2 Констатирующий эксперимент: организация и результаты диагностической работы по развитию логического мышления у дошкольников. Эксперимент проходил в подготовительных к школе группах дошкольного образовательного учреждения №145, детского сада «родничок»





Скачать 68.45 Kb.
Название2 Констатирующий эксперимент: организация и результаты диагностической работы по развитию логического мышления у дошкольников. Эксперимент проходил в подготовительных к школе группах дошкольного образовательного учреждения №145, детского сада «родничок»
Дата публикации29.07.2013
Размер68.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
Опытно – экспериментальная работа по развитию словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и без речевой патологии.
2.1. Констатирующий эксперимент: организация и результаты диагностической работы по развитию логического мышления у дошкольников.
Эксперимент проходил в подготовительных к школе группах дошкольного образовательного учреждения №145, детского сада «РОДНИЧОК» города Оренбурга. Общая численность детей составила 75 человек, из них 20 детей с ОНР(14 мальчиков, 6 девочек) и 55 детей без речевой патологии ( 28 девочек и 27 мальчиков).

Дошкольное образовательное учреждение реализует учебно- педагогический процесс, ориентированный на оптимизацию развития и воспитания индивидуальности каждого ребенка с учетом его психофизиологических и личностных особенностей, включающих в себя педагогическое, психологическое и медицинское сопровождение. Дошкольные учреждения комбинированного вида, к которому относится ДОУ№ 145, имеет свою специфику, в этом детском саду осуществляется реабилитация детей с общим недоразвитием речи.

Все дети из экспериментальных групп без речевой патологии (БРП) к моменту проведения эксперимента несколько лет посещают это дошкольные учреждения. Многие дети достаточно эрудированны, имеют хороший запас знаний в различных сферах. Дети общительны и эмоциональ -ны, активны на групповых занятиях и легко умеют организовать игровую деятельность. Большинство детей групп посещают различные кружки и спортивные секции.

Дети группы с общим недоразвитием речи (ОНР) посещают это дошкольное учреждение ( логопедическую группу) второй год. В анамнезе развития у детей данной группы отмечаются неврологические нарушения, (ММД), гипервозбудимость, снижение психической активности восприятия, внимания, памяти. Процесс речевого общения с малознакомым взрослым может вызывать трудности. В процесс обучения данной группы включены регулярные групповые и индивидуальные занятия с логопедом.

На констатирующем этапе эксперимента была проведена оценка уровня развитости логических операций до начала внедрения системы работы по развитию словесно - логического мышления для дошкольников. Обследование проводилось в сентябре 2009года.

В обследовании детей, подготовительных к школе групп (БРП) и (с ОНР) использовались субтесты комплексной методики Л.А. Ясюковой «Методика определения готовности ребёнка к школе». ( Приложение № 3)

Следующие тесты: 1. « Речевые аналогии»

2. «Визуальные аналогии»

3. «Интуитивно-речевой анализ- синтез

4. «Речевые классификации»

5. «Произвольное владение речью»

6. «Тест Тулуз- Пьерона»

Тест « Речевые аналогии» Качественный анализ неправильных ответов позволяет понять, каким типом допонятийного мышления ребёнок подменяет ещё несформировавшееся у него понятийное логическое мышление:

- ситуативно - образное мышление, при котором ребёнок не анализирует связь между словами в первой паре и не использует её для построения второй пары слов;

- псевдоаналитический подход, ребёнок выделяет не принцип связи, а ищет некое общее свойство и далее подбирает слова, его выражающее.

Тест « Визуальные аналогии».

Данная методика демонстрирует по существенному или несущественному признаку ребёнок делает обобщение.

Тест « Интуитивно- речевой анализ- синтез», позволяет делать выводы о развитии вербального мышления и уровне развития кратковременной речевой памяти.

Тест « Речевые классификации», показывает, насколько правильно ребёнок называет обобщающее слово.

Тест « Произвольное владение речью» Если ребёнок испытывает трудности при выполнении этого задания, то это свидетельствует о том, что у него не сформированы представления о закономерных и причинно – следственных связях. Умозаключения делаются на основе собственной субъективной логике.

Тест « Тулуз – Пьерона позволяет выявить детей с явными нарушениями внимания, а также имеет принципиальное значение для диагностики функциональных отклонений в деятельности мозга.

Каждая методика диагностического комплекса обрабатывалась самостоятельно. Обработка результатов осуществлялась в соответствии с определённой технологией и ключом диагностики. При обработке и интерпретации результатов, использовались количественные и качественные методы, анализ результатов констатировал ряд трудностей

У детей без речевой патологии были получены следующие результаты по таким показателям как:

- понятийное логическое мышление: высокий уровень 8%, хороший уровень 22%, средний уровень 55 % , слабый уровень 15 % , субтесты « Речевые аналогии», « Визуальные аналогии»).

Качественный анализ неправильных ответов субтеста « Речевые аналогии», позволяет понять, что дети подменяют понятийное логическое мышление чаще всего ситуативно - образным т.е. не анализирует связь между словами в первой паре и не использует её для построения второй пары слов.

Качественный анализ неправильных ответов субтеста « Визуальные аналогии» показывает, что доминирует ситуативное мышление, при котором дети обобщают предметы не по существенному признаку, а по «месту проживания». Возможные причины низких результатов: неразвитость отдельных мыслительных операций неумение выделять существенные признаки, видеть формальные признаки и оперировать ими, трудности в умении действовать по аналогии, несформированность понятийного аппарата.

- понятийное речевое мышление:

высокий уровень - 6%,

хороший уровень 20%,

средний уровень -59%,

слабый уровень-15%.

(Субтесты: «Интуитивный, речевой анализ – синтез», « Речевые классификации», « Речевые аналогии»).

Качественный анализ неправильных ответов позволяет сделать вывод, что у детей преобладает ситуативно - образное и эмоционально - образное мышление.

Задание «Скорость переработки информации» было выполнено детьми с различным успехом, возникающие трудности в большей степени связаны с произвольной сферой.

Таким образом, результаты диагностики детей без речевой патологии позволяют сделать вывод: уровень развития словесно- логического мышления у детей обусловлен возрастными особенностями психического развития, характеризуется преобладанием ситуативно-образного мышления, несформированностью понятийного аппарата, а также низким уровнем развития произвольной сферы, недостаточный уровень мотивации к получению новых знаний.

Психолого-педагогическое исследование речевой и интеллектуальной деятельности воспитанников логопедических групп ДОУ позволило нам выявить следующие особенности их развития. 

- недостаточность понимания детьми проблемных ситуаций на занятиях вследствие недоразвития слухового (вербального) восприятия и внимания, поверхностного анализа начальных данных, неумения выделить главные и второстепенные условия, обобщить их и синтезировать информацию;

- нарушение последовательности деятельности на основе трудностей определения и формулирования логической последовательности операций, нарушения понимания закономерностей и взаимоотношений, выраженных с помощью логико-грамматических конструкций, недостаточности слухоречевой памяти; - незавершенность деятельности в результате снижения познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой активности, а также функций самоконтроля.

Результаты диагностики:

 - понятийное логическое мышление: высокий уровень 11%, хороший уровень 67 % , средний, слабый уровень 22 % (субтесты « Речевые аналогии», « Визуальные аналогии»).

Качественный анализ неправильных ответов субтеста « Речевые аналогии», позволяет понять, что дети подменяют понятийное логическое мышление чаще всего ситуативно- образным т.е. не анализирует связь между словами в первой паре и не использует её для построения второй пары слов, а также синкретическое – осуществляется по случайному субъективному критерию. Возможные причины низких результатов: неразвитость слухового и зрительного восприятия и памяти, низкий уровень развития произвольности речи, несформированность отдельных мыслительных операций, неумение выделять существенные признаки.

Результаты диагностики:

- понятийное речевое мышление: высокий уровень 3%, хороший уровень 68%, средний уровень - 29%, слабый уровень (субтесты: «Интуитивный, речевой анализ – синтез», « Речевые классификации», « Речевые аналогии»).

Качественный анализ неправильных ответов позволяет сделать вывод, что у детей низкий уровень развития слуховой памяти т.к. многие дети при выполнении задания теста повторяли последнее слово в строке, что даёт возможность предположить, что ребёнок не может запомнить весь ряд слов и

называет то, что помнит. Качественный анализ ответов субтест «Речевые классификации» подтверждает не высокий словарный запас слов, дети обладают элементарными обобщающими категориями, осведомлённость избирательна.

Субтест « Скорость переработки информации и внимательность» для 24% детей группы с ОНР оказался непосильным. Трудности в выполнении данного задания объясняются наличием у детей нарушений со стороны ЦНС: наличие ММД, синдрома гиперактивности.

Согласно полученных данных диагностики, дети с ОНР по уровню развития словесно- логического мышления уступают детям без речевой патологии в количестве баллов по таким психологическим качествам, как понятийное логическое мышление, так и понятийное речевое мышление.

Изучение проблемы логического мышления при нарушениях речевого развития имеет большое значение для понимания процессов формирования интеллектуальных способности детей с ОНР, замедленный темп развития которых может рассматриваться в качестве основного механизма системного недоразвития речи.

Таким образом, характер интеллектуального и речевого развития детей с ОНР определяет необходимость целенаправленной работы по коррекции и развития в соотношении речевых симптомов и нарушений интеллектуальной деятельности в структуре дефекта. Целенаправленность работы по формированию словесно- логического мышления у детей без речевой патологии должна заключаться в соотношении развития понятийного аппарата, произвольности и активизации познавательной деятельности и развитие творческих способностей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2 Констатирующий эксперимент: организация и результаты диагностической работы по развитию логического мышления у дошкольников. Эксперимент проходил в подготовительных к школе группах дошкольного образовательного учреждения №145, детского сада «родничок» iconДоклад о деятельности коллектива автономного муниципального дошкольного...
Образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений...
2 Констатирующий эксперимент: организация и результаты диагностической работы по развитию логического мышления у дошкольников. Эксперимент проходил в подготовительных к школе группах дошкольного образовательного учреждения №145, детского сада «родничок» iconИгра в шахматы очень полезна для детей
Одна из годовых задач нашего детского сада: «Развитие логического мышления дошкольников посредством формирования элементарных математических...
2 Констатирующий эксперимент: организация и результаты диагностической работы по развитию логического мышления у дошкольников. Эксперимент проходил в подготовительных к школе группах дошкольного образовательного учреждения №145, детского сада «родничок» iconДоклад муниципального дошкольного образовательного учреждения детского...
Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №104 г. Липецка
2 Констатирующий эксперимент: организация и результаты диагностической работы по развитию логического мышления у дошкольников. Эксперимент проходил в подготовительных к школе группах дошкольного образовательного учреждения №145, детского сада «родничок» iconГруппы
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением...
2 Констатирующий эксперимент: организация и результаты диагностической работы по развитию логического мышления у дошкольников. Эксперимент проходил в подготовительных к школе группах дошкольного образовательного учреждения №145, детского сада «родничок» iconПояснительная записка Основная образовательная программа муниципального...
Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада общеразвивающего вида №8»...
2 Констатирующий эксперимент: организация и результаты диагностической работы по развитию логического мышления у дошкольников. Эксперимент проходил в подготовительных к школе группах дошкольного образовательного учреждения №145, детского сада «родничок» iconПубличный отчет муниципального дошкольного образовательного учреждения...
Место проведения, организация, ответственная за проведение мероприятия (индекс, почтовый адрес, телефон, факс, e-mail)
2 Констатирующий эксперимент: организация и результаты диагностической работы по развитию логического мышления у дошкольников. Эксперимент проходил в подготовительных к школе группах дошкольного образовательного учреждения №145, детского сада «родничок» iconДоклад о деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Учредителем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №50 является муниципальное...
2 Констатирующий эксперимент: организация и результаты диагностической работы по развитию логического мышления у дошкольников. Эксперимент проходил в подготовительных к школе группах дошкольного образовательного учреждения №145, детского сада «родничок» iconГодовой план работы государственного образовательного учреждения...
Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня детского сада с целью сохранения физического и психического здоровья ребенка...
2 Констатирующий эксперимент: организация и результаты диагностической работы по развитию логического мышления у дошкольников. Эксперимент проходил в подготовительных к школе группах дошкольного образовательного учреждения №145, детского сада «родничок» iconГодовой план муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Систематизация работы по обучению детей дошкольного возраста государственным языкам Республики Татарстан (умк) через организацию...
2 Констатирующий эксперимент: организация и результаты диагностической работы по развитию логического мышления у дошкольников. Эксперимент проходил в подготовительных к школе группах дошкольного образовательного учреждения №145, детского сада «родничок» iconПрограмма по музыкальному воспитанию Ладушки И. М. Каплуновой И. А. Новоскольцевой
По результатам работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска детского сада общеразвивающего...
2 Констатирующий эксперимент: организация и результаты диагностической работы по развитию логического мышления у дошкольников. Эксперимент проходил в подготовительных к школе группах дошкольного образовательного учреждения №145, детского сада «родничок» iconПлан образовательной работы государственного бюджетного дошкольного...

2 Констатирующий эксперимент: организация и результаты диагностической работы по развитию логического мышления у дошкольников. Эксперимент проходил в подготовительных к школе группах дошкольного образовательного учреждения №145, детского сада «родничок» iconПрограмма курса «Социально-психологический эксперимент» для направления...
Эксперимент в социологии не получил сколько-нибудь серьезного распространения. Даже в психологии мода на феноменологическое знание...
2 Констатирующий эксперимент: организация и результаты диагностической работы по развитию логического мышления у дошкольников. Эксперимент проходил в подготовительных к школе группах дошкольного образовательного учреждения №145, детского сада «родничок» iconОтзывы учителей о фестивале
На многих фестивальных уроках был представлен химический эксперимент. Для активизации мышления учащихся использовались шарады, загадки,...
2 Констатирующий эксперимент: организация и результаты диагностической работы по развитию логического мышления у дошкольников. Эксперимент проходил в подготовительных к школе группах дошкольного образовательного учреждения №145, детского сада «родничок» iconДоклад о деятельности Муниципального автономного дошкольного образовательного...
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска детского сада комбинированного вида №115 за 2013...
2 Констатирующий эксперимент: организация и результаты диагностической работы по развитию логического мышления у дошкольников. Эксперимент проходил в подготовительных к школе группах дошкольного образовательного учреждения №145, детского сада «родничок» iconПояснительная записка
Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида
2 Констатирующий эксперимент: организация и результаты диагностической работы по развитию логического мышления у дошкольников. Эксперимент проходил в подготовительных к школе группах дошкольного образовательного учреждения №145, детского сада «родничок» icon«учусь быть здоровым» (средняя группа) Воспитатель: Дерябина С. П. Пояснительная записка
По результатам работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска детского сада общеразвивающего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск