Скачать 99.41 Kb.
|
Материал можно использовать вариативно при проведении классных часов Государственное образовательное учреждение Межшкольный учебный комбинат Колпинского района г.Санкт-Петербурга РАЗРАБОТКА УРОКА по теме «ТЕХНОЛОГИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА» Элективный курс «Основы выбора профессии» 9 класс Учитель высшей квалификационной категории Бурлакова Ирина Геннадьевна Санкт-Петербург 2009 На своих уроках по элективному курсу «Основы выбора профессии» я широко применяю возможности компьютерных технологий. Из своего педагогического опыта я поняла, что применение компьютерных технологий на уроках профориентации расширяет возможности как учителя, как и учащихся. Для учителя это:
Для учащихся применение компьютера на уроке дает:
Краткая аннотация мультимедийных средств, применяемых мною на уроках:
Диск содержит:
Динамичная система подачи материала делает процесс выбора профессии интересным и продуктивным. Индивидуальный психологический портрет, сформированный в процессе работы с Энциклопедией, позволяет учащимся наглядно увидеть свои реальные способности и оценить возможности. 2. Сайты сети Интернет, позволяющие учащимся искать дополнительную информацию о профессиях, учебных заведениях: - http://rodn-i-k.narod.ru/index.html сайт «Сам себе помоги», созданный питерскими энтузиастами, который содержит типологию профессий с многочисленными интерактивными ссылками; Азбуку профессий с подробным описанием требований профессии к человеку; тесты, помогающие определить какие профессии вам подходят; матрицу профессий и специальностей для карьерного самоопределения; литературу и полезные ссылки. - http://www.proforientator.ru сайт «Профориентация: Кем стать?» Московского государственного университета им.Ломоносова. Сайт содержит много статей по профориентации, он-лайн тесты, рейтинг современных профессий на рынке труда, описание профессий с указанием учебных заведений, где можно получить образование по выбранной профессии. - http://metodkabi.net.ru/index.php?id=glavn#ur сайт Галины Резапкиной «Методический кабинет профориентации», известного психолога-профконсультанта, автора учебников и учебных пособий по профориентации. Сайт содержит методики, тесты самодиагностики, статьи и фрагменты из книг и фильмов Галины Резапкиной, а также словарь профессий с кратким описанием, словарь основных терминов профориентации. Всеми ресурсами можно пользоваться на уроках в интерактивном режиме. 3. Сайты использованные непосредственно на уроке по теме «Технология трудоустройства»:
Тема: «ТЕХНОЛОГИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА» Задачи урока: - ознакомить учащихся с технологией трудоустройства на современном рынке труда; - способствовать приобретению и развитию навыков самопрезентации; - продолжить воспитание у учащихся культуры работы с информацией Оснащение урока:
ПЛАН УРОКА
Ход урока 1. Организационный момент Проверить готовность учащихся к уроку. Объявить тему и цели и задачи урока (на доске) Изучение нового материала с использованием видеофрагментов, магнитной доски. Коллективная работа – беседа. Учитель: Перед началом урока прослушайте, пожалуйста, видео фрагмент из Энциклопедии профессий Кирилла и Мефодия, который связан с темой нашего урока (интервью руководителя балета «Тодес» Аллы Духовой о принципах подбора новых актеров). Ребята, сегодня вы познакомитесь с технологией трудоустройства на современном рынке труда. Известно, что, хотя большинство людей проводит на работе третью часть жизни, среди них очень мало тех, кто был бы полностью удовлетворен как самим трудом, так и его результатами. По оценкам отечественных и зарубежных исследователей, это всего 5% от общего числа работающих. Как вы думаете, почему многие люди работают не там, где бы им хотелось, и выполняют работу, которая не соответствует их интересам и склонностям? Учащиеся: - устроились случайно, - не учли свои интересы и склонности, способности, - работают только «за деньги», - не соответствуют по квалификации и т.п. Учитель: Какие же шаги и действия на рынке труда в кратчайшие сроки обеспечивают человеку получение работы, в максимальной степени соответствующей его интересам, склонностям, компетенциям и профессиональной подготовке? Таких шагов (этапов) пять:
: Этап 1-й. Постановка целей (беседа) – в течение учебного года вы выполняли диагностические тесты по исследованию своих профессиональных интересов и склонностей, определили, какой тип профессии подходит вам больше всего и многие из вас уже определились с профессиональными планами. Будем считать, что этот шаг вы уже сделали, т.е. вы теоретически выбрали профессию, которая будет вас устраивать по своему содержанию, по условиям труда, по уровню заработной платы. Этап 2-й. Исследование рынка труда (беседа). На этом этапе необходимо собрать информацию о вакансиях по той профессии, на которую вы хотите устроиться. Давайте подумаем, какими способами и где можно эту информацию получить? Предполагаемые ответы учащихся: Источниками информации о вакансиях могут стать: - специальные средства массовой информации (газеты, журналы), радио, телевидение, - опрос знакомых и родственников, - можно обратиться в центры занятости, агентства по трудоустройству, кадровые агентства. - через Интернет. Одним из самых современных средств поиска вакансий стала сеть Интернет. Существуют специальные сайты, где можно искать вакансии, причем не только в родном городе, но и по всей России и зарубежом. Большинство таких сайтов коммерческие, т.е. их создатели – частные организации – кадровые агентства. Наиболее популярные сайты:
С 16 января 2009 года в сети Интернет начал работать новый информационный портал Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России» - это первый государственный общероссийский банк вакансий по рабочим местам в стране. Этап 3-й. Информирование потенциальных работодателей о себе (беседа): Вопрос учащимся: - Каким образом это можно сделать? Предполагаемые ответы учащихся: - телефонные переговоры, - составление и рассылка резюме, - посещение работодателей и др. Резюме вы составляли на предыдущем уроке. И должны были принести его сегодня. Приготовьте, пожалуйста, свои резюме. Сегодня вы выполните практический поиск вакансии по той профессии, которая вас больше всего привлекает и которую вы заявили в своем резюме. 3. Практическое задание 1 «Поиск вакансий в Интернете»: Откройте файл Практическое задание 1, который лежит на Рабочем столе и прочитайте условия выполнения задания: 1. Зайти на сайт www.trudvsem.ru, выбрать ссылку Поиск работы, задать параметры поиска интересующей вас профессии:
Записать в тетради результаты поиска. 2. Зайти на один из перечисленных в задании сайтов и повторить поиск по той же профессии. Сравнить результаты. Итак, вы убедились, что на поиск вакансии через Интернет уходит несколько секунд. Информация на государственном информационном портале «Работа в России» подтверждена телефонами центров занятости, по которым вы можете узнать, что вакансия еще не занята, и перейти к следующему этапу трудоустройства 4. Продолжение теории Этап 4-й. Собеседование и другие профессиональные испытания (коллективная работа). Самые сложные из этапов трудоустройства — третий и четвертый, поскольку именно на этих этапах человек, ищущий работу, начинает сталкиваться с многочисленными отказами. Особенно много отказов получают молодые люди, не имеющие опыта работы по профессии, и те, кто ищет свою первую работу. Столкнувшись с отказами, многие опускают руки, прекращают поиски и соглашаются на работу, которая мало соответствует их интересам и ожиданиям. Поэтому необходимо готовиться к собеседованию, чтобы иметь больше шансов получить работу. Учитель: Вспомните, на что вы обращаете внимание, когда встречаетесь с незнакомым человеком? Учащиеся:
Молодцы, ваши знания помогут вам выполнить практическое задание, которое называется «Правила самопрезентации». Откройте файл Практическая работа 2 на Рабочем столе и прочитайте условия задания:
6. Проверка и обсуждение ПР-2 Один из учащихся зачитывает свой список, остальные сверяют с ним свои списки и добавляют в них отсутствующие пункты. (Учитель на доске кратко пишет общий список). А теперь открываем файл Правила самопрезентации (он находится на Рабочем столе) и сверяем свои откорректированные списки с правильным ответом. Есть ли новые пункты, которые вы пропустили? Ученик – зачитывает. Учитель – добавьте их в свой список. 7. Продолжение теории Закончить про собеседование и трудоустройство. 5-й этап – трудоустройство (какие требуются документы).
Оцените, насколько каждому из вас будут необходимы знания, полученные сегодня на уроке. Предполагаемые ответы:
Мультимедийная Энциклопедия профессий Кирилла и Мефодия http://rodn-i-k.narod.ru/index.html сайт «Сам себе помоги», http://www.proforientator.ru сайт «Профориентация: Кем стать?» http://metodkabi.net.ru/index.php?id=glavn#ur сайт Галины Резапкиной www.trudvsem.ru - информационный портал Федеральной службы по труду и занятости http://spb.rabota.ru/ (поиск вакансий по Санкт-Петербургу);
http://www.superjob.ru/ (поиск вакансий по СПб). |