Скачать 5.52 Mb.
|
Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» Г. А. Ягодин, М. В. Аргунова, Т. А. Плюснина, Д. В. Моргун _________________________________________________________________________________________ департамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития _______________________________________________________________ Ягодин г.а., аргунова м.в., плюснина т.а., моргун д.в. РАБОЧАЯ КНИГА УЧИТЕЛЯ К курсУ «Экология Москвы и устойчивое развитие» Москва 2008 УДК ББК Я Ягодин Г.А., Аргунова М.В., ., Плюснина Т.А , Моргун Д.В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под ред. Г. А. Ягодина. — М.: МИОО , 2008. - с. Главный редактор — Г. А. Ягодин, доктор химических наук, профессор, академик РАО, научный руководитель городской экспериментальной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». ISBN В данном издании содержатся учебно-тематическое и тематико-поурочное планирование, раскрывается содержание курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для учащихся 10 (11) классов средних общеобразовательных школ. Рабочая книга включает разработки уроков по профильной модели, а также подробное описание форм, методов и приёмов, используемых в рамках уроков. Издание также нацелено на обеспечение учителя текстовым материалом при использовании различных педагогических технологий, индивидуальных, парных и групповых форм работы. В книге также приведены тесты и контрольные работы к курсу. Для текущего и итогового контроля предлагаются темы рефератов и экологических проектов, приводятся требования к их выполнению и оформлению. Издание предназначено для учителей общеобразовательных школ, методистов окружных методических центров города Москвы, а также специалистов дополнительного образования, работающих с курсом «Экология Москвы и устойчивое развитие». Коллектив авторов благодарит Ю.В.Фёдорову, зав.каф. информационных технологий и образовательной среды Московского института открытого образования ,за информационную поддержку курса , а также предоставленные разработки практических работ при помощи измерительных датчиков. © МИОО, 2008© ОАО «Московские учебники», 2008 Содержание Введение……………………………………………………………………… 4 Учебно-тематический план курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10 (11) классов…………………………………………………………… 8 Тематико-поурочное планирование курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10 (11) классов………………………………………………… 9 Содержание образовательной программы…………………………………….13 Учебно-методическое обеспечение курса……………………………………..21 Формы, методы и приёмы, направленные на освоение содержания курса….29 Разработки уроков к курсу……………………………………………………..48 Формы контроля по курсу…………………………………………………… 355 Контрольные работы для промежуточного контроля…… …… 356 Тестовые задания к курсу………………………………………………………359 Рефераты к курсу и требования к ним…………………………………………394 Экологические проекты и требования к ним………………………………… 401 Литература…………………………………………………………………….. 403 Введение Учебный курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» предназначен для учащихся 10 (11) классов средних общеобразовательных школ города Москвы. Данный межпредметный курс направлен на получение знаний в области экологии Москвы и устойчивого развития, а также переосмысление мировоззренческих и культурных ориентиров учащихся. Курс является одним из немногих, в котором введена проблематика устойчивого развития общества, рассматриваются социальные, экономические и экологические проблемы, уделяется большое внимание практической и природоохранной деятельности. Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» является логическим продолжением курса экологии, как раздела биологии 9 класса, при изучении которого учащиеся знакомятся с основными экологическими законами и понятиями. Кроме этого, при освоении данного курса школьники имеют возможность применить знания и умения , полученные в рамках основной школы как по естественнонаучным, так и социально-гуманитарным дисциплинам. Следуя потребностям современного общества, будущий выпускник должен обладать следующими способностями:
Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» отвечает требованиям сегодняшнего дня, так как в его основе лежит диалектическое понимание взаимоотношений человек – общество – природа. Он охватывает широкий круг проблем как естественнонаучного, так и гуманитарного характера, базируется на принципах системности, научности, социальной значимости. Особое внимание в курсе уделяется познавательным и практическим умениям экологического характера. Новизна курса заключается в следующем:
Основные задачи курса: Обучающие:
Воспитательные:
Развивающие:
Режим и формы занятий В соответствии с Московским базисным учебным планом предмет «Экология Москвы и устойчивое развитие» является обязательным для изучения в 10 (11) классах в средних общеобразовательных школах. Базовый уровень программы рассчитан на 34 часа, из них:
Профильный уровень – 68 часов, из них:
Занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу в 10 или в 11 классах, либо по одному академическому часу один раз в неделю в 10 и 11 классах. Учебно-тематический план курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10 (11) классов
Тематико-поурочное планирование курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10 (11) классов
Приведённое тематико-поурочное планирование носит рекомендательный характер. Поскольку курс является интегративным и преподаётся учителям различных предметов, учитель вправе самостоятельно выбирать темы для изучения в зависимости от профиля, а также варьировать учебное время для их прохождении, как по профильной, так и по базовой модели. Содержание образовательной программы Введение Экология, её задачи и структура. Уровни организации живой природы, изучаемые в курсе экологии. Понятие биосферы. |
Рабочая программа Предмет: «Экология Москвы и устойчивое развитие» Программа: для общеобразовательных учреждений: «Экология Москвы и устойчивое развитие» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Экология Москвы и устойчивое развитие, 10(11) класс/составители... | ||
Экология и устойчивое развитие россии «экология» приобрело популярность у общественных деятелей и политиков, литераторов, деятелей науки и искусства. Экологические проблемы,... | Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 Экономика... | ||
Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Учение о биосфере и устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями... | Учебной дисциплины устойчивое развитие Рекомендуется для направления «Устойчивое развитие» является формирование современных представлений об устойчивом развитии как о научной идеологии и прикладной... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Устойчивое развитие» Разработчики:... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Положение о проведении конкурса научно-практических работ школьников... Настоящее Положение о Конкурсе научно-практических работ «Устойчивое развитие: мы и наше будущее» (далее – Положение) устанавливает... | ||
Книга учителя: тексты и методика Цикл «Уроки нравственности» с Альбертом Анатольевичем Лихановым. Книга учителя: тексты и методика | Российской федерации Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивое развитие | ||
Задачи и упражнения к школьному курсу общей экологии Часть общая... Опираясь на определение экологии, установите, какие утверждения являются грамотными | Александр Сунгуров Гражданское общество и его развитие в России Учебное... Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 23-пп "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы"... | ||
Учебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями гос впо | ||
Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и развитие в России Ша и Канаде. Правда, оно в основном охватывало вопросы корпоративной филантропии, социального обеспечения собственного персонала,... | Научная школа: Устойчивое развитие социально-экономической системы Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал |