Рабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество»





Скачать 189.17 Kb.
НазваниеРабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество»
Дата публикации08.09.2014
Размер189.17 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33»

____________________________________________________________________________

663333, Красноярский край, г. Норильск, район Талнах, улица Энтузиастов, 5

факс: (3919) 44-18-81; e-mail: moy331@mail. ru
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель НИС МБОУ «СОШ №33» Директор МБОУ «СОШ №33» ___________ /С.И. Гатиятуллина/ ________________/Л. В. Лукина/

«_______»________________2013 г. «______»______________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу: «Человек и общество»


Учитель: Савичева Вера Викторовна

Класс: 10 А

Всего часов в неделю: 1 час

Количество часов: 34 часа


Г. Норильск,

2013 год
СОДЕРЖАНИЕ:





Пояснительная записка


Образовательная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Обществознание/Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. и на основе программ общеобразовательных учреждений (история, обществознание).

Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета обществознания в рамках элективного курса: 34 часа, 1 час в неделю.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путём углублённого изучения некоторых тем, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.


  1. Цель и задачи:

Цель:

Курс направлен на получение системы знаний об обществе, формирования опыта применения знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, необходимых для социальной адаптации учащихся и последующей сдачи экзамена по обществознанию в форме ЕГЭ.

Задачи:

1. На основе углублённого изучения материала получить систему знаний об обществе, сформировать опыт применения знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, необходимых для социальной адаптации учащихся и последующей сдачи экзамена по обществознанию в форме ЕГЭ.

2. Освоение системы знаний об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина.

3. Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.

4. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере, политике, праве.

5. Формировать умения получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней.

6. Применять все полученные знания для решения задач познавательного и практического характера.

6. Сдача экзамена в форме ЕГЭ.

2. Нормативные правовые документы:

1. Федеральный закон «Об образовании».

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

3. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

4. Сборник нормативных документов, обществознание: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план /Под редакцией Н. В. Павловой. – М.: Дрофа, 2004.

5. Устав МБОУ «СОШ №33».

6. Санитарно - эпидемиологогичесие правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821-10 от 29 декабря 2010г. № 189.

7. Учебный план МБОУ «СОШ № 33» на 2013-2014 учебный год.


  1. Продолжительность курса:

Общее количество учебных часов по программе – 34 часа. По годовому календарному учебному графику в 2013-2014 учебном году – 34 учебных недели, по 1 часу в неделю (по вторникам) – 34 часа.
4. Основные виды учебной работы:

  • Индивидуальный.

  • Фронтальный.

  • Групповой.

  • Коллективный.




  1. Формы и методы, технологии обучения:

Формы: урок, лекция, групповые занятия.

Методы: устное изложение материала, дискуссии, фронтальные беседы.

Технологии (элементы): технологии личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, коллективного и группового обучения.


  1. Компоненты программы:

Инвариантный компонент. Факультативный курс входит в образовательную область «Обществознание» и сопровождает учебный предмет «Обществознание» в полном образовании школьников. Количество часов и последовательность изучения тем являются примерными и могут быть изменено в соответствии с уровнем подготовки обучающихся.



  1. Категория обучающихся: учащиеся 10 класса.




  1. Новизна программы заключается в расширении социальных компетенций.




  1. Учебно-тематический план элективного курса «Человек и общество»

10А класс (34 часа)

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во

учебных часов

Теория

Практика

Формы занятий

Формы контроля

1.

Введение.

1.1. Знакомство с курсом.

1

1

-

Лекция,

беседа

-

2.

Раздел I. Взаимодействие человека, общества, природы.

2.1. Перспективы развития цивилизации.

2.2. Общество как динамичная система. Общество и природа.

2.3. Общество и культура.

2.4. Сферы общества, их взаимосвязь. Глобальные проблемы человечества.

2.5. Решение глобальных проблем. Экологический кризис.

2.6. Потребности и способности человека.

2.7. Деятельность человека. Цель и смысл его жизни.

2.8. Личность, её социализация и воспитание.

8

6

2

Проблемная лекция.

Урок группами.

Дискуссия.

Мини- сочинение.



3.

Раздел II. Духовная жизнь общества.

3.1. Культура, её разновидности.

3.2. Искусство, его формы.

3.3. Наука. Образование и самообразование.

3.4. Религия как феномен культуры. Мораль, её категории.

3.5. Обобщение по разделам: «Взаимодействие человека, общества, природы, духовная жизнь».

5

4

1

Проблемная лекция.

Дискуссия.

Блеф клуб.

Тест в форме ЕГЭ.

4.

Раздел III. Социальные отношения.

4.1. Многообразие социальных групп.

4.2. Социальный статус и социальные роли.

4.3. Социальная мобильность.

4.4. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

4.5. Семья как социальный институт и малая группа.

4.6. Молодёжь. Этнические общности. Межнациональные отношения.

6

5

1

Урок группами.

Дискуссия.

Урок игра.

Анализ теста.

Эссе.



5.

Раздел IV. Политика.

5.1. Власть. Её происхождение и виды.

5.2. Признаки, функции и формы государства.

5.3. Избирательные системы. Политические партии.

5.4. Политические режимы.

5.5. Гражданское общество. Правовое государство.

5.6. Обобщение по разделам: «Социальные отношения и политика».

6

4

2

Проблемная лекция.

Дискуссия.

Урок группами.

Блеф клуб.

Тест в форме ЕГЭ.

6.

Раздел V. Право.

6.1. Система права.

6.2. Источники права.

6.3. Правоотношения и правонарушения.

6.4. Юридическая ответственность и её виды.

6.5. Основные отрасли права в РФ.

6.6. Система судебной защиты прав человека.

6.7. Обобщение по разделу: «Право».

7

4

3

Проблемная лекция.

Урок группами.

Дискуссия.

Анализ теста.

Тест в форме ЕГЭ.


7.

Итоговое повторение.

7.1. Обобщающий урок.

1

-

1

Практикум.

Анализ теста.




Итого:

34

24

10










  1. Содержание разделов, тем:

Введение. (1 час)

Знакомство с курсом. Цели, задачи. Перспективы развития цивилизации.

Раздел I. Взаимодействие человека, общества, природы. (8 часов)

Перспективы развития цивилизации. Общество как динамичная система. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Проблемы общественного прогресса. Целостность современного мира, его противоречия. Глобальные проблемы человечества. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Бытие человека. Потребности и способности человека. Деятельность человека, ее основные виды. Деятельность и творчество. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Личность, ее социализация и воспитание. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности.

Раздел II. Духовная жизнь общества. (5 часов)

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура. Средства массовой информации. Искусство, его формы. Основные направления. Наука. Образование и самообразование. Религия как феномен культуры. Мораль, ее категории. Тенденции духовной жизни современной России.

Раздел III. Социальные отношения. (6 часов)

Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Социальный статус. Социальные роли. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Национальная политика. Социальные процессы в современной России

Раздел IV. Политика. (6 часов)

Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Политическая идеология. Политические режимы. Местное самоуправление. Политическая культура. Основные черты гражданского общества. Правовое государство. Политическая жизнь современной России.

Раздел V. Право. (7 часов)

Право в системе социальных норм. Система права. Основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция в иерархии нормативных актов. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные отрасли права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Система судебной защиты прав человека. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международное гуманитарное право. Правовая культура.

Итоговое повторение. (1 час)

Обобщение изученного материала.


  1. Основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся:

К концу элективного курса учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:

Знать/понимать (познавательная компетенция):

  • бисоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • политическую систему общества;

  • основные отрасли права;

  • проблемы социально-политической и духовной жизни общества.

Уметь (информационно-коммуникативная компетенция):

  • определять сущностные характеристики изучаемых объектов;

  • самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • уметь развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

  • отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;

  • выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, прогнозировать, формулировать полученные результаты;

  • владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), правилами ведения диалога.

Использовать приобретённые знания (рефлексивная компетенция) для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей;

  • совершенствования и углубления собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации;

  • решения практических жизненных проблем;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • стремления в углублении знаний;

  • выполнения тестов в форме ЕГЭ.




12. Формы и методы контроля достижений учащихся:

  • тематическое тестирование с учетом элементов содержания и типологии заданий ЕГЭ,

  • мини-сочинение с анализом, предложенным в критериях оценивания заданий с развернутым ответом, эссе,

  • работа с оригинальными текстами различного характера.


13. Литература для учителя и учащихся:

1. Боголюбов Л.H. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». Ч.1,2.

М: Просвещение, 2009

2.Обществознание. Единый государственный экзамен 2012. Контрольно-измерительные материалы. М.: Просвещение, 2012

3.Обществознание. Единый государственный экзамен 2011. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. «Интеллект-Цент», 2011.

4.Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. М: Просвещение ,2009

5.Л.Д.Ибрагимова. Обществознание. Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ. Челябинск, ИДПОПР,2008.

6.Экзамен по обществознанию: работаем с текстами. \\Ж. «История и обществознание для Школьников».-2008.-№ 1.

7.Н.И.Городецкая. Экономические знания выпускников в зеркале единого государственного экзамена. \\ Ж. «Преподавание истории и обществознания в школе».- 2002.-№10.

8.А.Ю.Лазебникова. Единый государственный экзамен по обществознанию: первые результаты. \\Ж. «Преподавание истории и обществознания в школе».-2002.-№10.

9.ЕГЭ: задания по экономике. \\ Ж. «История и обществознание для школьников».-2003.-№2,3.

10.Проба пера, или что такое эссе. \\Ж. «История и обществознание для школьников»,- 2002.-№2

11.ЕГЭ. Задачи по обществознанию. \\Ж.«История и обществознание для школьников»,2002.№3

12.Т.Г.Цитович. Формирование умений написания эссе на уроках обществознания. \\ Ж.

«Прееподавание истории и обществознания в школе».-2003.-№7.

13.Боголюбов Л.Н., Рутковская Е.Л.. Задания к документам на экзамене по обществознанию. \\Ж. «Преподавание истории и обществознания в школе».-20Ш--№10.

Учебные компьютерные диски:

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2008 год

«Энциклопедия Брокгауза и Ефрона», 86 томов

Дидактический раздаточный материал:

Обществознание, папки – 10 класс

Обществознание, папка «Подготовка к ЕГЭ»

Приложение 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «Человек и общество», 10А класс, 2013-2014 учебный год





п/п


Номер урока



Тема урока


Кол-во часов


Дата по плану


Корректировка


Дата по факту


Итоговый контроль

Введение. (1 час)

1.

Урок №1.

Знакомство с курсом.

1

03.09.13г.












Раздел I. Взаимодействие человека, общества, природы. (8 часов)

2.

Урок №1.


Перспективы развития цивилизации.

1

10.09.13г.












3.

Урок №2.

Общество как динамичная система. Общество и природа.

1

17.09.13г.












4.

Урок №3.

Общество и культура.

1

24.09.13г.










5.

Урок №4.

Сферы общества, их взаимосвязь. Глобальные проблемы человечества.

1

01.10.13г.










6.

Урок №5.

Решение глобальных проблем. Экологический кризис.

1

08.10.13г.










7.

Урок №6.

Потребности и способности человека.

1

15.10.13г.










8.

Урок №7.

Деятельность человека. Цель и смысл его жизни.

1

22.10.13г.










9.

Урок №8.

Личность, её социализация и воспитание.

1

29.10.13г.









Мини-сочинение.

Раздел II. Духовная жизнь общества. (5 часов)

10.

Урок №1.

Культура, её разновидности.

1

12.11.13г.












11.

Урок №2.

Искусство, его формы.

1

19.11.13г.












12.

Урок №3.

Наука. Образование и самообразование.

1

26.11.13г.










13.

Урок №4.

Религия как феномен культуры. Мораль, её категории.

1

03.12.13г.










14.

Урок №5.

Обобщение по разделам: «Взаимодействие человека, общества, природы, духовная жизнь».

1

10.12.13г.







Тест в форме ЕГЭ.

Раздел III. Социальные отношения. (6 часов)

15.

Урок №1.

Многообразие социальных групп.

1

17.12.13г.







Анализ теста.

16.

Урок №2.

Социальный статус и социальные роли.

1

24.12.13г.












17.

Урок №3.

Социальная мобильность.

1

14.01.14г.







Эссе.

18.

Урок №4.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

1

21.01.14г.










19.

Урок №5.

Семья как социальный институт и малая группа.


1

28.01.14г.










20.

Урок №6.

Молодёжь. Этнические общности. Межнациональные отношения.

1

04.02.14г.










Раздел IV. Политика. (6 часов)

21.

Урок №1.

Власть. Её происхождение и виды.

1

11.02.14г.











22.

Урок №2.

Признаки, функции и формы государства.

1

18.02.14г.










23.

Урок №3.

Избирательные системы. Политические партии.

1

25.02.14г.












24.

Урок №4.

Политические режимы.

1

04.03.14г.











25.

Урок №5.

Гражданское общество. Правовое государство.

1

18.03.14г.










26.

Урок №6.

Обобщение по разделам: «Социальные отношения и политика».

1

25.03.14г.







Тест в форме ЕГЭ.

Раздел V. Право. (7 часов)

27.

Урок №1.

Система права.

1

01.04.14г.







Анализ теста.

28.

Урок №2.

Источники права.

1

08.04.14г.










29.

Урок №3.

Правоотношения и правонарушения.

1

15.04.14г.










30.

Урок №4.

Юридическая ответственность и её виды.


1

22.04.14г.










31.

Урок №5.

Основные отрасли права в РФ.

1

29.04.14г.










32.

Урок №6.

Система судебной защиты прав человека.

1

06.05.14г.










33.

Урок №7.

Обобщение по разделу: «Право».

1

13.05.14г.







Тест в форме ЕГЭ.

Итоговое повторение. (1 час)

34.

Урок №1.

Обобщающий урок.


1

20.05.14г.









Анализ теста.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (человек, природа,...
Данная рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество» iconРабочая программа по элективному курсу «Биология животных»
Данная программа по элективному курсу составлена на основе программы элективного курса «Мир животных», автор И. Б. Агафонова, В....
Рабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество» iconРабочая программа по элективному курсу «экологические основы охраны природы»
Экологически образованный человек будет бороться против экологического варварства, находя наилучшие варианты взаимоотношения природы...
Рабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество» iconРабочая программа по элективному курсу “ история отечества XX века глазами очевидцев” 11 класс
Рабочая программа по элективному курсу “ история отечества XX века глазами очевидцев”
Рабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество» iconРабочая программа учителя 1 квалификационной категории Рудаковой...
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Москва, 2004 г.)
Рабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество» iconРабочая программа по элективному курсу «Астрономия и физика космоса»
«Калмыцкомысовская средняя общеобразовательная школа» Поспелихинский район Алтайский край
Рабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество» iconРабочая программа по элективному курсу «Физика и экология» в 9 классе. Составил
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество» iconПояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета, курса
Рабочая программа составляется учителем-предметником (педагогом дополнительного образования) по определенному учебному предмету или...
Рабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество» iconТематический план курса 7 Вопросы для подготовки к внутрисеместровым...
Примерная тематика рефератов, курсовых и диплом­ных работ по курсу «Первобытное общество» 6
Рабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество» iconТематический план курса 7 Вопросы для подготовки к внутрисеместровым...
Примерная тематика рефератов, курсовых и диплом­ных работ по курсу «Первобытное общество» 6
Рабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество» iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают...
«человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное...
Рабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество» iconРабочая программа по элективному курсу «Нестандартные методы решения задач по математике»
Данная рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество» iconРабочая программа по элективному курсу «Методы решения уравнений»
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования от 05. 03 2004...
Рабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество» iconРабочая программа по элективному курсу «Поэзия и проза русской эмиграции»...
«Средняя общеобразовательная Роговатовская школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество» iconРабочая программа по элективному курсу
Составлена на основе программы профильного курса «Информатика x-xi» и элективного курса «Информационные системы и модели» (10-11...
Рабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество» iconРабочая программа по элективному курсу наглядная геометрия
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск