Университет





Скачать 343.18 Kb.
НазваниеУниверситет
страница1/3
Дата публикации28.02.2015
Размер343.18 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Физика > Методическая разработка
  1   2   3



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

университет

Факультет Дистанционного Обучения

УНИВЕРСИТЕТ

методические указания

и варианты заданий для контрольных работ
по курсу


"КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ"

Печатается по решению редакционно-

издательского совета ОрелГТУ

ОРЕЛ 1999

Составитель: доцент, канд.техн.наук,

кафедра химии К.Ю.Фроленков
Рецензент: доцент, канд. физ.-мат. наук,

кафедра физики В.Н.Преснецов


Методическая разработка содержит методические рекомендации и варианты заданий для контрольных работ. Она предназначена для студентов экономических специальностей дистанционной (заочной) формы обучения при изучении курса «Концепции современного естествознания».

Редактор Т.Д.Васильева

Инженер по макетированию и вёрстке М.С.Ветрова

Подписано к печати 11.11.99 г. Формат 6084 1/16.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,1. Тираж 100 экз. Заказ №

Отпечатано с готового оригинал-макета

на полиграфической базе ОрелГТУ.

г. Орёл, ул. Московская, 65.

 ОрелГТУ, 1999

 Фроленков К.Ю.,1999

Орёл 1999

Содержание


Стр.
1 Введение 4

2 Методические указания 5

3 Оформление контрольной работы 8

4 Варианты заданий для контрольной работы №1 10

5 Варианты заданий для контрольной работы №2 16

Литература 28

Приложение 1 33

Приложение 2 34

1 Введение
Важнейшей итоговой формой проверки знаний по курсу «Концепции современного естествознания» слушателей факультета дистанционного обучения ОрелГТУ закономерно считается подготовка и написание контрольных работ как способа выявления глубины усвоения теоретического материала и одновременно реального механизма решения практических задач. Умение решать конкретные практические задачи – это одна из главных целей обучения вообще и курса «Концепции современного естествознания» в частности. Это умение должно рассматриваться в качестве основного критерия, который позволяет судить о том, насколько студент владеет материалом курса и насколько он его понимает.

Методические указания к выполнению контрольных работ по курсу «Концепции современного естествознания» посвящены как консультативным рекомендациям в отношении методологии содержания и методики их написания, так и нормативным требованиям к их оформлению. Следует помнить, что контрольная работа должна отражать не только знание теоретического материала, но и индивидуальность автора. Исходя из этого, рекомендации в отношении научного содержания контрольной работы следует воспринимать как консультативные, в то же время сведения об организации подготовки работы и правилах ее оформления носят обязательный, нормативный характер. Это, прежде всего, касается структуры работы и правильности ее оформления.

Вместе с тем, контрольная работа кроме проверки степени усвоения обучающимися изучаемого материала имеет цели:

а) развитие навыков самостоятельного мышления, творческой работы;

б) научить студентов обстоятельно разбираться в научной и научно-публицистической литературе;

в) помочь студентам выйти на уровень самоконтроля в овладении знаниями.

При оценке качества работы преподаватель выявляет, в какой помощи нуждается студент, и дает рекомендации для подготовки к экзамену.

Опыт свидетельствует, что только грамотно, добросовестно и самостоятельно выполненная контрольная работа оказывается полезной как для изучения студентом курса «Концепции современного естествознания», подготовки и успешной сдачи экзамена, так и для повышения общего интеллектуального уровня и квалифицированной профессиональной деятельности.
2 Методические указания
Основной формой учебной работы студентов в условиях дистанционного обучения является самостоятельная работа над учебным материалом. Поэтому каждый студент с самого начала занятий должен выработать для себя рациональную систему работы над курсом, постоянно занимаясь самоконтролем. В противном случае усвоение и практическое использование учебного материала будет затруднено. Иными словами, чрезвычайно важны систематические занятия. Работа урывками не приносит положительных результатов.

При изучении материала курса по учебникам полезно вести конспект, в котором рекомендуется записывать основные понятия, определения, термины, формулировки законов, формулы и т.п. На полях следует отмечать вопросы, по которым требуется консультация преподавателя. Записи в конспекте должны быть сделаны чисто, аккуратно и расположены в определенном порядке.

Кстати говоря, у «писания рукой» есть еще несколько плюсов. Известно, что дольше всего человек помнит то, на запоминание чего он потратил больше времени. А что может быть более медленным, чем выписывание формулы или формулировки закона на листе бумаги? Кроме того, чтобы написать предложение, нужно правильно связать в нем слова, что опять-таки невозможно сделать без понимания того, о чем пишешь.

Работа над конспектом является главной составляющей того, что называется самостоятельной работой. Постоянное пользование конспектом способствует запоминанию учебного материала и дает возможность отвечать на поставленные вопросы, не обращаясь к учебным пособиям.

Если материал учебного пособия не дает ответа на возникший вопрос, то следует обратиться за консультацией к преподавателю. В своих запросах студент точно должен указывать, в чем он испытывает затруднения. В случае, если он не разобрался в теоретических вопросах по учебнику, то нужно указать автора учебника, название учебника, издательство, год издания, страницу, где рассмотрен непонятный вопрос, и что именно вызывает затруднение. Лишь в этом случае преподаватель сможет оказать помощь.

В соответствии с учебным планом и рабочей программой по курсу «Концепции современного естествознания» каждый студент дистанционной формы обучения должен выполнить две домашние контрольные работы (вторая контрольная работа оформляется в виде реферата).

Контрольные работы выполняются по индивидуальным вариантам, выдаваемым каждому студенту преподавателем. Сроки представления домашних контрольных работ на проверку указаны в индивидуальном графике студента. Однако эти сроки являются крайними. Чтобы работа была своевременно прорецензирована, а при необходимости доработана и сдана повторно, ее надлежит представить значительно раньше указанного срока. Контрольная работа не зачитывается, если ее вариант не соответствует выданному студенту.

При подготовке к выполнению контрольных работ необходимо помнить следующее.

1) Выполнение контрольных работ принесет наибольшую пользу, если выполнять их самостоятельно. Сделать это часто бывает нелегко и не всегда удается. Но даже не увенчавшиеся успехом попытки найти ответы на поставленные вопросы, если они предпринимались достаточно настойчиво, приносят ощутимую пользу, так как развивают мышление, укрепляют волю и приучают к трудолюбию.

2) Не следует смущаться, когда ответы на некоторые вопросы не возникают с ходу. Достоверно установлено, что процесс творчества протекает по следующей схеме. Сначала идет подготовительная стадия, в ходе которой человек настойчиво ищет решение проблемы. Если решение найти не удается и проблема оставлена, наступает вторая стадия - стадия инкубации: человек не думает о проблеме и занимается другими вопросами. Однако в подсознании продолжается скрытая работа мысли, которая часто приводит в конечном итоге к третьей стадии – внезапному озарению и получению требуемого ответа. При этом необходимо иметь в виду, что стадия инкубации не возникает сама собой. Для того, чтобы запустить машину бессознательного необходима настойчивая интенсивная работа в ходе подготовительной стадии.

3) Выполнение контрольных работ, как следует из всего вышесказанного, ни в коем случае нельзя откладывать на последний вечер (именно так, к сожалению, часто поступают студенты). В этом случае заведомо не могут быть даны ответы на наиболее сложные, а значит и наиболее содержательные и интересные вопросы. Над заданными «на дом» контрольными работами надо начинать думать как можно раньше, создавая условия для реализации стадии инкубации.

Прежде чем приступить к написанию текста контрольной работы, студент должен сначала познакомиться с литературой по избранной теме. Лучше всего это сделать путем изучения материала, изложенного в учебных пособиях, справочных изданиях и рекомендованной литературе. Систематизация материала, как результат работы над источниками, его анализ и подготовка текста ответа на предложенные вопросы представляет собой своеобразный отчет о самостоятельной работе.

Следует иметь в виду, что рекомендованная литература – это не самоцель для преподавателя, а необходимый научный аппарат для студента, который можно использовать в качестве учебного текста, обосновывающего выводы и личностную позицию.

Отдельные студенты рассматривают контрольную работу как формальный акт, выполняют ее наспех, без соблюдения вышеизложенных требований. В подобных работах нет, как правило, ссылок на изученную литературу, отсутствуют выводы, не выделено главное, не приводится список использованных источников и т.д. Такие работы при рецензировании, разумеется, оцениваются отрицательно.

Текст первичного варианта контрольной работы обычно пишется с одной стороны тетрадного листа (вторая страница является рабочей) с оставлением широких полей (не менее 3 см), что позволит преподавателю при необходимости сделать на них пометки и замечания.

Содержание контрольной работы должно соответствовать поставленным вопросам, раскрывать их логично и последовательно.

Выполненную контрольную работу необходимо тщательно отредактировать: выверить цитаты, формулы, цифровые данные, сверить ссылки на источники, исправить ошибки, стилистические погрешности, устранить повторения и т.п., строго соблюдая соответствующие правила оформления контрольной работы.

Присланная контрольная работа рецензируется преподавателем кафедры. Если рецензия оказывается отрицательной и выполненная контрольная работа не зачитывается, то она пишется повторно. Приступая к повторному выполнению работы, студент должен внимательно изучить рецензию, хорошо продумать содержащиеся в ней замечания и в обязательном порядке устранить все указанные недостатки. Кроме того, следует еще раз ознакомиться с методическими советами, содержащимися в настоящем пособии.

Повторную работу надо выполнить в той же тетради (если есть место) или в новой тетради с надписью на обложке «Повторная» и вместе с незачтенной работой и рецензией направить снова в университет.

Если контрольная работа получила в целом положительную оценку (зачет), но в ней есть отдельные недочеты (указанные в рецензии в тетради), то на рабочей странице в той же тетради нужно сделать соответствующие исправления и дополнения (после записи «Работа над ошибками»).

Зачтенные работы представляются на экзамен по курсу «Концепции современного естествознания» и возврату не подлежат.

Студент допускается к экзамену по курсу «Концепции современного естествознания» лишь при условии своевременного выполнения контрольных работ и получения на них положительных рецензий.
3 Оформление контрольной работы
Среди поступающих на рецензирование контрольных работ, в том числе хороших по содержанию, не так уж часто встречаются такие, оформление которых полностью соответствует нормативным требованиям. Объясняется это тем, что не все студенты знакомы с правилами оформления контрольных работ или не полностью соблюдают их. А это, в свою очередь, неизбежно приводит к дополнительной работе после ее рецензирования преподавателем.

Студент факультета дистанционного обучения, получающий высшее образование, должен не только владеть культурой письма, но и уметь пользоваться научным аппаратом, правильно оформлять письменную работу.

Контрольная работа или реферат пишутся в обычной школьной тетради, имеющей широкие (не менее 3 см) поля для замечаний рецензента. Первая страница тетради является заглавной (титульной). На ней указывается название вуза, кафедры, дисциплины, номер варианта (тема реферата, если выполняется реферат), полностью фамилия, имя и отчество студента, курс, группа, номер зачетной книжки, дата выполнения контрольной работы (см. образец – приложения 1, 2).

Укажем некоторые основные правила оформления контрольных работ по курсу «Концепции современного естествознания».

1) Текст контрольной работы пишется с одной стороны тетрадного листа (желательно на развороте с левой стороны) с оставлением широких полей для замечаний рецензента.

2) Вторая страница является рабочей (на ней осуществляется работа над ошибками).

3) Пишется первый вопрос контрольной работы (полностью), и затем с красной строки дается на него ответ.

4) Ответ на следующий вопрос дается на новой странице.

5) Переход от одного вопроса варианта к другому в тексте контрольной работы выделяется соответствующей цифрой.

6) Не допускается замена вопросов контрольной работы другими.

7) Следует придерживаться той последовательности ответов на вопросы, в какой они даны в задании, строго сохраняя при этом нумерацию вопросов.

8) Страницы контрольной работы нумеруются.

9) В конце работы приводится список используемой литературы (в соответствии с ГОСТом указывается автор, название, издательство, год издания, количество страниц), ставится дата окончания работы и подпись.

10) Ссылки на литературу располагаются в порядке их появления в тексте.

Контрольная работа должна иметь хороший внешний вид. Писать ее надо грамотно и аккуратно, разборчивым почерком и без помарок. Титульный лист оформляется чертежным шрифтом. Рисунки выполняются карандашом и должны иметь нумерацию. Пронумерованы должны быть так же формулы и таблицы. Сокращать слова в тексте запрещается. Перед отправкой на рецензирование работу целесообразно прочитать и устранить замеченные ошибки и описки.


4 Варианты заданий для контрольной работы №1

«Основы современного естествознания»
Вопросы, рассматриваемые в данной контрольной работе, отражают содержание курса «Концепции современного естествознания» в целом. Рекомендованные вопросы для самостоятельной работы и ссылки на литературу представлены в соответствующих разделах рабочей программы.

Ответы на поставленные вопросы не должны быть интерпретацией проблемы или компиляцией фрагментов статей и книг. Тем не менее они должны обладать всеми чертами квалифицированного ответа, изложенного в письменной форме, кратко и по существу. Это позволит сформировать у обучающихся умение работать с книгой, первоисточником, библиотечным каталогом. Кроме этого студент научится сопоставлять различные точки зрения, анализировать, обобщать, последовательно и логично излагать материал.
Вариант 1
1. Что такое материя?

2. Сущность научного метода познания природы.

3. Натурфилософия.

4. Первичное и вторичное космическое изучение.

5. Философское значение законов сохранения в современном естествознании.

6. Определение категорий симметрии и асимметрии. Принцип диалектического единства симметрии и асимметрии.

7. Важнейшие классы и номенклатура неорганических веществ.

8. Предмет биохимии. В чем отличие живого от неживого.
Вариант 2
1. Формы материи.

2. Основные способы проверки познанных законов природы.

3. Неорганическая химия.

4. Элементарные частицы. Мюоны.

5. Основные законы сохранения в природе.

6. Что такое симметрия. Операции симметрии.

7. Общая характеристика органических веществ. Классификация органических веществ.

8. Структура живых организмов. Строение клетки.
Вариант 3
1. Два вида материи: поле и вещество.

2. Цель научного метода познания природы.

3. Органическая химия.

4. Элементарные частицы. Мезоны.

5. Закон сохранения массы.

6. Операция симметрии: перенос в пространстве.

7. Понятие системы в химии. Гомогенные и гетерогенные системы.

8. Аминокислоты. Правые и левые формы аминокислот. Незаменимые аминокислоты.
Вариант 4
1. Материя и вещество.

2. Основные воззрения классической физики.

3. Взаимосвязь между физикой и химией.

4. Элементарные частицы. Гипероны.

5. Релятивистская масса, релятивистский импульс.

6. Операция симметрии: перемещение во времени.

7. Предмет химии. Вещества и их изменение. Значение химии в народном хозяйстве.

8. Структура белков, денатурация белков.
Вариант 5
1. Что такое движение?

2.Сущность атомной гипотезы.

3. Физика и биология.

4. Элементарные частицы. Лептоны.

5. Работа, мощность, энергия. Работа силы.

6. Операция симметрии: поворот на фиксированный угол.

7. История развития химии. Три направления алхимии.

8. Ферменты. Механизм каталитического действия ферментов.


Вариант 6
1. Формы движения.

2. Силы взаимодействия в классической механике.

3. Проблемы биологии.

4. Элементарные частицы. Адроны.

5. Консервативные и неконсервативные силы.

6. Операция симметрии: движение по прямой с постоянной скоростью (преобразования Лоренца).

7. История развития органической химии.

8. Сложные белки. Коферменты. Ингибиторы ферментов.
Вариант 7
1. Материальное единство мира и единство научного знания.

2. Сущность классической электродинамики.

3. Клетка как основная структурная единица живых организмов.

4. Элементарные частицы. «Резонансы».

5. Кинетическая и потенциальная энергия.

6. Операция симметрии: обращение времени.

7. Масса и вес. Вещество и растворы.

8. Полисахариды. Фотосинтез и АТФ.
Вариант 8
1. Материя и формы ее существования.

2. Проблемы классической физики.

3. Значение химии в изучении природы и развитии техники. Описательная и теоретическая химия.

4. Изотопические мультиплеты.

5. Формы энергии.

6. Операция симметрии: отражение пространства.

7. Понятие фазы в химии. Химический элемент и химическое соединение.

8. Жиры. Жиры как пищевые продукты. Калорийность пищи.
Вариант 9
1. Философия материализма.

2. Основные законы классической механики.

3. Биохимия и медицина.

4. Изотопический спин.

5. Закон сохранения энергии.

6. Операция симметрии: перестановка одинаковых атомов или одинаковых частиц.

7. Физические и химические свойства веществ.

8. Липиды.
Вариант 10
1. Философия идеализма.

2. Основные воззрения квантовой физики.

3. Обмен веществ как основное свойство живой материи.

4. Частицы и античастицы.

5. Однородность времени и закон сохранения энергии.

6. Операция симметрии: замена вещества антивеществом (зарядовое сопряжение).

7. Химические реакции.

8. Витамины.
Вариант 11
1. Основной вопрос философии.

2. Сущность квантовой механики.

3. Процессы, протекающие в клетках живых организмов.

4. Принцип зарядового сопряжения.

5. Закон взаимосвязи массы и энергии.

6. Операция симметрии: изменение квантово механической фазы.

7. Твердые тела, жидкости и газы.

8. Содержание витаминов и минеральных веществ в пище.
Вариант 12
1. Материя и движение.

2. Квантово-волновая двойственность света.

3. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК).

4. Странность элементарных частиц.

5. Дефект массы, энергия связи.

6. Симметрия и законы сохранения.

7. Простые и сложные вещества.

8. Гормоны.
Вариант 13
1. Пространство и время.

2. Основные особенности теории относительности.

3. Физика и астрономия.

4. Четность элементарных частиц.

5. Закон сохранения импульса.

6. Зеркальное отражение. Нарушения закона симметрии при отражении.

7. Оксиды и гидроксиды.

8. Две стороны обмена веществ - ассимиляция и диссимиляция.
Вариант 14
1. Прерывность и непрерывность в классической физике.

2. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

3. Состав звезд.

4. Спиральность элементарных частиц.

5. Однородность пространства и закон сохранения импульса.

6. Полярный и аксиальный векторы.

7. Кислоты. Основания. Соли.

8. Взаимосвязь процессов обмена веществ.
Вариант 15
1. Прерывность и непрерывность в современной физике.

2. Сущность квантовой электродинамики.

3. Источник энергии звезд.

4. Лептонный заряд (число).

5. Закон сохранения момента импульса.

6. Антивещество.

7. Кислородсодержащие органические соединения.

8. Природные токсиканты и загрязнители.
Вариант 16
1. Проблема происхождения Вселенной.

2. Состав атома и атомного ядра.

3. Физика и геология.

4. Барионный заряд (число).

5. Вращательное и круговое движение. Момент импульса.

6. Нарушенная симметрия.

7. Азотсодержащие органические соединения.

8. Значение обмена веществ в приспособлении организма к условиям существования.
Вариант 17
1. Космология и космогония.

2. Типы фундаментальных физических взаимодействий.

3. Современные представления о строении Земли.

4. Кварки.

5. Изотопность пространства и закон сохранения момента импульса.

6. Категории симметрии и асимметрии в истории науки.

7. Элементорганические соединения.

8. Методы изучения обмена веществ.
Вариант 18
1. Теория «Большого взрыва».

2. Сильное взаимодействие.

3. Физика и психология.

4. Переносчики взаимодействий.

5. Закон сохранения электрического заряда.

6. Симметрия и асимметрия в живой и неживой природе.

7. Органические соединения с повторяющимися одинаковыми функциями.

8. Связь между обменом углеводов, липидов и белков.
Вариант 19
1. Теория «Великого объединения».

2. Слабое взаимодействие.

3. Центральная проблема психологии.

4. Квантовая характеристика - «цвет».

5. Закон сохранения числа барионов.

6. Взаимосвязь категорий симметрии и асимметрии с категорией закона.

7. Органические соединения со смешанными функциями.

8. Общность промежуточных продуктов обмена углеводов, липидов и белков.
Вариант 20
1. Суперсимметрия.

2. Электромагнитное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие.

3. Вопрос истории естествознания.

4. Квантовая характеристика – «очарование».

5. Закон сохранения числа лептонов.

6. Симметрия и развитие.

7. Органическая химия в современном мире.

8. Освобождение энергии, получаемой организмом посредством обмена веществ.
Литература: /1-12/.
5 Варианты заданий для контрольной работы №2

(реферат) «Современная наука о природе»
Контрольная работа №2 оформляется в виде реферата. Реферат – это самостоятельное раскрытие в письменной форме одной из проблем курса «Концепции современного естествознания» на основе сведений, полученных при самостоятельном изучении материалов учебных и справочных изданий, научных статей, брошюр и монографий.

Подготовка реферата – это форма обучения, которая служит для контроля текущей работы студентов и преследует следующие цели:

а) развитие у студентов навыков самостоятельной работы со специальной литературой и умения грамотно решать поставленные перед ними задачи;

б) обучение основным приемам познавательного процесса – анализу и синтезу, индукции и дедукции;

в) обучение приемам и методам правильного построения материала, отражающего существо поставленной цели;

г) формирование у обучающихся умения сопоставлять различные точки зрения, последовательно и логично излагать свои взгляды на проблему.

Вопросы, рассматриваемые в реферате, рассчитаны на углубленное изучение той или иной проблемы курса «Концепции современного естествознания», но ответы по ним не должны быть интерпретацией проблемы или компиляцией фрагментов статей и книг. Реферат должен обладать всеми чертами квалифицированного отчета по поставленной проблеме, изложенного в письменной форме, кратко и по существу.

Реферат должен содержать следующие части: введение, основную часть, заключение, список используемой литературы.

Основная часть по мере необходимости может быть разбита на разделы и подразделы.

Темы рефератов, примеры их содержания и рекомендуемая литература приводятся ниже.
Вариант 1

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Университет: Владимирский государственный педагогический университет (реструктуризирован в 2012 г. Владимирский государственный университет...
Университет iconМосковский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Краева К. В. К вопросу о специфике экзаменационного стресса у студентов // Вестник Университета. Государственный университет управления...
Университет icon«Управление проектами в туризме»
«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет)
Университет iconУниверситет Опыт «языкового погружения»
Кулдкепп Ирина Анатольевна (г. Тарту, Эстония), докторант, Тартуский Университет
Университет iconОтчет о реализации программы развития
Фгбоу впо «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
Университет icon«Информатика и программирование» для студентов специальности
«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет)
Университет iconПрограмма дисциплины «Основы территориального планирования и управления в регионах»
«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет)
Университет iconOxford University Press
Доступ имеют организации дво ран, Дальневосточный государственный технический университет, Владивостокский университет экономики...
Университет iconСанкт-Петербургский государственный морской технический университет...
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...
Университет iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (далее по тексту – Университет)
Университет iconМетодика физической подготовки девочек 7-8 лет, занимающихся фитнес-аэробикой
...
Университет iconСк но пвд 03 123 2011
«Московский государственный строительный университет» (далее мгсу или Университет), содержит основные сведения по составлению документации,...
Университет iconНир научно-исследовательская работа
Университет – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный...
Университет iconОбразовательная программа «школьный университет»
Котова А. В. Юный дизайнер : Учебная программа. — Томск : ноу «Открытый молодёжный университет», 2012. — 14 с
Университет iconДальневосточный государственный университет открытый университет двгу
М 79 Мониторинг развития системы образования. Часть Практические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного...
Университет iconФгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
Правила приема в Государственный университет – Высшую школу экономики в 2010 году


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск