Скачать 292.46 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 города Фурманова Рассмотрено на МО Согласовано Утверждаю Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор школы ______ Л.В. Кузнецова _________ Е.А. Румянцева _______ Г.А. Тарунова Протокол № 1 от 29.08.2013 г. 29.08.2013 г. Приказ № 299 от 30.08. 2013 г. Рабочая программа по экологии 10-11 класс Учитель: Смирнова Г. В. Г. Фурманов 2013-1014 учебный год Пояснительная записка Настоящая программа разработана в связи с введением в 10- 11 классах предмета экология (1 час в неделю). Предмет «Экология» изучается на завершающем этапе базового образования. Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования на основании авторской программы по экологии для 8 – 11 классов авторов Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника (Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011) и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования. Настоящая программа составлена на 34 часа (в год), в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 2 года обучения. Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач: - развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам; - формировать социально-ценные мотивы личностного отношения к природе; - раскрывать универсальную ценность природы; - привлекать обучающихся к исследованию и охране природы родного края; - формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде; - побуждать обучающихся к оцениванию фактов воздействия человека и общества на природу и природы на человека и общество; - привлекать обучающихся к контролю и оценке социально-значимых результатов природоохранной деятельности. Решаемые задачи позволяют достичь цели курса, которая заключается в формировании у обучающихся старшей школы системы экологических знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, содержания концепции устойчивого развития, а также способствующих формированию у старшеклассников экологического сознания и экологической ответственности. Курс предусматривает изучение следующих разделов:
Содержательной основой курса является учение о природной экосистеме как совокупности совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи. Экосистемы рассматриваются как открытые самоорганизующиеся и самовоспроизводящиеся системы, на уровне которых происходит обмен веществ, и осуществляются потоки энергии. В рабочей программе определен перечень лабораторных и практических работ. Большинство лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. Современная экология имеет интегральный характер и является комплексом научных дисциплин. В названном учебном курсе раскрываются основы трёх разделов экологии — общей, прикладной и социальной экологии. Общая экология рассматривает уникальность качественного разнообразия живых существ, экологические взаимодействия на организменном и надорганизменном уровнях организации живого. Прикладная экология посвящена изучению структуры и функционирования антропогенных экосистем, разработке допустимых нагрузок на среду и экосистемы, норм использования природных ресурсов, методов управления экосистемами, моделированию экосистем. Социальная экология исследует взаимосвязи и взаимозависимости общества и природной среды, в том числе в условиях несоизмеримости темпов естественной эволюции природы с темпами развития человеческого общества. Обучение старшеклассников экологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития экологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу практической подготовки в 10-11 классах, для формирования их экологической культуры. Поэтому содержание курса структурировано так, чтобы обучающиеся могли синтезировать имеющиеся и получаемые знания в единую систему представлений о природе и месте человека и человечества в ней. В соответствии с программой в 10-11 классах школьники изучают общую экологию. Первые темы посвящены экологии видов и популяций. В них раскрыты экологические закономерности взаимодействия живых организмов и их среды обитания, описаны основные формы экологических адаптаций, взаимоотношения видов, а также популяции как элементарные надорганизменные макросистемы. Последующие темы содержат материал о составе, структуре и динамике экосистем. В одной из тем рассмотрена биосфера как самая большая экосистема Земли. Последние темы посвящены социальной экологии, включают материал о состоянии биосферы на современном этапе, концепции устойчивого развития, глобальных экологических проблемах человечества, международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды, о вопросах формирования экологического менталитета. Преподавание курса «Экология 10-11 класс» направлено на достижение выпускниками старшей школы следующих результатов:
Для оценки достижений учеников используются текущий и итоговый контроль в форме – тестов, собеседований, лабораторные и практические работы. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Экология. 10 (11) класс. – М.: ДрТематический план 10 класс
11 класс
|