Скачать 148.14 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением немецкого языка № 1222
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: « Экология Москвы и устойчивое развитие» Класс: 11 «А» Количество часов в неделю -1 Программа: для общеобразовательных учреждений: « Экология Москвы и устойчивое развитие» Авторы: Г.А Ягодин, М.В. Аргунова, Т.А. Плюснина, Д.В. Моргун – Москва, МИОО. Учебник: экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10(11) классов средних общеобразовательных школ / Под ред. Г.А.Ягодина. – М.: МИОО, «Интеллект-Центр», 2008.-352 с.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа выполняет две основные функции:
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковвывоя творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Структура документа Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, требования к уровню подготовки выпускников. Общая характеристика учебного предмета Учебный курс « Экология Москвы и устойчивое развитие» предназначен для преподавания предмета в 10(11) – х классах средних общеобразовательных школ города Москвы. Он представляет собой межпредметный курс, преподавание которого связано как с получением знаний и навыков в области урбоэкологии на примере Москвы, так и с переосмыслением мировоззренческих, культурных ориентиров учащихся, становлением целостной деятельности личности. Рабочая программа курса « Экология Москвы и устойчивое развитие» отвечает требованиям сегодняшнего дня, так как его методическую основу составляет диалектическо понимание взаимоотношения человек – общество – природа. Курс охватывает широкий круг проблем как естественнонаучного, так и гуманитарного, аксиологического, культурологического аспектов( идеи природного и культурного наследия, идея Культуры мира) и базируется на принципах системности, научности, социальной значимости.. особое внимание в курсе уделяется познавательным и практическим умениям экологического характера. Проблемы развития городов становятся сегодня неотъемлемой частью глобальной стратегии устойчивого развития современного общества. В решении этих проблем могут принимать участие сегодняшние школьники. От их компетентности, в том числе экологической, в различных областях деятельности зависит возможность дальнейшего существования цивилизации. Достижение экологической компетентности предполагает переход образовательного процесса на качественно новый уровень, начиная с постановки новых целей и задач, определения инновационного содержания, использования современных образовательных технологий, раз работки новых индикаторов оценивания результатов. Теоретический курс тесно связан с научно-практической деятельностью ( школьный экологический мониторинг), что способствует усилению мировоззренческого компонента, развитию системности, комплексности учебно-исследовательской деятельности учащихся. Курс отражает отдельные положения Экологической доктрины Москвы, такие как:
Устойчивое развитие – комплексное понятие, включающее обеспечение потребностей живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворения своих потребностей; согласование образа жизни с экологическими возможностями региона; определенные ограничения в эксплуатации природных ресурсов, связанных со способностью биосферы справляться с последствиями деятельности человека; согласование роста численности населения с производительным потенциалом экосистемы. Цель курса – формирование экологических знаний, умений, навыков и развитие социально-личностных качеств учащихся, необходимых для воплощения идей устойчивого развития. Основные задачи курса: Обучающие:
Воспитательные:
Развивающие:
Место предмета в базисном плане В соответствии с Московским базисным учебным планом ступени среднего ( полного) общего образования предмет « Экология Москвы и устойчивое развитие» является обязательным учебным предметом. Базовый уровень программы рассчитан на 34 часа. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Следуя потребностям современного общества, будущий выпускник должен овладеть следующими способностями:
Результаты обучения Результаты обучения курса « Экология Москвы и устойчивое развитие» приведены в разделе « Требования к уровню выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированног и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Содержание образовательной программы ( 34 часа) I. Введение: особенности цивилизации XXI века. Экологические кризисы в истории цивилизации. Мировозренческие истоки экологической проблемы. Сценарий будущего – устойчивое развитие цивилизации. Концепция устойчивого развития. Программные документы: РИО – 92, Концепция перехода РФ на модель устойчивого развития (1996), Экологическая доктрина РФ (2002), Экологическая доктрина Москвы (2005). Образование в интересах устойчивого развития. Игровое занятие по выработке навыков эффективной работы в команде. II. Москва – мой древний и любимый город Введение понятий «город», «городская агломерация», «мегаполис», «градообразующая функция города». Становление Москвы как города с XI по XXI вв. Характеристика экономико-географического положения столицы, оценка «правильности» выбора места строительства. Территория и границы Москвы в различные исторические эпохи. Население, его хозяйство, традиции. Изменение функций города. Архитектура и использование природного ландшафта в строительстве Москвы. Восприятие города: личностное, через произведения литературы и искусства. Культурно-историческая среда города, её сохранение. Основные виды воздействия города на окружающую природную среду. Экскурсия: по городу, Музей истории Москвы, Музей археологии Москвы. III. Природные и социально-экономические факторы формирования городской среды. Город как урбосистема. Городская среда. Компоненты урбосистемы. Законы оптимального развития города. Характеристика компонентов городской среды. Особенности геологической среды города. Особенности геологической среды города Москвы: понятия «геологическая среда», «рельеф города». Геологическое строение Москвы. Первое научное описание геологических пород, слагающих территорию города. Природные особенности территории и их роль в формировании города. Воздействие города на геологическую среду. Наиболее типичные техногенно активизированные геоморфологические процессы ( оседание земной поверхности. Формирование новой структуры гидросети поверхностного и подземного стока, горно-геологические процессы: провалы, оползни, эрозия, трещины. Карстово-суффозионные подтопления). Районы геологического риска. Коренные и современные ландшафты Москвы. Почвы и грунты города. Твёрдые бытовые отходы в городе. Климат и погода Московского мегаполиса. Характеристика климатических параметров. Влияние города на климат: на состояние атмосферы, на атмосферные явления. «острова тепла». Ветровой режим города. Осадки, грозы, градобития, влажность, мутность атмосферы, уменьшение солнечной радиации, кислотные дожди. Основные загрязняющие вещества: диоксид азота, оксиды углерода, оксиды серы, диоксины, бензапирен. Основные источники загрязняющих веществ атмосферы: автотранспорт, промышленные и коммунально-бытовые предприятия, предприятия энергетического комплекса. Способы снижения поступления загрязнений в городскую среду. Водные ресурсы Москвы ( реки, озёра, водохранилища, канал им. Москвы, подземные воды, пруды). Значение рек в развитии города. Гидрогеологическая обстановка территории Москвы сегодня. Основные виды загрязнения вод ( твердые минеральные вещества, нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества, нитраты, нитриты, закисление водоемов. Влияние рН на процессы растворения соединений тяжелых металлов и алюминия). Эвтрофикация водоёмов, источников, возможные пути снижения этого явления. Экологический каркас города ( мозаика городских ландшафтов Москвы, растительный и животный мир города, ООПТ, особенности озеленения городских территорий). Общая площадь озеленённых территорий в Москве. Растительный покров Москвы в прошлом. Основные растительные сообщества города ( Лосиный остров, Битцевский парк, измайловский лес, Серебряный Бор, лесопарк Кузьминки, Сетунь, Петровско-Разумовское, фрагменты суходольных пойменных лугов, болота). Состав городской флоры ( местные, интродуцированные, занесённые). Растительность городских пустырей. Озеленение улиц, домов, кварталов. Экологические, санитарно-оздоровительные функции зеленых насаждений ( насыщение атмосферы кислородом, фитонцидами, влияние на температуру и влажность воздуха города, роль поглотителей выбросов: пыль, аэрозоли, газы, тяжёлые металлы; эстетическая роль, фитодизайн). Состояние зеленых насаждений города: влияние застройки, рекреационный процесс в городах, выбросы, сбросы городской среды. Автотранспорт. Загрязнение почв, бытовые отходы. Рекомендуемые породы деревьев и кустарников для городских посадок. Городские службы озеленения. Растительность как индикатор качества городской среды. Меры по восстановлению и охране растительности города. Состав фауны города Москвы. Распределение животных в связи со структурой города. Городские представители ( виды – синантропы). Обитатели лесопарковых зон. Животные городских водоемов. Зоопарки. Роль зеленых коридоров в расселении животных. Санитарно-эпидемиологическое значение городской фауны( вороны, крысы, тараканы, мухи, комары, бездомные собаки, кошки). Службы по контролю численности этих видов, мероприятия по их снижению. Возможности охраны видового разнообразия и помощи животным в городе. Функциональная и планировочная структура города( зональность): селитебная, промышленная, транспортная, коммунально-складская, рекреационная, лесозащитные полосы. Исторический центр – основа планировочного каркаса города. Демографические особенности современной Москвы. Экономическая база города: сферы и субъекты экономики Москвы. Занятость населения. Ресурсный цикл в городе. Практическая работа «Жизненный цикл товара». Имитационная игра с компьютерной поддержкой по управлению возобновленными ресурсами «Всемирное рыболовство», игра-моделирование развития экологической ситуации «Экологический конструктор». Экскурсии: по городу, Музей истории Москвы, Дарвиновский музей. IV. Управление городской средой Городские власти. Административно-территориальное деление Москвы: город – окру - - район. Энергетика и транспорт как системы жизнеобеспечения горожан. Водоснабжение населения. Качество питьевой воды. Способы оптимизации городской среды: технологические, технические, архитиктурно-планировочные. Качество городской среды. Состояние компонентов природы и здоровье человека как важнейшие индикаторы качества городской среды. Природоохранная деятельность. Нормативные документы в области охраны окружающей среды. Генеральный план развития Москвы. V. Москва в будущем мире Москва на пути к культуре мира ( многонациональность,многоконфессиональность). Понятие «толерантность». Современные этнонациональные процессы. Города будущего: от мегаполиса к экополису. Существующие и перспективные направления улучшения среды обитания в городе. Основные положения Хартии «Города Европы за устойчивое развитие». Индикаторы устойчивого развития городов. Комплексная экологическая программа Москвы. Игровые занятия по развитию толерантности. Проектная работа: « Устойчивое городское поселение» VI. Экологический мониторинг Основы экологического мониторинга. Основные цели экологического мониторинга. Виды и задачи. История возникновения экологического мониторинга. Атмосфера. Исследование состояния атмосферы. Оценка экологического состояния воздушной среды района учёбы и проживания. Методы оценки загрязнения воздушной среды: приборные, биометрические ( методы биоиндикации и биотестирования: лихеноиндикация, по хвое сосны, явлениям некроза, хлороза, дефолиации, суховершинности древесных пород и использование тест-индикаторов на основные загрязнители :диоксиды углерода, серы и азота). Экологический мониторинг водных объектов. Методики предварительного обследования водоёма: визуальное наблюдение водоёма и описание его вида, описание растительности вокруг водоёма и в нём самом – наземное, прибрежно-водное и акватории водоёма, наличие антропогенного мусора. Методы изучения перифитона. Органолептическая характеристика воды. Оценки качества воды методом биоиндикации ( по чувствительности к среде беспозвоночных животных и растений: ряска, вошерия, элодея). Оценка методом тестового анализа ) рН, нитраты, нитриты, тяжелые металлы, фенолы и др). Экологический мониторинг почв горда. Мониторинг почвы. Изучение состава и свойств почвы. Механический состав почвы. Типы почв. Химический состав почвы 9 показатель рН, наличие карбонатов, сульфатов, плодородие почвы). Оценка экологического качества почвы методом качественного анализа ( тяжелые металлы, нитраты), биоиндикация по растительным и животным организмам. Почва Москвы как среда обитания. Проблемы загрязнения почв Москвы ( твердые отходы, загрязнение тяжелыми металлами). Пути решения. Методики оценки рекреационной дигрессии лесных и парковых сообществ. Энерго- и ресурсосберегающие технологии ( проблемы утилизации ТБО и рациональное использование ресурсов). Экологически грамотный потребитель товаров. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Изучив курс, учащиеся будут знать:
Учащиеся будут обладать умениями и навыками:
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА « ЭКОЛОГИЯ МРСКВЫ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ» (базовый уровень) РАЗДЕЛ I. Особенности цивилизации XXI в. – 3 часа. Урок 1. Третье тысячелетие: огромные успехи в экономике и экологический кризис. Урок 2. От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию. Урок 3. Игровое занятие по выработке навыков эффективной работы в команде. РАЗДЕЛ II. Москва – мой древний и любимый город – 3 часа. Урок 4. Становление Москвы как города с XI по XXI вв. Урок 5. Характеристика экономико-географического положения столицы. Культурно-историческая среда города. Урок 6. Урок-дискуссия «Наше восприятие города» (Возможна экскурсионная программа) РАЗДЕЛ III. Природные и социально-экономические факторы формирования городской среды – 10 часов. Урок 7. Город как урбосистема. Основные виды воздействия человека на окружающую среду в городе. Урок 8. Рельеф, ландшафты и геологическое строение Москвы. Урок 9. Почва и грунты города. Твёрдые бытовые отходы в городе. Урок 10. Климат, атмосфера и водные ресурсы Москвы. Урок 11. Экологический каркас города. Урок 12. Биологическое разнообразие Москвы; городская флора и фауна. Урок 13. Функциональная и планировочная структура города Урок 14. Демографические особенности современной Москвы. Экономическая база города и занятость населения. Урок 15. Ресурсный цикл в городе. Практическая работа «Жизненный цикл товара». Урок 16. Урок-обобщение «Законы оптимального развития города», практическая работа «Экологический след». ( Возможна экскурсионная программа) РАЗДЕЛ IV. Управление городской средой – 7 часов. Урок 17. Городские власти. Административно-территориальное деление Москвы. Генеральный план развития Москвы. Урок 18. Энергетика и транспорт – системы жизнеобеспечения горожан. Урок 19. Водоснабжение населения. Качество воды. Урок 20. Качество городской среды. Урок 21. Влияние качества городской среды на здоровье человека. Урок 22. Природоохранная деятельность. Урок 23. Урок-обобщение. Игровое занятие «Строим экоград». РАЗДЕЛ V. Москва в будущем мире – 3 часа. Урок 24. Москва на пути к культуре мира. Концепция перехода к устойчивому развитию города Москвы. Урок 25. «Города Европы за устойчивое развитие». Индикаторы УР городов. Проектная работа « Индикаторы устойчивого развития школы». Урок 26. Комплекс игровых упражнений по развитию толерантности. РАЗДЕЛ VI. Экологический мониторинг – 7 часов. Урок 27. Основы экологического мониторинга. Урок 28. Оценка экологического состояния атмосферы. Урок 29. Оценка экологического состояния водной среды. Урок 30. Изучение состава и свойств почв. Урок 31. Оценка состояния и дигрессии лесопарковых и парковых сообществ. Урок 32. Энерго- и ресурсосберегающие технологии. Экологически грамотный потребитель товара. Урок 33. Урок-конференция « Комплексные исследования городских экосистем». Резерв – 1 час. |
Книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» Ягодин Г. А., Аргунова М. В плюснина Т. А, Моргун Д. В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Экология Москвы и устойчивое развитие, 10(11) класс/составители... | ||
Экология и устойчивое развитие россии «экология» приобрело популярность у общественных деятелей и политиков, литераторов, деятелей науки и искусства. Экологические проблемы,... | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Учение о биосфере и устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями... | ||
Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 Экономика... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Устойчивое развитие» Разработчики:... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебной дисциплины устойчивое развитие Рекомендуется для направления «Устойчивое развитие» является формирование современных представлений об устойчивом развитии как о научной идеологии и прикладной... | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями гос впо | ||
Положение о проведении конкурса научно-практических работ школьников... Настоящее Положение о Конкурсе научно-практических работ «Устойчивое развитие: мы и наше будущее» (далее – Положение) устанавливает... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящая программа разработана в связи с введением в 10- 11 классах предмета экология (1 час в неделю). Предмет «Экология» изучается... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-исследовательский... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования... | Российской федерации Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивое развитие | ||
Александр Сунгуров Гражданское общество и его развитие в России Учебное... Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 23-пп "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы"... | Особо охраняемые природные территории и устойчивое развитие учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по магистерской программе «Ландшафтное планирование» направления... | ||
Рабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по... Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций | Учебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |