«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_________________ Таюрская В.П.
Протокол № ___ от
«____»____________2013 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МКОУ Рудовская СОШ
_____________Копышева Л.В.
«____»_______________2013 г.
| «Утверждено»
Директор МКОУ Рудовская СОШ
__________Богатова Ю.Л.
Приказ №_________ от «____»___________2013 г.
| МКОУ Рудовская СОШ
Рабочая программа по элективному курсу “ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА XX ВЕКА - ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ”
11 класс.
на 2013 – 2014 учебный год
Составитель:
Бобкова Г.В.
учитель истории
Принято на заседании
педагогического совета школы
Протокол № ___от «__»_______2013 г.
с. Рудовка
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории России XX века составлена на основе программы «Элективные курсы по истории России для профильного обучения учащихся 10-11 классов», Москва, «Глобус», 2007 г. Автор программы – Р. Г. Мананкова, учитель МОУ СОШ № 15, г. Волжский.
Данный курс предлагает совершить увлекательное путешествие в XX столетие, чтобы глазами современников этой эпохи погрузиться в мир отечественной истории.
Данный элективный курс позволяет углубить содержание базового курса 11 класса средней общеобразовательной школы.
Курс рассчитан на 34 часа в 11 классе и предполагает изучение программных вопросов на проблемном уровне и изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества XX века.
Цели курса:
Создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к прошлому и настоящему Отечества.
Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории.
Помочь увидеть альтернативы развития страны на различных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.
Задачи курса:
Помочь учащимся в овладении новых знаний по отечественной истории XX века.
Научить учащихся самостоятельно вести поиск информации, анализировать различные источники.
Вызвать стремление к самопознанию, способствовать воспитанию патриотизма и становлению активной гражданской позиции.
Учащийся должны знать:
предпосылки и причины изучаемых событий;
основное содержание этих событий;'
альтернативы их развития;
оценить роль личностей и роль народа в развитии исторического процесса;
Учащийся должны уметь:
выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий XX века;
работать с различными видами исторических источников;
критически анализировать полученную историко-социальную информацию;
сравнивать различные взгляды и различные источники: от документов до свидетельств очевидцев;
аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам XX века;
определять собственную позицию по отношению к изучаемым вопросам и окружающей реальности.
Учебно-тематический план Наименование тем курса
| Всего часов
| В том числе
| Форма контроля
| Лекции
| Практикум
| Семи нар
| Введение. Россия в XX веке
| 1
| 1
|
|
| Фронтальная беседа
| Тема 1. Установление Советской власти Октябрь 1917 г.
| 6
| 1
| 4
| 1
| Групповая работа
| Ленин - портрет революционера
| 1
|
|
| 1
| Реферат
|
Наименование тем курса
| Всего часов
| В том числе
| Форма контроля
| Лекции
| Практикум
| Семи нар
| Гражданская война
| 2
| 1
| 1
|
| Групповая
работа.
Сообщение
| Военный коммунизм. Нэп - две формы экономики
| 2
|
| 2
|
| Групповая работа
| Социалистическая индустриализация
| 1
|
| 1
|
| Табл.
Исследования
| Тема 2. Трагедия 30-х годов
| 5
|
| 3
| 2
|
| Трагедия российской деревни
| 2
|
| 2
|
| Устный опрос
| Сталинские репрессии
| 2
|
| 1
| 1
| Урок-суд. «Круглый стол»
| Сталин - портрет тирана
| 1
|
|
| 1
| Урок-суд
| Тема 3. Жизнь советских людей
| 2
|
| 1
| 1
| Урок-
Исследование
| Тема 4. Великая Отечественная война
| 5
| 1
| 2
| 2
| Урок-
Исследование
| Трагизм и героизм начального этапа. В чем состоял внезапный удар?
| 1
|
| 1
|
| Урок-
Исследование
| Народная война
| 1
|
|
| 1
| Реферат
| Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (военные операции)
| 2
| 1
| 1
|
| Пресс- конференция
| Суд над фашизмом
| 1
|
|
| 1
| Урок-суд
| Тема 5. Послевоенные годы
| 4
| 1
| 2
| 1
|
|
Наименование тем курса
| Всего часов
| В том числе
| Форма контроля
| Лекции
| Практикум
| Семи нар
| Создание «ядерного щита». Прорыв в космос
| 2
| 1
| 1
|
| Групповая работа
| «Оттепель» - взгляд очевидцев и современников
| 1
|
| 1
|
| Урок-
обсуждение и сравнения
| Хрущев - портрет разоблачителя
| 1
|
|
| 1
| Реферат
| Тема 6. Эпоха «застоя»
| 3
|
| 2
| 1
|
| «Застой» - глазами очевидцев и современников
| 2
|
| 2
|
| Урок-
обсуждение и сравнения
| Брежнев - портрет «застойного» генсека
| 1
|
|
| 1
| Реферат
| Тема 7. Эпоха перемен
| 6
| 2
| 3
| 1
|
| Реформы. «Шоковая терапия»
| 2
| 1
| 1
|
| Урок- исследование, мини- сочинение
| Неудавшийся путч. Октябрьские события
| 2
| 1
| 1
|
| Групповая работа
| Чеченская война и терроризм
| 1
|
| 1
|
| Урок-
исследование
| Горбачев и Ельцин
| 1
|
|
| 1
| Реферат
| Итоговый семинар: Что составляет гордость и славу, а что - бесчестье и позор
| 1
|
|
| 1
| Реферат
| Контрольное тестирование
| 1
|
|
| 1
| Тест
| Список литературыЛитература для учащихся Большая российская энциклопедия. Россия / отв. ред. С. Я. Кравец. - М.: Изд-во Большая Российская энциклопедия, 2004.-С. 377-407.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: энциклопедия для школьников. - М.: Олма-Пресс, Образование, 2002.
Волобуев, О. В. Россия в 90-е годы XX - начале XXI вв. Дополнительные материалы к учебнику-практикуму. 11 класс / О. В. Волобуев, С. В. Кулешов. - М.: Мнемозина, 2002.
История России XX век. Большая школьная энциклопедия. «Руссика» / отв. ред. А. О. Чубарьян. - М.: Олма-Пресс, Образование, 2003.
Новейшая история. 20 век. Большая школьная энциклопедия. «Руссика» / отв. ред. А. О. Чубарьян. - М. Олма-Пресс, Образование, 2003.
Рябцев, Ю. С. История России - глазами очевидцев XX в. - М.: Эксмо, 2005.
Литература для учителей Васильева, Л. Н. Дети Кремля / JI. Н. Васильева. - М.: Информационное Содружество «Атлантида», ООО «Изд-во ACT», 1997.
Всероссийские олимпиады по истории и обществознанию / сост. С. И. Козленко - М.: Школьная пресса, 2003. - С. 40-45, 57-58.
Борзова, Л. П. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителей / Л. П. Борзова. - М.: «Владос», 2001.
Герман, А. А. Тесты по истории России с 1939 г. до современности. 11 класс / А. А. Герман. - Саратов: Изд-во «Лицей», 2004.
Если по совести: сборник статей. - М.: Художественная литература, 1988.
Ельцин, Б. Н. Исповедь на заданную тему / Б. Н. Ельцин. - М.: Советско-британская творческая ассоциация «Огонек - Вариант», 1990.
Интегрированные уроки в школе. История - литература. 11 класс / сост. Jl. Л. Кочергина, JI. А. Тропкина. - Волгоград, 2002.
Медведев Р. А. Личность и эпоха: Политический портрет Л. И. Брежнева. В 2-х книгах / Р. А. Медведев. - М., 1991.
Нетрадиционные уроки по истории России XX в. в 9, 11 классах / сост. Т. А. Корнева. - Волгоград, 2002.
Рябцев, Ю. С. История России - глазами очевидцев XX в. - М.: Эксмо, 2005.
Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе сталинизма. - М.: Политиздат, 1989.
Намедни. Наша эра. 1961-2000. Автор и ведущий Л. Парфенов (видеокассеты).
|