Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа» УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБОУ «Великодворская СОШ»
от 30 августа 2012 г. № 140 СОГЛАСОВАНО
с заместителем
директора по УВР
30 августа 2012 г._______
РАССМОТРЕНО
на Педагогическом
совете (протокол заседания
от 30 августа 2012 г. № 1)
|
|
|
Рабочая программа по элективному курсу «Физика и экология» в 9 классе.
Составил:
учитель физики
Попова Татьяна Германовна
2012 Содержание:
Пояснительная записка 4
Основными целями данного курса являются: 4
Курс «Физика и экология» решает задачи: 5
Ожидаемые результаты обучения 5
Методы и формы обучения 6
Система оценивания 7
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 8
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 10
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 12
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 12
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ТЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ 13
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ТЕМ РЕФЕРАТОВ 14
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАЧИ 15
Пояснительная записка Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Физика – наука, лежащая в основе научно-технического прогресса, который внес нарушения в многочисленные природные взаимодействия.
«Дом» современного человека – это планета Земля, теперь уже вместе с прилегающим космическим пространством.
Начав с рассмотрения связей и событий организменного уровня, как «естественная история» видов экологическая наука постепенно расширяла сферу своих интересов, и сейчас экология изучает весь окружающий мир человека.
Экология – наука о взаимосвязях в природе. Связь этих двух наук доказывает единство материального сира и показывает, что пришла пора использовать физику как инструмент сохранения окружающей среды.
Основными целями данного курса являются: -ознакомление учащихся с экологическими проблемами;
-формирование интереса к изучению физики и применению физических законов в повседневной жизни;
-воспитание чувства гордости за науку и ответственности за использование научных достижений в жизни для улучшения состояния окружающей среды.
Курс «Физика и экология» решает задачи: -углубления знаний о методах научного познания природы;
-овладение умениями проводить пропаганду экологических идей, защищать и улучшать состояние окружающей среды;
-воспитание личности, готовой к практической деятельности.
Ожидаемые результаты обучения В процессе обучения учащиеся приобретут и закрепят следующие умения:
-наблюдать явления;
-описывать результаты наблюдений;
-выдвигать гипотезы;
-выполнять измерения;
-представлять результаты измерений (в виде графиков, таблиц, диаграмм);
-интерпретировать результаты измерений;
-делать выводы по результатам измерений;
-участвовать в дискуссии;
-готовить рефераты, сообщения на основе своих наблюдений и измерений;
-применять полученные знания в повседневной жизни.
При выполнении практических работ учащиеся должны овладеть:
-знанием практических основ охраны природы;
-умением дать экологическую оценку динамики изменения состояния окружающей среды;
-умением произвести исследование состояния окружающей среды;
-навыком проведения практических работ на местности;
-навыком экологического самоконтроля личности.
Учащиеся должны получить представление о многообразии приемов, методов исследовательской работы, об этапах проведения исследований.
При изучении данного элективного курса акцент делается на приобретение дополнительной суммы знаний по физике, на развитии способностей самостоятельно приобретать знания, оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать мнение другие мнения и обсуждать их.
Методы и формы обучения Учитель в ходе реализации курса применяет следующие методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный;
-познавательный;
-стимулирования и мотивации деятельности учащихся;
-организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
организации учебно-познавательной деятельности;
-контроля и самоконтроля.
Ведущие формы занятий: семинары, практические занятия, лекции, диспуты, конференция и создание проекта, решение экологических задач.
Выполнение исследовательских заданий предполагает индивидуальную или групповую работу по 2-3 человека в течение одного занятия или нескольких.
Наблюдения и исследования рассчитаны на использование типового и оборудования экологических служб города.
Организация элективных занятий носит характер самостоятельной и познавательной и творческой деятельности материалов, полученных из различных источников. Часть материала учащиеся находят самостоятельно, часть получают от учителя, часть от специалистов в вопросе экологии поселения, приглашая на свои занятия работников администрации района, экологических служб, служб благоустройства, руководителей промышленных предприятий и т.п.
