Введение биография М. В. Ломоносова





Скачать 73.08 Kb.
НазваниеВведение биография М. В. Ломоносова
Дата публикации19.07.2013
Размер73.08 Kb.
ТипБиография
100-bal.ru > Литература > Биография
Содержание:

Введение ………………………………………………………..……..……... 3 - 4

1. Биография М.В. Ломоносова…………………………………………......… 4

2. Вклад Ломоносова в развитие русского литературного языка .….…... 4 - 5

3. Ломоносов – поэт ……………………………….………….…………….. 5 - 7

4. Заключение ……………………………………….…..….………..……... 7 - 8

5. Список использованной литературы ………………………..…….…….….. 9

«Слово твое, живущее присно

и во веки в творениях твоих, слово

российского племени, тобою обновленное,

пролетит во устах народных за

необозримый горизонт столетий»

А.Н. Радищев

Введение.

Физик и химик, географ и астроном, историк и геолог, лингвист и поэт.… Где только не проявил свои таланты этот выдающийся человек! Он сформулировал принцип сохранения материи и разработал теорию теплоты. Он открыл наличие атмосферы на Венере. И он же основал первую в России научно-исследовательскую химическую лабораторию. Ломоносов – первый русский академик. Русская историческая наука «зачиналась» его трудами. Он – первый в мире географ-полярник. Мозаичное производство в России возрождено Ломоносовым. Принципы российского стихосложения сформулированы им же.

Кто из русских ученых впервые высказал мысль о существовании атомов? Ломоносов. Кто планировал освоение северного морского пути? Он же. Кто объяснил принципы образования атмосферного электричества, раскрыв загадку грозы и северного сияния? Тоже он. Кто составил «Российскую грамматику» и создал теорию стилей? И это тоже он! Неужели один человек в течение пятидесятичетырехлетней жизни смог столько успеть, начиная каждое дело почти с нуля, стать повсюду основоположником, родоначальником, первопроходцем!

Говорят, один из современников нашего просветителя, французский химик, предупреждал коллег, чтобы они не путали Ломоносова-ученого с Ломоносовым-писателем: это, дескать, разные люди, однофамильцы. Но это не однофамильцы, наш соотечественник был и литератором-просветителем, и выдающимся ученым-естественником. Восхищаясь его поистине энциклопедическим умом, мы вспоминаем титанов Возрождения, прежде всего Леонардо да Винчи. Подобно ему, наш титан способен был охватить мыслью все области знания, и в каждой из них оставить заметный след.

1. Биография М.В. Ломоносова.

Ломоносов родился и вырос в северном крае России, возле Архангельска, где не было помещичьего землевладения, помещичьей кабалы, где русские крестьяне и рыбаки проявляли мужество, отвагу, настойчивость в борьбе с суровой природой. Отсюда берет начало та черта Ломоносова, которую позже называли «благородной упрямкой». Отсюда его независимость, чувство собственного достоинства.

Ломоносов – сам творец своей судьбы. Влекомый жаждой знаний, он пешком, без денег, уходит из родного дома за рыбным обозом – в Москву.

Терпя нужду, на жалкие копейки, спешно учится в московской Славяно-греко-латинской академии. А затем, в числе лучших учеников, отправляется в северную столицу – в Императорскую Академию наук и художеств. Своими разнообразными трудами он доказал:

«Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать»1.

Так сам он писал позднее, не о себе – о России, ее людях: ученых, писателях, художниках. А он был и первым, и вторым, и третьим.
2. Вклад Ломоносова в развитие русского литературного языка.

Научное наследие Михаила Васильевича воистину неоценимо. Не менее велики его заслуги перед русской литературой.

Борясь за культуру русской речи, он составил «Российскую грамматику» - первый подлинно научный труд по русскому языку. Книга эта выдержала 14 изданий и стала основой для всех последующих учебников. Развитие и укрепление литературного книжного языка возможно только на основе сближения с живой народной устной речью, с её природной красотой, силой и выразительностью. Высказывания Ломоносова о родном языке проникнуты гордостью, чувством национального достоинства. По его мнению, русский язык «велик перед всеми в Европе»2, так как в нем сочетаются «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильная в изображениях краткость греческого и латинского языка»3.

Ломоносова интересовало все, что относилось к отечественной культуре. В историю русской словесности входят его достижения не только собственно поэзии, стихосложении, но и в жанре трагедии.

Чрезвычайно важным для дальнейшего развития литературного языка был труд Ломоносова, направленный на то, чтобы упорядочить письменную речь – деловую, научную, художественную. Высоко оценив заслуги писателя и ученого перед русской культурой, Белинский назвал Ломоносова «отцом» нашей литературы. Разумеется, критик имел при этом ввиду так называемую «новую литературу», ибо задолго до Ломоносова существовала богатейшая древнерусская литература и литература русского Возрождения.

Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.
3. Ломоносов – поэт.

О своём писательском труде Ломоносов отзывался скромно: «Стихотворство – моя утеха, физика – мои упражнения»4.

Осенью 1739 года русские войска взяли Хотин – «неприступную» турецкую крепость на Балканах. Это событие вошло не столько в историю военного дела, сколько в историю литературы, потому что почти никому неизвестный студент написал о взятии Хотина стихотворение:

«Внимая нечто, ключ молчит,

Который завсегда журчит

И с шумом вниз холмов стремиться.

Лавровы вьются там венцы,

Там слух спешит во все концы;

Далече дым в полях курится».5

С этой оды, по словам В.Г. Белинского, «должно считать начало русской литературы». Зимой Ломоносов послал свое произведение в Петербург, в Академию наук. Там оду встретили и восторженно, и настороженно. Профессора были удивлены небывалым стихотворным размером, величавой благозвучностью, торжественной музыкальностью чеканных строф, смелыми и неожиданными образами.

Ломоносов в сфере русской поэзии является, главным образом, чисто формальным реформатором: преобразователем литературного языка и стиха, введшим новые литературные формы. В поэтическом наследии Ломоносова основное место занимают оды, хотя он отдал дань и другим многочисленным жанрам: его перу принадлежали трагедии и басни, сатиры и стихотворные послания, эпиграммы и «размышления», то есть философская лирика.

Стихи для него значили много. В них он выражает радость от научных достижений: «О радостный восторг! Куда я полечу?

Но более язык богатство слов являет,

Когда веселие умеренно бывает:

Веселие мое безмерно – я молчу6».

Стихами он обращается к любезным ему наукам:

«В земное недро ты, Химия,

Проникши взора остротой,

И что содержит в нем Россия,

Драги сокровища открой».7

По Ломоносову, поэт велик не высоким происхождением и не знатностью рода, а своими творениями.

Всю жизнь Ломоносов служил русскому просвещению, преодолевая на этом пути и косность, и зависть, и непонимание. Ему бывало безмерно трудно, и тогда у него рождались грустные стихи. Так, он с грустным юмором пишет о кузнечике, который счастлив тем, что «свободен, беззаботен»8: «Не просишь ни о чем, не должен никому»9. Сам он, увы, был в ином положении.
4. Заключение.

Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Он был единственным из русских ученых XVIII века, при жизни которого дважды печатались его Собрания сочинений, хотя это была только небольшая часть его трудов.

Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский ученый, прошло более двух столетий, его имя живет в памяти народов. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей, его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры, его имя носят города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя М. В. Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов, а в 1956 году учреждена Золотая медаль им. М. В. Ломоносова за выдающиеся работы в области естественных наук. Среди современников М. В. Ломоносова, живших и работавших в России, было немало ученых, соединявших, например, математические исследования с работой над изданием летописей. Однако энциклопедизм этих людей вытекал из внешних требований и нажима, а не из внутренних потребностей, как это было у М. В. Ломоносова. И в заключении мне хотелось бы привести высказывание - призыв самого Михаила Васильевича: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Если же вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопи; а моя слава падет и с вашею»10.

5. Список использованной литературы.
1. Ломоносов М.В. Сочинения. Л.: Гослитиздат. 1961.

2. Ломоносов М.В. Избранная проза. М.: Советская Россия. 1980.

3. Маранцман В.Г. Литература: Учебное пособие для 9 класса средней школы. М., 1992.

4. Осипова А.И. Примеры славных дел // Читаем, учимся, играем. 2001. - № 4.

5. Парвани Т.В. Свою Россию обновляет // Читаем, учимся, играем. 2001. - №

6. Русская литература – век XVIII. М.: Художественная литература. 1990.

Интернет-ресурсы:
http://www.openclass.ru/dig-resource/27797

http://www.stihi-rus.ru/1/Lomonosov.htm

http://www.infoliolib.info/rlit/lomonosov/hotin.html

http://kozya.com.ru/soch/lomonosov/index1.html


1 Ломоносов М.В. Сочинения. Л.: Гослитиздат. 1961. С. 591.

2 Ломоносов М.В. Избранная проза. М.: Советская Россия. 1980. С. 511.

3 Там же.

4 Русская литература – век XVIII. М.: Художественная литература. 1990. С. 734.

5 http://www.infoliolib.info/rlit/lomonosov/hotin.html

6 http://www.openclass.ru/dig-resource/27797

7 http://kozya.com.ru/soch/lomonosov/index1.html

8 http://www.stihi-rus.ru/1/Lomonosov.htm

9 http://www.stihi-rus.ru/1/Lomonosov.htm

10 Ломоносов М.В. Избранная проза. М.: Советская Россия. 1980. С. 261.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение биография М. В. Ломоносова iconУрока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М....
Обобщить и расширить знания учащихся о биографии и научной деятельности М. В. Ломоносова
Введение биография М. В. Ломоносова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: портреты М. В. Ломоносова; стол, за которым сидит ученик, играющий роль Ломоносова, ноутбук, проектор, высказывания...
Введение биография М. В. Ломоносова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: портрет М. В. Ломоносова, литературные произведения М. В. Ломоносова, иллюстрации с изображением произведений живописи...
Введение биография М. В. Ломоносова icon«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова»
М. В. Ломоносова, в которых нашли отражение идеи Просвещения, помочь учащимся уяснить социально – политическую программу Ломоносова,...
Введение биография М. В. Ломоносова iconМ. В. Ломоносова в средних общеобразовательных учреждениях
М. В. Ломоносова в средних общеобразовательных учреждениях в рамках мероприятий, посвященных празднованию 300-летия со дня рождения...
Введение биография М. В. Ломоносова iconАнализа результативности деятельности гимназии «Школа Ломоносова» в 2011/2012 учебном год
Введение. Алгоритм. Программа. Язык программирования Паскаль. Техника безопасности
Введение биография М. В. Ломоносова iconВведение Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов
«Гений М. В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А....
Введение биография М. В. Ломоносова iconКлассный час. Тема : «Земля. Биография планеты»
Тема: «Земля. Биография планеты», посвящённая Международному дню Матери-Земли (22 апреля)
Введение биография М. В. Ломоносова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Биография»; совершенствовать навыки монологической речи, навыки чтения по теме «Биография»; закрепить употребление глагола «to be»...
Введение биография М. В. Ломоносова iconМ. В. Ломоносова. Интересные сведения из биографии М. В. Ломоносова
Ломоносов заканчивает первую художественную работу — мозаичный образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены
Введение биография М. В. Ломоносова iconИсследовательская работа ученицы 10 класса гимназии 1505 города Москвы...
Образ Ивана Грозного в понимании С. М. Эйзенштейна и И. В. Сталина как отражение взаимоотношений художника и власти
Введение биография М. В. Ломоносова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ломоносова, краткая хроника жизни Ломоносова с иллюстрациями, карточки с вопросами, листы с заданиями
Введение биография М. В. Ломоносова iconВ. Ломоносова. С какими трудностями столкнулся М. В. Ломоносов во время учёбы в Москве?
«Гений М. В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А....
Введение биография М. В. Ломоносова iconСборник задач и тестов по психологии и педагогике./ Под общей редакцией...
Московский государственный университет тонких химических технологий им. М. В. Ломоносова
Введение биография М. В. Ломоносова iconДоклад по теме «Выдающиеся открытия Ломоносова в естествознании»
В 2011 г исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, русского ученого-естествоиспытателя. Это человек энциклопедических...
Введение биография М. В. Ломоносова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: изучить факты биографии М. В. Ломоносова, развивать интерес к его литературному творчеству, воспитывать чувство патриотизма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск