Скачать 68.45 Kb.
|
Опытно – экспериментальная работа по развитию словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и без речевой патологии. 2.1. Констатирующий эксперимент: организация и результаты диагностической работы по развитию логического мышления у дошкольников. Эксперимент проходил в подготовительных к школе группах дошкольного образовательного учреждения №145, детского сада «РОДНИЧОК» города Оренбурга. Общая численность детей составила 75 человек, из них 20 детей с ОНР(14 мальчиков, 6 девочек) и 55 детей без речевой патологии ( 28 девочек и 27 мальчиков). Дошкольное образовательное учреждение реализует учебно- педагогический процесс, ориентированный на оптимизацию развития и воспитания индивидуальности каждого ребенка с учетом его психофизиологических и личностных особенностей, включающих в себя педагогическое, психологическое и медицинское сопровождение. Дошкольные учреждения комбинированного вида, к которому относится ДОУ№ 145, имеет свою специфику, в этом детском саду осуществляется реабилитация детей с общим недоразвитием речи. Все дети из экспериментальных групп без речевой патологии (БРП) к моменту проведения эксперимента несколько лет посещают это дошкольные учреждения. Многие дети достаточно эрудированны, имеют хороший запас знаний в различных сферах. Дети общительны и эмоциональ -ны, активны на групповых занятиях и легко умеют организовать игровую деятельность. Большинство детей групп посещают различные кружки и спортивные секции. Дети группы с общим недоразвитием речи (ОНР) посещают это дошкольное учреждение ( логопедическую группу) второй год. В анамнезе развития у детей данной группы отмечаются неврологические нарушения, (ММД), гипервозбудимость, снижение психической активности восприятия, внимания, памяти. Процесс речевого общения с малознакомым взрослым может вызывать трудности. В процесс обучения данной группы включены регулярные групповые и индивидуальные занятия с логопедом. На констатирующем этапе эксперимента была проведена оценка уровня развитости логических операций до начала внедрения системы работы по развитию словесно - логического мышления для дошкольников. Обследование проводилось в сентябре 2009года. В обследовании детей, подготовительных к школе групп (БРП) и (с ОНР) использовались субтесты комплексной методики Л.А. Ясюковой «Методика определения готовности ребёнка к школе». ( Приложение № 3) Следующие тесты: 1. « Речевые аналогии» 2. «Визуальные аналогии» 3. «Интуитивно-речевой анализ- синтез 4. «Речевые классификации» 5. «Произвольное владение речью» 6. «Тест Тулуз- Пьерона» Тест « Речевые аналогии» Качественный анализ неправильных ответов позволяет понять, каким типом допонятийного мышления ребёнок подменяет ещё несформировавшееся у него понятийное логическое мышление: - ситуативно - образное мышление, при котором ребёнок не анализирует связь между словами в первой паре и не использует её для построения второй пары слов; - псевдоаналитический подход, ребёнок выделяет не принцип связи, а ищет некое общее свойство и далее подбирает слова, его выражающее. Тест « Визуальные аналогии». Данная методика демонстрирует по существенному или несущественному признаку ребёнок делает обобщение. Тест « Интуитивно- речевой анализ- синтез», позволяет делать выводы о развитии вербального мышления и уровне развития кратковременной речевой памяти. Тест « Речевые классификации», показывает, насколько правильно ребёнок называет обобщающее слово. Тест « Произвольное владение речью» Если ребёнок испытывает трудности при выполнении этого задания, то это свидетельствует о том, что у него не сформированы представления о закономерных и причинно – следственных связях. Умозаключения делаются на основе собственной субъективной логике. Тест « Тулуз – Пьерона позволяет выявить детей с явными нарушениями внимания, а также имеет принципиальное значение для диагностики функциональных отклонений в деятельности мозга. Каждая методика диагностического комплекса обрабатывалась самостоятельно. Обработка результатов осуществлялась в соответствии с определённой технологией и ключом диагностики. При обработке и интерпретации результатов, использовались количественные и качественные методы, анализ результатов констатировал ряд трудностей У детей без речевой патологии были получены следующие результаты по таким показателям как: - понятийное логическое мышление: высокий уровень 8%, хороший уровень 22%, средний уровень 55 % , слабый уровень 15 % , субтесты « Речевые аналогии», « Визуальные аналогии»). Качественный анализ неправильных ответов субтеста « Речевые аналогии», позволяет понять, что дети подменяют понятийное логическое мышление чаще всего ситуативно - образным т.е. не анализирует связь между словами в первой паре и не использует её для построения второй пары слов. Качественный анализ неправильных ответов субтеста « Визуальные аналогии» показывает, что доминирует ситуативное мышление, при котором дети обобщают предметы не по существенному признаку, а по «месту проживания». Возможные причины низких результатов: неразвитость отдельных мыслительных операций неумение выделять существенные признаки, видеть формальные признаки и оперировать ими, трудности в умении действовать по аналогии, несформированность понятийного аппарата. - понятийное речевое мышление: высокий уровень - 6%, хороший уровень 20%, средний уровень -59%, слабый уровень-15%. (Субтесты: «Интуитивный, речевой анализ – синтез», « Речевые классификации», « Речевые аналогии»). Качественный анализ неправильных ответов позволяет сделать вывод, что у детей преобладает ситуативно - образное и эмоционально - образное мышление. Задание «Скорость переработки информации» было выполнено детьми с различным успехом, возникающие трудности в большей степени связаны с произвольной сферой. Таким образом, результаты диагностики детей без речевой патологии позволяют сделать вывод: уровень развития словесно- логического мышления у детей обусловлен возрастными особенностями психического развития, характеризуется преобладанием ситуативно-образного мышления, несформированностью понятийного аппарата, а также низким уровнем развития произвольной сферы, недостаточный уровень мотивации к получению новых знаний. Психолого-педагогическое исследование речевой и интеллектуальной деятельности воспитанников логопедических групп ДОУ позволило нам выявить следующие особенности их развития. - недостаточность понимания детьми проблемных ситуаций на занятиях вследствие недоразвития слухового (вербального) восприятия и внимания, поверхностного анализа начальных данных, неумения выделить главные и второстепенные условия, обобщить их и синтезировать информацию; - нарушение последовательности деятельности на основе трудностей определения и формулирования логической последовательности операций, нарушения понимания закономерностей и взаимоотношений, выраженных с помощью логико-грамматических конструкций, недостаточности слухоречевой памяти; - незавершенность деятельности в результате снижения познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой активности, а также функций самоконтроля. Результаты диагностики: - понятийное логическое мышление: высокий уровень 11%, хороший уровень 67 % , средний, слабый уровень 22 % (субтесты « Речевые аналогии», « Визуальные аналогии»). Качественный анализ неправильных ответов субтеста « Речевые аналогии», позволяет понять, что дети подменяют понятийное логическое мышление чаще всего ситуативно- образным т.е. не анализирует связь между словами в первой паре и не использует её для построения второй пары слов, а также синкретическое – осуществляется по случайному субъективному критерию. Возможные причины низких результатов: неразвитость слухового и зрительного восприятия и памяти, низкий уровень развития произвольности речи, несформированность отдельных мыслительных операций, неумение выделять существенные признаки. Результаты диагностики: - понятийное речевое мышление: высокий уровень 3%, хороший уровень 68%, средний уровень - 29%, слабый уровень (субтесты: «Интуитивный, речевой анализ – синтез», « Речевые классификации», « Речевые аналогии»). Качественный анализ неправильных ответов позволяет сделать вывод, что у детей низкий уровень развития слуховой памяти т.к. многие дети при выполнении задания теста повторяли последнее слово в строке, что даёт возможность предположить, что ребёнок не может запомнить весь ряд слов и называет то, что помнит. Качественный анализ ответов субтест «Речевые классификации» подтверждает не высокий словарный запас слов, дети обладают элементарными обобщающими категориями, осведомлённость избирательна. Субтест « Скорость переработки информации и внимательность» для 24% детей группы с ОНР оказался непосильным. Трудности в выполнении данного задания объясняются наличием у детей нарушений со стороны ЦНС: наличие ММД, синдрома гиперактивности. Согласно полученных данных диагностики, дети с ОНР по уровню развития словесно- логического мышления уступают детям без речевой патологии в количестве баллов по таким психологическим качествам, как понятийное логическое мышление, так и понятийное речевое мышление. Изучение проблемы логического мышления при нарушениях речевого развития имеет большое значение для понимания процессов формирования интеллектуальных способности детей с ОНР, замедленный темп развития которых может рассматриваться в качестве основного механизма системного недоразвития речи. Таким образом, характер интеллектуального и речевого развития детей с ОНР определяет необходимость целенаправленной работы по коррекции и развития в соотношении речевых симптомов и нарушений интеллектуальной деятельности в структуре дефекта. Целенаправленность работы по формированию словесно- логического мышления у детей без речевой патологии должна заключаться в соотношении развития понятийного аппарата, произвольности и активизации познавательной деятельности и развитие творческих способностей. |
Доклад о деятельности коллектива автономного муниципального дошкольного... Образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений... | Игра в шахматы очень полезна для детей Одна из годовых задач нашего детского сада: «Развитие логического мышления дошкольников посредством формирования элементарных математических... | ||
Доклад муниципального дошкольного образовательного учреждения детского... Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №104 г. Липецка | Группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением... | ||
Пояснительная записка Основная образовательная программа муниципального... Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада общеразвивающего вида №8»... | Публичный отчет муниципального дошкольного образовательного учреждения... Место проведения, организация, ответственная за проведение мероприятия (индекс, почтовый адрес, телефон, факс, e-mail) | ||
Доклад о деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Учредителем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №50 является муниципальное... | Годовой план работы государственного образовательного учреждения... Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня детского сада с целью сохранения физического и психического здоровья ребенка... | ||
Годовой план муниципального бюджетного дошкольного образовательного... Систематизация работы по обучению детей дошкольного возраста государственным языкам Республики Татарстан (умк) через организацию... | Программа по музыкальному воспитанию Ладушки И. М. Каплуновой И. А. Новоскольцевой По результатам работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска детского сада общеразвивающего... | ||
План образовательной работы государственного бюджетного дошкольного... | Программа курса «Социально-психологический эксперимент» для направления... Эксперимент в социологии не получил сколько-нибудь серьезного распространения. Даже в психологии мода на феноменологическое знание... | ||
Отзывы учителей о фестивале На многих фестивальных уроках был представлен химический эксперимент. Для активизации мышления учащихся использовались шарады, загадки,... | Доклад о деятельности Муниципального автономного дошкольного образовательного... Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска детского сада комбинированного вида №115 за 2013... | ||
Пояснительная записка Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида | «учусь быть здоровым» (средняя группа) Воспитатель: Дерябина С. П. Пояснительная записка По результатам работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска детского сада общеразвивающего... |