Скачать 118.22 Kb.
|
Открытый урок по обружающему миру в 4 классе. Тема: Михаил Васильевич Ломоносов Цели:
Оборудование: портрет М. В. Ломоносова, литературные произведения М. В. Ломоносова, иллюстрации с изображением произведений живописи М. В. Ломоносова, карточки-мозаика, презентация, мультимедиа, эпиграф, тема урока, план. Ход урока 1.Организационный момент. Постановка проблемы. Решение проблемы с актуализацией прежних знаний. - Какая тема урока? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее Этот кроссворд разгадать. 8
Вопросы к кроссворду: 1. Прозвище Петра I. 2.Первая крепость Санкт-Петербурга, построена на Заячьем острове. 3. Вторая крепость на берегах Невы. 4. Название полка Петра I. 5.Название реки, на берегах которой расположился Санкт- Петербург. 6. Название морской крепости в Санкт-Петербурге. 7. Название первого музея в России. 8. Титул, который присваивался правителям некоторых крупных монархий. В переводе с латинского - «повелитель». 9. Место постройки и ремонта судна. На доске и в тетрадях тема: «М. В. Ломоносов». . 2. Сообщение темы н целей урока. - Сегодня на уроке узнаем, что сделал для России великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов На доске эпиграф: Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна… - Давайте составим план нашей работы: (план на доске) 1. Выступления «школьных академиков». 2.Детство Ломоносова (Презентация с3 по7 слайд) 3..Путь в науку. (Презентация с8 по16 слайд) 4..Ломоносов – ученый. (Презентация с17 по29 слайд) 5. Подведение итогов, закрепление. (Презентация 30 слайд) 3. Работа над новым материалом. - Кто такой Михаил Васильевич Ломоносов? (Великий русский ученый.) Слово учителя: - Петр 1 дал такой сильный толчок развитию русского народа, ЧТО ни частые придворные перевороты, последовавшие за его смертью, не могли остановить прогресс. Потребность в образовании стала ощущаться все сильнее и сильнее. Образованные и ученые люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Самым лучшим доказательством этого служит появление Ломоносова, который, будучи крестьянином, стал величайшим русским ученым и поэтом. - Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой (Михаилом) Ломоносовым. - Найдите на карте на с. 92-93 учебника родину Ломоносова 4. Выступления учащихся в сопровождении с презентацией .Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году. Он был сыном крестьянина деревни Денисовки Холмогорского уезда Архангельской губернии. Его отец был рыбаком и готовил своего сына к тому же промыслу. Но судьба распорядилась иначе. Мальчик как-то выучился грамоте и, будучи от природы очень грамотным и любознательным, пристрастился к чтению. Он прочитал все, что было под рукой: Часослов, Псалтырь и другие церковные книги. У соседа нашлись славянская грамматика и арифметика, напечатанная для школ по велению Петра I; Ломоносов выпросил их себе в подарок и с таким усердием читал, что выучил наизусть. Но вскоре его постигло несчастье. Он лишился матери, а его отец женился вторично. Мачеха стала преследовать и укорять пасынка за то, что он все читает и не занимается-делом, не помогает отцу ловить рыбу. Между тем жажда знаний в молодом рыбаке день ото дня становилась все сильнее и сильнее. Кроме того, ему приходилось слышать рассказы богомольцев и купцов о великих деяниях Петра I, о школах, открытых в Москве и Петербурге. Это еще сильнее разжигало в нем желание учиться, и он решил пробраться в Москву, чтобы там поступить в школу. Но как же это сделать? Просить отца - нечего было и думать. Тогда Ломоносов решил покинуть дом, ои тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег и в одну морозную ночь бежал, взяв с собой книги. Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина, жаждавшего знаний. У Ломоносова не было здесь ни родных, ни знакомых, а в кармане -ни копейки. Первую ночь он провел в санях под открытым небом. Но на другой день встретил земляка, который взял его к себе и помог определить в школу при монастыре. Ломоносова, несмотря на его взрослые лета, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского языка. Ломоносов с жаром принялся за учение, через полгода он был переведен в следующий класс. За пять лет он прошел курс школы, выучился латинскому и греческому языкам. Но это стоило ему больших трудов, страданий и лишений. Ои терпел большую нужду: школа выдавала только 90 копеек в месяц или по алтыну в день, чего едва хватало на хлеб и квас. Михаил Васильевич преодолел все. Но вот уже и московская школа не удовлетворяет его, он просится в Киев, где, по слухам, учили лучше и больше. С котомкой за плечами и с палкой в руках прибыл ученый крестьянин в древнюю столицу России. Здесь он действительно нашел много книг и с жадностью прочитал их все. По мысли и плану Петра Великого в Петербурге была учреждена Академия наук, то есть Собрание ученых, которые занимались науками. При Академии находилась и гимназия, где учили молодых людей. В эту школу потребовалось из Москвы несколько лучших учеников. Несмотря на крестьянское происхождение, Ломоносов был отправлен в эту школу. В Петербурге он проучился год, а потом, как лучший ученик, был отправлен за границу -учиться у немецких профессоров. В Германии он занимался у всемирно известного ученого Вольфа. Ломоносов прожил за границей около четырех лет и все это время он неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, успехам и дарованиям. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком в России. Свои стихи («Ода на взятие Хотина») Ломоносов прислал в Академию. Здесь все были поражены легкостью и звучностью слога, стихи читали в городе и при дворе императрицы. С этих пор и пошла слава о рыбаке Ломоносове как о лучшем поэте России. Но, несмотря на славу, Ломоносову пришлось вытерпеть еще много горя. Ломоносов был определен профессором в Академию. Он преподавал много разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие, написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Множество мыслей было в голове этого гениального человека. Он первым объяснил русскому люду, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, от чего происходит северное сияние и многое другое. Ломоносов сочинил множество стихов, ставших образцом стиля для других писателей. Будучи уже профессором, Ломоносов продолжал терпеть нужду. Его положение улучшилось только после вмешательства И. И. Шувалова, графа Воронцова и других. Тогда императрица Елизавета Петровна пожаловала ему мызу и деревню. Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается первым русским ученым. Он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя. Физкультминутка Мы немножко отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Нас работа еще ждет. Руки вниз, на пояс, вверх. Убегаем мы от всех. Побежим скорее в класс, Там послушаем рассказ. - Прослушаем последнее выступление о Михаиле Васильевиче Ломоносове как ученом. 5. Закрепление изученного. физика химия астрономия Михаил геология Васильевич литература Ломоносов география история живопись экология ОБЖ - На доске схема-таблица с "лучиками" – направления научных исследований учёного, в центре которой – портрет М.В.Ломоносова, отнесите те науки, которыми занимался М.В. Ломоносов. Игра «Самый умный» - Мы с вами сказали, М.В.Ломоносов заново открыл секрет изготовления цветных стекол для мозаичных картин. Для этого провел большую исследовательскую работу. Он выполнил 40 мозаичных картин. Среди них есть портрет Петра Первого. Это знак уважения к великому правителю. Сейчас вы тоже выложите мозаичную картину, но при этом будете отвечать и на вопросы по теме нашего урока. Если вы правильно ответите на вопросы, то мы полюбуемся интересными картинами, рассказывающими о жизни великого ученого. Учитель задает вопросы, учащиеся выкладывают мозаичные картины. 1. Где родился Ломоносов? 2. Как назывались его первые учебники? 3. В какую Академию он поступил в Москве? 4. Какому языку здесь обучали? 5. Где продолжил учебу талантливый юноша? 6. Какое научное звание он получил в Петербургской Академии? 7. В какой науке он открыл очень важный закон? 8. На какой планете он открыл атмосферу? 9. Что было открыто по его предложению в 1755 году? В результате этой работы ученики выкладывают несколько картин: «Ломоносов проводит химические опыты в лаборатории», «Ломоносов-астроном», «Карта полярных областей России, составленная Ломоносовым», «Первые учебные книги Ломоносова». 6. Рефлексия - Какое открытие ты сделал на этом уроке? – Что для вас было самым интересным? – О чем захотелось еще узнать? – Какую бы оценку вы поставили себе за урок? - Оцените свою работу по трем карточкам и работу друг друга? 7.Итог урока. Выставление оценок. - Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы его понимаете? И прочтем слова последнего слайда , как вы их понимаете? Учащиеся читают вывод на с. 104 учебника. 8.Домашнее задание. С. 101-104. Ответить на вопросы «Проверь себя». ДОПОЛНИТЕЛЬНО.Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения Н. Некрасова «Школьник». 1-й ученик. - Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок – Невеселая дорога... - Эй! Садись ко мне, дружок! Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь... Не стыдися, что за дело, Это многих славных путь. 2-й ученик. Вижу я в котомке книжку, Так учиться ты идешь? Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош. Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек. 3-й ученик. Или, может, ты дворовый, Из отпущенных? Ну что ж! Случай тоже уж не новый – Не робей, не пропадешь. Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик. 4-й ученик. Не без добрых душ на свете – Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете – Сон свершится наяву. Там уж поприще широко: Знай работай, да не трусь... Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь! 5-й ученик. Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных, то и знай, - Столько добрых, благородных, Сильных любящих душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой! |