Рабочая программа Предмет: «Экология Москвы и устойчивое развитие»





Скачать 148.14 Kb.
НазваниеРабочая программа Предмет: «Экология Москвы и устойчивое развитие»
Дата публикации13.08.2014
Размер148.14 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением немецкого языка № 1222

ПРИНЯТО

школьным МО педагогов

Естественно-математического

цикла

протокол №______ от ___ _2013 г


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________(Н.Д. Пузанова.)

«_____»_______2013 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: « Экология Москвы и устойчивое развитие»
Класс: 11 «А»
Количество часов в неделю -1
Программа: для общеобразовательных учреждений: « Экология Москвы и устойчивое развитие»
Авторы: Г.А Ягодин, М.В. Аргунова, Т.А. Плюснина, Д.В. Моргун – Москва, МИОО.
Учебник: экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10(11) классов средних общеобразовательных школ / Под ред. Г.А.Ягодина. – М.: МИОО, «Интеллект-Центр», 2008.-352 с.






Программа составлена учителем химии ГБОУ СОШ №1222 Михаенковой Ларисой Владимировной
Москва – 2013




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

  • Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета

  • Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковвывоя творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс « Экология Москвы и устойчивое развитие» предназначен для преподавания предмета в 10(11) – х классах средних общеобразовательных школ города Москвы. Он представляет собой межпредметный курс, преподавание которого связано как с получением знаний и навыков в области урбоэкологии на примере Москвы, так и с переосмыслением мировоззренческих, культурных ориентиров учащихся, становлением целостной деятельности личности.

Рабочая программа курса « Экология Москвы и устойчивое развитие» отвечает требованиям сегодняшнего дня, так как его методическую основу составляет диалектическо понимание взаимоотношения человек – общество – природа. Курс охватывает широкий круг проблем как естественнонаучного, так и гуманитарного, аксиологического, культурологического аспектов( идеи природного и культурного наследия, идея Культуры мира) и базируется на принципах системности, научности, социальной значимости.. особое внимание в курсе уделяется познавательным и практическим умениям экологического характера.

Проблемы развития городов становятся сегодня неотъемлемой частью глобальной стратегии устойчивого развития современного общества. В решении этих проблем могут принимать участие сегодняшние школьники. От их компетентности, в том числе экологической, в различных областях деятельности зависит возможность дальнейшего существования цивилизации. Достижение экологической компетентности предполагает переход образовательного процесса на качественно новый уровень, начиная с постановки новых целей и задач, определения инновационного содержания, использования современных образовательных технологий, раз

работки новых индикаторов оценивания результатов.

Теоретический курс тесно связан с научно-практической деятельностью ( школьный экологический мониторинг), что способствует усилению мировоззренческого компонента, развитию системности, комплексности учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Курс отражает отдельные положения Экологической доктрины Москвы, такие как:

  • Формирование у школьников общественной позиции как в деле отстаивания своих законных прав на благоприятную окружающую среду, так и в деле практического участия в мероприятиях по формированию такой благоприятной среды и предотвращения и недопущения экологических правонарушений ( организация экологического школьного мониторинга);

  • Создание и обустройство экологических троп на территориях природных, природноисторических и экологических парков;

  • Обеспечение условий формирования здорового образа жизни;

  • Разработка индикаторов природоохранной деятельности;

  • Работа со школьниками как приоритетная форма эколого-просветительской деятельности.

Устойчивое развитие – комплексное понятие, включающее обеспечение потребностей живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворения своих потребностей; согласование образа жизни с экологическими возможностями региона; определенные ограничения в эксплуатации природных ресурсов, связанных со способностью биосферы справляться с последствиями деятельности человека; согласование роста численности населения с производительным потенциалом экосистемы.

Цель курса – формирование экологических знаний, умений, навыков и развитие социально-личностных качеств учащихся, необходимых для воплощения идей устойчивого развития.

Основные задачи курса:

Обучающие:

  • Создать и принять идеи устойчивого развития;

  • Создать представления о социально-политических и экономических факторах развития на примере Москвы;

  • Сформировать знания о проблемах города, ресурсах и развитии города, антропогенном воздействии на окружающую среду;

  • Овладеть знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований окружающей среды.

Воспитательные:

  • Помочь в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой и обществом;

  • Воспитать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;

  • Сформировать систему ценностных ориентиров, развитие чувства патриотизма, любви к своей малой Родине.

Развивающие:

  • Развить умение самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;

  • Простимулировать аналитическое, творческое и критическое мышление;

  • Развивать способности принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий;

  • Сформировать умение выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений в городе;

  • Развивать мотивационную сферу личности как фактор повышения интереса к изучению поставленных проблем, активному поиску решений;

  • Усовершенствовать коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, навыки предотвращения конфликтных ситуаций, умелого выхода из них.


Место предмета в базисном плане

В соответствии с Московским базисным учебным планом ступени среднего ( полного) общего образования предмет « Экология Москвы и устойчивое развитие» является обязательным учебным предметом. Базовый уровень программы рассчитан на 34 часа.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Следуя потребностям современного общества, будущий выпускник должен овладеть следующими способностями:

  • уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий;

  • Проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников, анализировать информацию, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, умело применять полученные знания на практике в различных ситуациях;

  • Обладать навыками общения, быть контактным в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимым к мнению других, уметь работать сообща в различных областях, предотвращая конфликтные ситуации, выполнять различные социальные роли;

  • Самостоятельно трудиться над развитием интеллектуального, физического, культурного уровня.


Результаты обучения

Результаты обучения курса « Экология Москвы и устойчивое развитие» приведены в разделе « Требования к уровню выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированног и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Содержание образовательной программы ( 34 часа)
I. Введение: особенности цивилизации XXI века.

Экологические кризисы в истории цивилизации. Мировозренческие истоки экологической проблемы. Сценарий будущего – устойчивое развитие цивилизации. Концепция устойчивого развития. Программные документы: РИО – 92, Концепция перехода РФ на модель устойчивого развития (1996), Экологическая доктрина РФ (2002), Экологическая доктрина Москвы (2005). Образование в интересах устойчивого развития. Игровое занятие по выработке навыков эффективной работы в команде.
II. Москва – мой древний и любимый город

Введение понятий «город», «городская агломерация», «мегаполис», «градообразующая функция города». Становление Москвы как города с XI по XXI вв. Характеристика экономико-географического положения столицы, оценка «правильности» выбора места строительства. Территория и границы Москвы в различные исторические эпохи. Население, его хозяйство, традиции. Изменение функций города. Архитектура и использование природного ландшафта в строительстве Москвы. Восприятие города: личностное, через произведения литературы и искусства. Культурно-историческая среда города, её сохранение. Основные виды воздействия города на окружающую природную среду. Экскурсия: по городу, Музей истории Москвы, Музей археологии Москвы.
III. Природные и социально-экономические факторы формирования городской среды.

Город как урбосистема. Городская среда. Компоненты урбосистемы. Законы оптимального развития города. Характеристика компонентов городской среды. Особенности геологической среды города. Особенности геологической среды города Москвы: понятия «геологическая среда», «рельеф города». Геологическое строение Москвы. Первое научное описание геологических пород, слагающих территорию города. Природные особенности территории и их роль в формировании города. Воздействие города на геологическую среду. Наиболее типичные техногенно активизированные геоморфологические процессы ( оседание земной поверхности. Формирование новой структуры гидросети поверхностного и подземного стока, горно-геологические процессы: провалы, оползни, эрозия, трещины. Карстово-суффозионные подтопления). Районы геологического риска. Коренные и современные ландшафты Москвы. Почвы и грунты города. Твёрдые бытовые отходы в городе. Климат и погода Московского мегаполиса. Характеристика климатических параметров. Влияние города на климат: на состояние атмосферы, на атмосферные явления. «острова тепла». Ветровой режим города. Осадки, грозы, градобития, влажность, мутность атмосферы, уменьшение солнечной радиации, кислотные дожди. Основные загрязняющие вещества: диоксид азота, оксиды углерода, оксиды серы, диоксины, бензапирен. Основные источники загрязняющих веществ атмосферы: автотранспорт, промышленные и коммунально-бытовые предприятия, предприятия энергетического комплекса. Способы снижения поступления загрязнений в городскую среду.

Водные ресурсы Москвы ( реки, озёра, водохранилища, канал им. Москвы, подземные воды, пруды). Значение рек в развитии города. Гидрогеологическая обстановка территории Москвы сегодня. Основные виды загрязнения вод ( твердые минеральные вещества, нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества, нитраты, нитриты, закисление водоемов. Влияние рН на процессы растворения соединений тяжелых металлов и алюминия). Эвтрофикация водоёмов, источников, возможные пути снижения этого явления. Экологический каркас города ( мозаика городских ландшафтов Москвы, растительный и животный мир города, ООПТ, особенности озеленения городских территорий). Общая площадь озеленённых территорий в Москве. Растительный покров Москвы в прошлом. Основные растительные сообщества города ( Лосиный остров, Битцевский парк, измайловский лес, Серебряный Бор, лесопарк Кузьминки, Сетунь, Петровско-Разумовское, фрагменты суходольных пойменных лугов, болота). Состав городской флоры ( местные, интродуцированные, занесённые). Растительность городских пустырей. Озеленение улиц, домов, кварталов. Экологические, санитарно-оздоровительные функции зеленых насаждений ( насыщение атмосферы кислородом, фитонцидами, влияние на температуру и влажность воздуха города, роль поглотителей выбросов: пыль, аэрозоли, газы, тяжёлые металлы; эстетическая роль, фитодизайн). Состояние зеленых насаждений города: влияние застройки, рекреационный процесс в городах, выбросы, сбросы городской среды. Автотранспорт. Загрязнение почв, бытовые отходы.

Рекомендуемые породы деревьев и кустарников для городских посадок. Городские службы озеленения. Растительность как индикатор качества городской среды. Меры по восстановлению и охране растительности города.

Состав фауны города Москвы. Распределение животных в связи со структурой города. Городские представители ( виды – синантропы). Обитатели лесопарковых зон. Животные городских водоемов. Зоопарки. Роль зеленых коридоров в расселении животных. Санитарно-эпидемиологическое значение городской фауны( вороны, крысы, тараканы, мухи, комары, бездомные собаки, кошки). Службы по контролю численности этих видов, мероприятия по их снижению. Возможности охраны видового разнообразия и помощи животным в городе. Функциональная и планировочная структура города( зональность): селитебная, промышленная, транспортная, коммунально-складская, рекреационная, лесозащитные полосы. Исторический центр – основа планировочного каркаса города. Демографические особенности современной Москвы. Экономическая база города: сферы и субъекты экономики Москвы. Занятость населения. Ресурсный цикл в городе. Практическая работа «Жизненный цикл товара». Имитационная игра с компьютерной поддержкой по управлению возобновленными ресурсами «Всемирное рыболовство», игра-моделирование развития экологической ситуации «Экологический конструктор».

Экскурсии: по городу, Музей истории Москвы, Дарвиновский музей.
IV. Управление городской средой

Городские власти. Административно-территориальное деление Москвы: город – окру - - район. Энергетика и транспорт как системы жизнеобеспечения горожан. Водоснабжение населения. Качество питьевой воды. Способы оптимизации городской среды: технологические, технические, архитиктурно-планировочные. Качество городской среды. Состояние компонентов природы и здоровье человека как важнейшие индикаторы качества городской среды. Природоохранная деятельность. Нормативные документы в области охраны окружающей среды. Генеральный план развития Москвы.
V. Москва в будущем мире

Москва на пути к культуре мира ( многонациональность,многоконфессиональность). Понятие «толерантность». Современные этнонациональные процессы. Города будущего: от мегаполиса к экополису. Существующие и перспективные направления улучшения среды обитания в городе. Основные положения Хартии «Города Европы за устойчивое развитие». Индикаторы устойчивого развития городов. Комплексная экологическая программа Москвы. Игровые занятия по развитию толерантности. Проектная работа: « Устойчивое городское поселение»
VI. Экологический мониторинг

Основы экологического мониторинга. Основные цели экологического мониторинга. Виды и задачи. История возникновения экологического мониторинга. Атмосфера. Исследование состояния атмосферы. Оценка экологического состояния воздушной среды района учёбы и проживания. Методы оценки загрязнения воздушной среды: приборные, биометрические ( методы биоиндикации и биотестирования: лихеноиндикация, по хвое сосны, явлениям некроза, хлороза, дефолиации, суховершинности древесных пород и использование тест-индикаторов на основные загрязнители :диоксиды углерода, серы и азота). Экологический мониторинг водных объектов. Методики предварительного обследования водоёма: визуальное наблюдение водоёма и описание его вида, описание растительности вокруг водоёма и в нём самом – наземное, прибрежно-водное и акватории водоёма, наличие антропогенного мусора. Методы изучения перифитона. Органолептическая характеристика воды. Оценки качества воды методом биоиндикации ( по чувствительности к среде беспозвоночных животных и растений: ряска, вошерия, элодея). Оценка методом тестового анализа ) рН, нитраты, нитриты, тяжелые металлы, фенолы и др). Экологический мониторинг почв горда. Мониторинг почвы. Изучение состава и свойств почвы. Механический состав почвы. Типы почв. Химический состав почвы 9 показатель рН, наличие карбонатов, сульфатов, плодородие почвы). Оценка экологического качества почвы методом качественного анализа ( тяжелые металлы, нитраты), биоиндикация по растительным и животным организмам. Почва Москвы как среда обитания. Проблемы загрязнения почв Москвы ( твердые отходы, загрязнение тяжелыми металлами). Пути решения. Методики оценки рекреационной дигрессии лесных и парковых сообществ. Энерго- и ресурсосберегающие технологии ( проблемы утилизации ТБО и рациональное использование ресурсов). Экологически грамотный потребитель товаров.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Изучив курс, учащиеся будут знать:

  • Основные понятия и принципы устойчивого развития, особенности становления Москвы как города;

  • Специфику городских экосистем;

  • Демографические и социально-экономические особенности Москвы;

  • Экологический « каркас» города;

  • Характерные черты городской флоры и фауны;

  • Функционально-планировочную структуру города;

  • Управление городской средой города;

  • Оптимизацию систем жизнеобеспечения горожан;

  • Иметь представление о Москве как полуфункциональном городе.

Учащиеся будут обладать умениями и навыками:

  • Грамотно работать с информацией ( добывать из различных источников, обобщать, систематизировать и анализировать, умело применять на практике), четко определять проблемы и причины их возникновения;

  • Формировать и отстаивать собственное мнение;

  • Оценивать экологическое состояние окружающей среды и систем города методами локального учебного мониторинга, выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений в городе, принимать решения по их устранению;

  • Использовать коммуникативные навыки при разработке стратегии решения экологических проблем.


ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА « ЭКОЛОГИЯ МРСКВЫ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ»

(базовый уровень)

РАЗДЕЛ I. Особенности цивилизации XXI в. – 3 часа.

Урок 1. Третье тысячелетие: огромные успехи в экономике и экологический кризис.

Урок 2. От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию.

Урок 3. Игровое занятие по выработке навыков эффективной работы в команде.

РАЗДЕЛ II. Москва – мой древний и любимый город – 3 часа.

Урок 4. Становление Москвы как города с XI по XXI вв.

Урок 5. Характеристика экономико-географического положения столицы. Культурно-историческая среда города.

Урок 6. Урок-дискуссия «Наше восприятие города»

(Возможна экскурсионная программа)

РАЗДЕЛ III. Природные и социально-экономические факторы

формирования городской среды – 10 часов.

Урок 7. Город как урбосистема. Основные виды воздействия человека на окружающую среду в городе.

Урок 8. Рельеф, ландшафты и геологическое строение Москвы.

Урок 9. Почва и грунты города. Твёрдые бытовые отходы в городе.

Урок 10. Климат, атмосфера и водные ресурсы Москвы.

Урок 11. Экологический каркас города.

Урок 12. Биологическое разнообразие Москвы; городская флора и фауна.

Урок 13. Функциональная и планировочная структура города

Урок 14. Демографические особенности современной Москвы. Экономическая база города и занятость населения.

Урок 15. Ресурсный цикл в городе. Практическая работа «Жизненный цикл товара».

Урок 16. Урок-обобщение «Законы оптимального развития города», практическая работа «Экологический след».

( Возможна экскурсионная программа)

РАЗДЕЛ IV. Управление городской средой – 7 часов.

Урок 17. Городские власти. Административно-территориальное деление Москвы. Генеральный план развития Москвы.

Урок 18. Энергетика и транспорт – системы жизнеобеспечения горожан.

Урок 19. Водоснабжение населения. Качество воды.

Урок 20. Качество городской среды.

Урок 21. Влияние качества городской среды на здоровье человека.

Урок 22. Природоохранная деятельность.

Урок 23. Урок-обобщение. Игровое занятие «Строим экоград».

РАЗДЕЛ V. Москва в будущем мире – 3 часа.

Урок 24. Москва на пути к культуре мира. Концепция перехода к устойчивому развитию города Москвы.

Урок 25. «Города Европы за устойчивое развитие». Индикаторы УР городов. Проектная работа « Индикаторы устойчивого развития школы».

Урок 26. Комплекс игровых упражнений по развитию толерантности.

РАЗДЕЛ VI. Экологический мониторинг – 7 часов.

Урок 27. Основы экологического мониторинга.

Урок 28. Оценка экологического состояния атмосферы.

Урок 29. Оценка экологического состояния водной среды.

Урок 30. Изучение состава и свойств почв.

Урок 31. Оценка состояния и дигрессии лесопарковых и парковых сообществ.

Урок 32. Энерго- и ресурсосберегающие технологии. Экологически грамотный потребитель товара.

Урок 33. Урок-конференция « Комплексные исследования городских экосистем».

Резерв – 1 час.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Предмет: «Экология Москвы и устойчивое развитие» iconКнига учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие»
Ягодин Г. А., Аргунова М. В плюснина Т. А, Моргун Д. В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под...
Рабочая программа Предмет: «Экология Москвы и устойчивое развитие» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Экология Москвы и устойчивое развитие, 10(11) класс/составители...
Рабочая программа Предмет: «Экология Москвы и устойчивое развитие» iconЭкология и устойчивое развитие россии
«экология» приобрело популярность у общественных деятелей и политиков, литераторов, деятелей науки и искусства. Экологические проблемы,...
Рабочая программа Предмет: «Экология Москвы и устойчивое развитие» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Учение о биосфере и устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа Предмет: «Экология Москвы и устойчивое развитие» iconПрограмма дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 Экономика...
Рабочая программа Предмет: «Экология Москвы и устойчивое развитие» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Устойчивое развитие» Разработчики:...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа Предмет: «Экология Москвы и устойчивое развитие» iconУчебной дисциплины устойчивое развитие Рекомендуется для направления
«Устойчивое развитие» является формирование современных представлений об устойчивом развитии как о научной идеологии и прикладной...
Рабочая программа Предмет: «Экология Москвы и устойчивое развитие» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями гос впо
Рабочая программа Предмет: «Экология Москвы и устойчивое развитие» iconПоложение о проведении конкурса научно-практических работ школьников...
Настоящее Положение о Конкурсе научно-практических работ «Устойчивое развитие: мы и наше будущее» (далее – Положение) устанавливает...
Рабочая программа Предмет: «Экология Москвы и устойчивое развитие» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящая программа разработана в связи с введением в 10- 11 классах предмета экология (1 час в неделю). Предмет «Экология» изучается...
Рабочая программа Предмет: «Экология Москвы и устойчивое развитие» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-исследовательский...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа Предмет: «Экология Москвы и устойчивое развитие» iconРоссийской федерации
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивое развитие
Рабочая программа Предмет: «Экология Москвы и устойчивое развитие» iconАлександр Сунгуров Гражданское общество и его развитие в России Учебное...
Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 23-пп "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы"...
Рабочая программа Предмет: «Экология Москвы и устойчивое развитие» iconОсобо охраняемые природные территории и устойчивое развитие учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по магистерской программе «Ландшафтное планирование» направления...
Рабочая программа Предмет: «Экология Москвы и устойчивое развитие» iconРабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по...
Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций
Рабочая программа Предмет: «Экология Москвы и устойчивое развитие» iconУчебно-методический комплекс Дисциплина «Устойчивое развитие»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск