| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Энергоэффективность и устойчивое развитие»
для направления 080100.68 Экономика подготовки бакалавра
| Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики» Факультет Мировой экономики и Мировой политики
Программа дисциплины
«Энергоэффективность и устойчивое развитие»
Для направления 08100.68 «Экономика», подготовки магистра
Для магистерской программы «Мировая экономика»
Специализация «Глобальные проблемы и устойчивое развитие»
Авторы программы:
Митрова Т.А. к.э.н. (mitrovat@rambler.ru)
Мельникова С.И. (s.melnikova@inbox.ru)
Одобрена на заседании кафедры «___» _____________ 20 ____ г.
Зав. кафедрой Л.М. Григорьев Рекомендована профессиональной коллегией
«Экономика»
Председатель «___» ________________ 20____г. Зарегистрирована УС факультета мирвой экономики и мировой политики
«___» _____________ 20____ г.
Ученый секретарь Т.Б. Коваль _____________________________ (подпись)
Москва 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы
1 Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.68 Экономика подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Энергоэффективность и устойчивое развитие». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ-ВШЭ
Образовательной программой по направлению 080100.68 «Экономика» подготовки бакалавра
Рабочим учебным планом университета по направлению 080100.68 «Экономика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2013 г. Курс направлен на исследование вопросов устойчивого развития и энергоэффективности как ключевых факторов современного развития мировой энергетики, как в России, так и за рубежом, включая представление о крупных энергетических системах; системе базовых образующих понятий об основных энергоресурсах и их потоках; комплекса вопросов, связанных с развитием энергоэффективности и энергосбережения, основных критериях их оценки; развития возобновляемой энергетики и сектора нетрадиционной добычи: прогнозирования перспектив мировой энергетики.
2 Цели освоения дисциплины
В процессе курса, слушатели развивают понимание основ устойчивого развития мировой энергетики и комплекса вопросов, связанных с энергоэффективностью и энергосбережением, как основных трендов современного развития энергетики в целях снижения антропогенного воздействия на окружающую среду. В рамках дисциплины предусмотрена подготовка реферата, направленная на овладение современным международным понятийным аппаратом в сфере энергетики, а также на развитие методологических навыков сравнительного анализа. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
особенности энергетики как отрасли;
особенности производственных и экономических процессов в основных подотраслях энергетики;
особенности производственной цепочки для всех основных энергоресурсов и специфику статистического учета для каждого из них;
основные принципы и подходы устойчивого развития в сфере энергетики и энергоэффективности.
Уметь:
анализировать основные подходы и меры в области устойчивого развития и энергоэффективности;
оценивать результативность применяемых мер с использованием различных оценочных индикаторов;
осуществлять комплексный анализ применяемых мер в области устойчивого развития;
анализировать прогнозные подходы в области устойчивого развития;
анализировать регулятивные меры по повышению энергоэффективности;
выбирать стратегию и приоритетность наиболее эффективных мер в области устойчивого развития для конкретной страны/компании.
Иметь навыки (приобрести опыт):
использования различных международных систем учета, баз данных и предоставления информации в сфере энергетики;
перевода различных данных в требуемый формат, а также приведение различных данных к единым (балансовым) единицам измерения;
использование различных индикаторов энергоэффективности и энергосбережения, применяемых в международной практике;
сравнительный анализ используемых мер и инструментов энергоэффективности в региональном, страновом и пр. аспектах.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способен принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность
| СК-М5
| Контроль знаний в рамках курса основан, прежде всего, на выполнении исследовательских и практических заданий (домашних и в аудитории). Это способствует формированию у студента навыков самостоятельной организации своей работы, её постоянной проверки и перепроверки и ответственности за принятые решения.
| Способен самостоятельно организовать собственную научную и прикладную деятельность
| ИК-М1.2 н/пр (Э)
| Значительная часть материала курса рассчитана на работу со статистической и аналитической информацией, базами данных, прогнозами развития энергетики и результатами исследований, что требует от студента определенных навыков и умения правильно организовать свою работу. Также развитию подобной компетенции способствуют домашние задания, надлежащее выполнение которых требует от студента правильной организации его внеаудиторного времени.
| Способен использовать методы, методики и формы предоставления данных, принятые в экономике мировых энергетических рынков
| ИК-М 3.2 (Э)
| Мировая энергетика, прежде всего в своей информационно-статистической и методологической части имеет ярко выраженную специфику и различные региональные подходы. В процессе обучения студенты должны овладеть этими подходами и методами, а также умением проводить сравнительный анализ при унификации различных подходов..
| Способен использовать конкретные статистические системы, модели, методы и индикаторы в области устойчивого развития и энергоэффективности
| ИК-М 7.1 (Э)
| В силу того, что данный курс имеет ярко выраженную прикладную и практическую направленность, ключевой компетенцией для студентов является уверенная способность ориентироваться в основных источниках данных, системах их предоставления, методах оценки и сравнительного анализа.
|
4 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин программы и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку магистра по направлению «Мировая экономика».
Для специализаций «Глобальные проблемы и устойчивое развитие» является дисциплиной по выбору. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
- Теоретические вопросы глобального контроля и управления в мировой экономике;
- Экономическая роль национальных государств в глобальной экономике;
- Экономический рост, циклические колебания и финансовые шоки в современной мировой экономике;
- Современная компания в условиях конкуренции - влияние на характер международной торговли;
- Статистические методы прогнозирования во внешнеэкономической деятельности;
а также в ходе проведения научно-исследовательского семинара. 5 Тематический план учебной дисциплины
№
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
|
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
|
|
| Энергетика и устойчивое развитие
| 22
| 4
|
|
| 18
|
| Мировая энергетика: основные понятия энергоресурсов, единицы измерения, потоки
| 20
| 2
|
|
| 18
|
| Нефть и нефтепродукты: основные понятия, потоки, единицы измерения
| 20
| 2
|
|
| 18
|
| Природный газ: основные понятия, потоки, единицы измерения. Нетрадиционные углеводороды
| 22
| 4
|
|
| 18
|
| Уголь: основные понятия, потоки, единицы измерения
| 22
| 4
|
|
| 18
|
| Декарбонизация энергетики, снижение антропогенного воздействия как фактор устойчивости
| 22
| 4
|
|
| 18
|
| Электроэнергетика: основные понятия, потоки, единицы измерения
| 20
| 2
|
|
| 18
|
| Возобновляемая энергетика: основные понятия, современные тренды, инвестиции, прогнозы
| 22
| 4
|
|
| 18
|
| Прогнозирование развития мировой энергетики
| 20
| 4
|
|
| 16
|
| Основные международные прогнозы развития мировой энергетики, сравнительный анализ
| 18
| 2
|
|
| 16
|
| Энергоэффективность: основные понятия, индикаторы, барьеры, международная практика
| 22
| 6
|
|
| 16
|
| Деловая игра по энергоэффективности
| 18
| 2
|
|
| 16
|
| Основные меры и инструменты в реализации программ по энергоэффективности: регулятивные, экономические и пр.
| 20
| 4
|
|
| 16
|
| Реализация программ по энергоэффективности и энеергосбережению в России
| 20
| 4
|
|
| 16
|
| Итого:
| 288
| 48
|
|
| 240
|
6 Формы контроля знаний студентов
Тип контроля Текущий
| Форма контроля
| 1 курс
| Параметры
| 1
| 2
|
| Реферат
|
| *
| Реферат по проблемам устойчивого развития и энергоэффективности в России и за рубежом. Презентация результатов
Выполняется индивидуально.
Объем: 7-10 страниц
Срок: 5-7 неделя модуля
| Итоговый
| Экзамен
|
| *
| Устный экзамен.
|
6.1 Критерии оценки знаний, навыков
Оценка знаний студентов проводится по 10 бальной шкале. Составные элементы средневзвешенной оценки и удельные веса оценок:
оценка за работу в аудитории – 20%;
оценка за реферат – 30%;
оценка за экзамен – 50%.
Выполнение реферата является обязательным условием допуска к экзамену.
Итоговая оценка строится как средневзвешенная величина в пределах 10 баллов.
Таблица оценок
| ECTS оценки
| 10-бальная шкала
| Критерии
| A+
| отлично
| 10
| Эта оценка может быть установлена только тогда, когда все критерии выполнены на высоком уровне.
| A
| отлично
| 9
| Эти оценки могут быть установлены только при условии полного соблюдения всех требований и высоких результатов по всем критериям.
| A-
| отлично
| 8
| B+
| Хорошо
| 7
| Эта оценка может быть установлена только при условии полного соблюдения четырех из пяти критериев и требований, указанных выше. Один из критериев может быть выполнен частично.
| B-
| Хорошо
| 6
| Эта оценка может быть установлена только в случае полного соответствия 4 из 5 критериев требований.
| C+
| Удовлетворительно
| 5
| Эта оценка может быть установлена только при полном соответствии 3 из 5 критериев и требований. Два критерия могут быть удовлетворены частично.
| C-
| Удовлетворительно
| 4
| Эта оценка может быть установлена только с полного соответствия с 3 из 5 критериев требований.
| F
| Неудовл.
| 3
| Работа не отвечает требованиям для большинства критериев
| F
| Неудовл.
| 2
| F
| Неудовл.
| 1
|
6.2 Порядок формирования оценок по дисциплине
Оценка по курсу формируется из следующих составляющих:
работа на лекциях;
текущий контроль;
итоговый ответ на экзамене.
При оценке работы студентов на лекциях учитывается активность студентов в дискуссиях и правильность решения практических задач и кейсов. Оценки за работу на лекциях и семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на лекциях и семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.
Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Отекущий = Ореферат ; Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: Оитоговый = 0,5·Оэкзамен + 0,3·Отекущий + 0,2·Оаудиторная На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
7 Содержание дисциплины
|