Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №551 Кировского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
На заседании МО Зам. Директора по УВР Директор ГБОУ СОШ 551
__________/Петрова Е. Г./ _________ /Дудорина Л. В./
«__»________2014года «__»________2014года «__»________2014года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
« Биология животных»
Профильный уровень 11 класс
34 часа( 1 ч в неделю)
Учитель: Гаврилов Максим Михайлович,
высшая категория
2014/15 учебный год
Пояснительная записка к элективному курсу
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Профильное обучение должно обеспечить углубленную подготовку старшеклассников по выбранным ими дисциплинам. Следовательно, образование, особенно на ступени старшей школы, становится более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Оно направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.
Элективный курс «Биология животных» предназначен для учащихся 10-11 классов химико-биологического профиля. При проведении занятий по элективному курсу возможно использование вузовских форм учебной деятельности: лекций, семинаров, коллоквиумов, собеседований, зачетов. Фактически в старших классах в процессе изучения данного курса формируются профессиональные склонности и интересы современного школьника, совершенствуются умения конспектирования, реферирования, публичного выступления. Знания, приобретенные при изучении углубленного курса «Биология животных» значительно помогут при организации внеклассной и внешкольной работы по биологии, проведении олимпиад, научных конференций, подготовке к ЕГЭ.
Рабочая программа элективного курса « Биология животных» адресована учащимся 11А класса и сотавлена на основе программы Селеннова Т.В. «Основы биологии животных» и учебного пособия И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова «Биология животных» 10-11 классы профильного обучения.- М. : Дрофа, 2010
Программа реализуется в условиях профилизации образовательной системы. Предлагаемый элективный курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Цель курса
Формирование у учащихся знаний о строении и процессах жизнедеятельности животных, понимания роли животных организмов на нашей планете и их значения в жизни человека.
Задачи курса
1.Углубить и расширить знания о строении, образе жизни и значении в природе и жизни человека основных групп животных организмов.
2.Сформировать понимание особенностей основных процессов жизнедеятельности животных организмов, принадлежащих к разным систематическим группам.
3.Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
Формы организации занятий определяются структурой и содержанием курса: лекции, практические, работа с литературой; работа в малых группах.
Большинство занятий проводится в виде лекций, практических работ, собеседований с использованием имеющейся наглядности, применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ), помогающих быстрее осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся. Основным методом изложения теоретического материала курса является активный диалог учителя с учащимися, предполагающий постановку проблемы с последующим ее обсуждением. Семинарские занятия проводятся после изучения каждой темы. Они способствуют развитию у учеников умений самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их.
Лекции и семинары сопровождаются демонстрацией таблиц, рисунков, видеофильмов, электронных изданий, работой с микропрепаратами, электронными учебниками, справочным материалом.
Для освоения программы элективного курса «Биология животных» могут быть использованы различные источники информации, но основным является одноименное учебное пособие. содержание глав которого полностью соответствует разделам программы элективного курса. Некоторая избыточность информации позволит учителю осуществить модификацию программы и обеспечить индивидуальный подход, удовлетворяя запросы отдельных учащихся в получении дополнительных сведений.
Ожидаемый результат: повышение уровня знаний по биологии животных, сформированность учебных умений в соответствии с требованиями к выпускнику основной школы.
Оценка учебных достижений обучающихся осуществляется в системе «зачет/незачет» на основании совокупных индивидуальных результатов учащегося в течение учебного периода.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
классификацию животных:
многообразие, образ жизни и среды обитания основных типов и классов животных; особенности строения представителей основных типов и классов животных;
характеристику процессов жизнедеятельности представителей основных типов и классов животных;
происхождение основных типов и классов животных;
медицинское значение представителей различных систематических групп;
меры профилактики заражений и способы борьбы с переносчиками заболеваний;
значение животных в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать общие черты организации, строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных, принадлежащих к различным систематическим группам, делать выводы на основе сравнения;
распознавать и описывать органы и системы органов животных на муляжах, препаратах и таблицах;
схематично изображать строение органов и систем органов;
изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Использовать текст для работы с натуральными объектами
Умение объяснять возникновение жизни на Земле, эволюционные процессы с точки зрения материалистических позиций;
Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, объясняя функциональность органоидов клетки;
Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
Работать с микроскопом и др.увеличительными приборами;
Уметь моделировать опыты для объяснения биологических процессов жизнедеятельности;
Уметь объяснить физиологические процессы, стадии онтогенеза организма с применением теоретических знаний;
Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков.
Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т.д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Примерный учебно-тематический план,
(34 ч; 1 ч в неделю в течение года)
Раздел
программы
| Всего часов
| В том числе
| Формы контроля
| лекция
| практика
| семинар
| Введение
| 1ч
| 1
|
|
| Тестирование
| Глава1 Подцарство Одноклеточные
| 5ч
|
|
|
| Тестирование, участие в семинаре, контрольные работы, устный зачет
| Тема 1 Общая характеристика простейших
| 1ч
| 1
|
|
|
| Тема2 Саркожгутиконосцы
| 2ч
| 1
| 1
|
| Устный опрос, выполнение лаб работы
| Тема 3 Тип Инфузории
| 1ч
|
| 1
|
| Устный опрос, выполнение лаб работы
| Тема4 Тип Споровики
| 1ч
| 1
|
|
| Устный зачет
| Глава 2 Подцарство Многоклеточные
| 28ч
|
|
|
| Тестирование, участие в семинаре, контрольные работы, устный зачет
| Тема5 Тип Кишечнополостные
| 2ч
| 1
| 1
|
| Устный опрос, выполнение лаб работы
| Тема6.Тип Плоские черви
| 3ч
| 3
|
|
| Устный зачет, тестирование
| Тема7. Тип Круглые черви
| 2ч
| 2
|
|
| Устный зачет, тестирование
| Тема8.Тип Кольчатые черви
| 2ч
|
| 2
|
| Устный опрос, выполнение лаб работы
| Тема9. Тип членистоногие
| 5ч
| 1
| 3
| 1
| Устный опрос, выполнение лаб работы, тестирование
| Тема10.Тип Моллюски
| 1ч
|
| 1
|
| Устный опрос, выполнение лаб работы
| Тема11.Общая характеристика хордовых
| 1ч
|
|
| 1
| Участие в семинаре, тестирование
| Тема12.Подтип Бесчерепные
| 1ч
| 1
|
|
| Устный опрос
| Тема13.Подтип Позвоночные
| 1ч
| 1
|
|
| Устный опрос
| Тема14. Надкласс Рыбы
| 2ч
| 1
| 1
|
| Устный опрос, выполнение лаб работы, тестирование
| Тема 15. Класс земноводные
| 1ч
| 1
|
|
| тестирование
| Тема16. Класс Пресмыкающиеся
| 2ч
| 2
|
|
| тестирование
| Тема17.Класс Птицы
| 2ч
| 1
| 1
|
| Устный опрос, тестирование
| Тема 18.Класс Млекопитающие
| 2ч
|
| 2
|
| Устный опрос, тестирование
| Заключение
| 1ч
|
|
| 1
| Контрольное тестирование
|
| 34
| 19
| 13
| 3
|
| |