Скачать 29.74 Kb.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………………… §1. Мысленный эксперимент……………………………………………….. §2. Мысленный эксперимент в механике………………………………….. §3. Мысленный эксперимент в квантовой физике и термодинамике……. Заключение…………………………………………………………………… Список использованной литературы……………………………………….. ВВЕДЕНИЕ Мысленный эксперимент как метод научного познания заключается в получении нового или проверке имеющегося знания путем создания объектов и управления ими в искусственно условно задаваемых ситуациях. Практически не используемый в обучении мысленный эксперимент довольно часто применяется для доказательства или опровержения наиболее значимых с точки зрения науки идей, таких как: проблема движения в апории1 Зенона, противоречие второго закона термодинамики (так называемый казус Демона Максвелла). Даже само «создание теории относительности и квантовой механики были бы невозможны без использования мысленных экспериментов»2. «Современная философия и все науки, сильно обеднели бы без мысленных экспериментов»3. История развития физики показывает, что в античные времена и средневековье в условиях развития экспериментальной науки того времени мысленный эксперимент являлся основным методом исследования. Сегодня можно сказать с уверенностью, что основоположником применения данного метода был Аристотель. Хотя этот великий философ и не сформулировал определения самого метода, но он понял, что научное познание без него невозможно. Практически все известные ученые, жившие после него, также уделяли этому методу определенное внимание. В настоящее время данный научный метод используется в экономике, демографии и социологии, широкое распространение получили эксперименты, в которых используются математические модели экономических, демографических _________ 1 Апория – это вымышленная, логически верная ситуация, которая не может существовать в реальности. 2 Гелясин А. Е. Мысленный эксперимент в физике.// Фiзiка: праблемы выкладання. Минск: 2007. № 6. С. 24. 3 Sorensen R.A. Thought experiments. Oxford UP, 1992. С.1. и социальных процессов и которые осуществляются с помощью ЭВМ, позволяющие работать одновременно с различными комплексами факторов, взаимодействующих или связанных между собой. Особым видом мысленного эксперимента являются и сценарные разработки возможного развития хода событий. В курсе школьной физики мысленный эксперимент, к сожалению, используется достаточно редко. Считается, что он чаще мешает дать базовые знания о реальных объектах и о природе физических явлений, и поэтому чаще является дополнительным материалом к основному курсу. Данная ситуация представляется неправильной, т.к. не позволяет представить с достаточной полнотой методы научного познания. В данной работе автор постарался показать значение метода моделирования как метода научного познания, основываясь на изучении и анализе литературы по данной теме. Целью данной работы является обоснование значения метода моделирования в развитии физической науки и описание некоторых мысленных экспериментов по механике, термодинамике, электродинамике и квантовой физике, внесших наибольший вклад в науку. Основными задачами настоящей работы являются: анализ понятия «мысленный эксперимент», изучение мысленных экспериментов по различным разделам физики, обобщение представлений ученых и философов разных эпох о природе, которое они выразили в своих мысленных экспериментах, их точек зрения; и представление этой информации в виде реферата. Данный реферат состоит из трех частей. Первая часть - мысленный эксперимент – понятие, обзор литературы по этой теме. Вторая часть - мысленный эксперимент в механике – мысленные эксперименты Аристотеля, Зенона, Галилео Галилея. Третья часть - мысленный эксперимент в термодинамике, электродинамике и квантовой физике – мысленные эксперименты в теории относительности парадокс близнецов, кот Шредингера, парадоксе субмарины, демон Максвелла. |
Мысленный эксперимент в механике Но это совсем не значит, что в более ранний период развития науки мысленный эксперимент не существовал. Вспомнить хотя бы апории... | Мысленный эксперимент в механике Галилея как воображаемые и говорил об их большой значимости в формировании естествознания нового времени. Но это совсем не значит,... | ||
Урок по физике в 10 классе по теме: «Силы в механике» Цель: Повторить, обобщить, систематизировать знания по теме «Силы в механике», применять их при решении количественных и качественных... | Программа курса «Социально-психологический эксперимент» для направления... Эксперимент в социологии не получил сколько-нибудь серьезного распространения. Даже в психологии мода на феноменологическое знание... | ||
Учебно-методический комплекс Физические основы механики: понятие состояния в классической механике, уравнения движения, законы сохранения, основы релятивистской... | Учебника: Кривченко И. В. Тема урока : Силы в механике Предмет: физика класс: 7 автор учебника: Кривченко И. В. Тема урока: Силы в механике | ||
2 Констатирующий эксперимент: организация и результаты диагностической... Дисциплина изучается один год, с недельной нагрузкой 6-8 часов. При изучении дисциплины используется учебник Математика. 10 класс:... | Экзаменационные вопросы по "Механике и молекулярной физике" для групп ап-07,ат-07 | ||
Тест 9 по теоретической механике Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тест №2 по теоретической механике Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Реферат по теме: «Государственная символика» Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. Вспомнившие о русском воинстве назовут «Прощание славянки» или... | Законы сохранения в механике Кинематика. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение.... | ||
Билеты к итоговому зачету по физике Механическое движение. Относительность механического движения. Закон сложения скоростей в классической механике. Кинематика прямолинейного... | Пояснительная записка «Способы решения задач по механике» Муниципальное образовательное учреждение средней общеобразовательной школы села псяк кукморского муниципального района республики... | ||
8. Законы сохранения в механике (от X. Гюйгенса до Ж. Л. Лагранжа) ... | Вопросы и задачи по механике Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... |