого тела и сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида энергии в другой.
6. Повторение - 4Фронтальные лабораторные работы1.Условия равновесия рычага.
2. Определение КПД наклонной плоскости.
Основные требования к уровню подготовки учащихся: Учащиеся должны знать, что все тела состоят из молекул, которые находятся в непрерывном движении и взаимодействуют между собой(притягиваются и отталкиваются).
Знать понятия: Инерция, масса, сила, плотность, сила тяжести, вес, давление, архимедова сила, работа, мощность, потенциальная и кинетическая энергия.
Формулы связи силы тяжести и массы, расчёта давления жидкости под действием силы тяжести, расчёта пути, плотности, архимедовой силы.
Закон Паскаля.
Практическое применение понятий и закона в простых механизмах, конструкциях, водном транспорте, гидравлических устройствах.
Должны применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения диффузии в жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями, давления газа, закона Паскаля.
Определять цену деления измерительного прибора, пользоваться весами, мензуркой, динамометром, барометром-анероидом, таблицами физических величин.
Решать качественные задачи на применение закона Паскаля, на сравнение давлений внутри жидкости, на зависимость архимедовой силы от плотности, от объёма погруженной части, на применение условия плавания тел.
Решать задачи (в одно два действия) с применением формул:
ρ=; F=gm; R=F+F; p=; p=ρgh; F=ρgV; А=FS; N=.Изображать силы графически в заданном масштабе.
| СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ.ТЕМЫ
| ГОС
знания
| ГОС
умения
| ВОЗМОЖНОСТИ
УГЛУБЛЕНИЯ
|
1
| Введение в физику
| Что изучает физика, смысл понятий физ. тело, физ. явление, наблюдения и опыты, физика и техника, гипотезы.
| -отличать гипотезы от теорий, физ. тело от явления
-измерять физ. величины (объём, массу, ),
-находить цену деления шкалы
-оценивать вклад российских ученых в развитии физики.
-делать выводы и приводить примеры тел и явлений.
| Оценивание погрешности измерения
|
2
| Первоначальные сведения о строении вещества
| -мельчайшая частица вещества, молекулы и атомы, знать отличие строения тверд. тел, жидкостей и газов.
-зависимость скорости беспоряд. движения мол. от температуры., притяжение и отталкивание молекул, диффузия и зависимости ее от условий.
| Описывать и отличать строение жидкости, тверд., газов.
-объяснять явление диффузии
-
|
|
3
| Взаимодействие тел
| - понятия механическое движение и его виды (равномерное и неравномерное), скорость, траектория, путь, масса, плотность, сила, инерция.
-измер. прибор динамометр, измерение им сил, отличия сил тяготения, трения, веса, упругости. Трение при скольжении , покое и качении. Отличие веса от силы тяготения.
| -оформлять и решать несложные задач
-читать график пути и скорости
-графически изображать силы, сложение сил по одной прямой
-определять плотность при помощи весов и мензурки
-измерять силы динамометром ,градирование
-находить массу взвешиванием
| Скалярные и векторные величины
Сложение сил под прямым углом
Способы определения плотности и объема
|
4
| Давление твёрдых тел , жидкостей и газов
| -понятие давления, ед. измерения давления, зависимость давления от площади поверхности.
-закон Паскаля, зависимость давления газа от температуры
И объёма и глубины
-формулу для расчета давления внутри жидкости
-сообщающиеся сосуды, атмосферное давление, барометр-анероид, опыт Торричелли, манометры, насосы
-архимедова сила, условия плавания тел, воздухоплавание.
| -определять выталкивающую силу, измерять атмосферное давление при помощи барометра и манометра
-уметь объяснять действие шлюза, водопровода на основе сообщающихся сосудов
- рассчитывать давление тел на поверхность и внутри жидкости
| -влияние изменения давления на организм
-погружение на глубину и давление на различных высотах
|
5
| Работа и мощность. Энергия.
| -понятие работы, ед.измерения работы, формула для расчета работы, мощность, ед. мощности
-блок, рычаг, простые механизмы, золотое правило механики
-КПД механизмов. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия, превращение энергии
| -определять работу и мощность тела,
-приводить примеры превращения потенциальной энергии в кинетическую
-находить КПД механизмов
-приводить примеры использования простых механизмов в быту и технике
| -наклонная плоскость, КПД наклонной плоскости
|
6
| Повторение
|
|
|
|