Конкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных животных» Научно-исследовательский проект: «Роль мух в распространении бактерий»





Скачать 96.53 Kb.
НазваниеКонкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных животных» Научно-исследовательский проект: «Роль мух в распространении бактерий»
Дата публикации22.06.2013
Размер96.53 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г.Малая Вишера

Районный конкурс юных исследователей
Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных животных »

Научно-исследовательский проект:

«Роль мух в распространении бактерий»

Выполнил :

Марков Тимофей Алексеевич,

ученик 8а класса

МАОУ СОШ №1

Руководитель:

учитель биологии

Андреева Оксана Николаевна.

г.Малая Вишера

2012 г.
Оглавление
Введение 3

1.1 Обзор литературы 5

1.2 Методика и материал 9

Заключение 12

Использованные источники и литература 14

Приложение 15

Введение

Трудно отыскать среди насекомых другую группу, с которой человек боролся так активно, как с двукрылыми. Многие тысячи тонн отравляющих веществ, были обрушены на природу, чтобы уничтожить комаров и мух, слепней и москитов. Естественным экосистемам да и людям наносится при этом вред, а двукрылые продолжают жить и размножаться. Современная наука пока не может без вреда для окружающей среды управлять численностью этих насекомых.

Мухи относятся к отряду двукрылые (Diptera), отряд насекомых, характеризующихся наличием одной пары крыльев. Это одна из обширнейших и наиболее широко распространенных групп насекомых, включающая 100 000 видов. Главная особенность двукрылых – одна развитая пара крыльев, тогда как вторая пара в процессе эволюции превратилась в жужальца. Эти миниатюрные придатки помогают насекомым совершать в полете сложные пируэты.

Двукрылые развиваются так же, как и другие насекомые с полным превращением: яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое.

Тема моего исследования очень актуальна, т.к. этим летом было большое количество мух, а они действуют не только на нервы, но и приносят опасность человеку. Мы знает о том, что мухи летают везде над мусороприемниками, навозом, пищевыми отходами и т.д. Очень часто я слышу от взрослых , что мухи – переносчики бактерий и возбудители различных заболеваний, они приносят большой вред человеческой жизни. Стало интересно – так ли это? Решил узнать, как мухи распространяют бактерии и как необходимо с ними бороться.

Цель моей работы - изучение распространения мухами бактерий.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Провести опыты с мухами, доказывающие распространение бактерий.

3.Провести наблюдения за мухами.

4.Установить наиболее «любимые» места скопления мух.

Методы исследования:

1.Наблюдение.

2.Опыт.

Основная часть

1.1 Обзор литературы

Казалось бы, комнатная муха – самое обыкновенное создание, и ее хорошо знают все. Но я выяснил, что в ней много необычного.

Начну с того, что муха воспринимает мир по-своему. Каждый глаз мухи состоит не менее чем из двух тысяч ячеек – фасеток, похожих на крошечные, плотно прижатые друг к другу подзорные трубы, оси которых расположены чуть под углом к осям соседних фасеток (2). Это для того, чтобы смотреть сразу во все стороны четырьмя тысячами глазков. Точечные изображения складываются, словно камни в мозаике, и создают целостный, хотя и довольно расплывчатый образ увиденного.

Такие глаза, проигрывая человеческими в остроте восприятия мира, выигрывают в быстроте возбуждения (1). Сложные глаза мухи удивительно точно засекают предметы во время полета. Муха, пролетая со скоростью 5 метров в секунду, хорошо обозревает предметы величиной 2,25 сантиметра (3). Человек же в аналогичных условиях увидел бы лишь промелькнувшую тень. Одна секунда для мухи довольно большой срок, за это время она рассмотрит массу подробностей, недоступных нам.

Глаза мухи оригинальны так же тем, что они очень точно определяют скорость движения на основании последовательного перемещения предмета в поле зрения отдельных глазков сложного глаза. Кроме того, мухи такими глазами видят скрытое за тучами солнце. На голове мухи пара коротких усиков – органы слуха (2).

Зная, как быстро собираются мухи, когда на столе появляется что-нибудь съестное, какими густыми стаями они наполняют наши кухни и как являются неизвестно откуда, можно заключить, что у них хорошо развито и чувство обоняния (2). И действительно, хотя усики у мухи и короткие, они снабжены перистыми придатками, которые увеличивают их поверхность.

При малейшей опасности комнатная муха, взмахивая крыльями со скоростью 200 раз в секунду, взвивается ввысь (1). У мух только два крыла, поэтому их называют двукрылыми. Задние крылья постепенно уменьшались в ходе эволюции, и от них остались лишь маленькие жужжальца. Хотя жужжальца крохотные, их роль в жизни мухи очень велика. Ими она регулирует направление полета.

Но самое интересное – хоботок! Им она может и пить, и лизать, и сосать, и скрести, и даже сплевывать, если что попадется не по вкусу. Ротовые части образуют хоботок в виде мягкой трубки, через которую муха втягивает внутрь жидкую пищу. А для того, чтобы воспользоваться твердой пищей, муха выпускает через хоботок капельку слюны. Слюна растворяет вещества и муха может всосать их внутрь (1). Источник пищи, их ротовой аппарат, в сущности, всегда представляет собой хоботок сосущего или лижущего типа, иногда настолько твердый и острый, что они способны прокалывать кожу многих позвоночных животных или покровы других насекомых (2). Многих двукрылых, включая комнатную муху, часто можно видеть с вытянутым мягким хоботком, приложенным к различным влажным поверхностям. С субстратом контактируют две расширенные лопасти нижней губы, или ротовые диски, приспособленные для всасывания жидкой пищи. Многочисленные тонкие каналы на их нижней стороне сходятся в центральной точке хоботка, откуда жидкость втягивается внутрь головы с помощью похожего на кузнечные мехи глоточного насоса (3). Кроме того, твердую пищу, она может предварительно измельчить, скобля ее своим хоботком, который имеет на конце утолщение с насечками и действует наподобие терки (Фото 3). Поэтому для мух в любом месте «готов и стол и дом».

Хочется отметить, что муха в 100-200 раз лучше анализирует пищу, чем человек. А делает она это при помощи передней пары ног (1). Такой тонкий дегустационный аппарат мух особенно поражает потому, что вкус в нем воспринимают простые тонкие короткие щетинки.

Муха очень подвижное насекомое: она хорошо летает и проворно ползает (3). Способность мух держаться и бегать на оконных стеклах или на потолке зависит от того, что каждая лапка у них заканчивается, кроме двух коготков, еще парой «прилипающих подушечек», которые всегда бывают влажные благодаря выделяющейся из них жидкости (2).

В жизни мух бывают моменты, когда они, позабыв обо всем на свете, водят хоровод в нитях золотых солнечных лучей. В вихревом полете, совершая головокружительные трюки, муха-самец завлекает самку (3). Потом двух комнатных мух, окажись они в благоприятных условиях, за один год могли бы заполнить белый свет и покрыть всю поверхность земного шара слоем толщиною 14 метров. К счастью, этого не происходит, ведь и смертность у мух очень высока (1). Самка мухи, откладывает за один раз около 100 яиц, каждое размером чуть больше 1мм, а в течение жизни, продолжающейся около месяца,- не менее 1000 яиц. Отходы пищевой промышленности, навоз, мусороприемники, любые органические остатки – все годится в качестве колыбели для яиц комнатной мухи.

Для оптимального развития нужна темнота, влажность 46-84% и тепло 35-45°С. В таких условия за три дня масса каждой личинки возрастает в 800 раз. Личинка комнатной мухи безголовая и безногая, представляет собой удлиненный беловатый конус. На его вершине находятся два черных крючка – это органы передвижения, а на усеченной площадке в основании есть дыхальца (2). Они то раскрываются, то закрываются, регулируя доступ воздуха в организм. Из яйца вылупляется личинка, похожая на червячка. После того как личинка выросла и окрепла, она предпринимает смелый рейд на несколько метров от места кормления и зарывается в землю. Здесь ее кожа вздувается и отделяется от тела, окрашивается в бурый цвет и затвердевает, принимает вид бочонка, в котором спокойно спит белая нежная куколка. Бочонок, словно панцирь, защищает ее от всех превратностей судьбы (1). Проходит около недели, и муха сбрасывает наряд куколки.

С весны до осени мухи не дают нам покоя. Осень – черное время для мух: они порядочные мерзлячки (3). Понизилась температура до 7-8°С – они уже сидят где-нибудь неподвижно, уныло опустив крылья. В золотые осенние дни по-мушиному племени прокатывается мор (2). Куда ни кинь взгляд – везде высохшие мухи. Все они пали жертвой плесени.

Летом, когда комнатных мух не счесть, они не только щекочут наши нервы, но порой становятся опасными. Ползая на продуктах и посуде, мухи непременно оставляют на них свои следы – либо отрыжку изо рта, либо свой испражнения (3). Засиженную мухами пищу есть нельзя. Ведь они совсем недавно лакомились нечистотами. В общей сложности получается, что на оставленных ими следах обнаружено 63 вида микроорганизмов, собранных где угодно (1). Среди них возбудители около 30 болезней человека, в частности таких опасных, как брюшной тиф и бактериальная дизентерия. Вот почему комнатная муха объявлена «персоной нон грата».


1.2 Методика и материал

Распространение бактерий мухами проводилось с помощью двух опытов, которые были поставлены в домашних условиях, т.к. очень простые и не требуют сложного оборудования.

Для первого опыта понадобилось: чашка Петри и четыре мухи.

В чашку Петри я залил желатин. Мухи садились в чашку Петри и я накрывал её стеклянной крышкой. Там они жили 2 дня. Мухи бегали по желатину и заражали его бактериями. Через неделю на желатине появились темные пятна – это колонии бактерий, которых можно было увидеть невооруженным глазом. (Фото 1). Постепенно они разрастались в ряд крупных цветных пятен.

Этот опыт доказывает, что мухи являются переносчиками бактерий, а самое страшное, что эти бактерии являются возбудителями 30 болезней.

Был проведен следующий опыт. Для опыта понадобилось: стеклянная банка, подслащенный свекольный сок, четыре мухи.

В банку с мухами поместили густой подслащенный свекольный сироп. Мухи пили сок, и их брюшко окрашивалось в красный цвет. После этого в банку с мухами клал несколько кусочков сахара, в скором времени сахар покрывался красными пятнами. (Фото 2). Я знаю, что мухи питаются только жидкой пищей. Через хоботок муха выпускает капельки слюны. Слюна растворяет вещество, и муха может его всасывать. Вместе со слюной она извергает на пищу и бактерии. Это хорошо видно благодаря свекольному соку. Этот опыт показывает, что муха, ползая по продуктам питания, заражает их бактериями и оставляет на них экскременты.

Данные опыты были взяты из журнала «Биология в школе» №3.1998 г. Автор методики О.Н.Пономарева, кандидат биологических наук, доцент Пензенского госпедуниверситета.

Заключение

После проведения опытов и наблюдений по работе, я сделал выводы:

1. Мухи - распространители бактерий.

2. Ползая на продуктах и посуде, мухи оставляют свои следы – либо отрыжку изо рта, либо свои испражнения.

3. На следах мух обнаружено 63 вида микроорганизмов (О.А. Пепеляева, И.В.Сунцова).

4. С мухами необходимо бороться :

а) мусорные ящики на улице должны плотно закрываться, а почву под ними раз в две недели обрабатывать трехпроцентным водным раствором хлорофоса или карболовой кислотой из расчета полтора литра на один квадратный метр;

б) туалеты и выгребные ямы для уничтожения поселившихся там личинок засыпать хлорной известью;

в) в домах применять липкие ленты;

г) к природным врагам мух относится пижма: несколько букетиков, развешенных по углам комнаты, отпугнут значительную часть насекомых;

д) не любят мухи запах уксуса: им можно протирать оконные рамы.

5. После посещения туалета, работы на приусадебном участке мыть руки с мылом.

6. Овощи и фрукты есть только помытыми.

7. Соблюдать чистоту в помещении.

Эту работу я писал для того, чтобы выступить на заседании школьного научного общества, на районном конкурсе юных исследователей. Мой материал я уже рассказал младшим школьникам, чтобы они больше узнали об этих насекомых, о борьбе с ними, так как они являются переносчиками очень опасных болезней (брюшной тиф, дизентерия, холера, паратиф). Опыты, которые я проводил можно использовать на уроках биологии в 7 классе по теме: «Отрицательная роль насекомых в жизни человека». Можно этот материал использовать для оформления школьной биологической газеты.

Использованные источники и литература

1.Детская энциклопедия «Я познаю мир. Насекомые. » Под.ред.Хинна О.Г.

2. А.Я.Щелкунова . Зоология. Беспозвоночные.

3. Журнал «Биология в школе» №3. 1998г.

4. «Биология. Животные.»Учебник.7 класс.В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. М.,Дрофа,2011г.

5. http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%9C%D1%83%D1%85%D0%B8

6. http://mir-nasekomyh.ru/muhi/o-muhah.html

Приложение


Фото 1

Колонии бактерий.


Фото 2

Отрыжка изо рта мух, окрашенная свекольным соком.



Фото 3

Мухи.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных животных» Научно-исследовательский проект: «Роль мух в распространении бактерий» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Экология животных кaк раздел наyки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающyю среду....
Конкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных животных» Научно-исследовательский проект: «Роль мух в распространении бактерий» iconЗоология беспозвоночных животных
Биология неотъемлема часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности...
Конкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных животных» Научно-исследовательский проект: «Роль мух в распространении бактерий» iconА. Г. Свинаренко
Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание»
Конкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных животных» Научно-исследовательский проект: «Роль мух в распространении бактерий» iconА. Г. Свинаренко
Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание»
Конкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных животных» Научно-исследовательский проект: «Роль мух в распространении бактерий» iconЛитературная викторина
Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание»
Конкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных животных» Научно-исследовательский проект: «Роль мух в распространении бактерий» iconВведение биография М. В. Ломоносова
Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание»
Конкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных животных» Научно-исследовательский проект: «Роль мух в распространении бактерий» iconТ. И. Зелиб Учебно-методическое пособие к дисциплине
Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание»
Конкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных животных» Научно-исследовательский проект: «Роль мух в распространении бактерий» iconI. Подготовка к экзаменационному тестированию Тестовая работа №1 Тест открытого характера
Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание»
Конкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных животных» Научно-исследовательский проект: «Роль мух в распространении бактерий» iconОбластной методический конкурс педагогов образовательных учреждений...
Пи¸енер (Пизенеры), Анаткас (Анаткасы), Юнтапа (Яндоба), Чулка¸ (Челкасы), Якунька (Ягунькино), Т=в=ш (Тушкасы), +ěнкас (Синкасы),...
Конкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных животных» Научно-исследовательский проект: «Роль мух в распространении бактерий» iconКонкурс научно исследовательских работ «Будущее России» Научно-исследовательский...
«Ономастика – наука об именах и названиях». В своей работе я хочу исследовать историю возникновения названий населенных пунктов Томской...
Конкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных животных» Научно-исследовательский проект: «Роль мух в распространении бактерий» iconКалендарно-тематическое планирование уроков по биологии, 7 класс
Зоология как наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных...
Конкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных животных» Научно-исследовательский проект: «Роль мух в распространении бактерий» iconУрок естествознания №2 Тема "Зоология наука о животных"
Зоология (от греч. «зоо» — животное, «логос» — учение) — раз­дел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, стро­ения...
Конкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных животных» Научно-исследовательский проект: «Роль мух в распространении бактерий» icon«Почвенные беспозвоночные и их влияние на почву»
Почвенная зоология и основные закономерности структуры почвенных беспозвоночных 3 стр
Конкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных животных» Научно-исследовательский проект: «Роль мух в распространении бактерий» iconТюменский государственный университет
Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных», «Зоология позвоночных», «Биотехнология», «Экологическая генетика»,...
Конкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных животных» Научно-исследовательский проект: «Роль мух в распространении бактерий» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фг
Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,...
Конкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных животных» Научно-исследовательский проект: «Роль мух в распространении бактерий» iconИсследовательская работа по теме «Художественные произведения в контексте...
Городская научно-практическая конференция Академии юных исследователей «Юность. Наука. Познание»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск