Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных»





Скачать 161.58 Kb.
НазваниеРабочая программа по элективному курсу «Биология животных»
Дата публикации27.05.2015
Размер161.58 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
2.22. ЭК «Мир животных»

1.Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» адресована учащимся 10 класса химико-биологического профиля 10 классов средней школы.

Данная программа по элективному курсу составлена на основе программы элективного курса «Мир животных», автор И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов, «Дрофа», 2010г.

Курс зоологии в школе изучается в 7 классе, когда школьники еще не знакомы с основами генетики, цитологии, эволюции, экологии. В старших классах учащиеся обладают уже достаточным багажом биологических знаний, что позволяет изучать зоологию на более глубоком и детальном уровне. Элективный курс «Мир животных» расширяет и систематизирует знания в области зоологии.

Цель курса: Формирование у учащихся знаний о строении и процессах жизнедеятельности животных, понимания роли животных организмов на нашей планете и их значения в жизни человека.

Задачи курса:

  1. Углубить и расширить знания о строении, образе жизни и значении в природе и жизни человека основных групп животных организмов.

  2. Сформировать понимание особенностей основных процессов жизнедеятельности животных организмов, принадлежащих к разным систематическим группам.

  3. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно – следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

Преподавание предполагает использование различных педагогических приемов: лекции, семинары, конференции, дискуссии, диспуты и т.д. Применение разнообразных форм и методов позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке школьников к ЕГЭ и дальнейшему поступлению в высшие учебные заведения биологического и медицинского профиля.

Данная рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов при 1 часах в неделю в 10 профильном классе.
Отличие рабочей программы от примерной (И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова) заключаются в следующем.


№ п/п

Изменение

Обоснование

1

В темах «Введение» и «Подцарство одноклеточные» уменьшено по 1 часу.

Темы «Тип членистоногие»,

«Тип Хордовые»: Класс Птицы, класс Млекопитающие добавлено по 1 часу.

Упрощены те темы, которые не вызывают затруднение при изучении зоологии, а добавлены на те темы, которые требуют углубления при изучении.



Для реализации рабочей программы используется следующий учебно-методический комплект

  1. Биология животных. 10-11 класс: учеб.пособие. /Агафонов И.Б., Сивоглазов В.И.-М.: Дрофа, 2010 -288с

  2. Латюшин В.В., Шапкин В.А.. Биология. Животные. 7класс, М.: «Дрофа», 2009.

  3. Захарова Н.Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии, М.: «Экзамен», 2008.



2.Учебно-тематическое планирование





Наименование раздела



Кол–во часов

1


Подцарство Одноклеточные (Простейшие)

4

2

Подцарство Многоклеточные. (Беспозвоночные)


15

3

Подцарство Многоклеточные. (Хордовые)


16




Итого

35



3.Содержание программы

Подцарство Простейшие (4 часа)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы Уральского региона.

Значение простейших в природе и жизни человека. Изучение строения инфузории-туфельки

Подцарство Многоклеточные беспозвоночные (15 часов)

Тип Кишечнополостные

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто - и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе. Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Тип Моллюски

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Тип Членистоногие

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых Свердловской области.

Подцарство Многоклеточные Хордовые (16 часов)

Краткая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные

Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные заводы и их значение для экономики Свердловской области. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах Уральского региона. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Класс Земноводные

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных в Свердловской области.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Класс Птицы

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц на Среднем Урале. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.


Класс Млекопитающие, или Звери.

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных. Исторические особенности развития животноводства.

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

4.Требования к уровню подготовки.
Учащиеся должны знать:

  • классификацию животных;

  • многообразие, образ жизни и среды обитания основных типов и классов животных;

  • особенности строения представителей основных типов и классов животных;

  • характеристику процессов жизнедеятельности представителей основных типов и классов животных;

  • происхождение основных типов и классов животных;

  • медицинское значение представителей различных систематических групп;

  • меры профилактики заражений и способы борьбы с переносчиками заболеваний;

  • значение животных в природе и жизни человека.


Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать общие черты организации, строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных, принадлежащих к разным систематическим группам, делать выводы на основе сравнения;

  • распознавать и описывать органы и системы органов животных на муляжах, препаратах и таблицах;

  • схематично изображать строение органов и систем органов;

  • изучать биологические объекты и процессы, проводить наблюдения, ставить эксперименты, описывать и объяснять результаты;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе. Сети Интернет;

  • составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.



5. Формы контроля


Название формы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

10 класс

Тестирование.













Выполнение мини-проектов.













Устный и письменный опрос.













Решение задач.














6.Литература


  1. Биология животных. 10-11 класс: учеб.пособие. /Агафонов И.Б., Сивоглазов В.И.-М.: Дрофа, 2010 -288с

  2. Латюшин В.В., Шапкин В.А.. Биология. Животные. 7класс, М.: «Дрофа», 2009

  3. Захарова Н.Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии, М.: «Экзамен», 2008

  4. «Учебно - тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект – центр, 2008.

  5. Мухамеджанов И.Р. «Тесты, задачи, блицопросы»: 10 – 11 классы. М.: ВАКО, 2006-09-07

  6. П.Н. Ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост.ун-та, 1993. – 240с.

  7. Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи. – Минск: Юнипресс, 2007. – 816с.

  8. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

  9. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).

  10. www.bio.1september.ru газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

  11. http://bio.1september.ru/urok/; www.bio.nature.ru – научные новости биологии;www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования; www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию.

  2. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека

  3. http://biology.ru/index.php -Методические материалы подготовлены сотрудниками Саратовского Государственного Университета.




7. Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Название темы/урока

Всего часов




Подцарство Одноклеточные (Простейшие)

4 часа

1

Общая характеристика простейших




2

Класс Саркодовые




3

Класс Жгутиковые.Инфузории.




4

Тип Спороики







Подцарство Многоклеточные. (Беспозвоночные)

15 часов

5

Тип Членистоногие. Общая характеристика




6

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные




7

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные




8

Тип Членистоногие. Класс Насекомые




9

Роль членистоногих в природе




10

Тип Моллюски




11

Тип Кишечнополостные. Классы Гидроидные и Сцифоидные




12

Тип Кишечнополостные. Класс Коралловые полипы




13

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви




14

Тип Плоские черви. Класс Сосальщики




15

Тип Плоские черви. Класс Ленточные черви




16

Тип Круглые черви




17

Разнообразие Круглых червей




18

Тип Кольчатые черви. Класс Полихеты




19

Тип Кольчатые черви. Классы Олигохеты и Пиявки







Подцарство Многоклеточные. (Хордовые)


15 часов

20

Разнообразие Млекопитающих




21

Общая характеристика Хордовых




22

Подтип Бесчерепные




23

Подтип Позвоночные




24

Надкласс Рыбы. Особенности рыб




25

Разнообразие рыб




26

Класс Земноводные. Общая характеристика




27

Разнообразие Земноводных




28

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика




29

Разнообразие Пресмыкающихся




30

Класс Птицы. Общая характеристика




31

Приспособленность к полету




32

Разнообразие птиц




33

Класс Млекопитающие. Общая характеристика




34

Особенности строения млекопитающих







итого

34 часа

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» iconПояснительная записка к элективному курсу в 10 классе «Генетика человека»
Сивоглазов В. И., Пасечник В. В. «Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Программы элективных курсов» М., Дрофа, 2006г
Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» iconРабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество»

Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» iconРабочая программа по элективному курсу “ история отечества XX века глазами очевидцев” 11 класс
Рабочая программа по элективному курсу “ история отечества XX века глазами очевидцев”
Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» iconРабочая программа составлена на основе элективного курса «Биология животных»
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова учебник «Биология (Общая биология) базовый уровень» 10 – 11 класс – М.: Дрофа,...
Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» iconРабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я»
Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмета Общая биология по разделу «Основы генетики». В программе...
Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» iconРабочая программа по вводному курсу «Биология»
Рабочая программа по вводному курсу «Биология» 5 класс составлена на основе следующих документов
Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» iconРабочая программа по элективному курсу «Астрономия и физика космоса»
«Калмыцкомысовская средняя общеобразовательная школа» Поспелихинский район Алтайский край
Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» iconРабочая учебная программа по курсу «Биология наркомании и алкоголизма»...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных, протокол №
Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» iconРабочая программа по элективному курсу «Физика и экология» в 9 классе. Составил
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» iconПояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета, курса
Рабочая программа составляется учителем-предметником (педагогом дополнительного образования) по определенному учебному предмету или...
Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский...
Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» iconНазвание Предмет Направление
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» iconРабочая программа по элективному курсу «Нестандартные методы решения задач по математике»
Данная рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» iconРабочая программа учебного курса биологии в 7 классе Учитель: Краюхина...
Данная адаптированная рабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» составлена в соответствии с
Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» iconРабочая программа по элективному курсу «Методы решения уравнений»
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования от 05. 03 2004...
Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» iconРабочая программа по элективному курсу «Поэзия и проза русской эмиграции»...
«Средняя общеобразовательная Роговатовская школа с углубленным изучением отдельных предметов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск