Рабочая программа по элективному курсу «экологические основы охраны природы»





Скачать 189.09 Kb.
НазваниеРабочая программа по элективному курсу «экологические основы охраны природы»
Дата публикации08.08.2014
Размер189.09 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ»

ДЛЯ 9 КЛАССА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

(уровень: базовый, профильный, общеобразовательный, специального коррекционного обучения)
Учитель Орлова О.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях научно-технического прогресса все больше нарушается природное равновесие: загрязнены воды, атмосфера, почва, сокращается биологическое разнообразие. Все это приводит к непоправимым последствиям в экосистемах и биосфере в целом. Из-за экологической безграмотности населения наносится огромный ущерб природе. Школьное образование призвано решать поставленные современностью проблемы за счет повышения грамотности, образованности и воспитанности подрастающего поколения. Экологически образованный человек будет бороться против экологического варварства, находя наилучшие варианты взаимоотношения природы и общества. Именно такое экологическое мировоззрение должно стать основой деятельности человека.

Рабочая программа элективного курса «Экологические основы охраны природы» составлена для учащихся 9 класса. За основу взята информация о природе, которую ученики получили в процессе прохождения элективного курса «Основы экологических знаний» в 8 классе, а также на уроках природоведения, биологии, географии.

В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на создание у учащихся, прежде всего, целостного представления о том, что природа является местообитанием человека и источником всех благ, необходимых ему для жизни и производственной деятельности. Рациональное же использование природных богатств и действенная охрана окружающей среды от загрязнений возможны только на основе соответствующих экологических знаний.

Целью элективного курса «Экологические основы охраны природы» является формирование у учащихся экологически грамотного хозяйствования, знаний об экологических тонкостях взаимоотношений в природе, методов исследований функционирования и устойчивости живой природы.

Для достижения этой цели элективный курс «Экологические основы охраны природы» предполагает решение следующих задач:

  • формирование знаний о генетическом единстве человека и окружающей среды, причинах деградации и разрушения природной среды, экологических проблемах, связанных с хозяйственной деятельностью человека;

  • создание системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды и здоровья населения;

  • развитие стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Рабочая программа включает в себя содержание, позволяющее создать условия для формирования экологического мышления – основы предпосылок к переменам во взаимоотношениях современного общества и природы. Оно посвящено раскрытию некоторых важнейших экологических закономерностей, которые должен знать каждый человек. В содержании рабочей программы отражены также способы воплощения в жизнь и деятельность людей основных экологических требований.

Программа предполагает теоретические занятия в форме традиционных уроков, лекций, семинаров, а также практическую часть в форме экскурсий, лабораторной работы, защиты рефератов.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:

  • Дёмина Т.А. Экология. Природопользование. Охрана окружающей среды. Пособие для учащихся – М.: Аспект-Пресс, 1996

  • Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. Пособие для учителя – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» 2004

  • Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Экология. Учебник для 9 класса - М.: «Дрофа», 1997.

  • Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками. Занятия викторины, экскурсии – Волгоград. Издательство «Учитель» 2009

  • Чернова Н.М. Основы экологии. Учебник – М.: «Дрофа», 2000

  • Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии» - М.: «Дрофа», 2001.


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • о месте человека в экосистеме Земли (общие экологические и социальные особенности популяций человека, современные взаимоотношения человечества и природы);

  • закономерности развития биосферы (круг жизни, типы питания);

  • экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенный) как условия существования живых организмов;

  • строение экосистем и о процессах передачи вещества и энергии в них, эволюцию экосистем, биоценотическую сукцессию;

  • о биосфере как глобальной экосистеме, переходе от биосферы к ноосфере, глобальных процессах, происходящих в атмосфере, гидросфере, литосфере;

  • о масштабах антропогенного воздействия на природу;

  • о видах природопользования, природных ресурсах;

  • о состоянии окружающей среды и её воздействии на здоровье человека;

  • аспекты рационального природопользования;

  • основные направления экологизации научно-технического прогресса.

Учащиеся должны уметь:

  • находить на практическом примере биоценоз, экосистему;

  • определять нарушения законов, правил и принципов функционирования биосферы;

  • разбираться в особенностях экологических методов хозяйствования, правил и приёмов рационального природопользования;

  • применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

  • определять экологические проблемы, как местного, так и глобального значения, пути их решения;

  • предлагать способы оздоровления окружающей среды в своей местности;

  • охранять полезных насекомых;

  • подкармливать и охранять птиц.

Согласно действующему в школе учебному плану данная рабочая программа предусматривает обучение в объёме 1 часа в неделю (всего за год 34 часа).
ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

Контроль освоения элективного курса осуществляется по зачётной системе:

  • по основным разделам проводятся проверочные работы (тестирование, беседа по вопросам);

  • по окончании изучения курса – защита рефератов.


СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1. Введение (2 часа)

Тема 1. Человек и природа – 1 час.
Тема 2. Экология и её задачи – 1 час.
Часть 2. Закономерности развития биосферы (7 часов, из них: теория - 4 часа, экскурсия – 2 часа, проверочная работа – 1 час)

Тема 1. Круг жизни – 1 час.

Тема 2. Экологические факторы. Лимитирующие факторы. Экологическая ниша - 1 час.

Тема 3. Экологические системы и процесс передачи вещества и энергии в них. Эволюция экологических систем – 1 час.

Тема 4. Масштабы антропогенного воздействия на природу – 1 час.

Тема 5-6. Экскурсия в СХПК «Красная нива» «Экологические проблемы как результат несоответствия деятельности человека законам природы» - 2 часа.

Тема 7. На пути к ноосфере. Стратегия устойчивого существования. Проверочная работа – 1 час.

Часть 3. Экологические проблемы и из решения (12часов, из них: теория -9 часов, экскурсия – 2 часа, проверочная работа – 1 час)

Тема 1. Современные проблемы охраны природы – 1 час.
Тема 2. Природные ресурсы и их классификация – 1 час.

Тема 3. Современное состояние атмосферы. Охрана атмосферы – 1 час.

Тема 4. Рациональное использование и охрана вод. Круговорот воды на планете – 1 час.

Тема 5. Основные меры по рациональному использованию и охране вод – 1 час.

Тема 6-7. Экскурсия «Состояние естественных искусственных водоёмов в окрестностях станицы Котляревской» - 2 часа.

Тема 8. Значение почвы и её плодородия для человека – 1 час.

Тема 9. Современное состояние и охрана растительности. Лабораторная работа «Установление соотношения основных типов лесов, в Майском районе, соотношение естественной растительности с площадью с/х угодий»- 1 час.

Тема 10. Рациональное использование и охрана животных – 2 часа.

Лекция. Рациональное использование и охрана животных – 1 час.

Семинар. Редкие виды растений и животных, занесённые в Красную книгу России – 1 час.
Тема 11. Проверочная работа- 1 час.

Часть 4. Аспекты рационального природопользования (7 часов)

Тема 1. Качество окружающей среды и здоровье человека – 1 час.
Тема 2. Научно-технический аспект – 1 час.

Тема 3. Экономика и экология 1 час.
Тема 4. Юридический и международный аспекты 1 час.
Тема 5. Заповедный аспект – 1 час.
Тема 6. Эстетический и воспитательный аспекты – 1 час.
Тема 7. Региональный аспект – 1 час.
Часть 5. Научно-технический прогресс и природопользование (5 часов, из них: теория – 4 часа, практические работы – 1 час)

Тема 1. Переход к безотходным технологиям – 1 час.
Тема 2. Энергетика и природопользование – 1 час.
Тема 3. Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве и его экологизация – 1 час.

Тема 4. Проблемы урбанизации – 1 час.

Тема 5. Практическая работа – защита рефератов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема урока

Форма проведения

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Средства обучения

Часть 1. Введение (2 часа)

1.

Человек и природа.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Природа – местообитание человека и источник всех благ, необходимых для жизни и производственной деятельности.

Знать о взаимоотношениях Человека и Природы. Уметь обосновать характер этих отношений на современном этапе.

Видеоролик

2.

Экология её задачи.

Урок изучения и закрепления новых знаний.


Термин «экология». Разделы экологии: аутэкология, популяционная экология, синэкология, экология человека, животных, растений, микроорганизмов, социальная экология, теоретическая и прикладная экология.

Знать о специальных разделах экологии, основных задачах экологической науки.




Часть 2. Закономерности развития биосферы (7 часов)

1.

Круг жизни.

Урок изучения и закрепления новых знаний.


Замкнутый круг взаимозависящих и взаимоприспособленных организмов. Биосфера. Типы питания организмов (автотрофы и гетеротрофы). Продуценты. Консументы. Редуценты.

Знать, что составляет биосферу, как происходил процесс её развития. Приводить примеры организмов автотрофного и гетеротрофного типа питания

Рис. 1 (Дёмина Т.А «Экология. Природопользование. Охрана окружающей среды»)

2.


Экологические факторы. Лимитирующие факторы. Экологическая ниша.


Урок изучения и закрепления новых знаний.


Абиотические (климатические, почвенно-грунтовые). Биотические. Хищничество. Паразитизм. Сотрудничество (комменсализм). Мутуализм (симбиоз). Аменсализм.

Толерантность. – степень устойчивости к изменениям условий среды. Закон толерантности. Цепная реакция в природе. Закон минимума. Экологическая ниша

Приводить примеры организмов, связанных разными типами межвидовых отношений.

Знать значение терминов «толерантность», «лимитирующий фактор», «экологическое дублирование», «Экологическая ниша».

Понимать сущность закона минимума и его последствий.

Приводить примеры животных, занимающих разные экологические ниши в одной системе, оценивать полноту использования указанной территории в разное время суток и года.

Таблица «Взаимодействие между видами (по Ф. Дре)

Рис. 3 (Дёмина Т.А «Экология. Природопользование. Охрана окружающей среды»)

3.

Экологические системы и процесс передачи вещества и энергии в них. Эволюция экологических систем.


Урок изучения и закрепления новых знаний.


Биоценоз. Биотоп. Биогеоценоз. Экосистема. Принцип эколого-географического максимума видов. Пищевые (трофические) цепи. Агроценозы. Саморазвитие экосистем – сукцессия

Знать значение терминов «биоценоз», «биотоп», «биогеоценоз», «экосистема». Уметь находить по примеру представителей продуцентов, консументов, редуцентов. Знать преимущества природной экосистемы над агроэкосистемой. Уметь по схеме рассказать об этапах сукцессии. Понимать закон оптимальности.

Схема биогеоценоза (по В.Н. Сукачёву)

Схема «Два варианта экологической пирамиды»

Схема «Биоценотическая сукцессия на примере смены березняка ельником»

4.

Масштабы антропогенного воздействия на природу.

Работа в малых группах с элементами лекции

Количественный скачок воздействия Человека на природу в 20 веке.

Знать о тенденциях 20 века во взаимоотношениях Человек – Природа, понятиях энергетического и теплового кризисов.

Рис. 9. (Дёмина Т.А «Экология. Природопользование. Охрана окружающей среды»)

5-6.

Экологические проблемы как результат несоответствия деятельности человека законам природы.

Экскурсия в СХПК «Красная нива»

Состояние атмосферы, вод и почв в окрестностях станицы Котляревской. Экологические проблемы.

Определять основные экологические проблемы станицы Котляревской в связи с хозяйственной деятельностью на её территории и в окрестностях.




7.

На пути к ноосфере. Стратегия устойчивого существования. Проверочная работа.

Тестирование.


Вернадский В.И. – создатель теории о биосфере и преобразовании её в ноосферу. Ноосфера – сфера разума. Состояние современные тенденции

Знать значение термина «ноосфера», задачи человечества на современном этапе. Уметь определять проблемы, как местного, так и глобального масштаба, решению которых может способствовать доступное каждому действие.

Задания тестового характера

Часть 3. Экологические проблемы и из решения (12часов)

1.

Современные проблемы охраны природы.

Лекция

Природа Земли – источник материальных ресурсов.

Антропогенные изменения в природе. Понятие и виды природопользования (рациональное, нерациональное). Коэволюция

Отличать антропогенные изменения в природе от изменений, не связанных с человеческой деятельностью. Уметь дать оценку причин пожаров с точки зрения классификации экологических факторов. Называть черты отличия рационального и нерационального природопользования.

Видеоролик

2.

Природные ресурсы и их классификация.

Урок изучения и закрепления новых знаний.


Классификация природных ресурсов по различным признакам. Назначение природных ресурсов. Правило интегрального ресурса. Неисчерпаемые пи исчерпаемые ресурсы.

Знать что такое природные ресурсы. Уметь приводить примеры исчерпаемых и неисчерпаемых, возобновимых и невозобновимых ресурсов. Давать оценку эффективности использования некоторых ресурсов Майского района, Кабардино-Балкарии.

Схема «Классификация природных ресурсов с точки зрения их исчерпаемости»

3.

Современное состояние атмосферы. Охрана атмосферы.

Урок изучения и закрепления новых знаний.


Парниковый эффект, озоновые дыры, баланс азота, кислорода, естественное и искусственное загрязнение атмосферы: радиоактивное, химическое, белый и фотохимический смог. Предупреждение ядовитых выбросов. Безотходная технология

Знать о возрастающем загрязнении и изменении баланса газов в атмосфере и принимаемых мерах по её охране.

Уметь определить путь борьбы с загрязнением атмосферы в конкретном примере

Схема «Строение атмосферы».

Рис. 110-114 (учебник «Основы экологии», авт. Н.М. Чернова)

4.


Рациональное использование и охрана вод. Круговорот воды на планете.

Урок изучения и закрепления новых знаний.


Основные загрязнители вод. Способы очистки воды. Поля фильтрации. Биофильтры

Дефицит пресной воды и его причины

Знать об основных загрязнителях гидросферы и путях борьбы с загрязнением гидросферы

Знать об этапах мирового круговорота воды

Рис. 115-121 (учебник «Основы экологии», авт. Н.М. Чернова) Схема «Круговорот воды в природе»

5.

Основные меры по рациональному использованию и охране вод.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Безотходные производства. Очистка сточных вод: химическая, биологическая в естественных и искусственных условиях

Сформировать бережное отношение к расходованию пресной воды.

Схема «безотходный производственный цикл воды»

6-7.

Состояние отественных искусственных водоёмов в окрестностях станицы Котляревской.

Экскурсия

Экскурсия к реке Аргудан и пруду

Уметь дать визуальную оценку экологического состояния реки и пруда




8.

Значение почвы и её плодородия для человека.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Причины истощения и разрушения почв. Рациональное использование и охрана земель

Знать причины эрозии и разрушения почв, меры борьбы с эрозией

Схема «Вред, приносимый эрозией почвы»

9.

Современное состояние и охрана растительности

Установление соотношения основных типов лесов, в Майском районе, соотношение естественной растительности с площадью с/х угодий

Лабораторная работа

Причины и последствия сокращения лесов. Охрана и восстановление лесов. Борьба с лесными пожарами. Защита лесов от вредителей и болезней.

Знать о роли и месте растений в круговороте веществ в природе, современном остоянии охране растительности на планете.

На основании карт растительности уметь устанавливать соотношение типов лесов, соотношение естественной растительности Майского района с площадью с/х угодий, населённых пунктов.

Схема «Использование древесины приеё переработке»

Карта Майского района

Видеоролик

10

Рациональное использование и охрана животных.

Лекция

Значение животных в природе и хозяйственной деятельности человека. Прямое и косвенное воздействие человека на животных. Антропогенные ландшафты

Знать о состоянии животного мира и воздействии на него Человека.

Уметь применять экологические законы в охоте на промысловых животных

Рис. 131-132 (учебник «Основы экологии», авт. Н.М. Чернова)

11.

Редкие виды растений и животных, занесённые в Красную книгу России.

Семинар

Современное состояние и охрана редких и исчезающих видов животных и растений

Охрана редких и исчезающих видов животных. Охрана и восстановление численности промысловых животных. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений

Рис.130,134 (учебник «Основы экологии», авт. Н.М. Чернова).

Видеоролик

12.

Проверочная работа

Задания тестового характера

Часть 4. Аспекты рационального природопользования (7 часов)

1.

Качество окружающей среды и здоровье человека.

Урок изучения и закрепления новых знаний.


Антропогенные вещества. ПДК – предельно допустимая концентрация. Пути попадания в окружающую среду вредных для здоровья человека веществ.

Знать значение термина «экоцентрический подход».

Иметь представление о нормативе установления контроля за качеством окружающей среды.

Уметь предпринять меры для уменьшения внешнего вредного влияния на собственный организм.

Схема миграции стронция

2.

Научно-технический аспект.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Процесс изменения мировоззренческих позиций. Принцип коэволюции.

Знать историю взаимоотношений Человека и Природы. Знать принцип коэволюции природы и общества, о роли науки в его соблюдении




3.

Экономика и экология.

Урок изучения и закрепления новых знаний.


. Степень экономической и материальной заинтересованности производителей в бережном отношении к природе. Современная наука - экономика природопользования.

ВНП – валовой национальный продукт

Знать экономические причины, лежащие в основе экологических проблем.

Уметь дать оценку недостаточного финансирования природоохранной деятельности.

Схема «Соотношение экологического и экономического оптимумов вложений средств в природоохранную деятельность»

4.

Юридический и международный аспекты.

Урок изучения и закрепления новых знаний.


Забота государства об устранении последствий ошибок в природопользовании. Профилактика нерационального использования природных ресурсов. Нормативные акты в сфере природопользования.

Знать объекты и направления государственной экологической политики на разных этапах исторического развития.

Иметь представление о природных ситуациях, ведущих к сотрудничеству и взаимопомощи государств в природной сфере




5.

Заповедный аспект.

Урок изучения и закрепления новых знаний.


Сохранение видового разнообразия живых организмов на Земле (генофонда). Эталоны (образцы) нетронутых биогеоценозов. Заповедники. Заказники. Национальные парки. Памятники природы.

Знать о типах особо охраняемых природных территорий и их функциях, уметь их отличать друг от друга.

(Дёмина Т.А «Экология. Природопользование. Охрана окружающей среды»)

6.

Эстетический и воспитательный аспекты.

Урок изучения и закрепления новых знаний.


Значение природы для воспитания чувства прекрасного, патриотизма, доброты, сострадания к слабым, солидарности со всей Жизнью на планете. Туризм. Экологические преступления.

Знать виды растений и животных, встречающихся в Майском районе, занесённых в Красную книгу.

Уметь оценить значение экологического воспитания населения.





7.

Региональный аспект.

Урок изучения и закрепления новых знаний.


Принцип экологической сбалансированности. Принцип оптимального сочетания региональных и глобальных интересов.

Знать о территориях «Зона чрезвычайной экологической ситуации», «Зона экологического бедствия»,

Уметь доказать необходимость соблюдения принципов территориального природопользования

Видеоролик

Часть 5. Научно-технический прогресс и природопользование (5 часов)

1.

Переход к безотходным технологиям.

Урок изучения и закрепления новых знаний.


Новые технологии. Безоотходные производства. Вторичные ресурсы. Оборотное водоснабжение

Знать, в чём сущность безотходного производства, какой эффект даёт использование вторичного сырья на производстве.

Уметь приводить примеры безотходных технологий в сельском хозяйстве




2.

Энергетика и природопользование.

Урок изучения и закрепления новых знаний.


Теплоэнергетика. Гидроэнергетика. Ядерная энергетика. Перспективы развития и влияние отраслей на окружающую среду. Альтернативные источники энергии.

Знать традиционные источники энергии, положительные и отрицательные свойства каждого из них. Знать от каких источников снабжается энергией Майский район. Уметь назвать альтернативные источники энергии




3.

Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве и его экологизация..


Урок изучения и закрепления новых знаний.


Последствия использования минеральных удобрений и химических средств защиты растений. Пестициды. Скопление отходов крупных животноводческих ферм. Экологический вред от применения устаревшей с/х техники. Современные подходы к научно-техническому прогрессу в сельском хозяйстве

Знать основные направления экологизации в сельском хозяйстве.

Иметь представление о средствах защиты растений, используемых на полях СХПК «Красная нива» и фермерских полях в окрестностях ст. Котляревской. Уметь оценить какие из используемых агроприёмов наиболее эффективны с экологической точки зрения.




4.

Проблемы урбанизации.

Урок изучения и закрепления новых знаний.


Урбанизация. Ускорение темпов индустриализации. Экологические проблемы крупных городов. Пути борьбы с загрязнением атмосферы городов

Знать о проблемах в связи с урбанизацией.

Уметь составить план оздоровления окружающей среды в населённом пункте (по предложению учителя)




5.

Практическая работа

Защита рефератов

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

  1. Вода – основа жизни в биосфере.

  2. Демографические колебания в биогеоценозах.

  3. Законы биологической продуктивности и человеческий аспект.

  4. Радиоактивность и человечество.

  5. Физические факторы природы и физическое состояние человека.

  6. Рациональное природопользование.

  7. Шумовое воздействие на человека.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по элективному курсу «экологические основы охраны природы» iconРабочая программа учебной дисциплины «экологические основы природопользования»
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студента...
Рабочая программа по элективному курсу «экологические основы охраны природы» iconРабочая программа по элективному курсу «Биология животных»
Данная программа по элективному курсу составлена на основе программы элективного курса «Мир животных», автор И. Б. Агафонова, В....
Рабочая программа по элективному курсу «экологические основы охраны природы» iconУчебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы»
Учебное пособие по дисциплине «Основы экологии и охраны природы» для студентов фармацевтического факультета (специальность 060103...
Рабочая программа по элективному курсу «экологические основы охраны природы» iconРабочая программа по основам экологии и охраны природы для специальности 040500 Фармация
«Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Рабочая программа по элективному курсу «экологические основы охраны природы» iconМетодическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
«Экологические основы природопользования» предназначена для реализации фгос к практической подготовке выпускников учреждений среднего...
Рабочая программа по элективному курсу «экологические основы охраны природы» iconРабочая программа по элективному курсу «Основы экономической теории»...
«Основы экономической теории» составлена на основе авторской программы курса С. И. Иванова, М. А. Скляра «Основы экономической теории»/...
Рабочая программа по элективному курсу «экологические основы охраны природы» iconМетодические указания для студентов «Основы экологии и охраны природы»
Методические указания для студентов («Основы экологии и охраны природы», специальность «фармация»)
Рабочая программа по элективному курсу «экологические основы охраны природы» iconТемы рефератов экологические проблемы Ставропольского края Органы...
Ставропольская региональная общественная организация Экологический Конгресс Ставрополья
Рабочая программа по элективному курсу «экологические основы охраны природы» iconРабочая программа по курсу “физическая география материков и океанов»...
Рабочая программа разработана кандидатом географических наук, доцентом кафедры физической географии, экологии и охраны природы В....
Рабочая программа по элективному курсу «экологические основы охраны природы» iconРабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество»

Рабочая программа по элективному курсу «экологические основы охраны природы» iconРабочая программа по элективному курсу “ история отечества XX века глазами очевидцев” 11 класс
Рабочая программа по элективному курсу “ история отечества XX века глазами очевидцев”
Рабочая программа по элективному курсу «экологические основы охраны природы» iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»
Рабочая программа по элективному курсу «экологические основы охраны природы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На своих уроках по элективному курсу «Основы выбора профессии» я широко применяю возможности компьютерных технологий
Рабочая программа по элективному курсу «экологические основы охраны природы» iconРабочая программа учебной дисциплины «Эпидемиология»
Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в результате освоения следующих дисциплин ооп: «Физиология с основами анатомии»,...
Рабочая программа по элективному курсу «экологические основы охраны природы» iconРабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я»
Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмета Общая биология по разделу «Основы генетики». В программе...
Рабочая программа по элективному курсу «экологические основы охраны природы» iconДагестанская государственная медицинская академия кафедра клинической фармакологии и фармации
Темы рефератов для учебно-исследовательской работы студентов по элективному курсу клиническая фармакология косметических лекарственных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск