«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова»





Скачать 58.01 Kb.
Название«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова»
Дата публикации15.08.2014
Размер58.01 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

муниципального образования Тимашевский район

Семинар по литературе в 9 классе

по теме: «Просветительская направленность гражданской поэзии М.В.Ломоносова»

Разработала учитель

русского языка и литературы

Карапетьянц Елена Адольфовна

2012 г.

Тема: «Просветительская направленность гражданской поэзии М.В.Ломоносова»
Цели: ознакомление учащихся с рядом художественных произведений М.В.Ломоносова, в которых нашли отражение идеи Просвещения, помочь учащимся уяснить социально – политическую программу Ломоносова, а также разобраться в своеобразии языка его произведений; воспитание гражданской зрелости у подростков, любви к своему Отечеству.
Форма проведения: семинар.
Оборудование: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация.
План семинара

п/п

Вопрос- задание

1.

Что является условием процветания нации – победоносные войны или мирное развитие государства (доказать свою мысль, опираясь на текст «Оды …на взятие Хотина 1739 года» и «Оды на день восшествия на Всероссийский престол… Елизаветы Петровны 1747 года»)?

2.

Какие черты идеального правления называет Ломоносов в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол… Елизаветы Петровны 1747 года», а также в «Оде …за оказанную милость в Царском Селе 1750 года»?

3.

Кто стал для Ломоносова воплощением идеального монарха? Какие качества его характеризуют (по стихотворению «Надпись к статуе Петра Великого» и по «Оде на день восшествия на Всероссийский престол…Елизаветы Петровны 1747 года»)?

4.

С какой целью поэт неизменно вводит в текст «Оды на день восшествия на Всероссийский престол…Елизаветы Петровны 1747 года» элементы комплиментарности? Какова социально – политическая программа Ломоносова?

5.

Каков язык произведений М.В.Ломоносова? Эмблема как господствующее явление в художественном языке XVIII века. Работа Ломоносова над созданием поэтических эмблем – символов. Энергичность стиха поэта.


План семинара был дан учащимся в качестве домашнего задания.

Комментарий к заданиям:
1.Что стало для Ломоносова главным условием процветания нации? Прославляя героизм российских воинов в русско – турецком и русско – шведском сражениях, Ломоносов, однако, не войну считал залогом поступательного развития страны, а «царей и царств земных отраду, возлюбленную тишину…» Мир («тишина, покой») – вот единственно возможное состояние, при котором «красуется велик и мал»:

Безбедно едет в путь купец…

Пастух стада гоняет в луг

И лесом без боязни ходит…

И вечно тишины желает…

(«Ода… на взятие Хотина…»)

Вечный мир – это условие «счастья россов», развития наук: («Здесь в мире расширять науки / Изволила Елисавет…»), открытия и изучения новых земель («Колумб российский через воды / Спешит в неведомы народы…»),

появления «среди волн градов новых», возведения храмов («Великолепными верхами / Восходят храмы к небесам; / Из них пресветлыми очами / Елисавет сияет нам…»), расцвета поэзии («Широкое открыто поле,/ Где музам путь свой простирать!»)
2. Не завоевательные походы, а стремление к сохранению и упрочению мира является коренным, неотъемлемым свойством идеального правления. Война несёт разрушение, кровопролитие, смерть «и представляет страшный вид / Вкрови другов своих лежачих»; мир приносит созидание, любовь, жизнь. Только установив в стране покой, можно призывать туда Муз и «божественны науки», которые

… с крайним тщанием готовы

Подать в российском роде новы

Чистейшего ума плоды, -

и тем самым способствовать возвеличению своего государства, народа.
3. По мнению Ломоносова, совершенным, идеальным можно назвать правителя, который желает мира и заботится о возрастании могущества, богатства страны:

…Кого же нам почтить героем?...

Царя, что правдой и покоем

Себя, народ содержит свой…

Едину радость несказанну

Имеет в счастии людей,

Отец отечества без лести.

( «На счастье»)

Таким монархом был для поэта Пётр I. К образу этого государя Ломоносов обращался в своём творчестве неоднократно. Пётр Великий стал для стихотворца воплощением «отца отечества»:

…ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и царствуя служил,

Свои законы сам примером утвердил,

Рожденны к скипетру простёр в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далёких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал солдатов…

(«Надпись I к статуе Петра Великого»)
4. Не «летами», а «делами» измеряется жизнь такого человека: «сей человек…доле в мире сем Мафусаила жил». Деятельность Петра – это деяния «земного божества», и таковым должен быть каждый правитель, которому «Вышний» подал венец, в частности Елисавета Петровна. Элементы комплиментарности в одах Ломоносова появляются как завуалированное, скрытое напоминание царю о его долге перед нацией и государством – долге «земного божества», личности, которая, отрекшись от собственной выгоды, жизнь кладёт на алтарь Отечества, служит своему народу. Поэт, таким образом, излагает собственную социально – политическую программу, которая предусматривает жизнь «в мире», развитие наук, искусств и литературы, градостроительство, изучение необъятных просторов страны, открытие новых земель, становление отечественной промышленности. Программа Ломоносова, изложенная в одах и надписях, посвящённых императрице, Петру I, имеет ярко выраженную просветительскую окраску.
5. В своих произведениях М.В.Ломоносов отразил энергию времени. Он любил в стихах неудержимо – яростное движение:

Там кони бурными ногами

Взвивают к небу прах густой,

Там смерть меж готфскими полками

Бежит, ярясь, из строя в строй

И алчну челюсть отверзает,

И хладны руки простирает,

Их гордый исторгая дух…

Там тысящи валятся вдруг…

Так М.В.Ломоносов рисует полтавскую битву – битву русских войск со шведскими («готфскими») полками.

Своё художественное мастерство поэт проявил в создании модного в литературе XVIII века художественно – изобразительного средства – эмблемы. Эмблема – это сравнение, но особое: дано отвлечённое понятие; ему в соответствие («в параллель») ставится конкретный, вещный образ. Надо изобразить доблесть русского войска – изображается гордо парящий орёл; орёл как выражение доблести – это эмблема.

Оды Ломоносова часто представляют собой вереницы эмблем. Вот как рисует Ломоносов победу русских над турецким войском при Хотине:

Как в клуб змия себя крутит,

Шипит, под камень жало кроет,

Орёл, когда шумя летит,

И там парит, где ветр не воет;

Превыше молний, бурь, снегов,

Зверей не видит, рыб, гадов.

Пред русской так дрожит Орлицей,

Стесняет внутрь Хотин своих.

Но что? в стенах ли может сих

Пред сильной устоять царицей!

Ломоносов соединил отвлечённое и конкретное в эмблеме, дав простор конкретным, образно- живописным картинам. Современники восхищались этим умением поэта. Мы уже плохо чувствуем это искусство – именно потому, что опыт Ломоносова блестяще удался, был усвоен русской культурой, стал обычной и потому незаметной для нас нормой.
Просмотр презентации на тему: «Ломоносов - «отец русской поэзии»
Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок «Науки юношей питают».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» icon«Теория «трех штилей» в учении и поэзии М. В. Ломоносова»
«трех штилей» М. В. Ломоносова. Не приходится сомневаться в том, что Ломоносов был не только поэтом, но и крупным ученым-филологом....
«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» iconЛучшая просветительская программа Просветительская программа. Гтрк...
Просветительская программа. Гтрк «Пермь». «Оберегая традиции». Передача 1-ая и 2-ая. Автор Анна Шулюпина
«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» icon«утверждаю» Декан факультета политологии мгу имени М. В. Ломоносова
Направленность программы – «Политическая регионалистика. Этнополитика» (23. 00. 05)
«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» icon«утверждаю» Декан факультета политологии мгу имени М. В. Ломоносова
Направленность программы – «Политические институты, процессы и технологии» (23. 00. 02)
«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» iconУрок внеклассного чтения в 10 классе «Современная коми поэзия. Основные...
Великой Отечественной войны в коми поэзии», «Тема детства в современной коми поэзии», «Тема родины в современной коми поэзии», «Пушкинская...
«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: портреты М. В. Ломоносова; стол, за которым сидит ученик, играющий роль Ломоносова, ноутбук, проектор, высказывания...
«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» iconМосковский государственный университет имени м. В. Ломоносова юридический факультет
...
«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: портрет М. В. Ломоносова, литературные произведения М. В. Ломоносова, иллюстрации с изображением произведений живописи...
«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» iconРеферат на тему: «Фольклорные образы в литературе, живописи и музыке,...
А. П. Сумароков в борьбе за простоту и естественность литературы также обращается к народной поэзии; общеизвестно широкое использование...
«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» iconТема: "Постижение поэзии"
Цель урока: развитие гражданской активности учащихся, политической убеждённости в том, что нужно учиться быть избирателем для того,...
«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» iconМ. В. Ломоносова в средних общеобразовательных учреждениях
М. В. Ломоносова в средних общеобразовательных учреждениях в рамках мероприятий, посвященных празднованию 300-летия со дня рождения...
«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» iconПоложение о смотре-конкурсе на лучшую учебно-материальную базу гражданской...
Тема занятия: «Порядок организации и ведения гражданской обороны, распределение полномочий. Порядок разработки, согласования и утверждения...
«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» iconРабочая программа по дисциплине сд. 16 Государственный пожарный надзор в области гражданской
Целью освоения дисциплины является изучение организации и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, мероприятий по гражданской...
«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» iconОткрытый интегрированный урок истории и литературы
Великой Отечественной войне, о значении поэзии в годы Вов, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись...
«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» iconУрока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М....
Обобщить и расширить знания учащихся о биографии и научной деятельности М. В. Ломоносова
«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» iconМ. В. Ломоносова. Интересные сведения из биографии М. В. Ломоносова
Ломоносов заканчивает первую художественную работу — мозаичный образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск