Скачать 138.65 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное общеобразовательное учреждение Клеванцовская средняя общеобразовательная школа Островского района Костромской области Областной методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области Номинация: исследовательский проект Тема: Топонимия Островского края Автор работы: Соболева Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы Клеванцово 2012 Введение. Нередко бывает так, что ученики знают из учебников о великих реках, озерах, горных массивах, огромных городах, о знаменитых, прославившихся чем-то местах, в то же время ничего не могут сказать о родном селе, городе, улице, по которой они ежедневно ходят, о той речке, в которой они летом купаются. Это происходит по разным причинам, в частности, потому что мало литературы по истории родного края, недостаточно часов в школьной программе на изучение местного материала. Хуже всего, если это происходит от равнодушия, безразличия к окружающему миру и к истории своего народа, а это может привести к пустоте души. Анкетирование учащихся нашей школы показало, что, к сожалению, молодое поколение плохо знает свои корни, историю родной земли, происхождение названий своих населённых пунктов, хотя именно с этого и начинается зарождаться в человеке любовь к малой родине и патриотизм. (Приложение 2) Каждый человек должен свято помнить то место, где он родился, где прошло его детство, где впервые открылся ему окружающий мир, где могилы его предков. Знания, опыт, традиции многих поколений – это наши корни, которые дают нам жизненные силы, удерживают во время «бури». И если корни глубокие, мощные, сильные – мы сможем противостоять любой «буре», мы всё преодолеем! Буря вырывает деревья со слабыми корнями. В наследство от наших далеких предков нам достались удивительные сокровища – загадочные топонимы. Название города, села, деревни - это часть истории населенного пункта, памятник языка, свидетель минувших столетий. Они рассказывают нам, откуда пришли люди в какой-то определенный район земли, как осваивали новые места, как защищали свою землю. Они расскажут нам о былой природе мест, о том, с какими легендами связывали люди окружающие их названия. К сожалению, в программе по русскому языку темы «Топонимика» нет. Эту тему мы можем вскользь затронуть при изучении этимологии слов в разделе «Лексика и фразеология», а также при изучении имен собственных в разделе «Имя существительное». Конечно, этого недостаточно для пробуждения интереса к русскому языку, для воспитания уважительного отношения к красоте слова. Изучение истории родного края, названий сёл, деревень, рек, озёр, лугов, лесов - занятие увлекательное и в то же время очень важное: преодолевая временные и географические расстояния, мы вместе с учениками совершаем путешествие в прошлое и настоящее дорогих нам мест. Чем больше причастен человек к прошлому, тем он более ответственен за своё будущее и будущее своих близких, тем богаче его духовная жизнь. Можно согласиться со словами Д. С. Лихачева, что «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле». Вот поэтому и зародилась идея создания проекта «Топонимия Островского края», который воспитывает чувство сопричастности к судьбе Отечества, бережное отношение к его культурно-историческим и природным богатствам. Очень важно, на мой взгляд, собирать и сохранять географические названия, которые отражают неповторимость народа, его самобытность. Процесс наименований — это процесс народного творчества, неистощимого во все века и имеющего свои национальные и языковые особенности. Необходимо зафиксировать именно сейчас всё то, что представляет интерес, иначе замечательные истории, легенды уйдут вместе с их рассказчиками. Выбор темы продиктован интересом учащихся, а также недостаточной изученностью топонимии нашего края. Совместная работа позволяет сплотить ребят, сблизить их. Мы можем запечатлеть свой замечательный край в фотографиях, чтобы сравнить облик села через много лет, когда ребята станут взрослыми.
Промежуточные итоги. Проект был создан в октябре 2010 года. Уже сейчас можно подвести промежуточные итоги. В течение первого года работы учащиеся составили словообразовательный (Приложение 3) и семантический анализ топонимов нашей местности (Приложение 4), а также начали собирать материал для составления топонимических карточек. Топонимические карточки помогут нам в дальнейшем составить топонимический словарь Островского края. Хотелось бы создать обобщающую работу по топонимике района, потому что отдельный материал есть в разных книгах, но систематизации нет. Надеемся, что, когда человек откроет словарь, у него возникнет образ большого села или крохотной деревушки. Топоним превратится в волшебный ключик, открывающий шлюзы памяти. С интересом учащиеся расспрашивали старожилов об истории и времени возникновения или исчезновения географических названий, записывали эти истории и легенды. К сожалению, время упущено, потому что многие старые жители сёл и деревень ушли из жизни, а вместе с ними и их воспоминания. С каждым годом становится всё труднее собирать материал по топонимике. В конце первого года работы было написано исследование «Язык родной земли» (Приложение 6), составлена презентация «Топонимия Островского края» (Приложение 7), презентация и сообщение по теме «Усадьба Высоково» (Приложение 8). Со своими работами ученики выступали на классных часах в средних и старших классах на тему «Путешествие к истокам». Чистякова Ксения принимала участие в региональном конкурсе областной туристско-краеведческой программы «Без истока – нет реки» в 2011 году с исследовательской работой «Язык родной земли» в номинации «Летопись родных мест» и заняла 3 место. (Приложение 9) В течение 2011-12 года мы с ребятами продолжаем работу по составлению топонимических карточек Островского края, рассказываем и о микротопонимах нашей местности, и о гидронимах. (Приложение 5) В планах – создание презентаций: «Реки и озера Островского края», «Это наша с тобой сторона…» Сейчас всё больше внимания уделяем местному материалу – нашему Клеванцовскому краю. Учащиеся 8 класса подготовили сообщения об истории деревни Клеванцово (Приложение10), деревни Иванковица (Приложение 11), об улицах нашей деревни (Приложение 12), составили презентацию «Вот моя деревня» (Приложение 13). При написании работ и создании презентаций возникла потребность подобрать стихи о родной земле. Обратились к авторским стихам о Клеванцовском крае. (Приложение 14) Познакомившись с исследовательской работой учащихся 11класса нашей школы «Мой край родной», которая рассказывает об умерших деревнях Клеванцовской волости, школьники захотели создать топонимический словарик умерших деревень Клеванцовского края, чтобы сохранить в памяти интересные названия старых сёл и деревень. Работа началась…(Приложение 15) Есть идея разработать экскурсию по Клеванцовским местам, где побывал Б.М.Кустодиев. Ученикам тема проекта интересна, об этом говорят их отзывы.(Приложение 16) Надеемся, что наш материал будет востребован. Представленный проект – это маленький кирпичик в строительство мощного, современного здания гражданского общества нашей Родины – России. Изучение этой темы раскрывает учащимся связи родного села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Охрана исторических названий и бережное отношение к ним, восстановление этой необоснованно утраченной части нашего национального наследия – дело каждого из нас! |
Департамент образования и науки Костромской области прика з Костромской области от 14. 10. 2010 г. №1955 проведен областной конкурс рефератов по правовому просвещению среди учащихся 8 – 11... | Областной методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов: миллионы... | ||
Областной смотр конкурс кабинетов нвп общеобразовательных учреждений... Областной смотр конкурс кабинетов нвп общеобразовательных учреждений Костромской области | Конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области Патриотизм – это любовь к Отечеству. Патриотизм предполагает гордость достижениями | ||
Конкурс профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений номинация «Учитель» Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Приказ мо РФ от 5 марта 2004 г. №1089 | Конкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных... Охватывает все образовательные области и учебные предметы, включая такие инновационные для начальной школы, как информатика и иностранный... | ||
Концепция разработана для реализации мероприятий программы информационной... «Концепция развития Web-сайта «Интернет-представительство гоу спо «Шарьинский педагогический колледж Костромской области» на портале... | Конкурс представлен работами в 4 номинациях: «Рисую космос» «Всероссийское педагогическое собрание» проведен конкурс работ педагогов и учащихся образовательных учреждений Воронежской области... | ||
Инновационный проект для предоставления на конкурс муниципальных... ... | Занятия Подведены итоги дистанционного регионального конкурса педагогических работников образовательных и дошкольных образовательных учреждений... | ||
Проект " Красная книга Костромской области" Поэтому актуальность проектного метода в образовании очевидна. Предлагаемый проект «Красная книга Костромской области» актуален ещё... | Для родителей: правовые вопросы, связанные со статусом образовательных учреждений «Моя профессиональная карьера», разработанного кафедрой развития профессионального образования Костромского областного института... | ||
Приказ №1-366 г. Курск о проведении областного конкурса методических... Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | Конкурс рефератов на тему «Герои Отечества наши земляки» «Герои Отечества – наши земляки», посвященный Дню Героев Отечества, среди учащихся образовательных учреждений Костромской области... | ||
Конкурс для педагогов образовательных учреждений Омской области «Радуга... Авторы: Кривошеин Олег Викторович, Баранова Татьяна Алексеевна – учителя математики Муниципального образовательного учреждения Харламовская... | Конспект Учебно-тренировочного занятия Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... |