Скачать 259.43 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе Волосникова Л.М. _____________ «18» февраля 2009 г. Биология наркомании и алкоголизма факультативный курс Рабочая программа для студентов биологического факультета, обучающихся по специальности «Биоэкология» 020803.65 «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _________________ Загайнова А.Б. «29» ноября 2008 г. Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных, протокол № Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 15 стр. Зав. кафедрой ____________ Соловьев В.С. «24» декабря 2008 г. Рассмотрено на заседании УМК биологического факультета 30.12.2008 Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ___________ Мелентьева А.А. «30» декабря 2009 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ___________ Федорова С.А. «18» февраля 2009 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ А.Б.Загайнова Рабочая учебная программа по курсу «Биология наркомании и алкоголизма» (факультативный курс) для студентов биологического факультета, обучающихся по специальности «Биоэкология» 020803.65 Тюменский государственный университет 2009 А.Б.Загайнова. Биология наркомании и алкоголизма. Рабочая учебная программа факультативного курса для студентов специальности 020803.65 «Биоэкология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальности «Биоэкология». В издании описано содержание дисциплины, тематический план, перечень контрольных вопросов к экзамену, список рекомендуемой литературы. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Рабочая учебная программа по курсу «Биология наркомании и алкоголизма» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: В.С. Соловьев, д.м.н., профессорРЕЦЕНЗЕНТЫ: В.В. Колпаков, д.м.н., профессорН.Н. Гребнева, д.б.н., профессор© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет
Цель и задачи изучения дисциплины Цель: освоение факультативного курса «Биология наркомании и алкоголизма» предусматривает выяснение патогенетических основ наркотической зависимости, описание эффектов острого и хронического введения этанола и других веществ, вызывающих зависимость. Особое внимание в процессе обучения уделяется механизмам развития толерантности, клеточным и субклеточным механизмам подкрепляющих свойств различных психоактивных веществ. Рассматриваются причины и последствия употребления наркотических средств, а также личностные и социальные факторы риска возникновения и развития алкоголизма и наркоманий. Задачи: формирование системы знаний об основах биохимических и физиологических процессов, многие из которых можно рассматривать в качестве первичных патогенетических факторов алкоголизма и наркомании. Знания, полученные студентами, освоившими предлагаемый курс, дают возможность грамотной педагогической профилактики употребления продуктов, содержащих алкоголь и других психоактивных веществ. Для полноценного усвоения материала требуются знания основ экологии, популяционной генетики, эмбриологии, цитологии и молекулярной биологии. 2. Структура и трудоемкость дисциплины Семестр 7. Форма итоговой аттестации аттестации - зачет. Таблица 1.
3. Тематический план Таблица 2.
Виды и формы оценочного контроля, баллы Таблица 3
Планирование самостоятельной работы студентов Таблица 4
5. Содержание дисциплины Ключевые термины и понятия, используемые в наркологии Синдромология наркоманий Наркотическое опьянение. Синдром измененной реактивности. Синдром психической зависимости. Синдром последствий хронической наркотизации. Развитие и возрастные особенности наркоманий. Социология наркотизма Проблемы личности как фактор риска. Семейные факторы риска. Причины и последствия употребления наркотических средств. Социальные последствия употребления наркотических средств. Юридические последствия вовлечения в сферу потребления наркотических средств. Социально-психологические особенности лиц, систематически употребляющих наркотические средства. Риск возникновения наркоманий. Группы риска. Иллюзии, связанные с употреблением наркотических средств. Патогенетические механизмы развития наркоманий и токсикоманий Эмоционально-позитивные реакции в развитии наркоманий и токсикоманий. Нейромедиация. Нейрогормоны и нейропептиды. Клеточные и нейрогуморальные механизмы патогенеза наркоманий. Вещества, вызывающие пристрастие Злоупотребление алкоголем Этиология алкоголизма. Структура и механизм действия этанола и продуктов его метаболизма. Алкогольдегидрогеназа. Альдегиддегидрогеназа. Патологические изменения в деятельности ЦНС, происходящие вследствие употребления алкоголя. Поражения желудочно-кишечного тракта. Эндокринные нарушения. Употребление других спиртов. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления опиоидов Признаки героиновой интоксикации. Развитие опиомании. Последствия применения экзогенных морфинов для организма человека. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления каннабиоидов Структура и механизм действия. Признаки гашишного опьянения. Развитие пристрастия к каннабиодам. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления кокаина и других психостимуляторов Форма и способы употребления. Структура и механизм действия кокаина и других психостимуляторов. Признаки кокаинового опьянения. Развитие зависимости от кокаина и других психостимуляторов. Последствия злоупотребления кокаином и другими психостимуляторами. Структукра и механизм действия амфетаминов на функции мозга. Кофеин. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления галлюциногенов Механизм действия ЛСД-подобных веществ и МДМА. Острые эффекты и последствия применения галлюциногенов. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления седативных и снотворных средств Злоупотребление снотворными средствами. Злоупотребление ненаркотическими аналгетиками и антигистаминными средствами. Злоупотребление табаком Психические и поведенческие расстройства, вызываемые употреблением летучих растворителей. 6. Примерные темы рефератов для самостоятельной работы
7. Примеры ситуационных задач 1. Пациент 22-х лет доставлен бригадой скорой помощи в многопрофильную больницу с диагнозом «острый живот». При осмотре хирургом в приемном покое выглядит беспокойным, тревожным, самостоятельно встал с каталки и ходит по коридору. Объективно при пальпации живот мягкий во всех отделах, перитонеальных симптомов нет, но пациент сообщает что «болит весь живот», демонстративно стонет во время обследования. Просит о назначении «сильного обезболивающего». При измерении АД врач замечает множественные следы от инъекций различной давности в области локтевых сгибов и кистей пациента. Во время осмотра так же выявляется симметричное расширение зрачков, которые слабо реагируют на свет, заложенность носа с ринореей и выраженные пиломоторные реакции. Предположите причины состояния. 2. Больной алкоголизмом перенес судорожный припадок на фоне абстинентного синдрома, осмотрен врачом через несколько минут после окончания припадка. При осмотре выглядит заторможенным, рассеянным, отвечает только на простые вопросы, заданные громким голосом. Подобное состояние продолжалось 5 минут. В дальнейшем пациент в сознании, отмечается выраженный тремор рук и туловища, тахикардия, гипергидроз, жалуется на сильную тревогу. Установите диагноз неотложного состояния. Предположите тактику неотложной помощи. 3. Молодой мужчина обнаружен соседями в подъезде в бессознательном состоянии. При осмотре врачом скорой помощи: пациент в состоянии комы, зрачки точечные, на свет не реагируют, кожные покровы бледные с цианотичным оттенком. Пульс 98 в минуту, ритмичный, слабого наполнения. АД=90\60 мм.рт.ст. Дыхание поверхностное с частотой 8-10 в минуту. На руках и ногах в области локализации подкожных вен множественные рубцы и следы от инъекций различной степени давности. Рядом с пациентом обнаружен использованный шприц. Предположите причины неотложного состояния. 4. Мужчина 25 лет был сбит на улице машиной, получил закрытую черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга. В течение 20 минут находился без сознания. На момент осмотра врачом скорой помощи больной находился в сознании, выявлялась нерезко выраженная очаговая неврологическая симптоматика. Был доставлен в неврологическое отделение больницы скорой помощи, где у больного внезапно развился судорожный припадок с потерей сознания, прикусом языка, непроизвольным мочеиспусканием. Через 5 минут припадок повторился. После второго припадка больной находится в коме, припадки повторяются каждые 5-6 минут. Установите диагноз неотложного состояния. Определите тактику неотложной помощи. 8. Вопросы к зачету 1. Возможные причины наркотизации и алкоголизации. 2. Наркотические вещества. Наркотизм и наркомания. Термины, используемые при описании злоупотребления наркотическими веществами. 3. Наркотическое опьянение. Соматоневрологические проявления. 4. Синдром измененной реактивности. Характерные симптомы. 5. Синдром психической зависимости. 6. Синдром физической зависимости. Абстинентный синдром. 7. Этапы развития наркоманий. 8. Роль эмоционально-позитивных реакций в развитии наркомании. Гедонистический эффект. 9. Клеточные и нейрогуморальные механизмы возникновения наркоманий и токсикоманий. 10. Злоупотребление алкоголем. Причины развития пристрастия. 11. Структура и механизм действия этанола. 12. Проявления со стороны ЦНС при злоупотреблении алкоголем. 13. Нарушения деятельности органов и систем организма человека при злоупотреблении алкоголем. 14. Последствия употребления спиртов. 15. Злоупотребление опиатами. Способы употребления героина. 16. Структура и механизм действия морфиноподобных веществ. 17. Признаки героиновой интоксикации. 18. Развитие опиомании. 19. Последствия применения экзогенных морфинов для организма человека. 20. Злоупотребление каннабиодами. Структура и механизм действия. 21. Признаки гашишного опьянения. 22. Развитие пристрастия к каннабиодам. 23. Злоупотребления кокаином. Форма и способы употребления. 24. Структура и механизм действия кокаина и других психостимуляторов. 25. Признаки кокаинового опьянения. 26. Развитие зависимости от кокаина и других психостимуляторов. 27. Последствия злоупотребления кокаином и другими психостимуляторами. 28. Структура и механизм действия амфетаминов на функции мозга. 29. Употребление галлюциногенов. Механизм действия ЛСД-подобных веществ и МДМА. 30. Острые эффекты и последствия применения галлюциногенов. 8. Литература Основная 1.Вдовюк, Л. Н. Экология человека: учеб. пособие / Л. Н. Вдовюк. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. - 196 с. 2.Губанов, В. М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учеб. пособие для студ. вузов/ В. М. Губанов, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин. - Москва: Дрофа, 2007. - 288 с. Гриф МО 3. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050104 (033300) "Безопасность жизнедеятельности"/ Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. - Москва: Академия, 2007. - 256 с. Гриф методсовета по направлению Дополнительная 1.Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие для студ. вузов / З. В. Коробкина, В. А. Попов. - 2-е изд., испр. . - Москва: Академия, 2004. - 192 с. 2.Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец./ З. В. Коробкина, В. А. Попов. - Москва: Академия, 2002. - 192 с. 3.Курек, Н. С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте/ Н. С. Курек. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. - 225 с. 4.Наркология: учеб. пособие/ сост. В. Л. Гавенко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 288 с. 5.Проблемы пьянства и алкоголизма: междисциплинарный аспект: учеб. пособие/ Дальневост. гос. ун-т; ред. Л. И. Романова. - Владивосток: Издательство ДГУ, 2008. – 440 с. 6.Секач, М. Ф. Психология здоровья: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по психол. спец./ М. Ф. Секач; Моск. открытый социальный ун-т. - 2-е изд. - Москва: Академический проект: Гаудеамус, 2005. - 192 с. 7.Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. вузов/ под ред. М. А. Галагузовой. - Москва: ВЛАДОС, 2000. - 416 с. 8.Чумаков, Б. Н. Валеология: Курс лекций/ Б. Н. Чумаков. - 2-е изд. - Москва: Пед. о-во России, 2000. 407 с. 9.Шабанов, П. Д. Руководство по наркологии/ П. Д. Шабанов. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Лань, 1999. - 352 с. Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры « » 2008 г. Заведующий кафедрой ______________ Соловьев В.С. Дополнения и изменения к рабочей программе на 2012/2013 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: Пересмотренный и дополненный список рекомендуемой литературы: Основная литература 1.Вдовюк, Л. Н. Экология человека: учеб. пособие / Л. Н. Вдовюк. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. - 196 с. 2.Губанов, В. М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учеб. пособие для студ. вузов/ В. М. Губанов, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин. - Москва: Дрофа, 2007. - 288 с. Гриф МО 3. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050104 (033300) "Безопасность жизнедеятельности"/ Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. - Москва: Академия, 2007. - 256 с. Гриф методсовета по направлению Дополнительная литература 1.Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие для студ. вузов / З. В. Коробкина, В. А. Попов. - 2-е изд., испр. . - Москва: Академия, 2004. - 192 с. 2.Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец./ З. В. Коробкина, В. А. Попов. - Москва: Академия, 2002. - 192 с. 3.Курек, Н. С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте/ Н. С. Курек. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. - 225 с. 4.Наркология: учеб. пособие/ сост. В. Л. Гавенко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 288 с. 5.Проблемы пьянства и алкоголизма: междисциплинарный аспект: учеб. пособие/ Дальневост. гос. ун-т; ред. Л. И. Романова. - Владивосток: Издательство ДГУ, 2008. – 440 с. 6.Секач, М. Ф. Психология здоровья: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по психол. спец./ М. Ф. Секач; Моск. открытый социальный ун-т. - 2-е изд. - Москва: Академический проект: Гаудеамус, 2005. - 192 с. 7. Сирота, Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студ. вузов/ Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. - Москва: Академия, 2009. - 176 с. 8.Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. вузов/ под ред. М. А. Галагузовой. - Москва: ВЛАДОС, 2000. - 416 с. 9.Чумаков, Б. Н. Валеология: Курс лекций/ Б. Н. Чумаков. - 2-е изд. - Москва: Пед. о-во России, 2000. 407 с. 10.Шабанов, П. Д. Руководство по наркологии/ П. Д. Шабанов. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Лань, 1999. - 352 с. |
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии... Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» | Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Шаповалов С. И. «Общая экология»: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803 –Биоэкология,... | ||
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Пак И. В. Иммунология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 – Биоэкология, очной... | Учебно-методический комплекс «Прикладная экология» составлен в соответствии... Н. Н. Колоколова. Прикладная экология. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803.... | ||
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Жигилева О. Н. Эколого-паразитологический мониторинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... | Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Казанцева М. Н. Охрана и рациональное использование природных ресурсов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Петухова Г. А. Основы экологического мониторинга. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020803.... | Программа курса основы общей экологии и рационального природпользования... Программа курса предназначена для студентов 4 курса биологического факультета по специальностям «биология» и«биоэкология» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... | Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Петухова Г. А. Учение о биосфере и глобальные экологические проблемы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Пояснительная записка Дисциплина «Ботаника. Систематика семенных растений» Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов по специальности 020803. 65 – Биоэкология | Программа для студентов биологического факультета специальности 020201... Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля... | ||
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 – Биоэкология, очной формы обучения | ||
Понятия наркомании и алкоголизма Теоретические модели возникновения алкоголизма и наркомании (природа наркомании и алкоголизма) 5 | Тюменский государственный университет Учебно-методический комплекс предназначен для студентов биологического факультета Тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной... |