Рабочая программа Элективного курса «Биология и медицина»





Скачать 93.26 Kb.
НазваниеРабочая программа Элективного курса «Биология и медицина»
Дата публикации21.01.2015
Размер93.26 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

с углублённым изучением отдельных предметов

Аннинский муниципальный район

Воронежская область


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла
протокол №

от « » августа 2012 г.


Утверждена педагогическим советом

школы

протокол №
от « » августа 2012 г.



УТВЕРЖДАЮ________

Директор школы

Е.В. Азовская

приказ №
от « » августа 2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса

«Биология и медицина»

для 9-х классов
Составитель: учитель химии и биологии

Ходякова Т.И.

п.г.т. Анна

2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество недельных часов – 0,5. Количество часов в год – 17,5

Цели элективного курса:

1.Обобщение и систематизация, и расширение знаний по биологии. Ознакомление школьников с методиками диагностики физиологических функций органов, систем органов и организма в целом.

2.Формирование практических умений в области биохимических исследований, формирование интереса учащихся к науке, содействие сознательному выбору профессии.

Задачи:

    • развивать познавательные интересы, склонности и способности учащихся, обобщать и применять полученные знания на практике;

    • совершенствовать экспериментальные умения и навыки;

    • развивать активность и умения самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности;

    • развивать интеллектуальные умения (умение анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, устанавливать различного рода связи и т. д.);

    • формировать знания о том, что при любых патологиях в работе организма появляются отклонения в биохимических показателях, которые могут быть выявлены химическими методами анализа;

При проведении отдельных исследований в условиях школьной лаборатории используются готовые препараты, либо имитирующие составы натуральных объектов.

Предполагаются следующие формы организации обучения:

- индивидуальная, групповая, коллективная;

- самообучение, саморазвитие.

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности – лекции, консультации, самостоятельная работа, творческая работа.

Требования к результатам обучения

После изучения элективного курса учащиеся должны:

  • знать и выполнять правила техники безопасности при работе в химической лаборатории с учетом специфики работы с биологическим материалом;

  • знать основы анатомии и физиологии человека, функции отдельных систем организма;

  • определять физико-химические показатели различных биологических жидкостей и имитирующих их растворов;

  • сопоставлять показатели, полученные во время эксперимента, уметь прогнозировать патологии в работе организма;

  • уметь работать с реактивами, химической лабораторной посудой, приборами;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников.

Содержание курса

«БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА»

Тема 1 Анатомия и физиология органов кровеносной системы. Кроветворение и функции крови (7ч.)

Состав и функции крови.

Строение и функции ферментных элементов крови. Эритроциты – основные переносчики кислорода и углекислого газа. Гемоглобин. Транспорт газов кровью. Малокровие.

Лейкоциты. Виды лейкоцитов. Понятие о лейкоцитарной формуле крови.

Плазма крови. Основные физико-химические показатели плазмы. Функции плазмы.

Показатели крови в норме. Изменение состава и свойств крови при различных заболеваниях.

Свертывание крови. Группы крови. Методика клинического определения группы крови. Реакция агглютинации эритроцитов.

Резус-фактор. Методика клинического определения резус-фактора.

Отбор проб для клинических и биохимических исследований. Анализ крови. Микроскопия готовых препаратов крови. Определение скорости оседания эритроцитов и гемоглобина крови.

Практические работы.

  1. Исследование морфологии эритроцитов и лейкоцитов крови.

  2. Определение гемоглобина в крови гемоглобинцианидным методом.

  3. Определение наличия глюкозы в крови глюкозооксидазным методом.

  4. Определение общего белка в сыворотке и плазме крови биуретовым методом.


Тема 2 Анатомия и физиология органов пищеварения. Состав и свойства желудочного сока (5ч.)
Строение органов пищеварительной системы. Секреторные функции пищеварительной системы.

Пищевые продукты и питательные вещества. Изменение питательных веществ в различных отделах пищеварительной системы.

Изменение состава и свойств желудочного сока при различных заболеваниях. Методика отбора проб желудочного сока для клинических и биохимических исследований. Зондирование.

Методы исследования содержимого желудка. Определение физических и химических показателей желудочного сока.

Водородный показатель и шкала pH. Методы измерения pH.

Тема 3 Анатомия и физиология органов выделительной системы. (4ч.)

Строение органов выделительной системы. Механизм образования и выделения мочи. Суточное количество мочи. Концентрационная способность почек.

Физические и химические свойства и средний состав нормальной мочи. Изменение состава и свойств мочи при различных заболеваниях. Методы определения физических свойств мочи и реакции мочи.

Отбор проб мочи для клинических и биохимических исследований. Лабораторное определение физических и химических показателей мочи.

Клинический анализ исследований мочи на содержание белка, сахара, крови и кровяных пигментов в моче.

Тема 4 Защита рефератов(1,5ч.)

Индивидуальную тему реферата каждый ученик выбирает на начальном этапе обучения. В приложении приводится примерный перечень рефератов.

Календарно-тематическое планирование.

№п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

фактическ.




Тема 1

7







1

Состав и функции крови.

Строение и функции ферментных элементов крови. Эритроциты – основные переносчики кислорода и углекислого газа.


1







2

Гемоглобин. Транспорт газов кровью. Малокровие.


1







3

Лейкоциты. Виды лейкоцитов. Понятие о лейкоцитарной формуле крови.


1







4

Плазма крови. Основные физико-химические показатели плазмы. Функции плазмы.


1







5

Показатели крови в норме. Изменение состава и свойств крови при различных заболеваниях.


1







6

Свертывание крови. Группы крови. Методика клинического определения группы крови. Реакция агглютинации эритроцитов. Микроскопия готовых препаратов крови.


1







7

Резус-фактор. Методика клинического определения резус-фактора. Отбор проб для клинических и биохимических исследований.


1










Тема 2

5







8

Строение органов пищеварительной системы. Секреторные функции пищеварительной системы.


1







9

Пищевые продукты и питательные вещества. Изменение питательных веществ в различных отделах пищеварительной системы.


1







10

.

Изменение состава и свойств желудочного сока при различных заболеваниях.


1







11

Методика отбора проб желудочного сока для клинических и биохимических исследований. Зондирование.

1







12

Методы исследования содержимого желудка. Определение физических и химических показателей желудочного сока. Водородный показатель и шкала pH. Методы измерения pH.

1










Тема 3

4







13

Строение органов выделительной системы. Механизм образования и выделения мочи.











14

Физические и химические свойства и средний состав нормальной мочи.











15

Методы определения физических свойств мочи и реакции мочи.











16

Клинический анализ исследований мочи.













Тема 4

1,5







17

Защита рефератов










ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерный перечень рефератов


  1. Проблемы переливания крови.

  2. И.П.Павлов – основоположник современного учения о пищеварении.

  3. И.И. Мечников - создатель учения о фагоцитозе.

  4. Значение растворов для биологии и медицины.

  5. Методы исследования крови и их диагностическое значение в лечебной практике.

  6. Белковый обмен и методы его клинического контроля в организме.

  7. Углеводный обмен и методы его клинического контроля в организме.

  8. Механизмы взаимодействия медицинских материалов с биологическими системами.

  9. Роль желчи в пищеварении.

  10. Химические материалы для искусственных органов.

  11. Аналитическая химия в медицине.

  12. Дыхательные пигменты, встречающиеся в животном мире.

  13. Зависимость скорости свертывания крови от температурных и эмоциональных факторов.


Литература.

  1. Анатомия человека: Учебник / Под ред. М.Р.Сапина. - М.:Медицина, 2005.

  2. Билич Г.Л. Биология: цитология, гистология, анатомия человека: Учеб. пособие для старшеклассников и абитуриентов. - Спб.: Союз, 2001г.

  3. Камышников В.С. Справочник по клинико-биохимической лабораторной диагностике. - Минск: Беларусь, 2002.

  4. Лившиц В.М., Сидельникова В.И. Медицинские лабораторные анализы: справочник. - М.: Триада-Х. 2002.

  5. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М. Смирнова. - М.: Медицина, 2001.

Подпись учителя ________________


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Элективного курса «Биология и медицина» iconРабочая программа составлена на основе элективного курса «Биология животных»
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова учебник «Биология (Общая биология) базовый уровень» 10 – 11 класс – М.: Дрофа,...
Рабочая программа Элективного курса «Биология и медицина» iconРабочая программа составлена на основе программы элективного курса...
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Краеведческий подход при изучении курса «Биология. 6 класс. Живой...
Рабочая программа Элективного курса «Биология и медицина» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Рабочая программа Элективного курса «Биология и медицина» iconПояснительная записка
Программа элективного курса «Химия и медицина» предназначена для учащихся 9 классов и носит межпредметный характер
Рабочая программа Элективного курса «Биология и медицина» iconРабочая программа элективного курса «биология в истории культуры и цивилизаций»
Рабочая программа составлена в соответствии с программой элективных курсов по биологии «биология в истории культуры и цивилизаций»,...
Рабочая программа Элективного курса «Биология и медицина» iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Рабочая программа Элективного курса «Биология и медицина» iconАннотация к рабочей программе по элективному курсу «Химия и медицина», 9 класс
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9класса на 16 часов и носит межпредметный характер
Рабочая программа Элективного курса «Биология и медицина» iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Рабочая программа Элективного курса «Биология и медицина» iconРабочая программа элективного курса составлена на основе программы...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского...
Рабочая программа Элективного курса «Биология и медицина» iconПрограмма представляет содержание курса «биология»
Изучение элективного курса базируется на знаниях полученных учащимися при изучении биологии в школе преподавание курса предусматривает...
Рабочая программа Элективного курса «Биология и медицина» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа элективного курса «Молекулярная биология» для 10 классов составлена на основании следующих документов
Рабочая программа Элективного курса «Биология и медицина» iconРабочая программа элективного курса «Биология животных»
Следовательно, образование, особенно на ступени старшей школы, становится более индивидуализированным, функциональным и эффективным....
Рабочая программа Элективного курса «Биология и медицина» iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...
Рабочая программа Элективного курса «Биология и медицина» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Рабочая программа Элективного курса «Биология и медицина» iconПояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных...
Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология
Рабочая программа Элективного курса «Биология и медицина» iconРабочая программа элективного курса по географии «Роль географии в познании мира»
Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск