Скачать 0.58 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ СЕЛА ПСЯК КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Согласовано: Утверждено: На заседании УМО учителей физики На заседании экспертной комиссии Протокол Протокол Руководитель УМО Председатель экспертной группы _______________Музафаров С.Н. ______________Садикова А.Р. Эчтәлек КУРС ПО ВЫБОРУ «Способы решения задач по механике» (Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9 класс, 17 часов) Галимухаметова Расуля Минишарифзяновна, учитель физики высшей квалификационной категории Псяк, 2009г. Пояснительная записка «Способы решения задач по механике» Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических и др. Для изучения элективного курса «Способы решения задач по механике» отводится 17 часов (1 час в неделю в первом или во втором полугодии). Если в школе имеется возможность выделить на изучение данного курса дополнительное время (1 час в неделю в течение учебного года), то количество часов в учебно-тематическом планировании учитель может увеличить вдвое. При этом ставятся следующие цели изучения курса: ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения типовых задач по механике, задач повышенной сложности, нестандартных задач, которые формируют физическое мышление учащихся, дают им соответствующие практические умения и навыки, сберегают время для получения правильного ответа при выполнении того или иного задания. Решение физических задач - одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся. Ценность задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых описываются классические фундаментальные опыты и открытия, заложившие основу современной физики, а также задачи, в которых есть присущие физике методы исследования. С решением задач тесно связано творчество, а творчество всегда приносит радость: пусть это будет песня, научное открытие или решенная задача. Ничего, что это школьная задача, и не одно поколение искало ее решения. Радостно заново открывать связи между данным и неизвестным, ошибаться и приходить через творчество к верному решению. Завершение напряженной умственной работы приносит огромное удовлетворение, ведь решение задач - это напряженное, активное проявление энергии, воли, умственных способностей. Я.А.Коменский отмечал, что у многих учащихся «большая часть знаний только скользит по поверхности ума и не внедряется в него, ... основательные знания невозможны без возможно частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений». Физика всегда считалась наукой естественной, причем фундаментальной. Она раньше других естественных наук вышла на уровень количественной теории. А ее строгий язык описания позволяет получить максимально емкое и точное знание об объекте исследования. В настоящее время общепринято, что именно такое знание позволяет создать материальные основы нашей цивилизации. Логика школьного курса физики требует, чтобы его изучение начиналось с механики. Это обусловлено, в первую очередь, следующими причинами: из всех форм движения материи механическое движение наиболее наглядно; в классической физике моделирование физических явлений связано с созданием преимущественно механических образов структуры физических и происходящих в них процессов. Механика - составная часть как классической, так и современной физики. Некоторые понятия механики (например, масса, импульс, энергия) используются и при описании микромира. Учебная цель решения задач по кинематике состоит в том, чтобы помочь учащимся овладеть основными понятиями, усвоить кинематические законы движения и научиться применять их в конкретных ситуациях. Изучение механики на векторной основе позволяет обучить учащихся координатному методу решения задач. Универсальность этого метода, общего для всех задач, независимо от характера движения тел, доказывает его преимущества. Однако эти преимущества проявляются лишь тогда, когда учащиеся овладеют этим методом. Законы динамики - наиболее существенная часть механики. Классическая механика Ньютона — это, по существу, законы динамики, составляющие ядро ее теории. Отсюда вытекает образовательное значение изучения законов динамики. Изучение в средней школе законов сохранения имеет огромное познавательное и мировоззренческое значение. В законах сохранения отражаются принцип материи и движения, взаимосвязь и взаимные превращения различных форм движения материи. Законы сохранения принадлежат к наиболее общим законам природы. В отличие, например, от закона Паскаля, который справедлив лишь для жидкостей и газов, закона Ома, также имеющего ограниченную область применения, и других подобных законов, законы сохранения энергии и импульса выполняются во всех известных на сегодня физических процессах. Поэтому изучение законов сохранения в курсе физики позволяет устанавливать внутрипредметные связи. Цели изучения курса: ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения типовых задач по механике, задач повышенной сложности, нестандартных задач, которые формируют физическое мышление учащихся, дают им соответствующие практические умения и навыки, сберегают время для получения правильного ответа при выполнении того или иного задания. Задачи курса : - углубить знания учащихся по физике, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи. - дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к физике. - предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на повышенном уровне. - создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ по физике, для поступления в класс физико-математического профиля. В конце изучения данного курса учащиеся должны уметь: решать расчетные и графические задачи на применение уравнения равномерного и равноускоренного движения и движения по окружности;
После изучения курса учащиеся должны знать: Знать применения основных достижений физики в жизни, историю развития физики, физические законы; Понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов; Уметь работать со средствами информации, в том числе компьютерными (рефераты, доклады, справочники); готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи, выполнить творческие экспериментальные задания и делать вывод. Программа курса Кинематика (5 часов) 1.Основные формулы и законы кинематики. (1 час) Траектория, путь, перемещение. Система отсчета. Основная задача механики и сё решение для равномерного и равноускоренного движения. Графическое представление движения 2. Решение задач на равномерное прямолинейное движение. (1 час) Составление уравнений движения (уравнения скорости, координаты). Нахождение времени и места встречи. Графические задачи: чтение и построение графиков скорости и координаты. Задачи типа №22, 25-27 из сборника [1]. 3-4. Решение задач на равноускоренное прямолинейное движение. (2 часа) Расчетные задачи на применение формул, нахождение времени и места встречи, составление и анализ уравнений движения. Чтение и построение графиков. Задачи типа №60, 61, 63, 64, 81-85 из сборника [1]. 5. Движение по окружности. (1 час) Физические величины, характеризующие движение тел по окружности (линейная и угловая скорость, угол поворота, период, частота, центростремительное ускорение). Решение расчетных задач на применение формул при движении тел по окружности, вычисление центростремительного ускорения, задачи на движение стрелок часов. Динамика (6 часов) 6. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. (1 час) Силы природы: сила тяжести, сила упругости, сила трения. Закон Гука. Движение тела под действием силы тяжести, силы упругости, силы трения. Случаи, когда на тело действует только одна сила. Задачи типа №122-125, 155, 207, 211 из [1]. 7. Движение тела под действием нескольких сил в горизонтальном и вертикальном направлении. (1 час) Знакомство с алгоритмом решения задач: выполнение чертежа, применение II закона Н ьютона в векторной форме, запись закона в проекциях на координатные оси, решение полученных уравнений. Задачи типа № 290-293 из [1]. 8. Движение тел по наклонной плоскости. (1 час) Применение алгоритма (см. урок № 7) к решению задач. Задачи на движение связанных тел. Решение задач типа № 297, 300, 301 из [1]. 9. Динамика движения по окружности. (1 час) Применение алгоритма к решению задач (см. урок 7). Решение задач типа №272-276 из[1]. 10-11. Статика. (2 часа) Условия равновесия тела, не имеющего оси вращения. Условие равновесия тела, имеющего ось вращения. Момент силы. Виды равновесия: устойчивое, неустойчивое, безразличное. Решение задач типа №325, 333, 347 из [1]. Законы сохранения в механике. (6 часов) 12. Механическая работа и мощность. (1 час) Анализ общей формулы работы. Работа различных сил (тяжести, упругости, трения). Решение задач типа № 406-410, 414, 415 из [1]. 13. Две формы записи II закона Ньютона. Закон сохранения импульса. (1 час) Понятие импульса тела и импульса силы. Закон изменения и закон сохранения импульса. Решение задач типа №373, 375, 383,384 из [1]. 14-15. Закон сохранения энергии в механике. Понятие потенциальной и кинетической энергии. (2 часа) Вывод формулы закона сохранения полной механической энергии. Механическая энергия и работа силы трения. Решение задач типа № 446,451, 452 из [1]. 16-17. Заключительное занятие по курсу. (2 часа) Ожидаемый результат. В результате освоения предлагаемого курса у учащихся должны вырабатываются твердые навыки по использованию системного подхода к решению физических задач, применению математических знаний и навыков появляется большая уверенность в своих силах, так необходимая для сдачи абитуриентского экзамена по физике. А главное – это развитие интереса к решению интересных физических задач. Тематическое планирование
Литература для учителя
Литература для учащихся 1. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. - М.: Просвещение, 2002. 2. ЕГЭ. Физика / Кабардин О.Ф. и др. – М.: АСТ – Астрель, 2004. 3. Марон А.Е., Позойский С.В., Марон Е.А. Сборник вопросов и задач по физике для 7 – 9 классов. – М.: Просвещение, 2005. 4. Физика. Тесты. 7 – 9 классы / Гладышева Н.К. и др. – М.: Дрофа, 2002. 5. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. Орлова В.А. – М.: Илекса, 2005. Приложение Виды деятельности - работа с дополнительной литературой - лабораторные работы -уроки экспериментальных задач и творческого характера - семинары по решению задач - конференции - тестирование - доклады и рефераты. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ СЕЛА ПСЯК КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Согласовано: Утверждено: На заседании УМО учителей физики На заседании экспертной комиссии Протокол Протокол Руководитель УМО Председатель экспертной группы _______________Музафаров С.Н. ______________Садикова А.Р. Программа ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 10 классов «ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ» (Всего 70часов: 10 класс – 35ч.) Галимухаметова Расуля Минишарифзяновна, учитель физики высшей квалификационной категории Псяк, 2009 г. Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе концепции Образовательной программы школы, ориентированной на оптимизацию индивидуально-ориентированного развития личности в условиях профильного образования. Курс предназначен для учащихся 10 класса, интересующихся физикой и желающих освоить нестандартные методы решения задач. Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. Важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программ, целями которой являются:
Программа элективного курса согласована с содержанием программы основного курса. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. В физической науке существует огромное количество методов познания, которые позволяют решать задачи изящно, рационально, красиво, а значит, будят эмоции и интерес, побуждают знать глубже и шире, рождают желание искать. В данном курсе выбраны лишь некоторые нестандартные методы решения задач в соответствии с опытом и вкусами автора. Основные цели курса: -развитие интереса к физике и решению физических задач; -совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений, -формирование представлений о методах решения физических задач; -подготовка учащихся 10 класса к выпускным экзаменам; -способствовать развитию творческих способностей. Задачи курса: -развитие творческих способностей учащихся на основе проб; -формирование умения комплексного применения знаний при решении учебных теоретических и экспериментальных задач; -развитие общеучебных умений: самостоятельной работы, использования источников информации; -воспитание личности, умеющей анализировать, владеющей навыками самоанализа и создания программ саморазвития; -расширение кругозора; воспитание самостоятельности; политехническое воспитание. -научить применять теоретический материал по физике при решении задач. После изучения курса учащиеся должны знать: -применения основных достижений физики в жизни, историю развития физики, физические законы; -понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов; После изучения курса учащиеся должны уметь: -работать со средствами информации, в том числе компьютерными (рефераты, доклады, справочники); -готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи, выполнить творческие экспериментальные задания и делать вывод. Ожидаемый результат. В результате освоения предлагаемого курса у учащихся должны вырабатываются твердые навыки по использованию системного подхода к решению физических задач, применению математических знаний и навыков появляется большая уверенность в своих силах, так необходимая для сдачи абитуриентского экзамена по физике. А главное – это развитие интереса к решению интересных физических задач. Программа курса 10 класс (35 ч, 1ч в неделю)
Цель изучения физики. Связи между физическими величинами. Практические задачи как основной критерий теории. Материальная точка и способы описания ее движения в различных системах отчета. Уравнение движения материальной точки на плоскости. Графическое представление неравномерного движения с помощью различных кинематических характеристик. Вращательное движение твердого тела и его кинематические характеристики. 2. Основы динамики. Применение законов динамики к решению задач (6 ч) Прямолинейное движение по наклонной плоскости для одного тела и системы связанных тел, движение связанных тел горизонтали и в вертикальной плоскости. Вращательное движение в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Движение в поле тяготение (поверхности Земли, для других небесных тел и их систем). 3. Законы сохранения (6 ч) Закон сохранение импульса. Реактивное движение. Уравнение Мещерского. Закон сохранения и превращения энергии в механике и его применение к абсолютно упругим и абсолютно неупругим взаимодействиям. 4. Динамика периодического движения (3 ч) Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Изменение основных кинематических и динамических характеристик системы. Динамические системы, содержащие математический или пружинный маятники. ( Физический маятник). 5. Основы молекулярно – кинетической теории вещества. Реальный газ. Кристаллы (4 ч) Температура, способы измерения температур. Различные температурные шкалы. Реальный газ. Уравнение Ван – дер – Вальса. Средняя длина свободного пробега. Сжижение газов, облака и осадки. Зависимость агрегатного состояния вещества от температуры и давления. Кристаллы: процессы роста, дефекты и дислокации. 6 Электростатические явления (7 ч) Электрический заряд, закон сохранения электрического заряда. Плотность электрического заряда. Напряженность заряженной сферы, плоскости. Диаграммы напряженности различных заряженных тел и их систем. Соединения конденсаторов. Расчет различных соединений конденсаторов. Энергия электростатического поля. Резервное время. Повторение (4 ч ) |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная – формировать понятие о регулярном и итерационном циклах; рассмотреть различные способы решения задач на накопление... | Урок по физике в 10 классе по теме: «Силы в механике» Цель: Повторить, обобщить, систематизировать знания по теме «Силы в механике», применять их при решении количественных и качественных... | ||
Пояснительная записка Данный элективный курс рассчитан на учащихся... Асширить и систематизировать знания учащихся по темам «Векторы» и «Метод координат на плоскости» таким образом, чтобы они могли использовать... | Реферат Курсовой проект. Пояснительная записка Предприятие зао “аист”, менеджер, технология решения задач с помощью эвм, работа с клиентами, заключение договоров, предоставление... | ||
Пояснительная записка к курсовому проекту по прикладной механике... Курсовой проекта содержит два листа графической части формата а-1 и пояснительную записку в «35» листов | Урока по теме: "Решение показательных уравнений" Формулировка цели классу: обобщить пройденный материал, вспомнить способы решения показательных уравнений, применить полученные знания... | ||
Пояснительная записка к официальному сайту отдела образования администрации... Возросли требования к эффективности и оперативности решения вопросов управления в системе образования городского округа город Буй.... | Урока: урок конкретизации. Цели Закрепить способы решения задач через составление уравнений, числовых выражений, по действиям | ||
Пояснительная записка Школьный курс по изобразительному искусству... Школьный курс по изобразительному искусству в 5—7 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач | Учитель математики Систематизировать разные способы решения задач на смешивание и разбавление растворов, реализуя метапредметные связи курсов: химия,... | ||
Пояснительная записка Цель курса Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения... | Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «методы решения физических задач» Вступительный экзамен по физике в вуз проводится в письменной форме и состоит в решении достаточно большого количества задач различной... | ||
Программа элективного курса «Разнообразные способы решения иррациональных... «Разнообразные способы решения иррациональных уравнений и неравенств» весьма актуальна. Ее рассмотрение обобщает опыт изучения в... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Показать разные способы решения задач в среде формального исполнителя алгоритмов | ||
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины Цель дисциплины – изучение теоретических основ научного познания, методов, методик научного исследования, технологий, используемы... | Методическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана... Были последовательны и логичны, ключевые моменты решения обоснованы, а математические термины и символы использованы корректно. Задача... |