Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы
средняя общеобразовательная школа №304
| Утверждена
методическим объединением
ГБОУ СОШ №304
________________ М.В.Веретенникова
« » 2013 г.
|
| «Утверждаю»
Дирек Директор ГБОУ СОШ №304
______________М. Ю. Точилкина
приказ № от « » 2013
|
|
|
|
| Рабочая программа учебного курса
«История России. XX – начало XXI в»
для 10 класса
(2 часа в неделю, 70 часов в году)
Составитель: учитель истории
Веретенникова Марина Владимировна
| «Согласовано»
заместитель директора по УВР
ГБОУ СОШ №304
________________ О. И. Шаханова
« » 2013 г.
|
|
|
|
|
|
|
Москва
2013-2014 уч. г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XIX в», «Всеобщая история. С древнейших времён до конца XIX » Н.В. Загладин, составлена на основе и в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации
Примерной Программой основного общего образования по истории.
Авторской программой курса «История России с древнейших времён до конца XIX в» 10 класс – С.И. Козленко, С.В. Агафонова М.: «Русское слово» 2013г.; «Всеобщая история. С древнейших времён до конца XIX » Н.В. Загладин для 10 класса общеобразовательных учреждений. Авторской программой курса «История России. XX – начало XXI в» 11 класс – С.И. Козленко, Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина М.: «Русское слово» 2012г, курса «Всеобщая история. Конец XIX – началоXXI века» Н.В.З агладина, Х.Т. Загладиной для 11 класса общеобразовательных учреждений, М.: ТИД «Русское слово», 2013г. и на основе учебников, вошедших в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Содержание программы определяется следующими исходными положениями:
История является базовым общеобразовательным предметом.
Предлагаемый курс позволяет рассмотреть историю России в контексте истории мира, проследить взаимосвязь и взаимовлияние основных событий и процессов, характерных для российской и всемирной истории, определить общее и особенное в их содержании.
Цели данной программы:
Изучение Истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Воспитание гражданственности, патриотизма, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности, относить свои взгляды принципы с мировоззренческими системами
Освоение систематизированных знаний по Истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе
Овладение умениями и навыками поиска, комплексного анализа, обобщения и систематизации исторической информации.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия.
Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.
Основные содержательные линии базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов истории – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно – хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами.
Особенностью программы является: включение в нее материала, отражающее неоднолинейность, многоаспектность, противоречивость, альтернативность исторического развития; курс нацелен на раскрытие целостного представления о роли и месте России во всемирно-историческом процессе, формирование общего взгляда на процессы мировой истории.
Программа сориентирована на организацию активной самостоятельной работы учащихся с использованием знаний приобретенных по другим школьным предметам.
Особенностью программы является обзорное изучение значительных событий в истории нашей страны 20 века и синхронное изучение важнейших мировых событий, происходивших с непосредственным участием России. Изучение истории России и зарубежной истории целесообразно организовывать по следующим параметрам:
- прямое сравнение России и других стран;
- хронологическая синхронизация изучения событий в России и в мире;
- анализ конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю.
В ряде случаев возможно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).
Предусматриваются входное, рубежное и итоговое школьные административные тестирования.
Средства контроля.
1. Тестовые материалы по разделам программы.
2. Мультимедийный тестовый материал по истории России с древнейших времён до конца 19 века.
3. Он-лайн тесты по истории России.
Содержание тем учебного курса.
Тема1. Русь изначальная. 7 часов. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди на территории нашей страны. Города-государства Северного Причерноморья. Кочевые скотоводческие племена. Тюркский и Хазарский каганаты.
Восточные славяне в VI–VIII вв.: расселение, занятия, быт, верования. Родоплеменные отношения. Становление территориальных общин. Взаимоотношения с соседями. Зарождение государственности: внутренние и внешние факторы. Города.
Формирование древнерусского государства в IX–X вв. Новгород и Киев. Норманнская теория. Первые русские князья. Князь и дружина. Славяне, финно-угры и тюрки. Русь и Волжская Булгария. Византия и Русь. Владимир Святославович. Крещение Руси. «Повесть временных лет».
Экономическое и социальное развитие Руси в конце X – первой трети XII в. Начало формирования земельной собственности. Категории свободного и зависимого населения. Специфика общинного строя. Древнерусские города. Ремесло. Торговля.
Внутренняя и внешняя политика Руси в конце X – первой трети XII в. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Русь и государства Европы. Русь и Степь.
Культура и быт Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность. Литература. Художественное ремесло. Зодчество. Повседневная жизнь и обычаи древних русичей.
Тема 2. Политическая раздробленность Руси. 2 часа. Распад Древнерусского государства. Распря Мономашичей. Юрий Владимирович Долгорукий. Причины распада Древней Руси: усилившаяся экономическая мощь различных русских земель; огромная территория, различные природные и экономические особенности отдельных ее частей, постоянные княжеские разделы земель. Значение Древнерусского государства в истории страны.
Политическая раздробленность Руси — закономерный этап в истории страны. Сохранение сил, которые содействовали единению страны: власть великих князей, влияние Русской Православной Церкви, существование внешней опасности.
Русские княжества XII—XIII вв.: Киевское, Чернигово-Северское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Господин Великий Новгород.
Возникновение Москвы. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо и расцвет Владимиро-Суздальской Руси.
Культура Руси в X — начале XIII в.
Единство культуры восточных славян. Взаимообогащение культуры восточных славян и их соседей. Влияние на Русь византийской культуры. Соединение в культуре Руси культуры языческого мира и культуры христианской.
Письменность, грамотность, школа. Летописи. Литература. Архитектура. Живопись, скульптура, музыка. Фольклор. Быт народа. Зарождение русской цивилизации.
Тема 3. Борьба Руси за независимость в 13-15 веках 7 часов.
Монголо-татары. Развитие феодальных отношений и зарождение государства у монголов. Военизированный характер монгольской государственности. Чингисхан. Завоевания монголов. Битва на Калке. Нашествия на Русь. Причины военного поражения русских княжеств. Монголо-татарское иго. Ограниченная автономия русских княжеств. Итоги монголо-татарского нашествия и установления ига. Обособление Юго-Западной Руси.
Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский.
Русь в середине XIII–XIV вв. Борьба за политическое лидерство на Руси. Княжеская власть и Орда. Московские князья и их политика. Иван Калита. Москва – центр объединения русских земель. Княжеская власть и церковь. Монастыри. Русь и Литва. Золотая Орда в середине XIII–XIV вв. Куликовская битва и ее значение. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский.
Культура Руси в XIII–XIV вв. Особенности культурного развития. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Внутренняя и внешняя политика Московского государства во второй половине XV века. Прекращение зависимости Руси от Орды. Завершение политического объединения русских земель. Иван III. Изменение системы управления государством. Боярская дума. Приказы.
Экономическое и социальное развитие Московского государства во второй половине XV века. Вотчинно-поместное землевладение и формы зависимости крестьян. Судебник 1497 года. Начало закрепощения крестьян. Государство и церковь. Ереси. Московское государство и Великое княжество Литовское в XV–XVI вв.
Культура и быт Московского государства во второй половине XV века. Фольклор. Книжность. Летописание. Литература. Общественно-политическая мысль. Зодчество. Фрески и иконы. Повседневная жизнь. Тема 4. Россия в 16-17 веках. 8 часов. Московское государство в XVI веке. Сословно-представительная монархия. Иван IV. Реформы 1550-х гг. «Избранная рада». Земские соборы. Приказы. Опричнина. Становление самодержавия.
Внешняя политика Ивана IV. Завоевание Поволжья и Западной Сибири. Отношения с Крымским ханством. Ливонская война. Народы России в XVI в. Итоги внешней политики Ивана Грозного.
Культура и быт в XVI веке. Фольклор. Просвещение. Начало книгопечатания. Общественно-политическая мысль. Литература. Развитие публицистики. Зодчество. Иконопись. Дионисий. Быт и обычаи. «Домострой».
Россия на рубеже XVI–XVII вв. Обострение социальных и политических противоречий. Династический кризис. Разрушение удельно-вотчинной системы. Борис Годунов.
Смута начала XVII века. Феномен самозванства. Власть и казачество. Восстание Ивана Болотникова. Власть и земщина: противоборство и взаимодействие. Социальный и национальный факторы в Смуте.
Освободительная война против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Начало династии Романовых.
Россия в XVII веке. Политический строй. Начало становления элементов абсолютизма. Система приказов. Судьбы сословно-представительных институтов. Местное управление. Законы. Соборное уложение 1649 года.
Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Формирование единого экономического пространства России. Рост товарно-денежных отношений. Ремесло. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Рост городов и торговли. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Ярмарки. Окончательное закрепощение крестьян.
Народы России в XVII веке. Новые территории в составе России. Национальный состав населения страны. Государственный статус присоединенных территорий Поволжья, Украины, Сибири и Дальнего Востока. Хозяйство. Религия. Культура.
Самодержавие и церковь в XVII веке. Церковь после Смуты. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Усиление разногласий между церковной и царской властью.
Народные движения в XVII веке. Причины и особенности народных выступлений. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина. Выступления старообрядцев.
Внешняя политика в XVII веке. Россия и Речь Посполитая. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-турецкие отношения. Крымские походы. Русские первопроходцы в Сибири и на Дальнем Востоке.
Культура и быт в XVII веке. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Литература. Зодчество и живопись. Театр. Крупнейшие представители духовной и художественной культуры. Сословный быт. Обычаи и нравы. Тема 5. Россия в 18 столетии. 6 часов.
Преобразования Петра I. Предпосылки преобразований. Реформы в экономике, административно-государственной сфере, армии. Утверждение абсолютизма. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Оппозиция реформам. Экономическая и социальная политика. Значение преобразований.
Внешняя политика Петра I. Северная война (основные сражения, итоги). Петербург – новая столица. Прутский и Каспийский походы. Образование Российской империи. Россия и Европа в первой четверти XVIII века.
Изменения в культуре и быту. Наука. Развитие образования. Создание Академии наук. Литература и искусство. Архитектура. Изменения в быту. Значение культурного наследия петровской эпохи.
Дворцовые перевороты. Причины и сущность дворцовых переворотов. Внутренняя политика. Расширение привилегий дворянства. Основные направления и итоги внешней политики.
Россия во второй половине XVIII века. Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм». Проекты реформ. Уложенная комиссия. «Золотой век» российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Губернская (областная) реформа. Ужесточение внутренней политики. Борьба с вольнодумством. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев.
Социально-экономическое развитие во второй половине XVIII века. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство. Торгово-промышленные компании. Начало разложения крепостнической системы. Социальная политика. Ужесточение крепостничества.
Народы Российской империи в XVIII веке. Национальный состав населения. Национальная политика. Хозяйство. Религия. Культура. Обычаи и нравы.
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Причины, цели, состав участников. Основные этапы. Итоги и значение.
Внутренняя политика Павла I. Личность и политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Комиссия для составления законов Российской империи. Политика в отношении крестьянства.
Внешняя политика во второй половине XVIII века. Основные направления. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Борьба с революционной Францией. Итоги и последствия внешней политики.
Культура и быт во второй половине XVIII века. Развитие системы образования. Становление отечественной науки. Академические экспедиции. М. В. Ломоносов. Русские просветители. Архитектура, скульптура, живопись, музыка: стили и направления. Крупнейшие деятели культуры. Выдающиеся техники и изобретатели. Дворцы и усадьбы. Изменения в быту и обычаях дворянства, крестьян и горожан.
Тема 6. Россия в 19 веке. 9 часов.
Россия в первой четверти XIX века. Внутренняя политика Александра I. «Негласный комитет». Реформа высших органов управления. М. М. Сперанский. Н. Н. Новосильцев. Польская конституция. Политическая реакция начала 1820-х гг. Итоги внутренней политики.
Внешняя политика в начале XIX века. Международное положение России и основные направления внешней политики. Русско-французские отношения. Тильзитский мир. Россия на Кавказе. Польский вопрос. Войны с Турцией, Ираном, Швецией. Присоединение Финляндии и Бессарабии.
Отечественная война 1812 года. Причины войны. Планы и силы сторон. Смоленское и Бородинское сражения. М. И. Кутузов. Партизанское движение. Итоги войны. Заграничный поход 1813-1814 гг. Роль России в европейской и мировой политике в 1815-1825 гг.
Социально-экономическое развитие в первой четверти XIX века. Указ о «вольных хлебопашцах». Отмена крепостного права в Прибалтике. Экономический кризис 1812-1815 гг. Аграрный проект А. А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.
Движение декабристов. Южное и Северное общества: участники, программы, цели, главные события, значение.
Россия во второй четверти XIX века. Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Централизация и бюрократизация государственного управления. Ужесточение контроля над обществом. Полицейский надзор. Цензура. Укрепление социальной базы самодержавия. «Свод законов Российской империи». Усиление борьбы с революционными настроениями.
Социально-экономическое развитие при Николае I. Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота. Новые явления в промышленности и сельском хозяйстве. Реформа управления государственными крестьянами. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.
Общественное движение в 1830-е – 1850-е гг. Консерваторы. Либералы. Западники и славянофилы. Социалисты.
Народы России в первой половине XIX века. Национальные отношения. Польский вопрос. Польское восстание 1830-1831 гг. Национальная политика самодержавия.
Кавказская война. Народы Кавказа. Причины и основные этапы войны. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Итоги войны.
Внешняя политика Николая I. Россия в европейской и мировой политике второй четверти XIX в. Войны с Ираном и Турцией. Россия и Центральная Азия. Обострение Восточного вопроса. Крымская война (участники, их цели, основные сражения). Оборона Севастополя. П. С. Нахимов. В. А. Корнилов. Итоги войны.
Культура и быт в первой половине XIX века. Развитие системы образования, ее сословный характер. Научные открытия. Русские первооткрыватели и путешественники. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Литература. «Золотой век» русской поэзии. Театр. Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. Живопись. Архитектура. Быт и обычаи различных сословий.
Россия во второй половине XIX века. Внутренняя политика Александра II. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Предпосылки и проекты реформ. Александр II. Отмена крепостного права. Сохранение крепостнических пережитков в пореформенной деревне. Судебная, земская, городская и военные реформы.
Д. А. Милютин. М. Т. Лорис-Меликов. Историческое значение и последствия реформ.
Общественное движение в 1860 – 1870-е гг. Консервативные, либеральные и радикальные течения в общественной жизни, их представители. Земский конституционализм. Революционное народничество: теория, организация, лидеры и тактика.
Внутренняя политика Александра III. Политика в крестьянском вопросе. Рабочее законодательство. Укрепление позиций дворянства. Национальная и религиозная политика. К. П. Победоносцев.
Социально-экономическое развитие в пореформенный период. Завершение промышленного переворота, его последствия. Сельское хозяйство. Промышленность. Железнодорожное строительство. Промышленный подъем. Развитие внутреннего рынка. Формирование буржуазии и пролетариата. Изменение положения дворянства. Расслоение крестьянства.
Начало индустриализации. Н. Х. Бунге. С. Ю. Витте. «Золотое десятилетие» русской промышленности. Итоги социально-экономического развития.
Общественное движение в 1880-е – 1890-е гг. «Модернизаторы» и традиционалисты. Кризис революционного народничества. Либеральное движение. Распространение марксизма в России. Консервативный лагерь.
Внешняя политика в 1860-х – 1890-х гг. Основные направления внешней политики. Европейская политика. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. Участие России в военных союзах. Итоги внешней политики.
Народы Российской империи во второй половине XIX века. Национальный вопрос и пути его разрешения при Александре II. Национальная политика Александра III. Положение народов Средней Азии.
Культура и быт во второй половине XIX века. Достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Направления в литературе и искусстве. Реалистическое искусство (литература, театр, живопись). Художественные промыслы. Деятели российской культуры. Российские меценаты. Культурные достижения народов империи. Вклад российской культуры XIX века в мировую культуру.
Рост населения. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Перемены в жизни и быте горожан и крестьян.
Тематическое планирование уроков по Всеобщей истории. 10 класс.
Дата №
| Тема
| Кол-во часов
| Д/З
| 1.
| Введение.
| 1ч.
|
| 2.
| Русь изначальная 7ч
Индоевропейцы. Исторические корни славян. Восточные славяне в 8-9 веках
| 1ч.
| §1,2
| 3.
| Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья.
| 1 ч.
| §3
| 4.
| Правление Святослава . Древнерусское государство при князе Владимире
| 1ч.
| §4,5
| 5.
| Правление Ярослава Мудрого. Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах.
| 1ч.
| §6,7
| 6.
| Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах
| 1ч.
| §8
| 7.
| Повторительно-обобщающий: Русь изначальная.
| 1ч.
| тест
| 8.
| Политическая раздробленность Руси 2 ч.
Политическая раздробленность Руси
| 1ч.
| §9
| 9.
| Культура Руси 9-13 века.
| 1ч.
| §10
| 10.
| Борьба Руси за независимость в 13-15 веках 7ч.
Монголо-татарское нашествие на Русь
| 1 ч.
| 11
| 11.
| Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси. Первые схватки с крестоносцами и литовцами
| 1ч.
| §12
| 12.
| Русь и Золотая Орда при Александре Невском. Предпосылки возрождения Руси и начало собирания земель вокруг Москвы.
| 1ч.
| §13,14
| 13.
| Куликовская битва. Дмитрий Донской. Феодальная война на Руси.
| 1 ч.
| 15,16
| 14.
| Иван III – государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом. Хозяйство, власть и церковь в 15 веке.
| 1 ч.
| §17,18
| 15.
| Культура и быт 14-15 веков
| 1ч.
| §19
| 16.
| Повторительно-обобщающий: Русь в 13-15 веках.
| 1ч.
| тест
| 17.
| Россия в 16-17 веках 8 ч.
Иван IV. Реформы 1550 годов. Внешняя политика Ивана IV.
| 1ч.
| §20,21
| 18.
| Опричнина. Последние годы Ивана Грозного. Новые явления в русской культуре.
| 1ч.
| §22,23
| 19.
| Россия в 17 веке. Смутное время.
| 1ч.
| §1
| 20.
| Кризис общества и государства. Спасители Отечества.
| 1ч.
| §2, 3
| 21.
| Россия после Смуты. Новые черты в жизни России.
| 1 ч.
| §4,5
| 22.
| XVII век- «бунташный век». Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича.
| 1 ч.
| 6,7.
| 23.
| Народы России. Россия накануне преобразований.
| 1ч.
| 8,9
| 24.
| Культура и быт 16-17 века.
| 1 ч.
| §10
| 25.
| Повторительно-обобщающий: Россия в 16-17 веках.
| 1ч.
| тест
| 26.
| Россия в 18 столетии 6ч.
Эпоха Петра I. Северная война.
| 1 ч.
| §11
| 27.
| Реформы Петра I.
| 1 ч.
| §12,13
| 28.
| Эпоха дворцовых переворотов. Расцвет дворянской империи
| 1ч.
| §14-16
| 29.
| Могучая внешнеполитическая поступь империи. Экономика и население России
| 1 ч.
| §17,18
| 30.
| Культура и быт России. Тревожное окончание века.
| 1ч.
| §19,20
| 31.
| Повторительно-обобщающий: Россия в 18 веке.
| 1ч.
| тест
| 32.
| Россия в 19 веке 9ч.
Россия в первой четверти 19 века. Александр I.
| 1ч.
| §21
| 33.
| Отечественная война 1812 года
| 1ч.
| §22,23
| 34.
| Жизнь России в послевоенный период. Движение декабристов
| 1ч.
| §24,25
| 35.
| Внутренняя и внешняя политика Николая I. Крымская война.
| 1ч.
| §26-28
| 36.
| Общественная и духовная жизнь России. Русская культура первой половины 19 в.
| 1ч.
| §29,30
| 37.
| Россия в эпоху преобразований. Реформы Александра II. Россия после отмены крепостного права
| 1ч.
| 31,32
| 38.
| Россия в 188—90 годы. Александр III.
| 1ч.
| 33,34
| 39.
| Русская культура во второй половине 19 века
| 1 ч.
| 35
| 40.
| Урок повторения и обобщения знаний: Россия в 19 веке
| 1 ч.
| тест
|
Требования к учебному предмету. В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе эссе), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Перечень учебно-методического обеспечения.
учебник Н.В. Загладин, Н.А., С.И. Козленко. История. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс, «Русское слово», 2011.
Козленко С.И. и др. Программа. История. /Программы по истории. (М.: "Просвещение". 2009).
Энциклопедия «История России 862-1917», «Интерактивный мир».
С.И. Козленко. «Методические рекомендации по использованию учебников: Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров, «История России и мира с древнейших времён до конца XIX века» (10 класс).
Список литературы.
История России 10 класс, методическое обеспечение уроков, Автор Н.С. Кочетов, Волгоград, «Учитель», 2003 г.
Тесты по истории России XVII- XVIII вв. Составители А.А. Романова и Т.Э. Журавлева, Москва ООО «Издательство Стрелец», 1999г.
ЕГЭ- 2011. История России, М., федеральный центр тестирования, 2011 г.
Л.В. Кацва «История Отечества. Справочник» -М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2010.
|