Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века»





Скачать 480.31 Kb.
НазваниеПрограмма курса «История России с древнейших времён до конца XIX века»
страница1/4
Дата публикации07.04.2015
Размер480.31 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > История > Программа курса
  1   2   3   4


ПРОГРАММА КУРСА

«История России с древнейших времён до конца XIX века»

(профильный уровень, модифицированная 102 часа)
к учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова «История России с древнейших времён до конца XIX века» в 2-х частях
Для 10 класса

Составитель:

Герасимова О.Н.. учитель истории

Томск-2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «История России с древнейших времён до конца XIX века» предназначен для учащихся, изучающих историю в 10 классе средних общеобразовательных учебных заведений в ходе второго концентра обучения (профильный уровень). С целью формирования у обучающихся навыков проектно-исследовательской деятельности содержание разделов и тем программы были модифицированы за счет включения примерных вариантов заданий для исследовательской работы в классе, дома, групповых и индивидуальных исследовательских и мультимедийных проектов.

Основными задачами курса являются:


  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;

  • овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире (по сравнению с основной школой) реализовать интегративный подход к истории отечественной и всеобщей, истории и обществознания, с тем, чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации.

Данная программа отражает основные положения учебника А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова «История России с древнейших времён до конца XIX века» в 2-х частях в котором получили отражение следующие установки:

— акцент на раскрытие истории духовной культуры России;

— необходимость работы с историческим документом как основным источником исторических знаний, формированию у учащихся умения толковать и анализировать его. С этой целью фрагменты документов включены в текст параграфа, что позволяет рассматривать их органично в рамках изучения конкретной темы;

— возможность отхода от учительского монолога, организация разнообразных диалоговых форм обучения;

— анализ различных точек зрения по узловым проблемам отечественной истории, т.е. подключение элементов историографии.

Одна из принципиальных установок курса – взвешенный подход к обозначению достижений и негативных явлений и процессов в исторической ретроспективе, а также тех факторов, которые позволяли России и ее народам созидательно решать проблемы, поставленные перед ними историей.

Важным содержательным направлением курса является раскрытие роли выдающихся личностей Отечества. В разделах программы указано значительное число имен, вошедших в историю нашей страны. Данные биографии некоторых из них присутствуют в учебнике. В программе содержится список дополнительной литературы для учителя по разделам курса истории России с древнейших времён до конца XIX века.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках профильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Выполнение творческих заданий реализуется через осуществление обучающимися исследовательских проектов (индивидуальных, групповых и коллективных), а также, решение компетентностных задач, предполагающее формирование и развитие исследовательских навыков. Для реализации системного подхода по формированию у обучающихся исследовательской компетенции программа предлагает комплекс заданий предусматривающих организацию исследовательской деятельности обучающихся во время урока, в качестве исследовательского проекта по итогам освоения темы или раздела, самостоятельного углубленного изучения темы с заранее обозначенным проблемным вопросом и т.д.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате освоения программы по истории ученик должен
знать/понимать:
 основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
 важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
 изученные виды исторических источников;
уметь:
 соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
 использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
 показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
 рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
 соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
 объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
 для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
 высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
 объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
 общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Программа рассчитана на 95 часов в связи с ориентацией на современный подход – отводить не менее 70 % учебного времени на изучение отечественного компонента школьного курса истории, при том, что на профильном уровне при 34-недельном учебном годе на изучение истории отводится 136 часов (4 часа в неделю).

Обязательная литература для учителя:

1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки от 05.03.2004 г. № 1089).

2. Требования к минимуму содержания среднего (полного) общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98. № 1235).

3. Временные требования к минимуму содержания среднего (полного) общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98. № 1236).

4. Примерные программы по истории (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263).

Введение (2 часа). История России — часть всемирной истории. Основные этапы развития исторической мысли в России.
Раздел I. Народы и древнейшие государства на территории России (6 часов)
Тема 1. Каменный век на территории России (2 часа)

Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Великое оледенение и климат Восточной Европы и Северной Азии.

Каменный век на территории России. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металла и его влияние на первобытное общество.

Основные понятия: первобытное общество, каменный век, палеолит, мезолит, неолит, великое оледенение, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство
Тема 2.Происхождение восточных славян (2 часа)

Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. Индоевропейцы. «Великое переселение народов».

Дискуссии о прародине славян.

Основные понятия: этнос, языковая семья, индоевропейцы, великое переселение народов, славяне
Тема 3.Восточные славяне накануне образования государства (2 часа)

Восточнославянские племена и их соседи.

Занятия, общественный строй, верования. Родовая и территориальная община. Город.

Основные понятия: традиционное общество, племя, союз племён, восточные славяне, финно-угры, балты, тюрки, подсека, перелог, соха, бортничество, пушной промысел, вервь, вече, князь, дружина, язычество, знать
Раздел II. Русь в IX – начале XII вв. (8 часов)
Тема 4. Образование древнерусского государства (2 часа)

Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет».

Дискуссия о происхождении Древнерусского государства.

Основные понятия: государство, раннефеодальная монархия, дань, летопись, норманнский вопрос

Персоналии: Рюрик, Гостомысл, Вадим, Аскольд, Дир
Тема 5. Киевская Русь (3 часа)

Князья и дружина. Вечевые порядки.

Принятие христианства. Роль церкви в истории Древней Руси.

«Русская Правда». Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. «Лествичный» порядок наследования власти.

Основные понятия: урок, погост, церковь, патриарх, митрополит, монах, монастырь, десятина, приходской священник, приход, «Русская правда, смерды, закупы, рядовичи, люди, лествица

Персоналии: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Мстислав Великий
Тема 6. Становление древнерусской культуры (3 часа)

Международные связи Древней Руси.

Христианская культура и языческие традиции. Влияние Византии и народов Степи.

Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Основные понятия: культура, кириллица, икона, слово, житие, хождение, поучение

Персоналии: Кирилл, Мефодий, Борис, Глеб, Феодосий, Иларион, Нестор
Раздел III. Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (14 часов)
Тема 7. Политическая раздробленность на Руси до монгольского нашествия (3 часа)

Причины распада Древнерусского государства. Княжеская власть и боярство в русских землях и княжествах. Монархии и республики.

Русь и Степь. Княжеские усобицы. Русской земли.

Особенности культурного развития русских земель. «Слово о полку Игореве». Идея единства

Основные понятия: удел, боярство, боярская республика

Основные персоналии: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Даниил Галицкий
Тема 8. Борьба с иноземными захватчиками (5 часов)

Образование Монгольского государства. Монгольское завоевание и его влияние на историю нашей страны.

Экспансия с Запада и ее роль в истории народов Руси и Прибалтики.

Образование Золотой Орды. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси.

Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Основные понятия: хан, орда, иго, ярлык, выход, баскак, орден

Персоналии: Чингисхан, Батый, Михаил Черниговский, Александр Невский, Миндовг, Гедимин
Тема 9. Возвышение Москвы (6 часов)

Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город.

Роль церкви в консолидации русских земель.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей.

Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь.

Автокефалия Русской Православной Церкви.

Основные понятия: колонизация, вотчина, национальное самосознание, уния, автокефалия

Персоналии: Даниил Александрович, Иван Калита, Пётр, Феогност, Узбек, Алексий, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Мамай, Тохтамыш, Василий I, Тимур, Ольгерд, Ягайло
Раздел IV. Российское государство во второй половине XV-XVII вв. (24 часа)
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века» iconРабочая программа учебного курса «История»
Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX в., Истории России с древнейших времен...
Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века» iconРабочая программа учебного курса по истории для 10 класса Составила
«История», а также программ курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса, курса...
Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века» iconКалендарно-тематическое планирование курса истории россии. История...
Программа: Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Козленко С. И. «История России с древнейших времен до конца 19 в.» для 10 класса средних...
Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века» iconСахаров А. Н. История России с древнейших времён до конца XVI века....
Л. Г. Косулина Планирование составлено на основе программы курса «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10...
Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века» iconРабочая программа по истории для 10 класса учителя истории и обществознания
«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса, курса «История России с древнейших...
Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для изучения курса истории России с древнейших времен до конца XIX века на базовом уровне в его традиционном...
Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XIX в», «Всеобщая история. С древнейших времён до конца xix»...
Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века» iconПрограмма по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века»
РФ, Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории, учебника А. А. Данилов,Л. Г. Косулина «История России...
Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века» iconРабочая программа по истории россии с древнейших времен до конца...
Государственного стандарта среднего (полного) образования по истории (базовый уровень) и базисного учебного плана. Она обеспечивает...
Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века» iconРабочая программа включает разделы: пояснительная записка; основное...
«История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание...
Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание...
Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века» iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков,...
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История средних веков»; Курс...
Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века» iconРабочая программа учебного предмета «История»
«История России с древнейших времен до середины XIX века» и «Всеобщая история с древнейших времен до середины XIX века»
Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. Н. Сахаров История России с древнейших времен до конца ХVI века, М.; Русское слово, 2008 А. Н сахаров, А. Н. Боханов История России...
Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века» iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Курс «История России с древнейших времен до конца XVI века» в 6 классе является началом системного изучения отечественной истории....
Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века» iconПримерная программа основного общего образования истории мо РФ 2004...
Пчелов Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» -м.: Ооо «Русское слово-учебник»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск