Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 242.8 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.01.2014
Размер242.8 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
ГБОУ СОШ с углубленным изучением

физики и математики №2007
Рабочая программа

по истории

10 класс

(История России с древнейших времен до конца XIX века)
Учитель Кузнецов Сергей Иванович

2013-2014 учебный год

Москва

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории 10-11 классы (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010.

Программа предназначена для изучения курса истории России с древнейших времен до конца XIX века на базовом уровне в его традиционном варианте в объеме 40 ч (2 ч в неделю) на основе учебно-методического комплекта по курсу «История России с древности до конца XIX века» проф. А.Н. Сахарова издательства «Просвещение».

Учебно-методический комплект адаптирован для преподавания по программе базового уровня для общеобразовательных школ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Пункты учебника

Содержание учебного материала







Тема 1. История России с древнейших времен до XVI века (18 часов)

1.

Часть I §1-2

Восточные славяне в VIII – IX вв.

2.

§3-4

Правление первых князей. Правление Святослава.

3.

§5

Древнерусское государство при Владимире.

4.

§6-8

Правление Ярослава Мудрого. Русь при Ярославичах.

5.

§9

Политическая раздробленность Руси.

6.

§10

Культура Руси X – начала XIII вв. Зарождение русской цивилизации.

7.

§11

Монголо-татарское нашествие на Русь.

8.

§12

Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси.

9.

§13

Русь и Золотая Орда при Александре Невском.

10.

§14

Возвышение новых русских центров и начало собирания земель.

11.

§15

Эпоха Куликовской битвы.

12.

§16

Феодальная война на Руси.

13.

§17

Иван III – государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом.

14.

§18-19

Хозяйственная и культурная жизнь в XIV – XV вв.

15.

§20-21

Правление Ивана IV: внешняя и внутренняя политика.

16.

§22

Опричнина. Последние годы Грозного царя.

17.

§23

Новые явления в русской культуре.

18




Повторительно-обобщающий урок по теме: «История России с древнейших времен до конца XVI в.»







Тема 2: Россия в XVII – XVIII столетиях (10 часов).

19.

Часть II §1-3

Смутное время.

20.

§4-6

Россия после Смуты. XVII- «бунташный век».

21.

§7

Правление Алексея Михайловича: внутренняя и внешняя политика.

22.

§11

Эпоха Петра I. Северная война.

23.

§12-13

Реформы Петра I.

24.

§14-16

Эпоха дворцовых переворотов. Расцвет дворянской империи.

25.

§17

Могучая внешнеполитическая поступь империи.

26.

§18-19

Социально-экономическое развитие страны во второй половине XVIII века.

27.

§ 10, §20

Культура России XVII – XVIII вв.

28.




Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVII – XVIII веках».







Тема 3: «Россия в XIX столетии» (11 часов).

29.

§21

Первые годы правления Александра I.

30.

§22-23

Отечественная война 1812 года

31.

§24

Жизнь России в послевоенный период..

32.

§25

Движение декабристов

33.

§26-28

Внутренняя и внешняя политика Николая I.

34.

§29-30

Общественная и духовная жизнь России в первой половине XIX века.

35.

§31

Реформы Александра II.

36.

§32

Россия после отмены крепостного права.

37.

§33

Россия в годы правления Александра III.

38.

§34-35

Экономическое, социальное и духовное развитие общества во второй половине XIX века.

39.




Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XIX столетии».

40.




Итоговое повторение (1 час).



Содержание обучения
Тема 1. История России с древнейших времен до XVI века (18 часов)

Место предков славян среди индоевропейцев. Дискуссия в исторической науке о прародине славян. Первые нашест­вия: борьба славян с кочевыми племенами. Греческие колонии и скифы. Другие народы нашей страны в глубо­кой древности. Великое переселение народов и Восточная Европа.

Славяне в V—VII вв. Восточнославянские племена в VIII—IX вв. Развитие хозяйства. Ремесла. Города. Торговля. Путь «из варяг в греки». Складывание племенных союзов. Усложнение структуры общества. Зарождение признаков государствен­ности. Предпосылки образования Древнерусского государ­ства. Особенности развития социально-политических про­цессов у восточных славян в древности в сравнении с на­родами Западной Европы.

Появление государства у восточных славян. Государ­ство Русь на Днепре. Дискуссия о происхождении Древ­нерусского государства. Варяги. Норманнская теория, ее роль в русской истории. Неонорманнизм. Происхождение слова «русь». Рюрик в Новгороде. Борьба Новгорода и Ки­ева как двух центров государственности на Руси. Созда­ние единого государства Русь. Правление князя Олега.

Русь в X — начале XI в. Укрепление Киевского госу­дарства при князе Игоре. Начало борьбы с печенегами. Продвижение к Причерноморью, устью Днепра, на Таман­ский полуостров. Русско-византийская война 941—944 гг. Княжение Игоря. Восстание древлян и смерть Игоря. Правление княгини Ольги. Реформа управления и нало­гообложения при Ольге. Крещение княгини Ольги.

Правление Святослава. Святослав — «Александр Маке­донский Восточной Европы». Временное отступление христианства. Подавление племенного сепаратизма. По­ход на Восток. Борьба за выход в Каспийское море, удар по Хазарии. Укрепление на Таманском полуострове. Пе­ренесение завоеваний на Нижнее Подунавье и Балканы. Русско-византийское соперничество в конце 60-х — нача­ле 70-х гг. X в. Дипломатическая и военная дуэль: Иоанн Цимисхий — Святослав. Поражение Святослава. Русь на завоеванных рубежах.

Правление Владимира Святославича. Первая междо­усобица на Руси и победа Владимира Святославича. Про­должение восточной и балканской политики Святослава.

Крещение Руси как русский и европейский феномен. Дипломатическая борьба вокруг Крещения. Очаги христи­анства в языческом мире. Русь — страна двоеверия. Историческое значение Крещения Руси.

Оборона Руси от печенегов. Система укреплений. Бо­гатырские заставы. Внутренние реформы. Личность Вла­димира Святославича.

Русь в XI—XII вв. Междоусобица на Руси после смерти Владимира. Бо­рис и Глеб — князья-мученики. Противоборство Ярослава Владимировича Мудрого с соперниками. Разделение дер­жавы между Ярославом и Мстиславом. Личность Мстис­лава, князя-воина. Смерть Мстислава и конец междоусо­бицы. Объединение Руси.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Русская Правда как юридический памятник раннефеодальной Эпо­хи. Строительство Киева и других русских городов. Разгром печенегов в 1036 г. Развитие культуры, образования при Ярославе Мудром. Появление и развитие русской письменной культуры.

Русское общество в XI в. Государственное управление. Возникновение феодальной земельной собственности. Фео­дально-зависимое население. Армия. Города. Торговля. Церковь. Монастыри. Народные движения. Правда Ярославичей — новый свод законов.

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Признаки распада Древнерусского государства. Княжеские съезды и объединение русских сил для борьбы с половцами. Крес­товый поход в степь в 1111 г. Приход к власти Владими­ра Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. «Поучение детям» и «Устав». Мстислав Великий — сын Владимира Мономаха. Последние годы единой державы.

Политическая раздробленность Руси. Причины распа­да единого государства. Рост городов и земель, развитие городских сословий, становление вотчинного землевладе­ния. Признаки обособления отдельных княжеств на новой экономической, политической, культурной основе. Борьба центробежных и центростремительных сил. Скрепляющее действие власти киевского князя, русской церкви, единой культуры, единой сложившейся народности, внешней опасности со стороны половцев. Киевское княжество. Чернигово-Северское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля. Северо-Восточная Русь в XII — начале XIII в. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский.

Культура Руси X - начала XIII в. Условия и процесс зарождения культуры Руси. Письменность. Грамотность. Школа. Летописание. «Повесть временных лет». Летописец Нестор. Редактирование летописных сводов представите­лями различных политических группировок. Литература. «Слово о полку Игореве». Архитектура. Строительное дело. Облик русского города. Искусство. Переводческая деятель­ность. Народное творчество. Образование, развитие научных знаний. Искусство. Фольклор. Быт, жилища, орудия труда, традиции, обычаи крестьян, ремесленников, мелких торгов­цев, слуг, холопов.

Русь в XIII—XV вв. Монголо-татарское вторжение на Русь. Рождение Мон­гольской империи. Чингисхан. Завоевания монголов. Сражение на реке Калке. «Батыево нахождение» на Русь.

Натиск с северо-запада. Александр Невский. Невская битва. Борьба с Тевтонским орденом. Ледовое побоище. Совместная борьба народов Прибалтики и Руси против шведских и немецких рыцарей.

Ордынское владычество на Руси. Установление орды­нского ига на Руси. Перепись населения, ордынская дань, баскаки и откупщики. Александр Невский и Орда. Евро­па и Русь в период монголо-татарского нашествия.

Собирание Руси. Центры власти на Руси — княжества и боярские республики (Новгород Великий, Псков). Роль русской церкви, митрополиты и епископы, их отношения с русскими князьями и ханами.

Политическое соперничество. Возвышение Москвы. Перенесение митрополии из Владимира в Москву. Личность Ивана Калиты. Успехи Ивана Калиты, его преемни­ков.

Противостояние Орде. Золотая Орда. Территория, со­циально-экономический строй, государственная власть, религия, личность хана Узбека. Народы, входившие в со­став Золотой Орды. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Успехи в борьбе с Тверью, Рязанью, Литвой. Митрополит Алексий и московские бояре. Отра­жение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского. Сергий Радонежский. Мамай. Сражение на Пьяне (1377) и Воже (1378). Битва на Куликовом поле (1380), ее отражение в ле­тописях, повестях, сказаниях, миниатюрах, иностранных источниках.

Образование единого Русского государства. Усиление Руси при Иване III. Иван III — первый великий князь всея Ру­си. Создание единой системы управления, армии, систе­мы финансов. Судебник 1497 г. Стояние на Угре, освобождение от ордынского ига (1480). Великое княжество Литовское. Войны с Литвой и Ливонским орденом. Русское многонациональное государ­ство. Сельское хозяйство и промыслы. Города и торговля.

Русская культура и быт XIV—XV вв. Возрождение и развитие письменной традиции. Летописные своды, повести и сказания, жития святых. Церковное и гражданское строительство (монастырские комплексы-крепости, храмы в городах и селениях, дворцы и жилые дома). Иконопись и фрески — Андрей Рублев, Феофан Грек и др. Приклад­ное искусство. Духовные искания. Церковь, ее роль в культурной жизни. Антицерковные настроения. Еретики- вольнодумцы: стригольники, жидовствующие. Повседнев­ная жизнь русских людей — жилища и одежда, пища и развлечения, обряды и духовные запросы.

Россия в XVI в. Правление Василия III. Теория «Москва — Третий Рим».

Россия при Иване Грозном. Политика Избранной рады. Рефор­мы. Опричнина. Ливонская война. Иван Грозный и его время в российской исто­риографии. Дискуссия о характере опричнины.

Правление Федора Ивановича. Гибель царевича Дмит­рия в Угличе. Крепостнические законы (заповедные годы, урочные лета). Кончина Федора Ивановича, воцарение Бо­риса Годунова. Личность Годунова. Борьба с Романовыми и Шуйскими. Интриги бояр.

Культура и быт конца XV—XVI в. Общерусские куль­турные традиции. Фольклор. Просвещение. Научные зна­ния. Литература. Летописные своды, повести и сказания. Публицистика — царь Иван Грозный и его оппонент Анд­рей Курбский. Историческая и политическая мысль. Архитектура. Подъем строительного дела. Московский Кремль, храмы. Живопись — московская и новгородская школы, строгановское письмо. Прикладное искусство. Го­родская и сельская жизнь — труд и быт.

Тема 2: Россия в XVII – XVIII столетиях (10 часов).

Россия в XVII в. Смутное время. Борис Годунов. Голодные годы и бун­ты (1601—1603). Первый самозванец. Личность Лжедмитрия I. Подъем народного движения. Восстание И.И. Бо­лотникова (1606-1607) - кульминация гражданской войны. Царь Василий Шуйский и второй самозванец. Польская и шведская интервенция. Полководец М.В. Скопин-Шуйский. Народный отпор интервентам. Семибояр­щина и договор с польским королем Сигизмундом. Про­должение гражданской войны. Первое ополчение. П.П. Ля­пунов и его гибель. Второе ополчение. К.М. Минин и Д.М. Пожарский. Освобождение Москвы. Борьба за русский трон и избрание Михаила Романова на царство. Столбовский мир и Деулинское перемирие. Окончание Смуты.

Первые Романовы. Царь Михаил Федорович. Царь Алексей Михайлович. Царская власть. Боярская дума. Земские соборы. Центральное управление. Местное управ­ление. Соборное уложение 1649 г. Суд. Армия.

«Священство» и «царство». Патриарх Филарет. Цер­ковная реформа. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Падение Никона. Преследование старообрядцев. Соловец­кое восстание.

Хозяйство и сословия. Рост населения в городах и се­лениях, «росчисти» и «починки», промыслы и торговля. Новые явления в сельском хозяйстве и промышленности. Появление мануфактур, наемного труда. Появление «новых людей» — ка­питалистов-купцов (Шорины, Никитниковы, Калмыковы и др.), промышленников из купцов и дворян. Освоение Сибири. Роль колонизации окраин в истории страны. Ге­рои сибирской эпопеи.

«Бунташный век». Московские восстания: 1648 г. (Со­ляной бунт), 1662 г. (Медный бунт). Восстания в других районах России. Крестьянское восстание во главе со С.Т. Разиным. Личность С.Т. Разина.

Внешняя политика России. Русско-польская (Смоленс­кая) война 1632—1634 гг. Русско-польская война 1654— 1667 гг. Русско-турецкая война. Чигиринские походы. «Вечный мир» России с Польшей. Присоединение Сиби­ри. Нерусские народы России.

Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны. Реформы при царе Федоре Алексеевиче. Восстание 1682 г. в Москве. Софья — регентша. Князь Василий Голицын. Внешняя политика Софьи. Падение Софьи.

Культура и быт. Влияние Смутного времени, народных восстаний на духовную жизнь человека, общества. Начало нового периода в истории русской культуры. Процесс секуляризации (обмирщения) культуры. Национальное самосознание. Повести и сказания о Смутном времени — герои и идеи. Сатирическая литература, воинские повести. Летописи. Обучение грамоте. Круг чтения. Школы и ака­демия. Научные знания. Фольклор. Литература. Архитек­тура. Московское, или нарышкинское, барокко. Театр. Живопись. Прикладное искусство. Научные знания. Быт русских людей — бояр и дворян, крестьян и горожан; но­вые веяния (собрания рукописных и печатных книг, новая одежда и мебель, общение с иностранцами, поездки за гра­ницу).

Россия в конце XVII—XVIII в. Начало славных дел Петра. Петр и его «кумпания». Потешные игры и серьезные дела. Азовские походы. Ве­ликое посольство Петра I в Западную Европу. Первые пет­ровские нововведения 1699—1700 гг.

Северная война и преобразования. Начало Северной войны. Нарвская баталия. Новые преобразования и пер­вые победы. Полтавская битва. Влияние победы под Пол­тавой на дальнейший ход Северной войны. Прутский по­ход. Гангут. Провозглашение Петра I императором. Рос­сия — империя.

Реформы Петра Великого. Петровские указы, охваты­вающие хозяйственную жизнь страны. Изменения в сос­ловиях. Реформы государственного управления.

Конец Северной войны. Ништадтский мир. Кончина Петра I. Личность Петра Великого. Российская историо­графия об эпохе Петра и ее влиянии на дальнейший ход истории страны.

Эпоха дворцовых переворотов. Особенности первых де­сятилетий послепетровского развития. Отступление от петровских планов и достижений, с одной стороны, про­должение традиций Петра — с другой. Развитие мануфак­тур. Отмена внутренних таможен. Подъем сельского хо­зяйства, торговли. Правление Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Борьба придвор­ных группировок, роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. Войны с Крымом, Турцией, Швецией. Б.К. Миних и П.П. Ласси. Россия в Семилетней войне. С.Ф. Апраксин, П.С. Салтыков, П.А. Румянцев и А.В. Су­воров. Император Петр III Федорович.

Эпоха Екатерины II. Петр III Федорович и дворцовый переворот в июне 1762 г. Воцарение Екатерины II. Фаво­риты и политики. Братья Орловы, Г.А. Потемкин и др. Развитие хозяйства. Мануфактура. Капиталистический уклад. Либеральный курс. Уложенная комиссия 1767— 1768 гг., «Наказ» Екатерины II. Полемика в журналах. Русское просвещение. Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин и др. Проявление оппозиционной мысли. А.Н. Радищев и на­чало революционного направления в общественной жиз­ни.

Народные движения. Усиление гнета: налоги и побо­ры, рекрутчина и крепостнические законы 1760-х гг. Ра­ботные люди заявляют о своих правах (волнения и вос­стания на московском Суконном дворе и др. Чумной бунт 1771 г.). Крестьянская война 1773—1775 гг. Е.И. Пуга­чев и его сподвижники.

Победы на суше и на морях. Русско-турецкие войны. П.А. Румянцев и А.В. Суворов, Г.А. Спиридов и Ф.Ф. Уша­ков, Г.А. Потемкин и др. Великие победы русского ору­жия. Война со Швецией. Победы на Балтийском море. Итальянский и Швейцарский походы Суворова. Русская полководческая и флотоводческая школа XVIII в.

Русская церковь в XVIII в. Начало синодального пе­риода в истории Русской православной церкви. Сторонни­ки и противники Петра Великого в Русской православной церкви. Феофан Прокопович. Преследование вольнодум­цев, старообрядцев, сектантов. Секуляризация церковных владений. Превращение духовенства в привилегированное сословие.

Хозяйственное развитие России в XVIII в. Сословия и социальные группы. Город и промышленность. Сельское хо­зяйство. Крестьяне и дворяне. Торговля. Народы России.

Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в. Просвеще­ние. Академия наук. Первая печатная газета. Московский университет. Наука. М.В. Ломоносов. Общественно-поли­тическая мысль. Фольклор. Литература. Архитектура. Скульптура. Живопись. Театр.

Россия в первой половине XIX в. Страна и народы. Языки и ре­лигии. Города и села. Сословия и классы. Крепостные и свободные. Казаки. Малочисленные народы Севера и Сиби­ри. Пути сообщения. Ярмарки. Размещение промышленно­сти. Крепостной и вольнонаемный труд в промышленности.

Павел I на троне. Павел I и екатерининская Россия. Мероприятия Павла. Переворот 1801 г.
Тема 3: «Россия в XIX столетии» (11 часов).

Александр I и его «молодые друзья». Попытки реформ. Сопротивление консервативных сил. М.М. Сперанский.

Внешняя политика России в начале XIX в. Присоедине­ние Закавказья. Войны с Францией, Турцией и Швецией.

Отечественная война 1812 г. Наполеоновская Франция и ее претензии на мировое господство. Тильзитский мир и Континентальная блокада. Рост напряженности между Францией и Россией. Вторжение в Россию «Великой ар­мии» Наполеона и начало Отечественной войны. Мани­фест о создании народного ополчения. Развертывание пар­тизанской войны. Александр I и М.И. Кутузов. Бородин­ское сражение и московский пожар. Борьба в правящих верхах по вопросу о заключении мира. Отступление На­полеона из Москвы и гибель его армии. Разруха и жерт­вы в результате войны. Значение Отечественной войны для консолидации русской нации и сближения с ней дру­гих народов России. Народный характер войны 1812 г.

Заграничный поход русской армии. Взятие Парижа. Венский конгресс. Россия и создание Священного союза.

Александр I и декабристы. Внутренняя политика Алек­сандра I. Вопрос о введении конституции и отмене крепост­ного права. Указ о вольных хлебопашцах. Деятельность М.М. Сперанского. Отход Александра I от реформатор­ских замыслов. А.А. Аракчеев. Ре­акционные меры в области просвещения. Военные поселе­ния. Падение популярности Александра I. Движение де­кабристов. Конституционные проекты Н.М. Муравьева и П.И. Пестеля. Смерть Александра I. Междуцарствие. Выход заговорщиков на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 г.

Правление Николая I. Следствие и суд над декабрис­тами. П.И. Пестель, С.П. Трубецкой, К.Ф. Рылеев. Же­ны декабристов. Оценки движения декабристов в российской исторической науке. А.Х. Бен­кендорф. Деятельность Третьего отделения, усиление цен­зурного гнета. С.С. Уваров. Теория официальной народ­ности. Разрастание бюрократического аппарата. Кодифи­кация законов. Реформа управления государственной деревней. Е.Ф. Канкрин и денежная реформа. Присоеди­нение к России Кавказа и Кавказская война. А.П. Ермо­лов, имам Шамиль. Нарастание в общественном сознании протеста против николаевского режима. Славянофилы и западники. Петрашевцы. В.Г. Белинский. А. И. Герцен. Т.Г. Шевченко.

Крымская война. Восточный вопрос. Спор из-за пале­стинских святынь. Ход боевых действий. Слава и горечь Севастополя. В.А. Корнилов. П.С. Нахимов. Парижский мир.

Образование и наука. Университеты, гимназии, шко­лы. Русская наука. Русские путешественники. Золотой век русской культуры. Архитектура и скульптура. Рус­ская живопись. Театр и музыка. Русская журналистика.

Русская православная церковь. Положение православ­ной церкви в России. Серафим Саровский. Митрополит Московский Филарет. Преследование старообрядцев.

Россия во второй половине XIX в. Эпоха освобождения. Историческая необходимость от­мены крепостного права. Первые шаги на пути к Крестьян­ской реформе. Деятельность редакционных комиссий. Мани­фест 19 февраля 1861 г. Основные положения реформы. Ис­торическое значение ликвидации крепостнических порядков.

Реформы 60—70-х гг. XIX в.: земская, городская, су­дебная, военная, финансовая, цензурная, образования. Личность Александра И. Авторы реформ.

Итоговое повторение (1 час).

Цели обучения

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие   явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Учебно-методическое обеспечение

Программа предназначена для изучения курса «История новейшего времени» в его традиционном варианте в объеме 28 ч (2 ч в неделю) на основе учебно-методического комплекта:

  1. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. Ч.1. М., 2006.

  2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVII-XIX века. Ч. 2. М.,2006

3.Дополнительная литература.
1.Электронная библиотека исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ER/.
2.Музей-заповедник «Московский Кремль» http://www.kremL.ru/.
3.Культура Древнего Новгорода: http://www.novgorod.ru/rus/cuLt/art/.
4.Музей Бородинская битва http://www.1812panorama.ru/.
5.Лекции С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, Н. И. Костомарова и других историков, а также их жизнеописания есть по адресу http://Lants.teLLur.ru/history/kLassics.htm.
6.Российский электронный журнал «Мир истории» http://www.historia.ru/.
7.Славянское язычество http ://paganism.ru.
8.Виртуальный каталог икон http://www.wco.ru/icons.
9.«Русская правда» http://truthrus.chat.ru/.
10.Русь Древняя и Удельная http://avorhist.narod.ru/.
11.Русь средневековая http://medievalrus.narod.ra.
12.Заметки иностранцев о России с XIV по XX век http://www.pravosLavie.ru/put/040325154633.
13.«Эпоха Петровских преобразований» http://www.historyl64.narod.ra
14.Интернет-проект «1812 г.»

http://www.museum.ru/museum/1812.
15.Музей декабристов http://decetnb.hobby.ru/.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск