| МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
университет
Факультет Дистанционного Обучения
УНИВЕРСИТЕТ
| методические указания
и варианты заданий для контрольных работ по курсу
"КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ"
Печатается по решению редакционно-
издательского совета ОрелГТУ
ОРЕЛ 1999
Составитель: доцент, канд.техн.наук,
кафедра химии К.Ю.Фроленков Рецензент: доцент, канд. физ.-мат. наук,
кафедра физики В.Н.Преснецов
Методическая разработка содержит методические рекомендации и варианты заданий для контрольных работ. Она предназначена для студентов экономических специальностей дистанционной (заочной) формы обучения при изучении курса «Концепции современного естествознания».
Редактор Т.Д.Васильева
Инженер по макетированию и вёрстке М.С.Ветрова
Подписано к печати 11.11.99 г. Формат 6084 1/16.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,1. Тираж 100 экз. Заказ №
Отпечатано с готового оригинал-макета
на полиграфической базе ОрелГТУ.
г. Орёл, ул. Московская, 65.
ОрелГТУ, 1999
Фроленков К.Ю.,1999
Орёл 1999
Содержание Стр. 1 Введение 4
2 Методические указания 5
3 Оформление контрольной работы 8
4 Варианты заданий для контрольной работы №1 10
5 Варианты заданий для контрольной работы №2 16
Литература 28
Приложение 1 33
Приложение 2 34
1 Введение Важнейшей итоговой формой проверки знаний по курсу «Концепции современного естествознания» слушателей факультета дистанционного обучения ОрелГТУ закономерно считается подготовка и написание контрольных работ как способа выявления глубины усвоения теоретического материала и одновременно реального механизма решения практических задач. Умение решать конкретные практические задачи – это одна из главных целей обучения вообще и курса «Концепции современного естествознания» в частности. Это умение должно рассматриваться в качестве основного критерия, который позволяет судить о том, насколько студент владеет материалом курса и насколько он его понимает.
Методические указания к выполнению контрольных работ по курсу «Концепции современного естествознания» посвящены как консультативным рекомендациям в отношении методологии содержания и методики их написания, так и нормативным требованиям к их оформлению. Следует помнить, что контрольная работа должна отражать не только знание теоретического материала, но и индивидуальность автора. Исходя из этого, рекомендации в отношении научного содержания контрольной работы следует воспринимать как консультативные, в то же время сведения об организации подготовки работы и правилах ее оформления носят обязательный, нормативный характер. Это, прежде всего, касается структуры работы и правильности ее оформления.
Вместе с тем, контрольная работа кроме проверки степени усвоения обучающимися изучаемого материала имеет цели:
а) развитие навыков самостоятельного мышления, творческой работы;
б) научить студентов обстоятельно разбираться в научной и научно-публицистической литературе;
в) помочь студентам выйти на уровень самоконтроля в овладении знаниями.
При оценке качества работы преподаватель выявляет, в какой помощи нуждается студент, и дает рекомендации для подготовки к экзамену.
Опыт свидетельствует, что только грамотно, добросовестно и самостоятельно выполненная контрольная работа оказывается полезной как для изучения студентом курса «Концепции современного естествознания», подготовки и успешной сдачи экзамена, так и для повышения общего интеллектуального уровня и квалифицированной профессиональной деятельности. 2 Методические указания Основной формой учебной работы студентов в условиях дистанционного обучения является самостоятельная работа над учебным материалом. Поэтому каждый студент с самого начала занятий должен выработать для себя рациональную систему работы над курсом, постоянно занимаясь самоконтролем. В противном случае усвоение и практическое использование учебного материала будет затруднено. Иными словами, чрезвычайно важны систематические занятия. Работа урывками не приносит положительных результатов.
При изучении материала курса по учебникам полезно вести конспект, в котором рекомендуется записывать основные понятия, определения, термины, формулировки законов, формулы и т.п. На полях следует отмечать вопросы, по которым требуется консультация преподавателя. Записи в конспекте должны быть сделаны чисто, аккуратно и расположены в определенном порядке.
Кстати говоря, у «писания рукой» есть еще несколько плюсов. Известно, что дольше всего человек помнит то, на запоминание чего он потратил больше времени. А что может быть более медленным, чем выписывание формулы или формулировки закона на листе бумаги? Кроме того, чтобы написать предложение, нужно правильно связать в нем слова, что опять-таки невозможно сделать без понимания того, о чем пишешь.
Работа над конспектом является главной составляющей того, что называется самостоятельной работой. Постоянное пользование конспектом способствует запоминанию учебного материала и дает возможность отвечать на поставленные вопросы, не обращаясь к учебным пособиям.
Если материал учебного пособия не дает ответа на возникший вопрос, то следует обратиться за консультацией к преподавателю. В своих запросах студент точно должен указывать, в чем он испытывает затруднения. В случае, если он не разобрался в теоретических вопросах по учебнику, то нужно указать автора учебника, название учебника, издательство, год издания, страницу, где рассмотрен непонятный вопрос, и что именно вызывает затруднение. Лишь в этом случае преподаватель сможет оказать помощь.
В соответствии с учебным планом и рабочей программой по курсу «Концепции современного естествознания» каждый студент дистанционной формы обучения должен выполнить две домашние контрольные работы (вторая контрольная работа оформляется в виде реферата).
Контрольные работы выполняются по индивидуальным вариантам, выдаваемым каждому студенту преподавателем. Сроки представления домашних контрольных работ на проверку указаны в индивидуальном графике студента. Однако эти сроки являются крайними. Чтобы работа была своевременно прорецензирована, а при необходимости доработана и сдана повторно, ее надлежит представить значительно раньше указанного срока. Контрольная работа не зачитывается, если ее вариант не соответствует выданному студенту.
При подготовке к выполнению контрольных работ необходимо помнить следующее.
1) Выполнение контрольных работ принесет наибольшую пользу, если выполнять их самостоятельно. Сделать это часто бывает нелегко и не всегда удается. Но даже не увенчавшиеся успехом попытки найти ответы на поставленные вопросы, если они предпринимались достаточно настойчиво, приносят ощутимую пользу, так как развивают мышление, укрепляют волю и приучают к трудолюбию.
2) Не следует смущаться, когда ответы на некоторые вопросы не возникают с ходу. Достоверно установлено, что процесс творчества протекает по следующей схеме. Сначала идет подготовительная стадия, в ходе которой человек настойчиво ищет решение проблемы. Если решение найти не удается и проблема оставлена, наступает вторая стадия - стадия инкубации: человек не думает о проблеме и занимается другими вопросами. Однако в подсознании продолжается скрытая работа мысли, которая часто приводит в конечном итоге к третьей стадии – внезапному озарению и получению требуемого ответа. При этом необходимо иметь в виду, что стадия инкубации не возникает сама собой. Для того, чтобы запустить машину бессознательного необходима настойчивая интенсивная работа в ходе подготовительной стадии.
3) Выполнение контрольных работ, как следует из всего вышесказанного, ни в коем случае нельзя откладывать на последний вечер (именно так, к сожалению, часто поступают студенты). В этом случае заведомо не могут быть даны ответы на наиболее сложные, а значит и наиболее содержательные и интересные вопросы. Над заданными «на дом» контрольными работами надо начинать думать как можно раньше, создавая условия для реализации стадии инкубации.
Прежде чем приступить к написанию текста контрольной работы, студент должен сначала познакомиться с литературой по избранной теме. Лучше всего это сделать путем изучения материала, изложенного в учебных пособиях, справочных изданиях и рекомендованной литературе. Систематизация материала, как результат работы над источниками, его анализ и подготовка текста ответа на предложенные вопросы представляет собой своеобразный отчет о самостоятельной работе.
Следует иметь в виду, что рекомендованная литература – это не самоцель для преподавателя, а необходимый научный аппарат для студента, который можно использовать в качестве учебного текста, обосновывающего выводы и личностную позицию.
Отдельные студенты рассматривают контрольную работу как формальный акт, выполняют ее наспех, без соблюдения вышеизложенных требований. В подобных работах нет, как правило, ссылок на изученную литературу, отсутствуют выводы, не выделено главное, не приводится список использованных источников и т.д. Такие работы при рецензировании, разумеется, оцениваются отрицательно.
Текст первичного варианта контрольной работы обычно пишется с одной стороны тетрадного листа (вторая страница является рабочей) с оставлением широких полей (не менее 3 см), что позволит преподавателю при необходимости сделать на них пометки и замечания.
Содержание контрольной работы должно соответствовать поставленным вопросам, раскрывать их логично и последовательно.
Выполненную контрольную работу необходимо тщательно отредактировать: выверить цитаты, формулы, цифровые данные, сверить ссылки на источники, исправить ошибки, стилистические погрешности, устранить повторения и т.п., строго соблюдая соответствующие правила оформления контрольной работы.
Присланная контрольная работа рецензируется преподавателем кафедры. Если рецензия оказывается отрицательной и выполненная контрольная работа не зачитывается, то она пишется повторно. Приступая к повторному выполнению работы, студент должен внимательно изучить рецензию, хорошо продумать содержащиеся в ней замечания и в обязательном порядке устранить все указанные недостатки. Кроме того, следует еще раз ознакомиться с методическими советами, содержащимися в настоящем пособии.
Повторную работу надо выполнить в той же тетради (если есть место) или в новой тетради с надписью на обложке «Повторная» и вместе с незачтенной работой и рецензией направить снова в университет.
Если контрольная работа получила в целом положительную оценку (зачет), но в ней есть отдельные недочеты (указанные в рецензии в тетради), то на рабочей странице в той же тетради нужно сделать соответствующие исправления и дополнения (после записи «Работа над ошибками»).
Зачтенные работы представляются на экзамен по курсу «Концепции современного естествознания» и возврату не подлежат.
Студент допускается к экзамену по курсу «Концепции современного естествознания» лишь при условии своевременного выполнения контрольных работ и получения на них положительных рецензий. 3 Оформление контрольной работы Среди поступающих на рецензирование контрольных работ, в том числе хороших по содержанию, не так уж часто встречаются такие, оформление которых полностью соответствует нормативным требованиям. Объясняется это тем, что не все студенты знакомы с правилами оформления контрольных работ или не полностью соблюдают их. А это, в свою очередь, неизбежно приводит к дополнительной работе после ее рецензирования преподавателем.
Студент факультета дистанционного обучения, получающий высшее образование, должен не только владеть культурой письма, но и уметь пользоваться научным аппаратом, правильно оформлять письменную работу.
Контрольная работа или реферат пишутся в обычной школьной тетради, имеющей широкие (не менее 3 см) поля для замечаний рецензента. Первая страница тетради является заглавной (титульной). На ней указывается название вуза, кафедры, дисциплины, номер варианта (тема реферата, если выполняется реферат), полностью фамилия, имя и отчество студента, курс, группа, номер зачетной книжки, дата выполнения контрольной работы (см. образец – приложения 1, 2).
Укажем некоторые основные правила оформления контрольных работ по курсу «Концепции современного естествознания».
1) Текст контрольной работы пишется с одной стороны тетрадного листа (желательно на развороте с левой стороны) с оставлением широких полей для замечаний рецензента.
2) Вторая страница является рабочей (на ней осуществляется работа над ошибками).
3) Пишется первый вопрос контрольной работы (полностью), и затем с красной строки дается на него ответ.
4) Ответ на следующий вопрос дается на новой странице.
5) Переход от одного вопроса варианта к другому в тексте контрольной работы выделяется соответствующей цифрой.
6) Не допускается замена вопросов контрольной работы другими.
7) Следует придерживаться той последовательности ответов на вопросы, в какой они даны в задании, строго сохраняя при этом нумерацию вопросов.
8) Страницы контрольной работы нумеруются.
9) В конце работы приводится список используемой литературы (в соответствии с ГОСТом указывается автор, название, издательство, год издания, количество страниц), ставится дата окончания работы и подпись.
10) Ссылки на литературу располагаются в порядке их появления в тексте.
Контрольная работа должна иметь хороший внешний вид. Писать ее надо грамотно и аккуратно, разборчивым почерком и без помарок. Титульный лист оформляется чертежным шрифтом. Рисунки выполняются карандашом и должны иметь нумерацию. Пронумерованы должны быть так же формулы и таблицы. Сокращать слова в тексте запрещается. Перед отправкой на рецензирование работу целесообразно прочитать и устранить замеченные ошибки и описки.
4 Варианты заданий для контрольной работы №1
«Основы современного естествознания» Вопросы, рассматриваемые в данной контрольной работе, отражают содержание курса «Концепции современного естествознания» в целом. Рекомендованные вопросы для самостоятельной работы и ссылки на литературу представлены в соответствующих разделах рабочей программы.
Ответы на поставленные вопросы не должны быть интерпретацией проблемы или компиляцией фрагментов статей и книг. Тем не менее они должны обладать всеми чертами квалифицированного ответа, изложенного в письменной форме, кратко и по существу. Это позволит сформировать у обучающихся умение работать с книгой, первоисточником, библиотечным каталогом. Кроме этого студент научится сопоставлять различные точки зрения, анализировать, обобщать, последовательно и логично излагать материал. Вариант 1 1. Что такое материя?
2. Сущность научного метода познания природы.
3. Натурфилософия.
4. Первичное и вторичное космическое изучение.
5. Философское значение законов сохранения в современном естествознании.
6. Определение категорий симметрии и асимметрии. Принцип диалектического единства симметрии и асимметрии.
7. Важнейшие классы и номенклатура неорганических веществ.
8. Предмет биохимии. В чем отличие живого от неживого. Вариант 2 1. Формы материи.
2. Основные способы проверки познанных законов природы.
3. Неорганическая химия.
4. Элементарные частицы. Мюоны.
5. Основные законы сохранения в природе.
6. Что такое симметрия. Операции симметрии.
7. Общая характеристика органических веществ. Классификация органических веществ.
8. Структура живых организмов. Строение клетки. Вариант 3 1. Два вида материи: поле и вещество.
2. Цель научного метода познания природы.
3. Органическая химия.
4. Элементарные частицы. Мезоны.
5. Закон сохранения массы.
6. Операция симметрии: перенос в пространстве.
7. Понятие системы в химии. Гомогенные и гетерогенные системы.
8. Аминокислоты. Правые и левые формы аминокислот. Незаменимые аминокислоты. Вариант 4 1. Материя и вещество.
2. Основные воззрения классической физики.
3. Взаимосвязь между физикой и химией.
4. Элементарные частицы. Гипероны.
5. Релятивистская масса, релятивистский импульс.
6. Операция симметрии: перемещение во времени.
7. Предмет химии. Вещества и их изменение. Значение химии в народном хозяйстве.
8. Структура белков, денатурация белков. Вариант 5 1. Что такое движение?
2.Сущность атомной гипотезы.
3. Физика и биология.
4. Элементарные частицы. Лептоны.
5. Работа, мощность, энергия. Работа силы.
6. Операция симметрии: поворот на фиксированный угол.
7. История развития химии. Три направления алхимии.
8. Ферменты. Механизм каталитического действия ферментов.
Вариант 6 1. Формы движения.
2. Силы взаимодействия в классической механике.
3. Проблемы биологии.
4. Элементарные частицы. Адроны.
5. Консервативные и неконсервативные силы.
6. Операция симметрии: движение по прямой с постоянной скоростью (преобразования Лоренца).
7. История развития органической химии.
8. Сложные белки. Коферменты. Ингибиторы ферментов. Вариант 7 1. Материальное единство мира и единство научного знания.
2. Сущность классической электродинамики.
3. Клетка как основная структурная единица живых организмов.
4. Элементарные частицы. «Резонансы».
5. Кинетическая и потенциальная энергия.
6. Операция симметрии: обращение времени.
7. Масса и вес. Вещество и растворы.
8. Полисахариды. Фотосинтез и АТФ. Вариант 8 1. Материя и формы ее существования.
2. Проблемы классической физики.
3. Значение химии в изучении природы и развитии техники. Описательная и теоретическая химия.
4. Изотопические мультиплеты.
5. Формы энергии.
6. Операция симметрии: отражение пространства.
7. Понятие фазы в химии. Химический элемент и химическое соединение.
8. Жиры. Жиры как пищевые продукты. Калорийность пищи. Вариант 9 1. Философия материализма.
2. Основные законы классической механики.
3. Биохимия и медицина.
4. Изотопический спин.
5. Закон сохранения энергии.
6. Операция симметрии: перестановка одинаковых атомов или одинаковых частиц.
7. Физические и химические свойства веществ.
8. Липиды. Вариант 10 1. Философия идеализма.
2. Основные воззрения квантовой физики.
3. Обмен веществ как основное свойство живой материи.
4. Частицы и античастицы.
5. Однородность времени и закон сохранения энергии.
6. Операция симметрии: замена вещества антивеществом (зарядовое сопряжение).
7. Химические реакции.
8. Витамины. Вариант 11 1. Основной вопрос философии.
2. Сущность квантовой механики.
3. Процессы, протекающие в клетках живых организмов.
4. Принцип зарядового сопряжения.
5. Закон взаимосвязи массы и энергии.
6. Операция симметрии: изменение квантово механической фазы.
7. Твердые тела, жидкости и газы.
8. Содержание витаминов и минеральных веществ в пище. Вариант 12 1. Материя и движение.
2. Квантово-волновая двойственность света.
3. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК).
4. Странность элементарных частиц.
5. Дефект массы, энергия связи.
6. Симметрия и законы сохранения.
7. Простые и сложные вещества.
8. Гормоны. Вариант 13 1. Пространство и время.
2. Основные особенности теории относительности.
3. Физика и астрономия.
4. Четность элементарных частиц.
5. Закон сохранения импульса.
6. Зеркальное отражение. Нарушения закона симметрии при отражении.
7. Оксиды и гидроксиды.
8. Две стороны обмена веществ - ассимиляция и диссимиляция. Вариант 14 1. Прерывность и непрерывность в классической физике.
2. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
3. Состав звезд.
4. Спиральность элементарных частиц.
5. Однородность пространства и закон сохранения импульса.
6. Полярный и аксиальный векторы.
7. Кислоты. Основания. Соли.
8. Взаимосвязь процессов обмена веществ. Вариант 15 1. Прерывность и непрерывность в современной физике.
2. Сущность квантовой электродинамики.
3. Источник энергии звезд.
4. Лептонный заряд (число).
5. Закон сохранения момента импульса.
6. Антивещество.
7. Кислородсодержащие органические соединения.
8. Природные токсиканты и загрязнители. Вариант 16 1. Проблема происхождения Вселенной.
2. Состав атома и атомного ядра.
3. Физика и геология.
4. Барионный заряд (число).
5. Вращательное и круговое движение. Момент импульса.
6. Нарушенная симметрия.
7. Азотсодержащие органические соединения.
8. Значение обмена веществ в приспособлении организма к условиям существования. Вариант 17 1. Космология и космогония.
2. Типы фундаментальных физических взаимодействий.
3. Современные представления о строении Земли.
4. Кварки.
5. Изотопность пространства и закон сохранения момента импульса.
6. Категории симметрии и асимметрии в истории науки.
7. Элементорганические соединения.
8. Методы изучения обмена веществ. Вариант 18 1. Теория «Большого взрыва».
2. Сильное взаимодействие.
3. Физика и психология.
4. Переносчики взаимодействий.
5. Закон сохранения электрического заряда.
6. Симметрия и асимметрия в живой и неживой природе.
7. Органические соединения с повторяющимися одинаковыми функциями.
8. Связь между обменом углеводов, липидов и белков. Вариант 19 1. Теория «Великого объединения».
2. Слабое взаимодействие.
3. Центральная проблема психологии.
4. Квантовая характеристика - «цвет».
5. Закон сохранения числа барионов.
6. Взаимосвязь категорий симметрии и асимметрии с категорией закона.
7. Органические соединения со смешанными функциями.
8. Общность промежуточных продуктов обмена углеводов, липидов и белков. Вариант 20 1. Суперсимметрия.
2. Электромагнитное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие.
3. Вопрос истории естествознания.
4. Квантовая характеристика – «очарование».
5. Закон сохранения числа лептонов.
6. Симметрия и развитие.
7. Органическая химия в современном мире.
8. Освобождение энергии, получаемой организмом посредством обмена веществ. Литература: /1-12/. 5 Варианты заданий для контрольной работы №2
(реферат) «Современная наука о природе» Контрольная работа №2 оформляется в виде реферата. Реферат – это самостоятельное раскрытие в письменной форме одной из проблем курса «Концепции современного естествознания» на основе сведений, полученных при самостоятельном изучении материалов учебных и справочных изданий, научных статей, брошюр и монографий.
Подготовка реферата – это форма обучения, которая служит для контроля текущей работы студентов и преследует следующие цели:
а) развитие у студентов навыков самостоятельной работы со специальной литературой и умения грамотно решать поставленные перед ними задачи;
б) обучение основным приемам познавательного процесса – анализу и синтезу, индукции и дедукции;
в) обучение приемам и методам правильного построения материала, отражающего существо поставленной цели;
г) формирование у обучающихся умения сопоставлять различные точки зрения, последовательно и логично излагать свои взгляды на проблему.
Вопросы, рассматриваемые в реферате, рассчитаны на углубленное изучение той или иной проблемы курса «Концепции современного естествознания», но ответы по ним не должны быть интерпретацией проблемы или компиляцией фрагментов статей и книг. Реферат должен обладать всеми чертами квалифицированного отчета по поставленной проблеме, изложенного в письменной форме, кратко и по существу.
Реферат должен содержать следующие части: введение, основную часть, заключение, список используемой литературы.
Основная часть по мере необходимости может быть разбита на разделы и подразделы.
Темы рефератов, примеры их содержания и рекомендуемая литература приводятся ниже. Вариант 1
|