Совместная работа учащихся и специалистов экологической службы дает возможность выйти на создание проекта по улучшению экологии. Полученные результаты помогают в работе по благоустройству, а учащиеся видят связь науки с повседневной жизнью.
Курс рекомендуется проводить либо в сентябре-октябре, либо в апреле – мае. Это объясняется проведением практических работ на улицах поселения.
Система оценивания Система оценивания участия и результативности работы учащихся – зачетно-рейтинговая.
Зачет: посещал 80% и более всех занятий
Незачет: посещал менее 80% всех занятий
Рейтинг:
10 баллов – посещал 80% и более всех занятий
20 баллов – посещал 80% всех занятий и провел одно исследование
30 баллов – посещал 80% всех занятий, провел одно исследование и подготовил одно выступление
40 баллов – посещал 80% всех занятий, провел одно исследование и подготовил выступление на школьную научно-практическую конференцию.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Физика и экология (1 час)
Роль физики в оценке влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и решение экологических проблем. Значение новых источников энергии и новых материалов.
Магнитное поле Земли (1 час)
Магнитное поле Земли. Ионосфера. Влияние магнитного поля на биологические объекты.
Загрязнение атмосферы (2 часа)
Основные загрязняющие вещества. Зависимость степени загрязнения на прозрачность воздуха. Влияние транспорта на состояние воздушной оболочки Земли. Загрязнение атмосферы при авиаполетах и запусках космических аппаратов. Физические методы уменьшения и очистки газопывевых выбросов.
Загрязнение окружающей среды (3 часа)
Влияние вибрации на состояние тел. Инфразвуковое загрязнение. Резонанс и биоритмы. Круговорот радиоактивных элементов в природе и его влияние на живые организмы. Естественный радиационный фон и его изменение в результате антропогенного вмешательства. Экологические последствия взрывов среды при использовании ядерной энергетики
Экология и промышленность (3 часа)
Экологические проблемы электроэнергетики. Электроснабжающие технологии в электро- и радиотехнике. Создание материалов с заданными свойствами. Сверхпроводники. Электрические проблемы современных средств связи.
Экология города и жилища (3 часа)
Нагревательные и обогревательные приборы. КПД ламп накаливания. Перевод транспорта на природный газ и электроэнергию. «+» и «-» электротранспорта. Борьба с электризацией тел в жилищных помещениях.
Экология человека (3 часа)
Действие электрического поля на организм человека. Влияние статического, электрического поля, теплового действия электрического тока. Электрического сопротивление тела человека и его зависимость от состояния организма. Влияние на здоровье громкого звучания аудиомузыкальной техники.
Итоговая конференция (2 часа)
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА № п/п
| Тема занятия
| Кол – во часов
| В том числе
| Формы контроля
| Лекции
| Практические работы
| Семинары
| Самостоят. деят - ть
| 1
| Физика и экология
| 1
|
|
|
|
|
| 2
| Магнитное поле Земли
| 1
|
|
| Влияние магнитного поля Земли на живые существа
(0,5 ч)
|
|
| 3
| Загрязнение атмосферы
| 2
|
| Совместно с работниками ГИБДД «Загрязнение воздуха автотранспортом» (0,5 ч)
| Загрязнение атмосферы
(1 ч)
| Сбор информации по теме «Загрязнение атмосферы объектами ЖКХ» (0,5 ч)
| Отчеты групп (графики, таблицы)
| 4
| Загрязнение окружающей среды
| 3
| Человек и окружающая среда (0,5 ч)
| Совместно с работниками экологической службы «Радиационный фон в городе» (0,5 ч)
| Антропогенное воздействие на окружающую среду и изменение ее физических параметров
(1 ч)
| Сбор информации по теме «Изучение шумового загрязнения среды» (1 ч)
| Отчеты групп
| 5
| Экология и промышленность
| 3
| Энергоснабжение города
(0,5 ч)
| Совместно с работниками электросети «Уличное освещение в городе» (0,5 ч)
| Электрические проблемы современных средств связи
(0,5 ч)
| Сбор информации по теме «Проблемы в энергоснабжении города»
(1,5 ч)
| Отчеты групп
| 6
| Экология города и жилища
| 3
| Перевод транспорта на природный газ и электроснабжение
(0,5 ч)
| На выбор: «Создание модели системы отопления»; «Определение КПД ламп накаливания в школе» (1 ч)
| Водоснабжение города (1 ч)
| Сбор информации по теме «Проблемы питьевой воды»
(0,5 ч)
| Отчеты групп, создание модели «Идеальный дом»
| 7
| Экология человека
| 3
| Действие электрического поля на организм человека
(0,5 ч)
| Звуковой резонанс
| Влияние на здоровье человека громкого звучания аудио- и видеотехники
(0,5 ч)
| Решение экологических задач
| Отчеты групп
| 8
| Итоговая конференция
| 2
|
Защита проектов
| ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ карта города
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл. – М.: Дрофа, 2003.
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике для 9-11 кл. средней школы. – 5-е изд. перераб. – М.: Дрофа, 2001
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Домаков А.И., Хвастунов С.А., Яцкевич В.А. Электромагнитная экология. – Вологда: Русь, 2003
Андреева Г.А., Башкирова И.А., Праг В.А. Задачи с региональным и экологическим содержанием. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2004
Изучение вопросов экологии в школьном курсе физики. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2004
Покровский С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. – М.: Просвещение, 1963
Фадеева Г.А., Попова В.А. Физика и экология. 7-11 кл. – Волгоград: Учитель, 2004
Экологическая составляющая курса физики // Физика в школе. – 2004. - №3. – С. 23
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ТЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ линии магнитного поля
компас
резонанс
исследование зависимости сопротивления проводника от температуры
изучение запыленности воздуха
изучение шумового загрязнения территории
изучение радиационной обстановки
КПД лампы накаливания
электризация тем
Приложение 2
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ТЕМ РЕФЕРАТОВ значение новых источников энергии и их использование
влияние магнитного поля на живые организмы
влияние загрязнения на прозрачность воздуха
экология и транспорт
экология жилища
экология города
экологические проблемы электроэнергетики
влияние шумов на деятельность человека
электризация
атомная энергетика, ее плюсы и минусы
сверхпроводники
Приложение 3
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАЧИ Рабочая частота микроволновой печи 2450 МГц. Найти длину волны соответствующего излучения.
в парниках ставят обыкновенное стекло, а колбы для ртутных ламп изготавливают из кварцевого стекла. Почему?
Мощность кофемолки 125 Вт, а напряжение в сети 220 В. Какова сила тока в цепи электродвигателя кофемолки?
Имея карту своего города, определите длину центральной улицы, длину границы района и его площадь.
Сколько кубометров газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль, израсходовав за день 20 кг бензина? Плотность газа при 0 0С равна 0,002 кг/м3
Шум – только враг или он может приносить пользу?
Почему снег, покрытый сажей или грязью, тает быстрее, чем чистый?
Почему жаркая погода переносится в болотистой местности труднее, чем в сухой?
Вечером на берегу реки сухой термометр психометра показал температуру 20 0С, а влажный – 16 0С. При какой температуре утром может появиться туман?
На чем основано действие холодильника?
В батарею водяного отопления поступает 6·10-6 м3 воды в секунду при температуре 80 0С, а выходит из батареи при температуре 25 0С. Какое количество теплоты получает отапливаемое помещение в течение суток?
В электроплавильную печь загрузили 3т стального лома при температуре 20 0С. какое количество электроэнергии необходимо для расплавления стали, если КПД печи 95%?
В воде морей и океанов, в воздухе атмосферы заключена огромная внутренняя энергия. Как можно было бы использовать эту энергию?
В чем преимущество дизельного двигателя перед бензиновым?
За счет чего добиваются повышения КПД тепловых машин?
Объясните электризацию тел при соприкосновении.
Как можно защищать приборы, устройства и людей от вредного влияния внешних электрических полей?
Во время грозы разность потенциалов между облаком и Землей может достичь 109 В. Как это надо понимать?
Какую опасность представляют обесточенные цепи с имеющимися в них конденсаторами? Что следует сделать после размыкания такой цепи?
|