Скачать 498.03 Kb.
|
Городской конкурс проектов «Современный педагогический опыт» Здоровье с детства Куцакова Елена Ивановна, учитель физической культуры высшей категории Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» Исполнитель: Сёмкина Н.Н., и.о. заместителя директора по УВР МОУ СОШ №7 3-17-35 Shkola7s@yandex.ru. г. Зима 2010 г. Введение. Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств. Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество образования тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Проект «Здоровье с детства» имеет физкультурно-оздоровительную направленность и общекультурный уровень освоения. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладевать искусством его сохранения и укрепления. Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно выросло. Закономерно выросло и понимание значения здоровья школьников. Год от года возрастают учебные нагрузки, приоритеты в организации досуга все чаще отдаются просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что, несомненно, сказывается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Сложившиеся негативные тенденции: интенсификация учебного процесса и зачастую, несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации урока, к учебной деятельности, приводят к снижению иммунитета, ослаблению здоровья, тем самым увеличивается количество пропусков уроков учащимися по состоянию здоровья. Цель проекта - профилактическая работа по воспитанию у учащихся личной ответственности за собственное здоровье, формированию потребностей в соблюдении правил здорового образа жизни, сознательном, отказе от вредных привычек. Новизна проекта состоит в идее гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий: дыхательной гимнастики, оздоровительной фитбол-гимнастики, классических оздоровительных методик и общефизической подготовки, применение элементов сопряженного психофизического развития. В законе РФ «Об образовании» от 15.01.1996г. с изменениями на 25.07.2002г. в статье 51 «Охрана здоровья обучающихся воспитанников» в п. 1 говорится: «Общеобразовательное учреждение создает условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья ребенка». Учащиеся нашей школы, как и школьники Иркутской области, испытывают влияние массы вредных факторов: гиподинамия, гипоксия, психические перегрузки, условия обучения, не отвечающие санитарно – гигиеническим требованиям. У большей части ребят имеются различные хронические заболевания и масса пограничных состояний, которые свидетельствуют об отсутствии системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Для современных детей характерны ограничение двигательной активности, ухудшение физических качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости. Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической обстановкой, низким уровнем культуры здорового образа жизни школьников в сочетании с высокой социальной напряженностью, порождающей чувство хронической тревоги и неуверенности. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья; во-вторых, образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей. В школе ежегодно проводится углубленный медицинский осмотр, по результатам которого составляется гистограмма состояния здоровья учащихся. Приложение 1 Качественный анализ состояния здоровья учащихся показал чрезвычайно высокую распространенность нарушений осанки, плоскостопия, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям и других заболеваний. В сложившихся условиях одним из эффективных средств, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой и остаться здоровым, являются физкультурно-оздоровительные занятия. В образовательном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению учащихся, базирующемся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий. Здоровье с детства. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды, а также отсутствие болезней и физических дефектов. Помимо физического здоровья, выделяют здоровье психическое – состояние, характеризующее отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности и психологическое равновесие. Поскольку здоровье – понятие комплексное, психологическая помощь должна сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути. В работе с младшими школьниками есть определённые задачи:
По статистическим данным психологическая картина младшего школьника такова:
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Растет ребенок. Все хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основы этих качеств закладываются в детстве. Только тот, кто активно занимается физическими упражнениями, может укрепить и сохранить свое здоровье на долгие годы. Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение. Под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь. Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое, высшее единство субъекта – единство личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях. Одна из главных воспитательных задач, которую я решаю на своих уроках, заключается в том, чтобы занятия развивали положительные черты личности, интеллекта, а психологическая атмосфера занятий способствовала подавлению эгоизма, нечестности, враждебности, лицемерия. Эффект физического воспитания заключается в том, что с его помощью формируются здоровые привычки, самоконтроль за стрессовыми ситуациями. Двигательная активность включает в себя не только освоение того или иного движения и навыка, но и познавательный и личностный аспекты. В настоящее время метод сопряженного воздействия на физическое и психическое развитие учащихся в процессе физического воспитания начинает применяться в школьной практике. Я тоже с 2008 года начала применять этот метод на своих уроках, после того, как прошла курсы повышения квалификации по этой проблеме. В общих чертах метод представляет собой взаимосвязанное (сопряженное) применение средств двигательной активности и психорегулирующих воздействий в процессе обучения, воспитания и оздоровления учащихся. В процессе сопряженного психофизического воздействия двигательная активность включает в себя не только освоения того или иного движения и навыка, но и познавательный и личностный аспекты, при этом последний ориентирован на осознание собственного «Я» в условиях постоянного физического и психического развития. Понятие сопряженного психического и физического воздействия в процессе двигательной активности. Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое, высшее единство субъекта – единство личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях. В этом возрасте дети обладают способностью овладевать технически сложными формами движений. В период от 7-12 лет дети могут научиться практически всем движениям, требующим точности и высокой координации. Общая активность определяется взаимосвязью двигательной и психической активности. Ученики начальных классов с готовностью и интересом выполняют все задания педагога, бывают обычно внимательны, исполнительны, дисциплинированны. Однако они характеризуются повышенной эмоциональностью, которая объясняется преобладанием возбуждения над торможением. Иногда интенсивная двигательная деятельность приводит к перевозбуждению детей, поэтому важно создавать общий положительный эмоциональный фон на занятиях. Двигательная активность как условие развития других видов деятельности. Одна из главных воспитательных задач учителя физической культуры заключается в том, чтобы занятия были использованы не только для физического развития детей, но и для развития положительных черт личности, интеллекта, а психологическая атмосфера занятий способствовала подавлению эгоизма, нечестности, враждебности, лицемерия. Эффект физического воспитания заключается в том, что с его помощью формируются здоровые привычки, самоконтроль за стрессовыми ситуациями, избеганию агрессивных посягательств, уверенности в своих силах, возможности достичь высоких результатов в физической подготовке Двигательная активность включает в себя не только освоение того или иного движения и навыка, но и познавательный и личностный аспекты. Известно, что одно и тоже упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку и двигательных способностей, так и для интеллектуального развития ( в игровой форме) В основе моей практической деятельности следующие технологии:
В урочном планировании учитываю индивидуально – возрастные и физиологические особенности учащихся, что позволяет подобрать для ученика ту нагрузку, которая помогает раскрыть его физические возможности. Учу ребят самостоятельности, умению мыслить, творчески применять полученные знания и навыки для поддержания физической и умственной работоспособности. С этой целью мною разработан комплекс упражнений утренней гимнастики. Приложение 2 Для более успешного вовлечения учащихся в учебный процесс и повышения интереса младших школьников к урокам применяю различные методы: групповой, поточный, соревновательный, игровой; использую игровые упражнения, сюжетно – ролевые игры, танцы, имитационные движения, речитативы, стихи, загадки, песни, кричалки. Ребята, изображая деятельность человека, повадки животных, птиц в игре укрепляют свои знания и умения, развивают самостоятельность и активность, легко усваивают сложные двигательные элементы. Приложение 3 Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение. Под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, укрепляется соматическое и психическое здоровье. Учащиеся получают начальные знания о механизмах воздействия физических упражнений на психическое развитие. В своей работе также практикую проведение урока-соревнования; интегрированного урока; урока методом круговой тренировки; урока-беседы; урока-зачета; несколько минут отдаю детям для выполнения упражнений по желанию («Муравейник»), они стимулируют двигательную активность учащихся, приучая их самостоятельно справляться с выбранными видами деятельности. Большую часть уроков провожу на свежем воздухе, использую возможности физической культуры по компенсации умственного утомления, устойчивости детского организма к холоду, инфекциям. Учитываю состояние здоровья учащихся после перенесенных заболеваний, выполняю рекомендации лечащего врача по ограничению нагрузок в выполнении упражнений. Механизм психофизического сопряжения. Любая работа, связанная с формированием и развитием социальных, в том числе коммуникативных навыков, с личностным ростом, начинается с развитием самопознания. В полной мере это относится и к сопряженному воздействию, важнейшим компонентом которого является работа по развитию самопознания детей, чувства собственного «Я». Одним из первых шагов в этом направлении является то, что уже в начальной школе необходимо способствовать тому, чтобы физические упражнения благоприятно воздействовали на психическое развитие детей. Не менее важным компонентом моей работы является передача детям начальных знаний о механизмах такого воздействия. Мною разработаны уроки, которые показывают, как физические упражнения влияют на настроение человека:
Приложение 4 Целью таких уроков является не только демонстрация влияния физических упражнений, мимики на настроение человека, но и в развитии представлений о возможности воздействовать на внутренний мир человека, его «Я» через движение. Школьник рассматривается на основании его отношения к самому себе. Процесс выполнения различных этюдов, игр, ритуалов не только способствуют непосредственному осознанию своей роли в окружающем мире, но и повышают активность созидательной деятельности, позволяет формировать деятельное отношение ребенка к действительности, повышая эффективность его развития как личности. Приложение 5 Применение различных методов сопряженного психофизического воздействия на уроках физической культуры. Самопознание лежит в основе развития личности. Самопознание через физическую активность обусловлено наличием теснейшей связи между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием. Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение. Под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье. Я считаю, что уже в начальной школе правильная организация физической активности способствует тому, что физические упражнения благоприятно воздействуют на психическое развитие детей. Одним из условий такой организации является то, что дети должны получать начальные знания о механизмах такого воздействия. На уроках, проводимых мною, основными средствами физического воспитания являются:
звукотерапия и т.д)
Общей целью такой работы на уроках является развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка. Одна из важнейших задач, которую я поставила перед собой, заключается в том, чтобы использовать занятия физической культурой для формирования положительных черт личности, интеллекта, при этом я акцентирую внимание учащихся на их индивидуальных особенностях и возможностях. Это способствует активизации процессов их самопознания и самоуправления. Развитие здорового жизненного стиля у младших школьников. Мною запланированы в календарно – тематическом планировании и применяются на практике серия уроков с применением сопряженного психофизического развития младших школьников по теме:
Главная направленность этих уроков – обучение учащихся общению с окружающими людьми и поведению в коллективе. При этом коммуникации должны способствовать эффективной жизнедеятельности, реализации принципов здорового образа жизни. Применяя необычные игровые формы проведения упражнений, стараюсь заинтересовать всех ребят. На уроках использую элементы танца, речитатива, применяю нестандартное оборудование. Несколько минут ребята выполняют упражнения по желанию. «Муравейник» на уроке стимулирует двигательную активность ребят, приучая их самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Такие уроки проходят живо, интересно, увлекательно, на высоком эмоциональном уровне. Ребята с большим удовольствием выполняют задания, воплощают образы, заданные мной, раскрываются совершенно с другой стороны. Когда я вижу горящие глаза своих учеников, я понимаю, что такие уроки им очень нравятся и приносят большую пользу для их развития и воспитания. Применяю в практической деятельности исследовательские методы обучения, создавая тем самым условия для развития творческих способностей учащихся и привитие навыков ЗОЖ. Учащиеся проводят исследования стопы на наличие плоскостопия; проверяют осанку; готовят рефераты на темы сохранения здоровья; выполняют творческие работы: рисунки, схемы комплексов упражнений, карточки с физкультминутками и подвижными играми. Приложение 6 Чтобы углубить работу по здоровьесбережению детей на основе знаний, полученных на курсовой переподготовке , для проведения третьего часа физической культуры, защитила адаптированную программу «Оздоровительные уроки для учащихся 2-4 классов», которая составлена на основе программы для учащихся специальной медицинской группы образовательных учреждений авторы Матвеев А.П., Петрова Т. В., Каверкина Л. В. и по рекомендации ГМО учителей физической культуры. Приложение 7 Программа относится к документам, определяющим основные направления работы школы по апробации здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении. По своему содержанию программа ориентируется на укрепление здоровья школьников, соотносится с государственным стандартом и концепцией образования и нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:
Целью программы является воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью. Программа рассчитана на 34 часа (это 3 час физической культуры) и включает разделы:
Практический раздел включает:
Развитие у ребенка самопознания и саморазвития невозможно без развития креативности мышления и воображения, поэтому я особое внимание уделила формированию этих процессов у детей через создание образов физических упражнений, имитации действий человека, животных, зверей, птиц и т.д. Младший школьник склонен сосредотачиваться в большей степени лишь на том, что ему нравится. Этому и способствовало выполнение образных физических упражнений, которые вызывают у детей интерес, хорошее настроение, развивают образность мышления, лучшее понимание своего внутреннего мира. Занятия способствуют получению удовольствия от ощущения своего здорового тела, развитию потребности в преодолении себя, волевых усилий и навыков произвольного поведения. Успешность уроков обеспечивается применением широкого спектра различных здоровьесберегающих технологий и методик, которые я постоянно применяю в своей деятельности. Заключение. От социальной компетентности школьников во многом зависит его физическое и психическое здоровье. Проблема сохранения и развития физического и психического здоровья школьников младших классов, а также приобретения необходимых социальных навыков решается мною на уроках физической культуры с помощью психофизического сопряжения (взаимодействия и взаимовлияния). Суть метода в том, что применяемые средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере, которые в свою очередь, способствуют направленным изменениям в психической сфере. Двигательная активность включает в себя не только освоение того или иного движения и навыка, но и познавательный и личностный аспекты. Одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для интеллектуального развития. Эффект воздействия специальных двигательных режимов на психику ребенка может быть самым различным, здесь многое зависит от типа личности, темперамента и привычных установок на тот или иной вид двигательной активности. Применение подобного метода способствует физическому развитию и физической подготовленности детей, а также развитию их интеллектуальных способностей и направленному формированию социальных навыков. В проект входят профилактические и оздоровительные методики: специально подобранные физические упражнения, элементы точечного массажа и приемы самомассажа, упражнения для релаксации, элементы психогимнастики и сопряженного психофизического развития, мимические и дыхательные упражнения, танцевальные и ритмические движения, игровые упражнения и сюжетно-ролевые игры, направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно - психического перенапряжения. Сохранение здоровья детей является одной из самых актуальных проблем школьного образования и данный проект направлен на решение этой проблемы. Обучаясь по данной методике, воспитанники будут знать:
Воспитанники будут уметь:
Я рекомендую всем учителям физической культуры применять элементы сопряженного психофизического развития на своих уроках. Всё, что идёт на пользу детям, что обогащает процесс обучения и воспитания, что позволяет им стать сильнее, быстрее, выносливее и даёт возможность увереннее чувствовать себя в нелёгкой сегодняшней действительности - всё это присутствует в моей практической деятельности, и я стараюсь, чтобы дети были здоровы, сильны физически и морально. Библиография Алямовская В.Г. Подготовка к школе: «Программа здоровье» Бабенкова Е.А. «Как помочь детям стать здоровыми».2008 г. Дзятковская Е.Н. «Рекомендации к организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в школе: с чего начать работу?» Родионов В.А. «Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры». 2006 г Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе».2006 г. Чистякова М.И. «Психогимнастика».2003 г. Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 «Зимние забавы» Сегодня на уроке мы с вами, ребята, проведем зимние веселые старты. Проверим, как вы научились хорошо кататься на лыжах, санках, играть в хоккей. Но прежде всего нужно провести хорошую разминку, приготовить наш организм к работе. ( Проводится разминка в парах). Начинаются наши соревнования. Игра «Пятнашки». А сейчас делимся на 4 команды и проводим эстафеты:
Проводится игра с пением «Снеговик». Подведение итогов. «Путешествие в страну «Мульти-Пульти»». Ребята лежат на матах в зале, один ребенок залазит на лестницу и кричит «Ку-ка-ре-ку». Петушок пропел, вставать пора. С добрым утром ,детвора!(Ребята встают, потягиваются). Встань, оденься, потянись, на зарядку становись!(Ребята встают врассыпную по залу). А кто из вас знает: Что означает слово «Зарядка». Для чего нам каждое утро нужно ее выполнять.(Ребята отвечают на вопросы и начинается разминка). Ребята, пока вы делали зарядку, нам принесли конверт. Давайте посмотрим, что там такое. Приглашение: «Ждем всех ребят к себе в гости. До встречи. Жители страны «Мульти-Пульти».Ну, что, ребята, едем в гости. Составляем поезд и поехали(ребята берутся за пояс впередистоящего).Остановка «Сибирский лес».Каких зверей из мультфильмов знаете. Некоторые из них пришли к нам в гости.Игра «Охота на лис». А сейчас мы пойдем на полянку, где лесные жители устроили соревнования, давайте поучаствуем вместе с ними. Проводятся соревнования зверей: передвижения волка, зайца, лягушки, лисы, гусей, раков, черепашек. Кричим «А-у». Все на месте. Идем дальше. Нас встречает хозяин леса – медведь. Давайте покажем ему как мы умеем лазать( лазание по гим.стенке разными способами). А сейчас, ребята, нас ждут жители джунглей и полетим мы туда на самолетах. Игра «Самолеты». Мы прилетели на остров «Чунга-Чанга» здесь все танцуют и поют – весело живут! Танец под музыку «Чунга-Чанга». А сейчас нам нужно переплыть на другой остров.(Ребята садятся на скамейки и гребут со звуком «Ух!». Нас встречает лев Бонифаций, он приехал на каникулы к бабушке, а работает он в цирке жонглером и научит вас ловко играть и жонглировать мячом.Выполняются упражнения с мячом(броски, передачи, ведение, жонглирование). А сейчас подойдем к озеру и умоемся. Освежились. А сейчас поиграем в игру «Охотники и утки». Пора возвращаться в родную Сибирь. Полетели. Пролетаем над больницей где работает Доктор Айболит, он советует следить за осанкой. Мы сейчас выполним упражнения на сохранение осанки с гимнастической палкой. Солнышко закатывается. Мы устали и сейчас отдохнем. Проводится аутогенная тренировка под песню «Спят усталые игрушки». Подводится итог урока. « Охота на тигров». (урок на улице) Сегодня, ребята, мы с вами становимся охотниками на тигров. Это очень опасная работа и нужно хорошо подготовиться. Давайте сделаем хорошую разминку, ведь охотники очень ловкие, выносливые и быстрые. Проводится разминка: бег с изменением направления и скорости, ОРУ в парах. Все готовы отправиться в далекий путь. Вперед! Подходим к пещере в которой длинный лабиринт(пробегание лабиринта 2-3 раза). Восстанавливаем дыхание и идем дальше. Здесь переправа через горную реку. (Переход по рукоходу). Все добрались благополучно, идем дальше. Подходим к болоту, его нужно преодолеть, не замочив ноги.(Прыжки на полосе препятствий).Игра «Через кочки и пенечки». Идем дальше. Нужно залезть на дерево и посмотреть не видно ли тигров. (Лазание по шведской стенке 4-5 раз). Ну вот и тигры показались, начнем их ловить. Игра «Белые медведи». Всех тигров переловили и можем подкрепиться: собираем бананы(листья). Ребята обсыпаются листьями, отдыхают. Подводится итог урока. Все возвращаются в школу. В гостях у сказки «Колобок». Испекла бабуся колобок и положила его остудить на окошко. Лежал –лежал колобок, скучно ему стало и решил он сбегать в лес посмотреть, как там звери живут. Спрыгнул он с окошка и покатился по дорожке. Круглый бок - румяный бок -покатился колобок. (Ребята выполняют бег зигзагом и ходьбу с заданием). Привела дорожка на полянку, а там белочки зарядку делают и нас приглашают. «Чтоб здоровым всегда быть, зарядку будем мы любить». (Выполнение ОРУ под музыку). Сделал колобок зарядку и покатился дальше, а навстречу ему серый волк- зубами щелк. Говорит волк колобку : «Будешь плохо бегать я тебя съем». Наш колобок показал как он хорошо умеет бегать. Выполнение специальных беговых упражнений. Игра «Волк во рву», «Воробьи и вороны». Хорошо побегали ребята и пришлось волку отпустить колобка. По тропинке зайка шел, колобка он там нашел. Поиграл он с ним немножко и попрыгал по дорожке. Игра «Бездомный заяц». «Челнок». Многоскоки. Катится колобок дальше и видит на полянке резвится медвежонок, захотелось и ему по деревьям полазить. Упражнения на лазание и перелезание. Порезвились они и расстались друзьями. Катится колобок дальше и видит он плутовку лису, захотелось ему ее перехитрить. Игра «Хитрая лиса». Не смогла поймать лиса нашего колобка. Понравилось колобку в лесу, разных зверят встретил, наигрался , но пора возвращаться домой. Решил немного отдохнуть, птичек послушать. Аутогенная тренировка под музыку «Звуки леса». Колобочек в лес пошел, там пятерочки нашел. Отдает их вам, ребята, ох, хорошая награда. Подводится итог урока. И покатился колобок к бабушке с дедушкой (уход в класс) В цирке. Сегодня, ребята, мы с вами приглашены на цирковое представление. В цирке нужно соблюдать правила поведения ( ребята рассказывают как нужно себя вести на уроке) Скоро начинается представление, а сейчас артисты к нему готовятся, делают разминку и мы тоже сделаем зарядку. (проводится разминка: бег; упражнения на осанку; ОРУ под музыку «Цирк»). А сейчас представление началось! Встречайте зебру! Где в городе можно ее увидеть(Переход через дорогу). Проводится игра «Светофор». Упражнения для развития скорости- челночный бег 3/10 м.(2-3 раза). А сейчас на манеж выходит медведь и он предлагает выполнить с ним упражнения(лазание по гим. стенке; игра «У медведя во бору». На арене цирка появился слоненок, он очень хочет подружиться с вами. Выполняются упражнения в равновесии на бревне и скамейке. Перед нами выступает тюлень-жонглер. Давайте покажем ему какие мы ловкие. Проводятся эстафеты с мячом; игра «Перестрелка». Представление в цирке подходит к концу, все устали и хотят отдохнуть и мы тоже присоединимся к ним. Проводится релаксационная пауза. Подводится итог урока. Приложение 4 Приложение 6 Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования администрации Зиминского городского муниципального образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» Рассмотрена на МС Решение ГЭС ЗУО МОУ «СОШ №7» Протокол № 5 от 22.05.2009 года Протокол № 8 от 12.11.2009года Адаптированная программа курса по физической культуре «ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ»
Цель: Воспитать у учащихся бережное отношение к своему здоровью. Задачи: 1.Повышать физиологическую активность систем организма, содействовать оптимизации умственной и физической работоспособности. 2. Повышать физическую подготовленность и развитие основных физических качеств. 3. Обучить комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующией направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма. 4. Развитие интереса у учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой. Пояснительная записка Растет ребенок… Все хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основы этих качеств закладываются в детстве. Только тот, кто активно занимается физическими упражнениями, может укрепить и сохранить свое здоровье на долгие годы. Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение. Под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье. Настоящая программа по физической культуре для учащихся начальных классов в своих целях и задачах соотносится с Государственным стандартом и концепцией образования, но по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников. Как результат этого, предлагаемая программа в своей предметной ориентации нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:
Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется:
Адаптированная программа составлена на основе программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. Физическая культура1-11 классы, авторы-составители А.П Матвеев, Т.В Петрова, Л.В Каверкина. -2-е издание., Дрофа, 2005 г. Программа рассчитана на 34 часа. Требования к качеству освоения программного материала. В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся начальных классов должны иметь представления:
Учащиеся должны уметь:
Содержание программы. 1.Статистические упражнения( позы)- 1 час. Позы применяются как общеизвестные статистические физические упражнения и как специфические виды статических упражнений типа асан, заимствованных из тысячелетней древнеиндийской системы хатха-йога. Асаны-« лотос», «кобра», «собака», «кошка», «дерево». Игры и игровые упражнения «Скульптор», «Скульптурная группа», «Рисуем телами». 2.Физические упражнения сопряженного характера- 3 часа. Игровые упражнения и игры : «Бабочки и стрекозы», «Замри», «Бег с флажками», «Журавли и лягущки»,полоса препятствий, игровые упражнения с мячом; обручем; скакалкой; эстафеты. 3.Физические упражнения творческого характера-5часов. Иммитационные движения(отгадать загадку и показать движением отгадку), прослушивание мелодии и показ упражнения, исценирование сказок, стихов, «Муравейник» (упражнения по желанию). 4.Мимические упражнения- 2 часа. Упражнения на передачу выразительности жеста; удивления; радости; гнева; удовольствия; переживания и др. 5.Дыхательные упражнения- 5 часов. Упражнения, игровые задания и игры с элементами дыхательной гимнастики, комплексы дыхательной гимнастики по системе Бутейко и Стрельниковой, звукотерапия, кричалки. 6.Упражнения на напряжение и расслабление мышц-2 часа. Упражнения и игровые задания «Качели», «Насос и мяч», «Пылесос и пылинки», «Тряпичная кукла», «Факир», «Штанга», упражнения в положении лежа, упражнения на сохранение и коррекцию осанки; предотвращения плоскостопия,коррекция зрения. 7.Ритмические упражнения и танцы-3 часа. Танцевальные движения, исценирование песен, танцы, ритмические упражнения «Барабан», «Канон», «Хлопай-топай», «Слушай хлопки». 8.Психогимнастика-5 часов. Этюды на выразительность жеста; отображения положительных и отрицательных черт характера; на выражение удовольствия и радости; сосредоточенности; внимания. 9.Игры( творческие, подвижные, спортивные)-6 часов. Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, спортивные игры(баскетбол, пионербол, футбол, лапта). 10.Основы самомассажа-2 часа. Самомассаж рук, ног, стоп, головы, ушных раковин. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приглашаю к обсуждению: Современный урок информатики: проблемы и решения (педагогический опыт работы в Тольяттинском социально-педагогическом... | 10 Олимпиада-конференция: научно-технический конкурс, конкурс технического... Оргкомитет, Методические комиссии, жюри, Экспертные комиссии | ||
Конкурс «Лучшее школьное методическое объединение 2014». Положение... Конкурс методических разработок урока в контексте требований фгос ООО для учителей русского языка и литературы «Современный урок:... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Межмуниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов "Современный урок-2011" (далее конкурс) проводится в целях | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вестник образования России", "Современный урок", Центр "Педагогический поиск", при поддержке Министерства образования и науки Российской... | Доклад «Международный опыт разработки типовой модели описания государственных... Работки и применения типовых моделей описания государственных программ и проектов, проведённого с целью формирования оптимальной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образование конкурс проектов по внедрению информационных технологий в практику работы образовательных учреждений, муниципальных образований,... | Наши достижения городской конкурс проектов уроков с использованием икт Конкурс лучших учителей образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Образование" | ||
Положение о конкурсе проектов «Оптимизация работы отдела» Управление Федерального казначейства по Оренбургской области (далее – Управление) объявляет конкурс проектов «Оптимизация работы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А, редакции журналов "Вестник образования России", «Современный урок», Центр "Педагогический поиск", при поддержке Министерства образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Редакции журналов "Вестник образования России", «Современный урок», Центр "Педагогический поиск", при поддержке Министерства образования... | Конкурс проектов 2014 года по изданию научных трудов, являющихся... Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №1... Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященных 20-летию Конституции Российской Федерации | Педагогический опыт по теме Опыт формировался в условиях преподавания предмета «Физика» учащимся 7-11 классов, обучающимся в данном учебном учреждении по базисному... | ||
Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20 летию Конституции... Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20 летию Конституции Российской Федерации | Конкурс лучших учителей РФ по приоритетному национальному проекту «Образование» ... |