Педагогический опыт по теме





НазваниеПедагогический опыт по теме
страница1/3
Дата публикации09.01.2015
Размер0.49 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Физика > Реферат
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

основная общеобразовательная школа села Старотураево

муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан

Педагогический опыт

по теме

«Активизация познавательного интереса

обучающихся на уроках физики»

Автор: Самигуллина Гузалия Фанузовна

учитель физики и математики

муниципального общеобразовательного

казённого учреждения

основная общеобразовательная школа

села Старотураево муниципального района

Ермекеевский район Республики Башкортостан

2014 год

Введение

1. Наименование опыта.

Активизация познавательного интереса учащихся на уроках физики.
2. Условия возникновения, становления опыта.

Учитель физики МОКУ ООШ с.Старотураево Самигуллина Гузалия Фанузовна.

Опыт формировался в условиях преподавания предмета «Физика» учащимся 7-11 классов, обучающимся в данном учебном учреждении по базисному плану. На данный момент в связи с переименованием СОШ в ООШ физике обучаются учащиеся 7 - 9 классов.

3. Актуальность и перспективность опыта.

В нашем учебном учреждении формируется личностно ориентированная среда для обучения учащихся с учетом возрастных особенностей в каждом классе, уровнем развития, склонностей, интересов, состояния здоровья. Главное – это индивидуальный подход к ученику. Он проявляется во всем – в доброжелательном стиле общения учителей, атмосфере сотворчества, создании ситуации успеха.

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках использую новейшие достижения в области физики и техники, применяю задания с политехническим содержанием, жизненной значимостью и важностью физических знаний, использую разноуровневый дидактический материал, модели, и плакаты, таблицы, карточки, оборудование. Посильность заданий, последовательность требований и своевременная помощь учителя учащимся создает благоприятный микроклимат на уроке, способствует развитию интереса учащихся к предмету. Соединение в одно целое различных приемов и методов обучения, создание доброжелательной атмосферы в классе, позволяют научить учащихся логически мыслить, анализировать, исследовать, способствует аттестации почти всех учащихся по данному предмету.
4. Теоретическая база опыта.

В своей работе опираюсь на следующие разработки:

● Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе,

Г.И.Щукина.

● Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, Г.И.Щукина.

● Проблемное обучение физике в средней школе, Р.И. Малафеев.

● Педагогика, Ю.К. Бабанский.

● Современные образовательные технологии, Г.К. Селевко.

● Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики, Л.А.Иванова.

● Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики, И.Я. Ланина.

● Экспериментальные физические задачи на смекалку,В.Н.Ланге.
5. Новизна опыта.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики достигается путем:

● осмысления практической значимости полезности приобретаемых знаний, умений, навыков;

● использованием демонстрационного оборудования;

● тщательного подбора учебного материала, а именно: использованием доступных, занимательных задач, кроссвордов, диктантов, приведением в соответствие вопросов и ответов, тестов, зачетных уроков;

● составления алгоритмов при решении задач;

● творческого, нестандартного подхода при изучении жизненно важных тем и использованием приборов;

● организации работы учащихся с минимумом домашних заданий, а иногда без них;

● проведения индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися в соответствии с их возможностями на уроке, а не во внеурочное время;

● использования компьютерных технологий в преподавании предмета.
6. Ведущая педагогическая идея.

● вызвать у учащихся желание постоянно пополнять свои знания, поддерживать интерес к физике, показывая применение физических явлений на практике;

● формировать теоретические знания по физике путем активизации познавательного интереса учащихся к предмету;

● формировать и развивать мышление посредством использования занимательных задач, игр, кроссвордов, соревнований и т.д.;

● создать в процессе обучения условия для возникновения устойчивого познавательного интереса учащихся к учебной работе.
7. Технология опыта.

Цель:

● Активизация познавательной деятельности учащихся путем

формирования личностно ориентированной среды, применения различных традиционных и нетрадиционных приемов и методов.

(Актуализация личностного смысла учащихся к изучению физики)

Задачи:

● использование основных источников формирования познавательного интереса;

● формирование учебной мотивации, осмысления практической значимости полезности приобретаемых знаний, умений, навыков;

● формирование личностных качеств учащихся в общении и совместной деятельности;

● обучение всех учащихся на уровне их возможностей и способностей.
Аналитическая часть

Физика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся (в благоприятных условиях) может ощутить радость от маленького открытия, находки, неожиданного или парадоксального решения задачи. Это явление физике свойственно, пожалуй, больше, чем другим школьным предметам. Кроме того, что чувства радости и удовлетворения от творческого труда прекрасны сами по себе, они оказывают очень сильное воспитательное действие. Таким образом, занятия физикой способствует достижению общей воспитательной цели - понимаю того, что смысл жизни человека состоит в труде на благо общества и что особенно прекрасен творческий труд.

Под познавательным интересом к предмету понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес — мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.

Как и любому учителю, мне в повседневном труде хочется добиться того, чтобы звонок с урока не прекратил дальнейшей работы мысли каждого из моих учеников. Хочу, чтобы каждый ребёнок ждал новой встречи с моими уроками, чтобы жаждал новых знаний и был счастлив оттого, что может их получить. А от своей  работы я ожидаю следующего:

1.               Снижения страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием.

2.       Появления у школьников уверенности в себе, в своих возможностях.

3.       Формирования привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению.

4.       Развития способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике.

5.       Развития такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения.

6.       Развития творческого воображения у школьников и нетривиального развития мысли.

7.       Повышения активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера.

8.       Достижения высокого уровня развития личности ученика.

  Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики достигается через:

  1. возможности физики как учебного предмета для формирования познавательных интересов учащихся.

  2. организацию познавательной деятельности учащихся на уроках физики:

а) учебно-познавательная деятельность учащихся источник возникновения и развития познавательных интересов:

-лабораторные работы,

-решение задач,

-деятельность учащихся при восприятии нового материала;

б) приобщение учащихся к методам научного исследования;

в) разнообразие методики проведения урока:

- разнообразные формы проверки знаний учащихся,

- организация соревнований на уроках физики,

- коллективная деятельность учащихся на уроках,

- уроки – исследования.

3) пути побуждения и развития познавательных интересов учащихся:

а) создание занимательной ситуации на уроках физики,

б) дидактические игры на уроках физики,

в) использование дополнительной литературы.

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении

физики достигается при цели: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, способствовать развитию умения сопоставлять факты, развивать исследовательские и творческие навыки; создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу, помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений, создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

Все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся. Нужна только соответствующая методика преподавания. Для того, чтобы заинтересовать учащихся учебным материалом, следует преподносить новую информацию так, чтобы вызвать эмоциональное восприятие темы. Для этого можно сопоставлять неожиданные факты, обнаруживать противоречия, вызвать у учащихся удивление, недоумение, вопрос, который побуждает к поиску истины. Например, при изучении интерференции волн, учащихся, безусловно, поразит тот факт, что в результате наложения двух волн с одинаковой частотой и амплитудой в точке шнура, куда придут обе волны, обнаружится покой.

Интерес станет настоящим познавательным только в том случае, когда новым удивительным фактам будет дано научное объяснение четко и доступно для учащихся. Содержание школьного курса физики - один из источников формирования познавательных интересов. В педагогике установлено пять критериев интересности содержания учебного материала.

1.Новизна учебного материала, неожиданность многих выводов и законов.

2. Изучение известного учащимся материала под новым углом зрения.

3. Использование на уроках сведений из истории физики.

4. Жизненная значимость, важность физических знаний.

5. Приобщение учащихся к современным научным достижениям.

Содержание физики как учебного предмета имеет ряд специфических особенностей, которые могут вызвать переживания учащихся и которые необходимо учитывать с целью создания и укрепления познавательного интереса: логическая стройность и красота физических теорий, возможность экспериментального обоснования научных положений, парадоксальности физических знаний, язык физической науки, возможность прогнозирования хода физических явлений. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.

Рассмотрим примеры деятельности учащихся:

I. Лабораторные работы:

1. Лабораторные работы с установкой на получение вывода.

8 класс. Лабораторная работа «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

2. Лабораторные работы, целью которых являются овладение способом измерения физических величин.

7 класс .Лабораторная работа «Измерение размеров малых тел».

8 класс. Лабораторная работа «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

3. Лабораторные работы на расчет какой- либо физической величины, данные для которого должны быть получены самостоятельно.

10 класс. Лабораторная работа «Измерение удельной теплоемкости вещества».

11 класс. Лабораторная работа «Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки».

В этом случае стимулами познавательного интереса являются положительный настрой на выполнение задания, желание оценить свои возможности, дать самооценку результату деятельности.

Прочность, глубина и осознанность физических знаний проявляются не только в воспроизведении понятий, законов и теорий науки, но и в умении применять их к решению конкретных задач, как стандартного типа, так и более сложных. Чтобы учащиеся овладели этим умением, нужно научить их выполнять все этапы решения физической задачи.

На мой взгляд, наиболее адекватно отражают мыслительную деятельность решающего следующие этапы:

  1. ознакомление с содержание условия и его уяснение;

  2. формализация содержания – выделение данных и искомых величин;

  3. поиски методов решения;

  4. реализация найденного метода и получение ответа.

II. Решение задач.

На уроках решения задач ведущим стимулом должно стать овладение новыми способами деятельности.

Приведу пример подбора мною задач для одного из уроков по теме « Атмосферное давление ». Здесь важнейшим стимулом интереса выступает возможность экспериментальной проверки результата решения. План решения качественных задач таков: в классе выдвигают гипотезу ( одну или несколько ), предлагают объяснение, затем проверяют экспериментом.

1. В большую пробирку с водой вставить малую и перевернуть их вверх дном. Почему по мере вытекания воды малая пробирка втягивается в большую?

2. Какие изменения можно наблюдать, если из сосуда через трубку выкачивать воздух? Если накачивать?

3. В банку, площадь дна которой 100 см2 , налита вода. Высота уровня воды 20 см. На поверхность воды помещен плотно пригнанный поршень, на котором стоит гиря массой 2кг. Определить давление на дно банки.

При решении этих задач возникает «азарт»(смогу ли?) и познавательный интерес за счет того, что каждая новая задача как бы ставила вопрос предыдущей, чуть изменяя его (а что же теперь?), и для его решения требуется к усвоенному способу рассмотрения все время добавлять усвоение ранее отдельные способы деятельности при решении задач в новых ситуациях. При этом в единстве осуществляется процесс обучения, развития и воспитания учащихся.

В любой области своей деятельности, будь то наука или техника, промышленность или сельское хозяйство, медицина, человеку постоянно приходится сталкиваться с необходимостью измерить ту или иную величину – температуру воздуха или высоту горы, объем тела или возраст археологических находок. Измерение является наиболее простым процессом, заключающимся в экспериментальном сравнении данной величины с известной величиной, принятой за единицу сравнения. Необходимые измерения можно выполнить специально предназначенными для этого приборами или инструментами. Значительно чаще вместо непосредственного определения интересующей нас величины приходится измерять совсем другие, а нужную – вычислять затем по соответствующим формулам.

При решении экспериментальных задач учащиеся проявляют большую активность и самостоятельность. Иногда эксперимент используется для получения необходимых для решения задач величин путем непосредственных изменений. В задачах другого типа, кроме получения исходных величин, осуществления опытным путем проверка правильности решения.

Преимущество экспериментальных задач перед текстовыми заключается прежде всего в том, что экспериментальные задачи не могут быть решены формально, без достаточного осмысливания физического процесса.

Интерес учащихся к решению экспериментальных задач велик. Физические опыты сосредотачивают внимание класса на поставленном вопросе в силу своей непосредственной связи с жизнью. Установка может быть самой обычной, внешне мало эффектной, интерес рождается не ею, а возможностью использовать знания для предвидения реального события. Опыт постановки экспериментальных задач показывает, что введение их в преподавание благотворно влияет на отношение учащихся и к решению текстовых задач – исчезает имеющийся часто у школьников формальный подход к решению задач, заключающийся в том, что вместо анализа содержания задачи они прежде всего ищут « спасительную » формулу, в которую можно подставить числовые данные.

При планировании упражнений и самостоятельных работ, домашнего задания я отбираю наряду с текстовыми и графическими задачами определенную систему экспериментальных задач, обеспечивающих формирование знаний и навыков, развитие мышления, повышения познавательного интереса.

Большое значение я придаю подбору задач.

Формирование понятия «температура плавления».

Подбор задач типа:

8 класс. Почему кусочек олова можно расплавить в пламени свечи, а такой же массы кусочек железа нельзя? Можно ли расплавленным металлом заморозить воду?

Фактор интереса – неожиданное сопоставление (например, заморозить воду расплавленным металлом). Будет ли плавиться свинец, если его бросить в расплавленное олово?

Таким образом, возникает «азарт» и познавательный интерес.

7 класс. Тема «Взаимодействие тел».

Можно предложить учащимся такие задачи:

* Почему при необходимости внезапной остановки мотоцикла тормозят обоими колесами? Что может случиться, если затормозить только передними колесом? (Мотоциклист может перевернуться)

* На шляпке гвоздя имеется насечка в виде сетки, а под нею на стержне - несколько поперечных рисок. В чем их значение?

(Риски на стержне увеличивают силу трения между гвоздем и древесиной, насечка нужна для того, чтобы не было скольжения молотка при ударе о головку гвоздя)

7 класс. Тема: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

* Когда нефть начинает плохо фонтанировать из скважины, нефтяники накачивают в нефтеносный слой воду или воздух. С какой целью это делают? (Накачанная вода повышает давление на нефть, которая начинает снова фонтанировать)

* Производит ли жидкость давление на стенки и дно сосуда в условиях невесомости, например на борту искусственного спутника Земли? ( Не производит, т.к. давление жидкости на дно и стенки сосуда обусловлено действием силы тяжести).

* Почему шланг всасывающего насоса делают толстостенным, усиленным стальной проволокой? (Чтобы шланг не сплющился под действием силы атмосферного давления)

7 класс. Тема: «Работа и мощность. Энергия»

* Какая энергия используется в пневматических тормозных системах автобусов, трамваев и других транспортных средств? (Потенциальная энергия сжатого воздуха)

8 класс. Тема «Тепловые явления»:

* Почему наружные части сверх звуковых самолетов приходится охлаждать с помощью специальных установок? (Эти части потеряли бы свою прочность вследствие сильного нагревания при трении о воздух)

* Для чего используют пористые материалы (пенопласт, поролон, керамзит и др.) в строительстве? (В порах таких материалов имеются газы, которые обладают плохой теплопроводностью. Благодаря этому свойству пористые материалы применяют для теплоизоляции)

* Какое значение имеют высокие дымовые трубы? (Чем выше дымовая труба, тем больше разница давлений наружного воздуха и воздуха в трубе. Кроме того, высокие трубы уменьшают загрязнение окружающей среды.)

* Почему при полностью открытой дверце печи тяга хуже, чем при закрытой? (При полностью открытой дверце в печь втягивается много холодного воздуха, вследствие чего ухудшается тяга, а это замедляет процесс сгорания топлива)

8 класс. Тема: «Изменение агрегатных состояний вещества»

* Зимой ветровое стекло автомобиля с помощью специального вентилятора обдувается воздухом. Какое это имеет значение? (Обдуваемый воздух испаряет кристаллики льда, образующиеся на стекле)

* Изменится ли температура воздуха в помещении, где начнет действовать холодильник? Почему? (Приведет к некоторому повышению температуры в помещении, т.к. сжатые пары хладагента (фреона) охлаждаются в радиаторе (конденсаторе) потоком комнатного воздуха)

* Углекислотные огнетушители заряжают сжиженным углекислым газом. Почему при действии огнетушителя из него выходит не струя жидкости, а «углекислый снег» - плотное беловатое облако газа? На чем основано тушение пожара таким огнетушителем?

(При испарении сжиженного углекислого газа энергия поглощается, пары газа и водяные пары, содержащиеся в воздухе, образуют кристаллики «снега». Углекислый газ понижает температуру и препятствует доступу кислорода в зону горения.)

8 класс. Тема: «Электрические явления»

* Какие преобразования энергии имеют место при зарядке и разрядке аккумулятора? (При зарядке аккумулятора электрическая энергия преобразуется в химическую, при разрядке химическая энергия – в электрическую)

* Развитие алюминиевой промышленности в нашей стране позволило отказаться от использования медных провод для воздушных электрических линий. Чем это вызвано?

(Сравнительно низкой стоимостью алюминия и небольшим его весом, что дает возможность применять менее прочные опоры. Удельное сопротивление алюминия в 1,6 раза больше, чем у меди, но его плотность в 3,3 раза меньше).

* Органы государственного пожарного надзора не рекомендуют хранить и перевозить бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости в полиэтиленовых канистрах. Для этого лучше использовать металлические, чем это вызвано?

( В полиэтиленовой канистре накапливаются электрические заряды, которые возникают вследствие трения бензина и стенки сосуда. В металлической емкости благодаря хорошей электропроводности облегчен переход зарядов в землю)

* Сколько метров никелиновый проволоки сечением 0,2 мм2 потребуется для изготовления ползункового реостата, имеющего сопротивление 30 Ом?

Показывается прибор – ползунковый реостат. Учащиеся называют определенные цифры, затем решаем задачу.

Дано: S = 0,2 мм2,, R= 30 Ом, ρ= 0,4 Ом·мм2

Найти: l-?

Решение: R= ρ· ( l/S) => l = (R· S) / ρ

l = (30 Ом · 0,2 мм2 ) / 0,4 Ом · мм2 /м = 15 м

Ответ чаще всего не соответствует тем цифрам, которые называют учащиеся.

При изучении в 8 классе темы: «Работа и мощность электрического тока» обязательно изучаем счетчики электроэнергии. Учимся определять показания приборов, как следует из ежегодных опросов чаще всего это делают родители. Учитель называет действующий тариф за 1 кВт* ч и подсчитываем стоимость электроэнергии, расходуемую за 1 месяц (30 дней) всеми приборами в квартире.

Предварительно учащимся дается самостоятельное задание: узнать мощности имеющихся у них в квартире электрических приборов и время их работы (значение мощности взять из паспорта приборов). Эти задания и задачи вызывают большой интерес. Учащиеся сами делают вывод о необходимости экономить энергию – выключать, когда это возможно, электроприборы. Кроме этого, решаем одну задачу по результатам домашнего задания одного из учащихся, записавших мощности всех домашних электроприборов. Подсчитываем общую мощность, потребляемую приемниками тока, зная напряжение в сети, рассчитываем, какую силу тока потребляет данная квартира при включении в сеть всех приемников тока одновременно. Сообщаю, что предохранительные пробки в квартире рассчитаны на 10А – значит, электрическую сеть не нужно нагружать до предела, тогда есть возможность избежать пожара. После таких уроков учащимся хочется самим по счетчику определять, какая электроэнергия расходуется в их квартире за месяц.

Такие задачи вызывали всегда затруднение, поэтому дается алгоритм их решения:

  1. Подсчитайте общую мощность, потребляемую приемниками тока

Р = Р1 · n1 + Р2 · n2

2) Найдите работу тока за требуемый промежуток времени, или один месяц (30 дней).

А = Р · t , перевести в кВт ч

3) Определите стоимость израсходованной энергии при тарифе

1 руб. за 1 кВт ч

С = φ · А, где С – стоимость, φ –тариф

При изучении темы «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы» активизируется познавательная деятельность учащихся, так как выражена практическая значимость полезности приобретаемых знаний.

После изучения темы «Короткое замыкание. Предохранители» обращаю внимание на то, что категорически запрещается заменять перегоревшие стандартные пробки самодельными, в которых перегоревшая легкоплавкая проволочка заменена жилкой из электрического шнура или еще хуже, более толстой проволокой. Такое устройство называют «жучок». Он уже не является предохранителем, поставив себе такую самодельную пробку, вы не гарантированы от всех опасностей, связанных с коротким замыканием. Показываю рисунки и зачитываю выдержки из брошюры: «Памятка населению по электробезопасности».

У учащихся также и такие задачи вызывают познавательный интерес и желание познавать новое:

* При помощи каких приборов и как можно проверить исправность счетчика электроэнергии? (Амперметра, вольтметра и часов. Вычислив действительно израсходованную энергию Е=А=ЈUt, сравниваем ее с показаниями счетчика. Если известно, сопротивление R потребителя энергии, то достаточно иметь часы и амперметр (или вольтметр)).

* Изменится ли мощность электроплитки, если ее нагревательный элемент, сделанный из хрома, заменить фехралевым таких же размеров, что и у первого проводника? Если изменится, то как и во сколько раз?

(Уменьшится в 1,2 раза)

* В двух литровом электрическом чайнике мощностью 1000 Вт вода закипает за 20 минут, тогда как в чайнике мощностью 3 кВт это заняло бы 5 минут. Почему невыгодны маломощные приборы? Почему при пользовании такими приборами неизбежен перерасход электроэнергии?

(Нагревательные приборы небольшой мощности выделяют какое - то количество теплоты в течение сравнительно длительного времени. Вследствие этого значительны потери путем конвекции, а также теплопроводности и излучения.)

Наших учащихся интересуют задачи, имеющие практическую значимость, например:

* Комнату размером 5х6х3 м обогревает электрический камин мощностью 2 кВт. За сколько времени температура в комнате повысится с 10 до 18о С? Удельная теплоемкость воздуха 1,0 · 103 Дж/кгос, его плотность 1,3 кг/м3.

Дано: Р= 2000 Вт, V= 5х6х3м=90м3, t1 = 10оС, t2 = 18оС,

с = 1000 Дж/кгоС, ρ = 1,3 кг/м3

Найти: τ -?

Решение: А = Q, Р·τ = mc (t 2 - t 1), т.к m=ρ·v,

Р·τ = ρ·v·c (t 2 - t 1), =>

τ = ( ρ·v·c (t 2 - t 1)) / Р

τ = (1,3 кг/м3 ·90м3 · 1000 Дж/кгос · (18о С – 10о С)) / 2000 Вт = 468 с

= 7,8 мин ≈ 8 мин

Ответ вызывает сомнение, начинаем разбираться, почему на практике так не получается от каких факторов это зависит?

* Когда телевизор подключают в сеть напряжением 220 В, то вставляют предохранитель, рассчитанный на силу тока 3А, а если напряжение сети 127 В, то предохранитель вставляют на 5 А. Чем это объяснить?

(В том и другом случае телевизор потребляет одну и ту же мощность Р = Ј·U, поэтому если напряжение меньше в несколько раз, то сила тока должна быть больше во столько же раз)

* На что указывает сильное нагревание выключателей, штепсельных розеток, вилок, клемм и другой электрической арматуры? Какие последствия может иметь это явление?

(На наличие плохих контактов или перегрузку сети; может вызвать пожар)

* Лампы накаливания изготавливают газонаполненными: колба лампы после откачки воздуха заполняется инертным (не поддерживающим горение) газом. Какое это имеет значение для удлинения срока эксплуатации лампы по сравнению с теми, в колбах которых создается только вакуум?

(В атмосфере инертного газа раскаленный металл испаряется медленнее, чем в вакууме, поэтому срок эксплуатации ламп увеличивается).

8 класс. Тема: «Электромагнитные явления»

* В поддоне тракторного двигателя для слива масла имеется отверстие, в которое завинчивается намагниченная пробка. Каково ее назначение?

(намагниченная пробка собирает металлические опилки, образуемые во время работы двигателя, и не дает им снова попасть в двигатель)

8 класс. Тема: «Световые явления»

* Может ли луч света иметь криволинейную форму?

(Да, если свет распространяется в среде с переменной оптической плотностью)

*Какова оптическая сила плоского зеркала? (0)

* Спичка расположена в фокальной плоскости рассеивающей линзы. Во сколько раз линза уменьшает длину спички? ( в 2 раза)

* Для чего у вагонов трамвая, автобуса справа и слева от водителя помещают небольшие зеркала?

(Чтобы водитель мог наблюдать за тем, что происходит у правого и у левого бортов вагона)

* Можно ли в плоском зеркале небольшого размера увидеть полное изображение большого здания?

(Можно, если расположить глаз близко к поверхности зеркала)

* Почему в тонкостенном стакане с водой ложечка кажется увеличенной?

(Вода в стакане играет роль цилиндрической собирающей линзы)

* Очки имеют оптическую силу + 1,5 диоптрии. Какие линзы в этих очках? Какой дефект зрения исправляют эти очки? (Линзы собирающие. Дальнозоркость)

* Наблюдатель с нормальным зрением установил микроскоп на ясное видение предмета. Что должен будет сделать близорукий наблюдатель, чтобы в этот микроскоп ясно увидеть предмет: опустить тубус микроскопа или поднять его? (поднять)

Воспитанию интереса к предмету способствует также решение учащимися задач с элементами технического моделирования и конструирования.

В старших классах у школьников возникает потребность в теоретических знаниях. Здесь воспитанию интереса к предмету способствует привлечение учащихся к разработке вариантов опытов, целью которых является проверка выводов, формулируемых на основе логических рассуждений. Например, в X классе, опираясь на молекулярно – кинетическую теорию идеального газа, на основе логических умозаключений учащиеся высказывают предположение об увеличении давления газа при уменьшении объема данной масса газа при постоянной температуре.

Задачи в курсе физики выполняют разнообразные функции. Умение решать задачи свидетельствует о знании основных законов физики, владении навыками применения этих знаний на практике. Задачи позволяют развивать творческие способности учащихся, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи, формировать такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость. Для выполнения основных целей обучения физике необходима правильно подобранная система качественных, расчетных экспериментальных, графических задач, решаемых в классе и дома, набор самостоятельных и контрольных работ для проверки усвоения всех основных элементов знаний. Выработка необходимых умений и навыков в применении их на практике в соответствии с требованием программы учащиеся должны решать не менее 400 задач по основным разделам курса физики без перегрузки домашними заданиями. В поурочном планировании почти каждого урока предусматривается решение задач. Целесообразно начинать с простейших задач на прямое применение основной формулы и ее производных, этот этап пропускать нельзя, т.к. приводит к затруднению решения задач, когда повышается степень трудности. Затем желательно заканчивать тему задачами, в процессе решения которых полученные знания должны применяться в новых ситуациях, устанавливаться связи между разными темами. В качестве примера приведу возможную систему задач к теме: «Импульс тела. Законы сохранения импульса. Реактивное движение» На изучение темы отводится 3 урока.

Предлагается три набора задач (задачи для решения в классе, подобные для решения дома и повышенной сложности).

1-ый урок. «Импульс тела. Импульс силы»

Задачи для решения в классе:

  1. На автомобиль «Волга» массой 1400 кг действует в течение 10 с сила тяги 4200Н. Найдите изменение скорости автомобиля.

  2. Спортсмен массой 70 кг, прыгая в высоту приобретает во время толчка за 0,3с скорость 6 м/с. Найдите силу толчка.



Задачи для домашнего решения.

  1. На электровоз ВЛ-10 массой 1,8 · 105 кг в течение 5 с действует сила 3,6 · 105 Н. Каково изменение скорости электровоза?

  2. Парашютист массой 80кг за время 0,5с, затраченное на раскрытие парашюта, уменьшил скорость падения от 60 до 10м/с. Определите среднюю силу натяжения при этом парашютных ремней.



Задача повышенной сложности ( не обязательна для всех ).

Два автомобиля массой по 800 кг движутся со скоростями 10 и 20 м/с относительно земли навстречу друг другу. Определите импульс второго из них в системе отсчета, связанной с первым.

2-ой урок. «Закон сохранения импульса в замкнутой системе тел»

Задачи для решения в классе:

  1. Тепловоз массой 130 т приближается со скоростью 2 м/с к неподвижному составу массой 1170 т. С какой скоростью будет двигаться состав после сцепления с тепловозом?

  2. Железнодорожную платформу массой 20 т, движущуюся по горизонтальному участку пути со скоростью 0,5 м/с, догоняет платформа массой 10т, имеющая скорость 2 м/с. Определите скорость, которая будет у платформы после сцепления.


Задачи для домашнего решения.

  1. Конькобежец, перемещающийся со скоростью 4 м/с, сталкивается с другим конькобежцем, стоящим неподвижно, и дальше они движутся вместе, не разгоняясь. Какова скорость конькобежцев после столкновения, если их массы одинаковы?

  2. В отплывающую от берега лодку прыгает человек, вектор скорости которого совпадает с направлением ее движения. Скорость лодки 0,5 м/с, ее масса 100 кг, скорость человека 2 м/с, его масса 50кг. С какой скоростью станет перемещаться лодка с человеком?



Задача повышенной сложности.

  1. Летящий снаряд разорвался на осколки массами 1 и 2 кг. Модули скоростей осколков равны соответственно 300и 200 м/с. Угол между векторами скоростей составляет 90о. Найдите модуль скорости снаряда до разрыва.


3-й урок. «Реактивное движение».

Задачи для решения в классе.

  1. Где в животном мире и как используется реактивное движение?

  2. Вычислите начальную скорость пороховой ракеты массой 0,5 кг, из которой продукты сгорания массой 20г вылетают со скоростью 800 м/с?


Задачи для решения дома.

  1. Каким образом космонавт в открытом космосе может сообщить своему телу определенную скорость в нужном направлении?

  2. Чему равна скорость ракеты массой 10 кг после вылета из нее продуктов сгорания массой 0,1 кг со скоростью 500 м/с?


Задача повышенной сложности.

  1. Третья ступень ракеты состоит из ракеты-носителя массой 500кг и головного конуса массой 10кг. Между ними помещена сжатая пружина. При испытаниях на Земле пружина сообщила конусу скорость 5,1 м/с по отношению к ракете – носителю. Определите скорости конуса и ракеты, если их отделение произойдет на орбите при движении со скоростью 8 км/с относительно Земли.


Кроме задач, требующих письменного решения и включаемых в самостоятельные и контрольные работы, целесообразно проводить проверку знаний с помощью заданий, основанных на выборе правильного ответа (смотреть тесты). Важную роль играют упражнения, предусматривающие самостоятельные поиски способов выполнения задания. Таким, например, является составление задач по данным наблюдений, расчетов, измерений, которые учащиеся получают сами.

При изучении темы «Молекулярно-кинетическая теория» в 10 классе использую задачу такого содержания: «Оцените массу воздуха, находящегося в данной классной комнате». Учащиеся сами или с помощью учителя определяют, что для этого нужно знать (объем, давление, температуру, молярную массу, универсальную газовую постоянную).

Итак, масса воздуха определяется из уравнения Менделеева – Клапейрона (РV= (m/М)·RТ)

Во- первых, объем класса. Возможны варианты: измерить линейкой длину, ширину и высоту или предположить размеры класса 5х6х3м3.

Во-вторых, давление определяется по прибору, называемому барометр. Вспоминая, что 1 мм. рт. ст. = 133,3 Па.

В- третьих, температуру определяют по термометру и для решения задачи ее значение записывают согласно термодинамической шкалы, используя связь между температурными шкалами Цельсия и Кельвина Т = tо С + 273.

В-четвертых, атмосферный воздух состоит из азота, кислорода, аргона и других газов, молярные массы у которых разные, то учащиеся предлагают использовать табличное значение молярной массы воздуха.

Работа со справочной литературой.

Там же они находят значение универсальной газовой постоянной.

Решая уравнение m = (РVМ) /RТ, учащиеся получают результат, который бывает неожиданным, начинают его анализировать и сравнивать, ведь классные комнаты разного объема, значит и масса воздуха в них разная.

Большое место на уроках и в домашних занятиях учащихся занимает решение задач. Как известно, методика решения задач предусматривает осознание условий задачи, ее вопроса, установление зависимости между величинами, отбор правил, на основе которых решается задача, анализ способа выполнения и доказательства его правильности, проверку полученных результатов и путей сопоставления их с условием.

Важную роль в обучении наших учащихся играют упражнения, предусматривающие самостоятельные поиски способов выполнения задания. Например, творческое задание на дом:

  • Как измерить ширину траншеи, ручья? Можно использовать любые материалы и приборы.

  • Объясните, как изменяется и почему уровень жидкости в баке днем и ночью, летом и зимой?

    • Может ли обогнать трактор К-701 скаковая лошадь, бегущая со скоростью 12 м/с? Скорость трактора 36 км/ч?

    • Средняя скорость роста дуба 30 см/год. Сколько лет дереву высотой в 5,7 м?

    • Дайте физическое обоснование пословице «Коси коса, пока роса, роса долой – и мы домой». Почему при росе косить траву легче?

    • Зачем при спуске телег с крутой дороги одно колесо подвязывают веревкой так, чтобы оно не вращалось?

    • Почему груженый автомобиль на грязной дороге буксует меньше, чем порожний?

    • Масса кирпичной печи 3 т. после того как в ней сгорело топливо, ее температура повысилась от 20 до 80о . Какое количество внутренней энергии запасла печь, если удельная теплоемкость кирпича

750 Дж/кг Со.

Задачи (с политехническим содержанием) предлагаются для домашнего задания.

  1. При уборке зерна комбайном бункер наполняется зерном за 30 минут. На каком расстоянии находится зерноток, если автомобиль при скорости 50 км/час успевает отвозить зерно? Что при этом нужно учитывать?

  2. Поезд прибудет на станцию через 25 минут. С какой скоростью должен ехать автобус, чтобы успеть к прибытию поезда, если расстояние от гаража до станции 12,5км?

  3. Звук распространяется в воздухе со скоростью 340 м/с. Определите ширину озера, если вы услышали звук через 0,5с. После того, как был сделан охотником выстрел.

  4. Как узнать расстояние между телеграфными столбами, если вы видите по спидометру, что автомобиль, в котором вы едете, движется со скоростью 72 км/ч? Что для этого еще нужно знать?


Не следует огорчаться, если учащиеся не смогут предложить хороших решений. Важна постановка проблемы, направление мыслительной деятельности учащихся, важно обсуждение положительных и отрицательных моментов в предложенных вариантах. Учитель же должен знать один из способов практического определения физических величин или применения.

В условиях дефицита времени на учебном занятии в классе совсем не обязательно всегда проводить устный опрос, который действительно отнимает много времени и позволяет проверить состояние знаний лишь немногих учащихся. Современная дидактика предлагает много новейших средств позволяющих за короткое время проверить даже всех учащихся: использование ТСО, фронтальные письменные работы – миниатюры, которые занимают 7-10 минут, используя самопроверку и взаимопроверку.

Мною разработаны физические диктанты по каждой теме на зачетном уроке, тесты.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогический опыт по теме iconЛитература по теме. • Чей опыт предполагается изучить по данной теме
В лицее №2 им. Абдуллаева С. Г. 28 декабря было проведено заседание методического объединения учителей информатики по теме: «Компьютерное...
Педагогический опыт по теме iconРабота участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический...
Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки»
Педагогический опыт по теме icon1 Музыкальное воспитание
...
Педагогический опыт по теме iconФгбоу впо «Вятский государственный гуманитарный университет» (Россия) Педагогический факультет
«Интеллектуальное развитие дошкольников и младших школьников: опыт, проблемы, перспективы»
Педагогический опыт по теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Результативный педагогический опыт – это образец педагогической деятельности, который
Педагогический опыт по теме iconИнновационный педагогический проект
Безусловно, в этом процессе нужно стараться ориентироваться на передовой опыт, необходимо идти в ногу со временем и создавать инновационные...
Педагогический опыт по теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Инновационный (творческий) педагогический опыт учителя технологии моу «Лицей №31» Козлова В. Д
Педагогический опыт по теме iconЛысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального...
Роль исторического краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения
Педагогический опыт по теме iconГрамоты, благодарственные письма, сертификаты различных конкурсов
Сертификат. Педагогический опыт по проблеме «Сахалыы олох тутулун бэлиэлэрэ» одобрен на республиканских проблемных курсах ипкро
Педагогический опыт по теме iconКонкурс проектов «Современный педагогический опыт»
Куцакова Елена Ивановна, учитель физической культуры высшей категории Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Педагогический опыт по теме icon«Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой...
Компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными...
Педагогический опыт по теме iconПлан-конспект урока английского языка в 11 классе на тему «Ум или Мозг»
Интернет-проект «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» на всероссийском педагогическом портале методкабинет
Педагогический опыт по теме iconРаботы
В методической копилке собран творческий труд преподавателей нашего колледжа на протяжении многих лет. Накопленный педагогический...
Педагогический опыт по теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перечень авторов, представивших педагогический опыт на сайте Центра интеллектуального развития Академия таланта в 2013 году
Педагогический опыт по теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приглашаю к обсуждению: Современный урок информатики: проблемы и решения (педагогический опыт работы в Тольяттинском социально-педагогическом...
Педагогический опыт по теме iconМетодические рекомендации по основным направлениям работы с дошкольниками;...
Методический кабинет детского сада оснащён всем необходимым для обеспечения образовательного процесса с дошкольниками


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск