Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 194.03 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.11.2013
Размер194.03 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 13

р.п. Дружинино Свердловской области


Конспект

открытого урока чтения,

посвященного 300 – летию

со дня рождения

М. В. Ломоносова

Учитель:

Винтер Светлана Александровна

Дружинино

2011 – 2012 учебный год

Открытый урок чтения

"Мои первые университеты",

Цель: показать многообразие личности М. В. Ломоносова.

Задачи: - познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова;

- вызвать интерес к литературному творчеству ученого;

- воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова.

Оборудование: портреты М.В. Ломоносова; стол, за которым сидит ученик, играющий роль Ломоносова, ноутбук, проектор, высказывания Ломоносова.

Высказывания написаны на отдельных плакатах:

  • Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

  • Ошибки замечать немногого стоит; дать нечто лучшее - вот что приличествует достойному человеку.

  • Почетнее признать правильные чужие положения, чем поддерживать свои ложные.

  • Ведь может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов российская земля рождать.

ХОД УРОКА.

Учитель: Гений - достояние не только отдельной нации, но и всего человечества. Имя великого Ломоносова знает каждый. Он родился в 1711 году. О Ломоносове точнее всех написал Пушкин. Он сказал о нем замечательно: "Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом"

И характеристику личности Ломоносова тоже дал именно Александр Сергеевич Пушкин: "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник".

Просмотр фильма о Ломоносове.

Учитель: Хотелось бы более подробно остановиться на литературном творчестве М. В. Ломоносова, поскольку он оказал значительное влияние на русский язык и литературу 19 века.

1-й чтец: (отрывок из оды Ломоносова)

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

Учитель: Восторженный гимн науке - важная тема в поэзии Ломоносова. По убеждению поэта, благо и слава Родины - в развитии "божественных" наук: механики, химии, астрономии, географии.

Науки пользуют везде
Среди народов и в пустыне,
В покое сладком и в труде.

И ещё пример понятного и внятного обращения к теме науки:

2-й чтец: (стихотворение Ломоносова)

Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил:
"Земля, вертясь, круг Солнца ходит";
Другой - что Солнце
все с собой планеты водит.
Один Коперник был,
другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил
усмешкою своей.
Хозяин спрашивал:
"Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем
сомненьи рассуждаешь?".
Он дал такой ответ:
"Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг
кругом жаркова?".

Учитель: Ломоносов когда-то написал:

Ломоносов (пишет за столом и читает вслух): "Стихотворство - моя утеха, физика - мое упражнение".

Учитель: Но ведь "утеха" привела, по существу, к реформам в русской поэзии, стала революцией в истории развития русского языка. Даже не прикоснувшись к науке, он уже вписал бы свое имя в историю русской культуры как поэт. Впрочем, реформа русского языка, которую он произвел, была необходима и для занятий наукой, потому что тот русский язык, на котором писались научные трактаты, ни один русский человек понять не мог.

Ведущий-ученик: Всю жизнь Ломоносов работал на пределе, теперь сказали бы "на износ". В Москву приехал, не имея в городе ни единого знакомого, спал зимой на возу с рыбой, голодал, потому что денег не было вовсе. Потом, когда начал учиться, просиживал за книгами не часы - сутки. Экономил на всем. Из дроби делал палочки свинцовые - ими писал. А то шли с приятелями на московские пруды дергать перья у гусей, чтобы не тратить лишнего. Ведь все его "жалование" во время учебы - 3 копейки в день, а богатый отец решил, что возьмет его измором: денег не посылал и настоятельно требовал его возвращения домой. Недоедал в молодости постоянно. Меню в Германии - "из нескольких селедок и кваса". Летом 1743 года (за два года до избрания академиком!) писал в Академию наук.

Ломоносов (пишет за столом и читает вслух): "Пришел в крайнюю скудость. Нахожусь болен, и при том, не токмо лекарство, но и дневной пищи себе купить на что не имею, и денег взаймы достать не могу".

3-й чтец: Ломоносов обучался в Спасских школах, в Петербурге, затем - четыре с лишним года за границей. В Россию он вернулся сложившимся учёным, личностью крупного масштаба и даже в обращении к музе упоминает науки.

Ты, муза, лиру приими,
И чтоб услышала вселенна,
Коль жизнь наукам здесь блаженна,
Возникни, вознесись, греми.

Учитель: Провидческая деятельность Ломоносова на благо России, его страдания как истинного сына Отечества обозначились уже в первые годы работы в Петербургской Академии наук. Это было время Елизаветы Петровны, дочери Петра I, когда должны были вздохнуть русские люди после "бироновского" десятилетия. Но засилию иностранцев не было конца. В своей оде поэт обращается к науке:

Ломоносов:

О вы, счастливые науки!
Прилежны простирайте руки
И взор до самых дальних мест.
Пройдите землю, и пучину,
И степи, и глубокий лес,
И нутр Рифейский, и вершину,
И саму высоту небес.
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет.

Ведущий-ученик: Особую важность с точки зрения развития и укрепления отечественной государственности и культуры имеют труды Ломоносова в области языка и литературы. М.В. Ломоносов создал "Российскую грамматику", обосновал теорию "трёх штилей", разработал нормы русского литературного языка. Учение Ломоносова о "трёх штилях", как и разработанные им грамматические категории, - это шаг вперёд в овладении богатством русской речи.

Учитель: Литературный язык до Ломоносова отличался лексической пестротой и множеством обветшавших слов. Пользоваться таким языком в науке, а тем более в поэзии, было невозможно. Михаил Васильевич пришёл к выводу, что совершенствовать русский литературный язык можно на основе сближения с народной речью. Учёный не только ощущал "природную" красоту и силу народного языка, но сам показывал всё это на примере собственной речи.

Ломоносов: "Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским с богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятельми, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка".

Ведущий-ученик: В 1757 году Ломоносов опубликовал первую "Российскую грамматику". Написана она ясным и чётким языком, примеры красочны, легко запоминаются. Ломоносов настойчиво боролся за чистоту и самобытность родной речи, за её связь с лучшими вековыми традициями. Он бережно относился к церковнославянскому языку. Обветшалые его элементы он исключал из литературного обихода, но слова, придающие крепость такие, как "взываю", "отверзаю" рекомендовал употреблять в высоком и среднем стиле.

Учитель: Ломоносов - создатель школы русского красноречия. Он прослыл "златоустом" и желал помогать своим соотечественникам в овладении родным словом. Его "Риторика" была очень популярна и издавалась несколько раз. Ломоносов мечтал о преобразовании жизни - с помощью науки и внутреннего просветления личности. Но как одухотворить человека, заразить его высокими помыслами и благородными порывами? И такое универсальное средство Ломоносов нашёл. Это слово, художественное слово. И такой формой его новаторства была поэзия, а точнее жанр оды. Самые известные из них: ода "На взятие Хотина", ода "На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны".

4-й чтец: В решении проблем России Ломоносов неизменно возвращался к мысли о её неповторимости, самобытности народа, способного выдвигать из своей среды "собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов". Он изображает мир, в котором нет кровопролитных войн, бессмысленной вражды:

Кристальны горы окружают,
Струи прохладны обтекают
Усыпанный цветами луг.
Плоды румянцем испещренны,
И ветви, медом орошенны,
Весну являют с летом вдруг.
Восторг все чувства восхищает,
Какая сладость льется в кровь!
В приятном жаре сердце тает!
Не тут ли царствует любовь?
И горлиц нежное вздыханье,
И чистых голубиц лобзанье
Любви являют тамо власть.
Древа листами помавают,
Друг друга ветвьми обнимают,
В бездушных зрю любовну страсть!

Учитель: "Бесспорных гениев в нашей литературе было всего три: Ломоносов, Пушкин и Гоголь", - был уверен Фёдор Михайлович Достоевский. Вдумайтесь, возможно ли представить, что Пушкин, написавший "Я памятник себе воздвиг нерукотворный:", не читал известное в свое время стихотворение Ломоносова:

Ломоносов:

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.

Учитель: Ломоносов - уникальное явление для мировой культуры, но прежде всего это русский человек - первый просветитель России, её "первый университет".


1-й чтец: (отрывок из оды Ломоносова)

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

2-й чтец: (стихотворение Ломоносова)

Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил:
"Земля, вертясь, круг Солнца ходит";
Другой - что Солнце
все с собой планеты водит.
Один Коперник был,
другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил
усмешкою своей.
Хозяин спрашивал:
"Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем
сомненьи рассуждаешь?".
Он дал такой ответ:
"Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг
кругом жаркова?".

3-й чтец: Ломоносов обучался в Спасских школах, в Петербурге, затем - четыре с лишним года за границей. В Россию он вернулся сложившимся учёным, личностью крупного масштаба и даже в обращении к музе упоминает науки.

Ты, муза, лиру приими,
И чтоб услышала вселенна,
Коль жизнь наукам здесь блаженна,
Возникни, вознесись, греми.

4-й чтец: В решении проблем России Ломоносов неизменно возвращался к мысли о её неповторимости, самобытности народа, способного выдвигать из своей среды "собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов". Он изображает мир, в котором нет кровопролитных войн, бессмысленной вражды:

Кристальны горы окружают,
Струи прохладны обтекают
Усыпанный цветами луг.
Плоды румянцем испещренны,
И ветви, медом орошенны,
Весну являют с летом вдруг.
Восторг все чувства восхищает,
Какая сладость льется в кровь!
В приятном жаре сердце тает!
Не тут ли царствует любовь?
И горлиц нежное вздыханье,
И чистых голубиц лобзанье
Любви являют тамо власть.
Древа листами помавают,
Друг друга ветвьми обнимают,
В бездушных зрю любовну страсть!

Литературная игра, посвященная 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Цель: показать многообразие личности М. В. Ломоносова.

Задачи: познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова; вызвать интерес к литературному творчеству ученого; воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, настольные лампы или игрушки-пищалки для брейн-ринга (2 шт.), 2 репродукции мозаик М. В. Ломоносова, по 9 карточек “0” и “Х”, карточки с заданиями для лингвистического конкурса, стих-лото и “шифровальщики”, черный ящик, писчая бумага, ручки.

Ход игры

Вступительное слово ведущего или демонстрация фильма.

Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю,
что обо мне дети отечества пожалеют.
М. В. Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) был сыном зажиточного крестьянина с побережья Белого моря. Вместе с отцом мальчик не раз выходил в море и впоследствии по памяти смог начертить карту родных мест с указанием мелей и глубин. Овладев грамотой, перечитал все доступную тогда литературу, в том числе “Арифметику” Магницкого.

В 1731 г., скрыв свое происхождение, поступил студентом в Славяно-греко-латинскую академию. Жил он в это время в крайней нужде, тратя в день алтын (монета в три с половиной копейки), и, по собственному рассказу, покупал в день “ на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет” (денежка - полкопейки).

В 1736 г. Ломоносов был вместе с несколькими лучшими студентами переведен в Петербургскую Академию, а уже в сентябре его вместе с двумя студентами направляют учиться физике и химии в Германию.

Первые три года он провел в Марбургском университете, где среди его преподавателей был такой выдающийся ученый, как Христиан Вольф. Вольф поощрял самостоятельные опыты подающего надежды ученого, который в кротчайшие сроки овладел немецким языком.

В 1739 Ломоносов был переведен во Фрейбург к профессору И. Генкелю для изучения металлургии и горного дела. Здесь впервые познакомился с устройством рудников, а также приобрел опыт работы в химической лаборатории.

Во Фрейбурге он встретил свою будущую жену – Елизавету – Христину Цильх, или, как звал её Ломоносов, Лизхен.

Средства из России приходили крайне нерегулярно, к тому же Ломоносов не мог вынести насмешек над своими самостоятельными работами, которыми осыпал его Генкель. Весной 1740 Ломоносов самовольно покинул Фрейбург.

Более года он скитался по Германии и Голландии. Во время странствий он повстречал прусских вербовщиков в армию. За попытки к бегству из армии прогоняли через строй, отрезали нос, уши. Рослый, с богатырской физической силой парень бросился им в глаза. Они подпоили Ломоносова, и он очнулся в камере прусской крепости солдатом. Ломоносов взломал решетку в окне и бежал.

В конце 1741 вернулся в Россию. После возвращения он был принят на небольшую должность в Академию наук, с которой остался связан на всю жизнь, став в 1745 г. профессором.

В 1748 добился постройки и оборудования первой в России химической научно-исследовательской лаборатории.

Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. В 1752-1753 ученый прочитал студентам курс “Введение в истинную физическую химию”, сопровождавшийся демонстрационными опытами и практическими занятиями.

Он составил обширную программу исследований свойств растворов.

Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества, проводившимся им совместно с Г.В. Рихманом, погибшим в 1753 от электрического разряда.

Ломоносов самостоятельно сформулировал законы сохранения материи и движения, разработал учение о природе цветов.

Широкие научные интересы Ломоносова включали и астрономию. 26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца Ломоносов открыл существование у нее атмосферы, впервые правильно истолковав размытие солнечного края при двукратном прохождении Венеры через край диска Солнца.

Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород.

В течение многих лет он разрабатывал технологию получения цветного стекла на бисерной и мозаичной фабрике, построенной в Усть-Рудицах (близ Петербурга). Цветные стекла использовались для создания мозаик. Он сам создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную мозаику “Полтавская баталия” (1762-1764).

В 1755 во многом благодаря усилиям Ломоносова был основан первый в России Московский университет, который ныне носит его имя. Он пытался добиться приема туда студентов всех сословий, однако не смог, хотя составленный при его участии устав был одним из самых свободных в Европе. “ В университете, - говорил он,- студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды”. Преподавание велось на русском языке.

Ломоносов был крупнейшим русским поэтом-просветителем 18 в., одним из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Разработанная им теория “трех штилей” сыграла огромную роль в становлении русского литературного языка. Ломоносов также автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка.

В поэзии он более всего прославился одами. Ломоносов свято верил в то, что счастье народу России принесет наука. Он не уставал славить в своих стихах науку и просвещение. Главным же борцом за просвещение он считал правительство, которое ему рисовалось в идеализированном образе Петра I. Петр был его героем - он создал настоящий “миф о Петре”. Это был образ царя-труженика и патриота, героя, вся жизнь которого посвящена России и ее народу

После кончины своей покровительницы Елизаветы Петровны Ломоносов переживал трудные годы, усугубившиеся болезнью. Его недоброжелатели в Академии добились подписания его отставки Екатериной II, однако императрица спохватилась и лично посетила ученого. Практически весь последний год жизни он провел, не выходя из дома. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

Ломоносов был исключительно разносторонний человек, выдающийся ученый в таких различных областях, как химия, физика, астрономия, география, история, экономика, языкознание, минералогия. Он писал стихи и строил оптические приборы, варил стекло и делал мозаические картины. Он свободно владел более чем тридцатью языками, был автором первой научной грамматики русского языка. По словам Пушкина, “Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”.

Лингвистический конкурс

В стихотворениях Ломоносова часто встречаются имена собственные.

Задание. Распределите карточки с именами по рубрикам.

Полководец

Крез, Перикл

Монарх, правитель

Соломон, Цезарь

Поэт, писатель

Анакреон, Гомер

Божество

Орфей, Минерва

Географическое название

Троя, Этна

Философ

Сократ, Сенека

Ученый

Птоломей, Лютер (Ньютон)

Шифровальщики

Преобразования Ломоносова в литературном языке способствовали очищению родного языка от таких иностранных слов, употребление которых не вызывалось необходимостью. Он предложил вместо “бергверк” говорить рудник, вместо “дак” - кровля, “перпендикулы” - маятник, переделал “оризонт” на горизонт, “квадратуум” на квадрат и т.д.

Задание. Расшифруйте предложения, заменив иностранные слова русскими.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал он её тащить, да не вытащил. Объявили тогда бабка с внучкой деду импичмент. “Мы, говорят, твой электорат, и раз сил у тебя уже мало стало, будет у нас суверенитет. Проведем референдум, потом маркетинг, достигнем консенсуса по всем вопросам, и будет у нас новый спонсор. Так что, дед, если хочешь с нами жить, готовься к приватизации. Мы люди не злые, можешь сделать инвестиции в наше дальнейшее производство”.

Вот такая демократия!

Для справки.

Импичмент - недоверие

Электорат - народ

Суверенитет - самостоятельность

Референдум - выборы

Маркетинг - изучение спроса населения

Консенсус- согласие

Спонсор - меценат

Приватизация - перераспределение, раздел имущества

Инвестиции - вложения

Демократия - народная власть

Стих-лото

Борьбу за развитие культуры, просвещения Ломоносов начал с первых дней пребывания в Петербургской Академии наук. Он вел её как ученый и как поэт. Оду 1747 года “На день восшествия Елизаветы Петровны на престол” он заканчивает пламенным гимном в честь науки.

Задание. Стихотворные строки выдаются в перепутанном порядке. Сложить из них отрывок из оды.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

Крестики-нолики

М.В. Ломоносов был не только великим ученым, но и выдающимся поэтом, который из тяжеловесного речения превратил стих в повествование, возвышающее чувства и воображение.

Но поэзия 18 века очень далека от нас, и поэтому при её чтении возникают определенные трудности. Значения некоторых слов нам уже непонятны, так как эти слова являются устаревшими.

Задание. От каждой команды участвуют по 9 человек, которые садятся в 3 ряда друг за другом. Вопросы задает ведущий. Игрок из противоположной команды не отвечает на вопрос, а соглашается или не соглашается с ответом человека, выбранного им из числа девяти. Игра заканчивается, когда таблички с крестиками или ноликами выстаиваются в ряд по вертикали, горизонтали или диагонали.

1. Поднимите шуицу.

Шуица - левая рука.

2. Присный - это:

а) родной; б) вкусный; в) несоленый

Присный - родной, близкий.

3. Сколько копеек в полушке?

а) 10; в) 1/2; в) 1/4.

Полушка - четверть копейки.

4. Можно ли употреблять ядь в свежем виде?

а) да; б) нет.

Ядь - пища.

5. Пращур - это:

а) динозавр; б) отец прапрадеда или прапрабабки; в) название болезни.

Пращур - предок, отец прапрадеда, прапрабабки.

6. Какого цвета бывают ланиты?

а) красные; б) зеленые; в) синие.

Ланиты - щеки.

7. Сколько раз в год крестьяне орали?

а) один; б) два; в) сто раз.

Орать (орати) - пахать.

8. Можно ли носить кольцо с аспидом?

а) да; б) нет.

Аспид - ядовитая змея.

9. Из чего делают убрус?

а) из ткани; б) из дерева; в) из теста.

Убрус - повязка, платок, полотенце.

Турнир красноречия

Участвуют по одному человеку от команды.

Большое значение Ломоносов придавал искусству красноречия. Он рассматривал человеческое слово как средство общения, как орудие мысли и труда.

Красноречие, по мысли Ломоносова, не столько дар природы, сколько результат выучки, плод систематических упражнений. Одновременно с этим он предостерегал от механического усвоения “техники” ораторского искусства. Речь красит не пустое “извитие словес”, а глубина, важность её содержания”.

Задание.

Первое испытание. Оратор.

Произнести “речь” на тему “Что меня поразило в личности Ломоносова М.В.?”

Побеждает тот, кто дольше и содержательнее говорил.

Второе испытание. Чтение с листа.

Прочитать по строфам стихотворение Ломоносова М.В. “Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния”. Приложение 2

ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ

ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!
Уста премудрых нам гласят:

Там разных множество светов;

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков:

Для общей славы божества

Там равна сила естества.
Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак

Являет естества устав,

Вам путь известен всех планет,-

Скажите, что нас так мятет?
Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?
Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склонясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.
Сомнений полон ваш ответ

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Несведом тварей вам конец?

Скажите ж, коль велик творец?

1747


Побеждает тот, кто выразительнее прочитает.

Картинная галерея

В 1752 году Ломоносову удалось получить разрешение на строительство стекольной фабрики. Проделав огромное количество опытов, он получил новый способ изготовления цветных стекол, не уступающих по своему качеству и внешней красоте выдающимся образцам итальянских мозаик. Ломоносов создал несколько мозаичных портретов, а также уникальная по своим размерам и художественно-техническим достоинствам картина “Полтавская баталия”.

Задание. Соберите из заработанных пазлов репродукцию одной из мозаик Ломоносова. 





Вопросы для дополнительных очков. Приложение 3

Вопросы для дополнительных очков.
1.Каковы размеры картины «Полтавская баталия».

10 квадратных метров

30 квадратных метров

50 квадратных метров

2. Сколько лет было Ломоносову, когда он обучился грамоте?

5 лет

7 лет

12 лет

3. Какого русского монарха прославлял поэт больше всего?

Петра 1

Ивана 4

Елизавету Петровну

4. Как Ломоносову удалось поступить в Спасские школы (позднее переименованные в Славяно-греко-латинскую академию) не будучи дворянином?

Он заплатил за учебу

Скрыл своё крестьянское происхождение

Поразил преподавателей своими знаниями
5. Какое ученое заведение в Москве носит имя Ломоносова?

Педагогический университет

МГУ

Химико-технологический институт

6. Какое слово пропущено в высказывании Ломоносова: «Для пользы _____________ коль радостно трудиться»?

России

Родины

Общества

7. Какие опыты проводил Ломоносов с помощью «громовой махины»?

изучение электричества

8. Кем приходится Мария Николаевна Раевская, жена декабриста Сергея Волконского, Ломоносову?

Никем

Правнучкой

Внучкой

9. На какие три языковых стиля разграничил Ломоносов русский литературный язык?

Высокий, средний, низкий

Первый, второй, третий

Разговорный, книжный, публицистический

10. Какая страна избрала в 1760 году Ломоносова почетным членом своей Академии наук?

Германия

Голландия

Швеция


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск