Скачать 323.69 Kb.
|
Содержание:
Урок истории по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века» 2
в 6 классе. 16
в 7 классе. 28 Технологическая карта к уроку в 6 классе по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века».
План урока.
Назвать группы исторических источников. Привести примеры. Заслушать 2-3 сообщения об исторических источниках.
Какие исторические источники мы можем применить при изучении истории Древней Руси? (письменные: летописи, записки иностранных историков и путешественников; вещественные: данные археологических раскопок)
«И после этих братьев стал род их княжить у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами». Вопросы:
Задание: найдите территории расселения восточных славян и занесите их в таблицу.
Прочесть и выписать основные занятия и промыслы славян. (Учебник стр. 8-10). Бортничество -
Зарисовать в тетради две системы землепользования: подсечно-огневая и переложная.
Составить описание расположения посёлка, жилища славян.
Древние славяне по-своему представляли мир и объясняли явления природы. Они верили, что всё в природе живое и имеет своего хозяина – бога или духа. Такое восприятие мира называется язычество. Язычество – (словарь на стр.14).
Докажите, что это было так в действительности, проанализируя текст.
Святилище – Идол (истукан)- Волхв (кудесник)-
Задание: с закрытыми учебниками, выделить главную мысль в каждом пункте плана. Выслушать ответы учащихся. Сравнить с выводом в учебнике на стр. 12: Таким образом, в 5-8 веках просторы Восточно-Европейской равнины заселили восточнославянские племена. Их главным занятием было земледелие. Они обожествляли природу. Славяне были хорошими воинами, отличались любовью к свободе.
& 1 , чтение, ответы на вопросы стр. 13. Сообщение о богах восточных славян. Самоанализ урока истории в 6 «Б» классе на тему «Восточные славяне в древности» учителя Ильиной Т.Е.
Всего в классе 17 учащихся, из них 10 мальчиков и 7 девочек. В целом учащиеся класса обладают хорошими (8 человек) и средними (5 человека) способностями к обучению. Но есть и слабо подготовленные ученики (4 человек). У четверых учащихся хорошо развита повествовательная речь, умение последовательно и чётко излагать материал, высказывать своё мнение, формулировать выводы. Восемь учеников способны излагать материал на уровне воспроизведения слов учителя, одноклассников, учебника. Но среди хорошо и средне подготовленных учащихся проявляются недостатки в ведении записей в тетради (6 человека), медлительность (5 человек), низкая техника чтения (5 человек). Среди недостатков слабо подготовленных учащихся можно отметить слабое развитие волевой и эмоциональной сферы: отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установки на учение; пробелы в фактических знаниях и умениях, проблемы в навыках учебного труда, дефекты в привычках и культуре поведения. Таким образом, особенностями построения урока в данном классе будут являться:
Урок на тему «Восточные славяне в древности», проведённый в 6 классе является первым в разделе Древняя Русь и вторым после вводного урока в курсе История России с древнейших времён до конца 16 века. Данный курс был разработан авторами Даниловым А.А. и Косулиной Л.Г. в 2006 году. Проведённый урок занимает важнейшее место в разделе поскольку:
На уроке была поставлена цель: дать представление о древних славянах, охарактеризовать особенности занятий, общественного строя и верований славян. На достижение данной цели были направлены следующие задачи:
Поскольку учащиеся 6 класса только начинают изучать историю России на уровне первого концентра, все поставленные задачи необходимо прорабатывать с целью их последующего развития на уроках истории по 9 класс. С учётом особенностей учащихся данного класса особое внимание следует отводить на развитие повествовательной речи (описание иллюстраций, высказывания мнения, формулировку выводов), картографических навыках (чтение легенды карты, понимание условных обозначений, умения ориентироваться в картографическом пространстве), работе с текстовым материалом (пересказ и анализ текста учебника, документа), формирование понятийного аппарата. Особое внимание следует уделять формированию культурно-нравственных чувств и понимания ценности изучаемого материала во избежание пренебрежительного и формального восприятия исторического повествования обучаемых.
Данный урок является комбинированным, поэтому в нём было выделено шесть основных этапов. На первом этапе была проведена проверка домашнего задания в виде письменного опроса и заслушивания трёх сообщений. В результате проверки все учащиеся показали усвоение пройденного материала по теме «Исторические источники» хорошем и высоком уровне. На втором этапе с целью актуализации знаний и подготовки к восприятию нового материала состоялась беседа, в ходе которой были названы исторические источники, используемые при изучении истории древней Руси. Учащиеся справились с данным заданием. На третьем этапе была объявлена тема и цель урока. Было отмечено, что особое внимание будет уделяться работе над устными полными ответами; анализу письменных исторических источников, текста учебников; работе с картой и аккуратному ведению записей в тетради. В ходе четвёртого этапа урока происходило изучение нового материала по плану, объявленному в презентации. При изучении первого пункта плана «Происхождение и расселение восточных славян» была организованна работа с отрывком из «Повести временных лет» с последующей беседой по вопросам. У средне и слабо подготовленных учащихся вызвало затруднение выделение из текста исторического документа славянских и не славянских племён. С целью закрепления пространственных картографических навыков была организована работа с атласами и картой с подробным объяснением условных обозначений, нахождением именно славянских племён на территории их расселения. Учащиеся без труда называли племена, выдавая в основном односложные ответы, затрудняясь объяснить расселение племён относительно друг друга (севернее, южнее и т.д.) и относительно географических объектов (рек, озёр). С целью закрепления названий племен и географических объектов была организована коллективная работа с таблицей. При изучении второго пункта плана «Занятия восточных славян» учащимся было предложено самостоятельно прочитать текст учебника и выписать в две колонки занятия и промыслы славян. Заранее был поставлен вопрос о различиях занятий промыслов. В целом учащиеся правильно отметили два основных занятия и четыре вспомогательных промысла. В ходе беседы по вопросам было правильно названо главное занятие – земледелие, отмечена необходимость сохранения промыслов в силу большой зависимости от природных условий хозяйствования и отмечена актуальность некоторых промыслов и в наши дни. Всем учащимся были понятны опорно-сигнальные рисунки, изображающие две системы землепользования, большинство смогли своими словами объяснить, в чём их различие и особенности применения. При изучении третьего вопроса плана «Быт и нравы восточных славян» была организована работа с иллюстрацией «Посёлок восточных славян». Вначале средне и слабо подготовленным учащимся было предложено назвать особенности его устройства, а затем учащиеся с развитой речью резюмировали ответы и делали выводы. При анализе отрывка из исторического источника византийского писателя Прокопия Кесарийского «О восточных славянах» учащиеся называли черты жизни восточных славян, отмеченные автором. Некоторые обучаемые путали особенности внешности и черты жизни славян, давали повторяющиеся ответы, что говорит о слабом внимании и неумении выделять главное при работе с документами. В целом быт и нравы славян были усвоены, хорошо подготовленные отметили, что многие обычаи (гостеприимства, кровной мести, умыкание невест) присутствовали и у других народов (германцы), продемонстрировав знание ранее изученного материала. При изучении четвёртого пункта плана «Верования восточных славян» была организована самостоятельная работа с иллюстрациями «Славянские боги и духи» и текстом учебника, с последующей беседой. Учащиеся без труда называли богов и духов, отмечали их связь с природой, занятиями славян. Восприятие нового материала опиралось на изученные в 5 классе темы «Олимпийские боги греков», «Римский пантеон богов», «Религия древних египтян», «Боги и священные животные древних индийцев». В итоге был сделан правильный вывод, что все древние народы были язычниками и объяснен термин «язычество». При работе над понятиями «святилище», «идол», «волхв» использовался текст учебника и иллюстрация «Древнее святилище». Учащиеся описывали иллюстрацию, пользуясь текстом учебника, хорошо подготовленные без текста. В целом были даны правильные ответы и усвоены новые понятия. На пятом этапе урока в качестве закрепления нового материала учащимся было предложено без помощи учебника, опираясь на записи в тетради выделить главную мысль каждого пункта плана, а затем сравнить с выводом в учебнике. При заслушивании ответов отмечено слабое умение обобщать и делать умозаключение. В основном учащиеся пересказывают изученный материал, не видят главную мысль. На оценку отлично справились с заданием три ученика, шесть учащихся проявили понимание основных мыслей урока, но не сумели качественно их оформить в устном ответе. На шестом этапе урока учащимся было объяснено домашнее задание, оценена и прокомментирована работа учащихся, опрошено мнение учащихся об уроке и их работе. Вывод: В целом теоретический материал урока был усвоен, отработаны навыки работы с картой, историческими источниками, текстом, устной повествовательной речью, понятийным аппаратом. Продолжилась работа над такими мыслительными операциями, как анализ (анализ теста и документов), систематизация (заполнение таблицы), синтез (формулировка выводов). Учащиеся убедились в историческом родстве многих древних народов, схожести нравов, обычаев, занятий, верований, что способствовало формированию понимания о культурно-историческом единстве прошлого и будущего, уважительному отношению к обычаям и традициям современности. Тема: «Культура Руси периода феодальной раздробленности (12-13 века)». Урок истории по курсу «История Отечества» в 6 классе. «О светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, реками и источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными …» Древний автор 13 века Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями культуры 12-13 веков. Задачи:
Оборудование: презентация с изображением храмов, икон 12-13 веков, музыкальный отрывок из оперы С.П.Бородина «Князь Игорь». Основные понятия и термины: культура, зодчество, фреска, икона, летопись, поучение, слово. Ход урока. Повторение материала, подготовка к восприятию нового. Звучит песня о родине. Любите ли вы родину так, как люблю ее я? «Я люблю родину, я очень люблю родину…» - так писал поэт Сергей Есенин в 20 веке. «О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, реками и источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными …» - так сказал неизвестный автор 13 века. Так можем сказать и мы. Но кроме нерукотворной красоты у нас есть и красота, созданная руками человеческими – талантливыми мастерами, чьи имена зачастую остались неизвестными, но их творения продолжают радовать нас своим совершенством и неповторимостью. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с культурой Руси. Давайте вспомним, что такое культура? Культура – это достижения человечества в различных областях: зодчестве, живописи, литературе и т.д. Особенность изучаемого периода – феодальная раздробленность – период распада единого государства на множество уделов (удельная Русь). Сравним два периода:
Как это повлияло на культуру? Поразительно, но об этом периоде мы можем сказать два противоположных утверждения. (Проблемное задание) А какое из них верней, попробуем выяснить. Она стала богаче: она обеднела Князья заботились о своих уделах в результате набегов мон голов
Познакомимся с памятниками культуры 12-13 веков.
Вспомните, из какого материала создавались постройки? Что строили? из дерева из камня избы терема терема кремли церкви храмы кремли ворота в город какие храмы 9-11 веков вам уже известны? (Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Они многоглавые (в Новгороде 5 куполов, в Киеве 13). В 12 веке по всей Руси «прошагали русские однокупольные храмы-богатыри». Куб, а нем - возносился к небу купол в форме шлема или луковицы.
Рельеф – выпуклое изображение на стене. Сообщения детей и учителя. Ребята, мы учимся составлять описание памятников культуры, поэтому, познакомимся с памяткой. Памятка описания памятника культуры.
Свечой на ладони – на голом лугу – Прямой на ветру, гнущим реку в дугу. Мерцает в излучине будто из туч, Сквозит к нему некий единственный луч. Пропорций бесспорность или магия лет? – Струящийся в небо единственный свет! И сколько б ни шел ты назад допоздна, Идет за тобою его белизна.
Фреска – картина на сырой штукатурке. Икона – изображение святого, сцен из его жизни. В 11-12 веке было создано немало фресок и икон. Наибольшее распространение на Руси получили чудотворные иконы. Икона Спас Нерукотворный. Названа так по имени Иисуса Христа – Спасителя. Известно о чудесном появлении образа Спаса. В 1 веке нашей эры в городе Едессе жил князь Авгарь. Он был болен проказой и параличом и сильно страдал. Ожднажды Авгарь услыхал о чудесных исцелениях сотворенных Иисусом Христом. Он призвал к себе живописца Ананию, попросив его пригласить чудесного врачевателя к себе, а если тот откажется, то пусть живописец изобразит лик и принесет изображение к нему. Анания, пришедши в Иерусалим и найдя Спасителя, отдал ему письмо Авгаря, а сам, выбрав удобное время, начал было изображать лицо его, но это ему ни как не удавалось, потому что лик Спасителя все время менялся. Видя желание Анании, Господь взял воды и полотенце, умыл лицо и отер его. И на полотенце чудесным образом появился лик Иисуса Христа - Спас Нерукотворный. Первое чудо совершенное Спасом Нерукотворным – избавление князя Авгаря от проказы и паралича. На Руси в честь обретения икон Спаса Нерукотворного бытует много сказаний, построено множество Спасских церквей и монастырей, а главные ворота Кремля названы Спасскими в честь чудесным образом возникшем на них Нерукотворного лика Спасителя. Шапки кто, гордец, не снимет У святых Кремля ворот? Народное предание гласит: когда Наполеон проезжал со своей свитой Спасскими воротами и не обнажил головы по искони устоявшемуся обычаю, буйным порывом ветра с него и со всех его спутников сорвало головные уборы. Перед вами икона 12 века Спас Нерукотворный из Успенского собора Московского Кремля, находится в Третьяковской галерее. В Его смиренном выраженье Восторга нет, ни вдохновенья, Но мысль глубокая легла На очерк дивного чела. То не пророка взгляд орлиный, Не прелесть ангельской красы, Делятся на две половины Его волнистые власы. …ложась вкруг уст Его прекрасных, Слегка раздвоена брада, Таких очей благих и ясных Никто не видел никогда. А.Толстой Другая не менее чудесная икона того периода – Богородица Владимирская. Это главная святыня России. По преданию, она написана апостолом Лукой на доске из стола, за которым обедали Иисус Христос и Богородица с Праведным Иосифом. Когда апостол показал Богоматери этот образ, она произнесла: «Благодать Роджегося от меня и моя с сею иконой да будет». На иконе Богоматерь держит младенца на правой руке. Левая рука на уровне груди чуть касается одеяния Спасителя. Богомладенец тесно прижался щекой к лицу Богородицы и обнимает ее за шею. Из-под покрова на голове Богородицы (мафория) видна его ручка. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня (говорят: «пяточка», - по которой узнают Владимирскую). Владимирская икона – одна из древнейших чудотворных икон Божией Матери. В середине 5 века она была перенесена из Иерусалима в Константинополь и много столетий находилась там. В начале 12 века эта икона была перевезена из Константинополя в Киев в подарок князю Юрию Долгорукому. И кону установили в Вышнегородском женском монастыре. когда князь Андрей Боголюбский решил удалиться с юга России на север в Ростовские края, то взял чудотворный образ с собой. Во время молитвы он получил указание Богородицы оставить эту икону во Владимире, где немедленно был заложен храм – Успенский собор Богородицы. Всего за какие-нибудь 2 года он был выстроен, а икона облачена в богатые ризы, с тех пор она стала называться Владимирской. Позже икону богато украсили золотом, серебром, драгоценными камнями – окладом. Богатство этого оклада поражало – 12 кг одного только золота! Много чудес видел Владимир, а затем и вся Русская земля от этой святыни. Во время похода Андрея Боголюбского на волжских булгар перед иконой было совершено благодарственное молебенье, во время которого явилось дивное знаменье: на виду у всего войска от святой иконы заблистал сильный свет, озаривший всю местность. Во время мятежа, когда был убит Андрей Боголюбский, совершили крестный ход с иконой и мятеж утих. При нашествии полчищ хана Батыя, когла Владимир подвергся страшному разорению, святая икона осталась совершенно целой и невредимой, как верный залог спасения русского народа в будущем. Святая икона спасла Русскую землю и от страшного разорения хана Тамерлана. Он дошел до реки Дон. Владимирскую икону перенесли из Владимира в Москву. Во время перенесения иконы весь народ вышел на дорогу и на коленях по краям дороги умолял Богородицу о спасении. В тот самый день и час 26 августа, когда святыню встречали в Москве, Тамерлан задремал в своем шатре и увидел во сне величественную женщину в царственном одеянии с грозными очами в окружении воинов, повелевшую ему оставить пределы Русской земли. Ужас объял хана и он велел своему воинству собираться в обратный путь. Сегодня икона Владимирской Божией матери находится в Москве Никольском храме при Третьяковской галерее. Ныне покойный патриарх Алексий II вел переговоры с правительством о перенесении иконы в Успенский собор, но безрезультатно.
Происходит зарождение русской литературы в 12 веке. Появляются новые жанры, очень популярным был жанр – поучение, слово. Поучение – это обращение к читателям в форме наставления, совета. Первое поучение написал князь Владимир Мономах на склоне своих лет. Работа с источником. Давайте прочтем отрывок и ответим на вопрос, какие нравственные качества ценились в то время? Как вы думаете важны ли они сейчас? Стр. 136. Изречения из сборника «Пчела». Прочтем пословицы и поговорки, какие качества в них перечислены? Важны ли они в наше время? Стр. 137. Другой жанр, появившийся в 12 веке – слово. Слово – торжественное и поучающее обращение. Самое знаменитое произведение в жанре слова, написанное неизвестным автором – «Слово о полку Игореве». Сюжет произведения рассказывает о новгород-северском князе Игоре и его походе против половецкого князя Кончака. Поход закончился неудачей, князь со своей дружиной попал в плен. Хан Кончак, желая привлечь его на свою сторону, предлагает ему подарки, но князь отвечает отказом и принимает смерть. С огромной горечью автор пишет строки произведения и указывает причину неудач русского воинства. Стр. 138. О чем произведение? Кто главный герой? Какова идея произведения? Можно ли сказать, что автор предупреждает читателя об опасности? Прав ли он оказался? Да, в 13 веке на Русь напали монголо-татары и разграбили, разорили города, храмы и многие достижения культуры. Композитор Александр Порфирьевич Бородин в 19 веке написал оперу «Князь Игорь». Звучит отрывок из оперы. Обобщение и вывод. В 12-13 веке развивалось зодчество, живопись, литература. Главная идея – объединение и защита Руси. Но единства не было, и монголы разрушили многие достижения культуры. Она стала богаче: она обеднела Князья заботились о своих уделах в результате набегов мон голов
Закрепление материала. Выполнение теста, (взаимопроверка) Подведение итогов. Оценки. |
Рабочая программа учебного курса «История» Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX в., Истории России с древнейших времен... | Программа по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века» РФ, Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории, учебника А. А. Данилов,Л. Г. Косулина «История России... | ||
Практикум по истории СССР. С древнейших времен до конца XVIII века.... Блок первый: Генезис феодализма у восточных славян и образование раннефеодального Древнерусского государства | Сценарий урока по теме «Князь Владимир и Крещение Руси» А. А. Данилов, Л. Г. Косулина по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века» | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков,... Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История средних веков»; Курс... | Урок по истории в 10 классе моу «Юркинская средняя общеобразовательная школа» Обобщить знания учащихся по истории Отечества с древнейших времен до конца 15 века | ||
Календарно-тематическое планирование курса истории россии. История... Программа: Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Козленко С. И. «История России с древнейших времен до конца 19 в.» для 10 класса средних... | Вопросы к экзамену Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси Вопрос Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X—xiii вв.) | ||
Календарно-тематическое планирование предмета «Культура родного края»... Учебник для учащихся: В. Д. Данилов, Б. И. Павлов «История Чувашии с древнейших времен до конца XX века» | Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века» А. Н. Сахарова, А. Н. Боханова «История России с древнейших времён до конца XIX века» в 2-х частях | ||
Примерная программа основного общего образования истории мо РФ 2004... Пчелов Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» -м.: Ооо «Русское слово-учебник»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. Н. Сахаров История России с древнейших времен до конца ХVI века, М.; Русское слово, 2008 А. Н сахаров, А. Н. Боханов История России... | ||
Урока Урок истории по теме "Расцвет Руси при Ярославе Мудром". 6-й класс Учебник Данилов А. А., Данилов Д. Д., Клоков В. А., Тырин С. В. Российская история с древнейших времён до конца XVI века. Учебник... | И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Курс «История России с древнейших времен до конца XVI века» в 6 классе является началом системного изучения отечественной истории.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для изучения курса истории России с древнейших времен до конца XIX века на базовом уровне в его традиционном... | Рабочая программа предмета история по содержательным курсам «История средних веков» «История средних веков», «История России с древнейших времен до конца XVI века», «История Ярославского края до конца XV века» |