Скачать 129.9 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия» «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по УМР «____» ___________2008 г. _____________________ /Л.П. Филатова./ Программа учебной практики ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ Основная образовательная программа подготовки специалистов по специальности 050102.65 Биология с дополнительной специальностью «Химия» Нижний Тагил 2008
1. Пояснительная записка.
Дисциплина входит в блок «Дисциплины дополнительной специальности» основной образовательной программы подготовки специалистов по специальности «Биология» с дополнительной специальностью «Химия» - 050102.65. В основу программы положены Государственные стандарты подготовки учителей биологии 2005 г. Зоология беспозвоночных на 1 курсе является базовой дисциплиной, в процессе изучения которой, студенты получают представление о зоологии, как единой науке, изучающей животных, на всех уровнях их организации, знакомятся с методами науки, с теоретическими основами и практическим применением зоологических знаний в различных отраслях народного хозяйства. Изучение дисциплины основывается на школьном курсе биологии. Курс завершается летней полевой практикой во втором семестре. На летней полевой практике, в соответствии с программой, студенты изучают животных в естественной среде обитания, углубляют знания по экологии и систематике видов, знакомятся с методами зоологических исследований в природе, изучают мероприятия по охране видов беспозвоночных животных, разрабатывают экскурсии со школьниками в природу. 1.2 Целью учебных полевых практик является расширение и углубление знаний о разнообразии беспозвоночных животных, структуре и закономерностях функционирования экосистем, освоение студентами доступных методов изучения беспозвоночных в полевых условиях. Задачи полевой практики: 1. Закрепление знаний, полученных на лекциях и лабораторных занятиях. 2. Изучение фауны беспозвоночных животных различных биотопов; знакомство с многообразием животных и приспособлениями их к условиям существования в различных экосистемах. 3. Овладение умениями наблюдений, учета, отлова, определения, коллекционирования беспозвоночных животных и изготовления дидактического материала для вуза или школы. 4. Знакомство с особенностями поведения животных в естественных условиях и в лаборатории. 5. Овладение методикой проведения экскурсий в природу. 6. Знакомство с основными методами научно–исследовательской работы в полевых условиях и в лаборатории. В результате освоения дисциплины студент должен знать: - закономерности формирования морфологических и физиологических адаптаций основных типов и классов животных организмов, как результат их приспособления к существованию в различных экологических условиях; - принципы работы с определителями; - важнейших представителей основных отрядов и семейств местной фауны беспозвоночных животных; - особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития основных групп беспозвоночных животных, обитающих в водоемах, в почве или на поверхности земли в лесах и открытых ландшафтах; - основные методы полевых исследований по зоологии беспозвоночных. В результате освоения дисциплины студент должен уметь: - установить принадлежность любого беспозвоночного из числа обычных представителей местной фауны к определенному классу и отряду, не прибегая к определителю и другим пособиям. - определять важнейшие типы повреждений, наносимых вредителями леса, полевых, огородных и садовых культур. - работать с определителями, определять насекомых до отряда, семейства, а наиболее распространенных – до рода, вида. - объяснять адаптационные черты в строение и поведении животных, явлений наблюдаемых в жизни животных; - провести экскурсию школьного типа по одной из предложенных тем. Принципы отбора материала
Основные формы работы Работа студентов в период учебно–полевой практики по биологии беспозвоночных проводится в следующих основных формах. Инструктивная экскурсия с преподавателем. Основу практики составляют экскурсии в различные биотопы. Во время экскурсий студенты знакомятся с особенностями данной среды обитания, учатся распознавать в природной обстановке по внешнему виду, характеру движения, поведению важнейшие группы (отчасти и виды) обитающих в ней животных, рассматривают наиболее показательные примеры приспособлений в организации и поведении животных к данной среде обитания, знакомятся с методами сбора и транспортировки животных. Полевые работы. Во время полевых работ студенты ведут наблюдения за поведением животных (способами и скоростью движения, питанием, некоторыми моментами размножения и развития, взаимоотношениями различных организмов между собой и со средой обитания), отмечают характерные места обитания отдельных видов, наиболее яркие примеры покровительственной окраски, мимикрии, проводят сравнительное изучение животных разных мест обитания, ведут наблюдения над вредителями сельского и лесного хозяйства, проводят учет их численности и изучают характер наносимых ими повреждений. Кроме того, во время полевых работ студенты осваивают методы сбора и учета численности беспозвоночных и собирают материал для систематических и биологических коллекций. Лабораторные работы – это, прежде всего, обработка собранного на экскурсиях и во время полевых работ материала: разборка и фиксация взятых проб, накалывание и расправление насекомых, этикетирование, определение, монтировка коллекций, зарисовка животных или деталей их строения, приведение в порядок полевых записей. Наряду с этим организуются временные уголки живой природы. За живыми животными, помещенными в аквариумы, террариумы или садки, проводятся длительные или кратковременные наблюдения, которые в природных условиях вести затруднительно или невозможно. Сделанные наблюдения тщательно регистрируются и в случае необходимости оформляются графически. По окончании работы по изучению живых беспозвоночных большую часть животных выпускают в соответствующий биотоп с тем, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия массового сбора материала при проведении учебно–полевой практики. Оформление дневника. Для записей на экскурсии необходим полевой дневник (блокнот небольшого формата с твердой обложкой). Записи производятся непосредственно во время наблюдений и учетов. При этом в дневник заносятся: дата, время работы, состояние погоды, географическое положение местообитания (район, поселок, село, область, ближайший населенный пункт и т. д.), характер местности (описание водоема, леса, луга с указанием преобладающих растений, следов антропогенного воздействия на природу и пр.). После этого производятся записи, относящиеся непосредственно к теме экскурсии: результаты наблюдений исследований, учетов, отловов и т. д. В лаборатории записи переносятся в чистовой дневник и дополняются результатами определений животных, наблюдений за ними в лаборатории. Записи сопровождаются рисунками. Цифровые данные обрабатываются и оформляются в виде таблиц и графиков. В заключение делается вывод по результатам экскурсии или выполнения индивидуальной работы. Самостоятельная работа по индивидуальным темам. Такие работы выполняют группами студентов по 2–3 человека. Так как основной задачей этой работы является привитие студентам некоторых навыков научных исследований, предполагается максимальная самостоятельность в разработке темы, использовании литературы. В процессе работы вырабатывается умение анализировать полученные данные, делать выводы, оформлять отчет.
Примечание: 1. Порядок и темы занятий могут изменяться в связи с погодными условиями и особенностями места проведения практики. 3.Содержание полевой практики . Водные беспозвоночныеЭкскурсии на местные водоёмы, болото, пруд, озеро, речку или реку Ознакомление с основными группами водных животных и наблюдение над ними непосредственно в водоёме: движения на поверхности воды и под поверхностью воды, различные способы плавания, преследование и схватывание добычи и т.д. Запись наблюдений в полевой дневник. Методы сбора представителей водной фауны: лов сачком планктона и донных животных, осмотр погруженных предметов. Этикирование собранного материала. Определение собранного материала в лаборатории. Составление в рабочих тетрадях характеристик важнейших групп животных с учётом их морфологических и биологических особенностей. Студент должен ознакомиться с 30-35 представителями фауны местных водоёмов. Почвенные беспозвоночныеСравнительное изучение почвенных беспозвоночных разных биотопов: леса, луга, лесной поляны, поля, залежи и т.д. Сбор почвенной фауны методом почвенных раскопок, фиксации материала и учёт его в природе; определение в лаборатории и оформление результатов в виде сравнительных таблиц с последующим их объяснением. Наземные беспозвоночныеСравнительное изучение наземных беспозвоночных разных биотопов. Отлов насекомых воздушным сачком кошением и летающих насекомых. Морилки, их устройство и пользование ими. Транспортировка живого материала. Сбор образцов повреждений растений насекомыми. Обработка материала в лаборатории. Правил накалывания на энтомологические булавки насекомых разных отрядов, расправление крыльев у насекомых разных отрядов, определение насекомых до семейства, частично до рода и вида, монтировка систематических коллекций. За время практики студент должен ознакомиться с 60-70 представителями 12-14 отрядов насекомых и знать характеристики основных семейств в отрядах. Составление в рабочих тетрадях характеристик отрядов основных семейств насекомых. Примерная тематика индивидуальных заданий
7. Вредители поля, сада, огорода, их численность, меры борьбы.
10 Нсекомые-опылители и их биология.
18. Характеристика комплексов почвенных беспозвоночных разных биотопов.
4. Итоговая аттестация. Полевая практика завершается зачетом, на котором студенты отчитываются о результатах практики. Преподаватель проверяет: - ведение дневника полевой практики; - правильность составление коллекции важнейших представителей насекомых местной фауны; - знание отличительных признаков основных отрядов и семейств насекомых; - знание типичных представителей местной фауны. 5. Основные понятия дисциплины Бентос, планктон, нейстон, галлы, мины, погрызы, метаморфоз, бесполое размножение, биогеоценоз, биосфера, живорождение, зоохлореллы, жизненный цикл, имаго, карапакс, колония, ктенидий, кутикула, куколка, личинка, мальпигиевые сосуды, максиллы, мандибуллы, мантийная полость, мантия, экологические группы, экзувий, фауна, биоценоз, стация. 6. Список литературы Основная: 1. Застольская Л. И.. Краткий определитель беспозвоночных животных (справочное пособие) Нижний Тагил: пединститут, 2007 2 Застольская Л. И.. Учебно-полевая практика по зоологии беспозвоночных (методическое пособие) Нижний Тагил: пединститут, 2003. Изд. 2-е перераб. и дополн. –118 с. 3.Плавальщиков Н.Н Определитель насекомых: Краткий определитель наиболее распространенных насекомых России. М., 1994. 544 с. 4.Хейсин Е.М. Определитель пресноводной фауны. М., 1962. 147 с. Дополнительная:
Рекомендуемые словари
3 Словарь-справочник энтомолога. М.; 1992. |
Конкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных... Охватывает все образовательные области и учебные предметы, включая такие инновационные для начальной школы, как информатика и иностранный... | Календарно-тематическое планирование уроков по биологии, 7 класс Зоология как наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных... | ||
Урок естествознания №2 Тема "Зоология наука о животных" Зоология (от греч. «зоо» — животное, «логос» — учение) — раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения... | «Почвенные беспозвоночные и их влияние на почву» Почвенная зоология и основные закономерности структуры почвенных беспозвоночных 3 стр | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Зоология –наука о животных. Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф науки о биологическом... Автор программы: доц. Е. Г. Митина, ст преподаватель кафедры биологии и химии Н. В. Икко | ||
Поурочно-тематическое планирование по биологии, 7 класс Зоология-наука о животных, методы зоологии, биологические науки. Описание животных как биологических объектов | Рабочая программа практики зоология беспозвоночных учебная полевая... Составители: Сашина Л. М., к б н., доцент; Блохина Т. В., к б н доцент; Кидов А. А., к б н доцент | ||
Кафедра Разведения и генетики сельскохозяйственных животных очная форма обучения зоология Целью данных методических указаний является помочь студентам в изучении дисциплины «Зоология», правильно спланировать время, отведенное... | Тема урока в 7 классе ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «зоология беспозвоночных» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению... | Примерная программа наименование дисциплины «Зоология» Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Зоология» являются: школьные курсы «Зоология» и «Общая... | ||
Методические указания для студентов 7 Тема «Разнообразие животных.... П58 Зоология: лабораторные занятия : учеб метод пособие / Е. В. Попова. — Балашов : Николаев, 2008. — 48 с | Исследовательская работа по теме: «Влияние выбросов автомобильного... Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Панковская средняя общеобразовательная школа» | ||
Чащина ольга евгеньевна пространственно-временная организация населения... Методические указания предназначены студентам специальностей 060800(080502) "Экономика и управление на предприятии (строительство)";... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |