Пояснительная записка «Способы решения задач по механике»

НазваниеПояснительная записка «Способы решения задач по механике»
Дата публикации07.03.2016
Размер0.58 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Физика > Пояснительная записка
  1   2   3   4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ СЕЛА ПСЯК КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Согласовано: Утверждено:

На заседании УМО учителей физики На заседании экспертной комиссии

Протокол Протокол

Руководитель УМО Председатель экспертной группы

_______________Музафаров С.Н. ______________Садикова А.Р. Эчтәлек

КУРС ПО ВЫБОРУ
«Способы решения задач по механике»

(Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся

9 класс, 17 часов)

Галимухаметова Расуля Минишарифзяновна,

учитель физики

высшей квалификационной категории

Псяк, 2009г.
Пояснительная записка

«Способы решения задач по механике»

Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения за­дач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических и др.

Для изучения элективного курса «Способы решения задач по механике» отводится 17 часов (1 час в неделю в первом или во втором полугодии). Если в школе имеется возможность выделить на изучение данного курса дополнительное время (1 час в неделю в течение учебного года), то количество часов в учебно-тематическом планировании учитель может увеличить вдвое.

При этом ставятся следующие цели изучения курса: ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения типовых задач по механике, задач повышенной сложности, нестандартных задач, которые формируют физическое мышление учащихся, дают им соответствующие практические умения и навыки, сберегают время для получения правильного ответа при выполнении того или иного задания.

Решение физических задач - одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизиру­ется мыслительная деятельность учащихся. Ценность задач определя­ется, прежде всего, той физической информацией, которую они содер­жат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых опи­сываются классические фундаментальные опыты и открытия, зало­жившие основу современной физики, а также задачи, в которых есть присущие физике методы исследования.

С решением задач тесно связано творчество, а творчество всегда приносит радость: пусть это будет песня, научное открытие или решен­ная задача. Ничего, что это школьная задача, и не одно поколение ис­кало ее решения. Радостно заново открывать связи между данным и неизвестным, ошибаться и приходить через творчество к верному ре­шению. Завершение напряженной умственной работы приносит огром­ное удовлетворение, ведь решение задач - это напряженное, активное проявление энергии, воли, умственных способностей. Я.А.Коменский отмечал, что у многих учащихся «большая часть знаний только сколь­зит по поверхности ума и не внедряется в него, ... основательные зна­ния невозможны без возможно частых и особенно искусно поставлен­ных повторений и упражнений». Физика всегда считалась наукой естественной, причем фундамен­тальной. Она раньше других естественных наук вышла на уровень ко­личественной теории. А ее строгий язык описания позволяет получить максимально емкое и точное знание об объекте исследования.

В настоящее время общепринято, что именно такое знание позво­ляет создать материальные основы нашей цивилизации. Логика школьного курса физики требует, чтобы его изучение начина­лось с механики.

Это обусловлено, в первую очередь, следующими причинами: из всех форм движения материи механическое движение наиболее наглядно; в классической физике моделирование физических явлений связано с созданием преимущественно механических образов структуры физиче­ских и происходящих в них процессов.

Механика - составная часть как классической, так и современной физики. Некоторые понятия механики (например, масса, импульс, энер­гия) используются и при описании микромира.

Учебная цель решения задач по кинематике состоит в том, чтобы помочь учащимся овладеть основными понятиями, усвоить кине­матические законы движения и научиться применять их в конкретных ситуациях.

Изучение механики на векторной основе позволяет обучить уча­щихся координатному методу решения задач. Универсальность этого метода, общего для всех задач, независимо от характера движения тел, доказывает его преимущества. Однако эти преимущества проявляются лишь тогда, когда учащиеся овладеют этим методом.

Законы динамики - наиболее существенная часть механики. Клас­сическая механика Ньютона — это, по существу, законы динамики, со­ставляющие ядро ее теории. Отсюда вытекает образовательное значе­ние изучения законов динамики.

Изучение в средней школе законов сохранения имеет огромное по­знавательное и мировоззренческое значение. В законах сохранения от­ражаются принцип материи и движения, взаимосвязь и взаимные пре­вращения различных форм движения материи.

Законы сохранения принадлежат к наиболее общим законам приро­ды. В отличие, например, от закона Паскаля, который справедлив лишь для жидкостей и газов, закона Ома, также имеющего ограничен­ную область применения, и других подобных законов, законы сохра­нения энергии и импульса выполняются во всех известных на сегодня физических процессах.

Поэтому изучение законов сохранения в курсе физики позволяет ус­танавливать внутрипредметные связи.

Цели изучения курса:

Задачи курса :

- углубить знания учащихся по физике, научить их методически пра­вильно и практически эффективно решать задачи.

- дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к физике.

- предоставить учащимся возможность уточнить собственную готов­ность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на по­вышенном уровне.

- создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ по физике, для поступления в класс физико-математического профиля.

В конце изучения данного курса учащиеся должны уметь:

решать расчетные и графические задачи на применение уравнения равномерного и равноускоренного движения и движения по окружности;

• решать задачи на применение второго закона Ньютона в случае движения тела под действием нескольких сил;

• применять законы сохранения механики для решения кинематиче­ских и динамических задач.

После изучения курса учащиеся должны знать:

Знать применения основных достижений физики в жизни, историю развития физики, физические законы;

Понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов;

Уметь работать со средствами информации, в том числе компьютерными (рефераты, доклады, справочники); готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи, выполнить творческие экспериментальные задания и делать вывод.

Программа курса

Кинематика

(5 часов)

1.Основные формулы и законы кинематики.

(1 час)

Траектория, путь, пере­мещение. Система отсчета. Основная задача механики и сё решение для равномерного и равноускоренного движения. Графическое представле­ние движения

2. Решение задач на равномерное прямолинейное движение.

(1 час)

Составление уравнений движения (уравнения скорости, координаты). Нахождение времени и места встречи. Графические задачи: чтение и построение графиков скорости и координаты. Задачи типа №22, 25-27 из сборника [1].

3-4. Решение задач на равноускоренное прямолинейное движение.

(2 часа)

Расчетные задачи на применение формул, нахождение времени и места встречи, составление и анализ уравнений движения. Чтение и построе­ние графиков. Задачи типа №60, 61, 63, 64, 81-85 из сборника [1].

5. Движение по окружности.

(1 час)

Физические величины, характеризую­щие движение тел по окружности (линейная и угловая скорость, угол по­ворота, период, частота, центростремительное ускорение). Решение расчетных задач на при­менение формул при движении тел по окружности, вычисление центростремительного ускорения, задачи на движение стрелок часов.

Динамика

(6 часов)

6. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения.

(1 час)

Силы природы: сила тяжести, сила упругости, сила трения. Закон Гука. Движение тела под действием силы тяжести, силы упругости, силы трения. Случаи, когда на тело действует только одна сила. Задачи типа №122-125, 155, 207, 211 из [1].

7. Движение тела под действием нескольких сил в горизонтальном и вертикальном направлении.

(1 час)

Знакомство с алгоритмом решения задач: выполнение чертежа, применение II закона Н

ьютона в векторной форме, запись закона в проекциях на координатные оси, решение полученных уравнений. Задачи типа № 290-293 из [1].
8. Движение тел по наклонной плоскости.

(1 час)

Применение алгоритма (см. урок № 7) к решению задач. Задачи на движение связанных тел. Решение задач типа № 297, 300, 301 из [1].

9. Динамика движения по окружности.

(1 час)

Применение алгоритма к решению задач (см. урок 7). Решение задач типа №272-276 из[1].

10-11. Статика.

(2 часа)

Условия равновесия тела, не имеющего оси враще­ния. Условие равновесия тела, имеющего ось вращения. Момент силы. Виды равновесия: устойчивое, неустойчивое, безразлич­ное. Решение задач типа №325, 333, 347 из [1].

Законы сохранения в механике.

(6 часов)

12. Механическая работа и мощность.

(1 час)

Анализ общей формулы рабо­ты. Работа различных сил (тяжести, упругости, трения). Решение задач типа № 406-410, 414, 415 из [1].

13. Две формы записи II закона Ньютона.

Закон сохранения импульса.

(1 час)

Понятие импульса тела и импульса силы. Закон изменения и закон сохра­нения импульса. Решение задач типа №373, 375, 383,384 из [1].

14-15. Закон сохранения энергии в механике. Понятие потенциаль­ной и кинетической энергии.

(2 часа)

Вывод формулы закона сохранения пол­ной механической энергии. Механическая энергия и работа силы трения. Реше­ние задач типа № 446,451, 452 из [1].

16-17. Заключительное занятие по курсу.

Ожидаемый результат.

В результате освоения предлагаемого курса у учащихся должны вырабатываются твердые навыки по использованию системного подхода к решению физических задач, применению математических знаний и навыков появляется большая уверенность в своих силах, так необходимая для сдачи абитуриентского экзамена по физике. А главное – это развитие интереса к решению интересных физических задач.

Тематическое планирование

2.

Решение расчетных и графических задач на равномерное движение. 1 ч

Решение задач на равноускоренное движение. 1ч

Решение задач

Решение задач на равноускоренное движение. 1ч Движение по окружности. Решение задач. 1 ч

5.

Движение по окружности. Решение задач. 1 ч

Самостоятельная работа

Динамика

6 ч

6.

Законы Ньютона - наиболее общие законы движения. 1 ч

7.

Движение тела под действием нескольких сил в горизонтальном и вертикальном

направлении.

1 ч

Беседа

8.

Движение по наклонной плоскости. 1 ч

9.

Динамика движения по окружности. 1 ч

Практикум по решению задач

Условия равновесия тел. 1ч.

11.

Решение задач. 1 ч

Решение задач типа №325, 333, 347 из [1].

Законы сохранения в механике. 4 ч

12.

Механическая работа и мощность.

Решение задач.1 ч.

13.

Закон сохранения и закон изменения импульса. 1 ч

Закон сохранения энергии. 1 ч

15.

Решение задач. 1ч

Реше­ние задач типа № 446,451, 452 из [1].

16, 17.

Заклю-чительное занятие по курсу. 2 ч

Литература для учителя

1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. –М.: Просвещение, 1983.

2. Гольдфарб Н.И. Физика: Сборник задач для 9-11 Кл. –М.: Просвещение, 1997.

3. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике. –М.: Просвещение, 1988.

4. Касаткин А.П., Комков А.Т., Седов А.Н., Тимошин М.Г. Физика: Экзаменационные задачи./Московский энергетический институт. М.: -1998.

5. Кашина С.И., Сезонов Ю.И. Сборник задач по физике. –М.: Просвещение,1997.

6. Яворский Б.М., Детлаф А.А. Справочник по физике. –М.: Наука, 19995.

7. 6. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Физика: Задачник: 9-11 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2004.

Литература для учащихся

1. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. - М.: Просвещение, 2002.

2. ЕГЭ. Физика / Кабардин О.Ф. и др. – М.: АСТ – Астрель, 2004.

3. Марон А.Е., Позойский С.В., Марон Е.А. Сборник вопросов и задач по

физике для 7 – 9 классов. – М.: Просвещение, 2005.

4. Физика. Тесты. 7 – 9 классы / Гладышева Н.К. и др. – М.: Дрофа, 2002.

5. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. Орлова В.А. – М.: Илекса, 2005.

Приложение

Виды деятельности

- работа с дополнительной литературой

- лабораторные работы

-уроки экспериментальных задач и творческого характера

- семинары по решению задач

- конференции

- тестирование

- доклады и рефераты.

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Согласовано: Утверждено:

На заседании УМО учителей физики На заседании экспертной комиссии

Протокол Протокол

Руководитель УМО Председатель экспертной группы

_______________Музафаров С.Н. ______________Садикова А.Р.

Программа
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

для учащихся 10 классов

«ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ»
(Всего 70часов: 10 класс – 35ч.)
Галимухаметова Расуля Минишарифзяновна,

учитель физики

высшей квалификационной категории

Псяк, 2009 г.

Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе концепции Образовательной программы школы, ориентированной на оптимизацию индивидуально-ориентированного развития личности в условиях профильного образования.

Курс предназначен для учащихся 10 класса, интересующихся физикой и желающих освоить нестандартные методы решения задач.

Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. Важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программ, целями которой являются:

• развитие интереса к физике, к решению физических задач;

• совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

• формирование умений применять научные знания для объяснения наблюдаемых физических явлений и решения разнообразных задач;

• формирование и поддержание познавательного интереса к физике;

• увеличение у учащихся опыта продуктивной деятельности по применению приобретенных знаний и умений в нестандартных, новых для них ситуациях;

• помощь выпускникам школы в определении направления их дальнейшей деятельности, обосновании адекватного поведения в окружающей среде.

Программа элективного курса согласована с содержанием программы основного курса. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений.

В физической науке существует огромное количество методов познания, которые позволяют решать задачи изящно, рационально, красиво, а значит, будят эмоции и интерес, побуждают знать глубже и шире, рождают желание искать. В данном курсе выбраны лишь некоторые нестандартные методы решения задач в соответствии с опытом и вкусами автора.

Основные цели курса:

-развитие интереса к физике и решению физических задач;

-совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений,

-формирование представлений о методах решения физических задач;

-подготовка учащихся 10 класса к выпускным экзаменам;

-способствовать развитию творческих способностей.

Задачи курса:

-развитие творческих способностей учащихся на основе проб;

-формирование умения комплексного применения знаний при решении учебных теоретических и экспериментальных задач;

-развитие общеучебных умений: самостоятельной работы, использования источников информации;

-воспитание личности, умеющей анализировать, владеющей навыками самоанализа и создания программ саморазвития;

-расширение кругозора; воспитание самостоятельности; политехническое воспитание.

-научить применять теоретический материал по физике при решении задач.
После изучения курса учащиеся должны знать:

-применения основных достижений физики в жизни, историю развития физики, физические законы;

-понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов;

После изучения курса учащиеся должны уметь:
-работать со средствами информации, в том числе компьютерными (рефераты, доклады, справочники);

-готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи, выполнить творческие экспериментальные задания и делать вывод.
Ожидаемый результат.

Программа курса
10 класс

(35 ч, 1ч в неделю)

1. Кинематика (5ч)

Цель изучения физики. Связи между физическими величинами. Практические задачи как основной критерий теории. Материальная точка и способы описания ее движения в различных системах отчета. Уравнение движения материальной точки на плоскости. Графическое представление неравномерного движения с помощью различных кинематических характеристик. Вращательное движение твердого тела и его кинематические характеристики.
2. Основы динамики. Применение законов динамики к решению задач (6 ч)

Прямолинейное движение по наклонной плоскости для одного тела и системы связанных тел, движение связанных тел горизонтали и в вертикальной плоскости. Вращательное движение в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Движение в поле тяготение (поверхности Земли, для других небесных тел и их систем).
3. Законы сохранения (6 ч)

Закон сохранение импульса. Реактивное движение. Уравнение Мещерского. Закон сохранения и превращения энергии в механике и его применение к абсолютно упругим и абсолютно неупругим взаимодействиям.
4. Динамика периодического движения (3 ч)

Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Изменение основных кинематических и динамических характеристик системы. Динамические системы, содержащие математический или пружинный маятники. ( Физический маятник).

5. Основы молекулярно – кинетической теории вещества.

Реальный газ. Кристаллы (4 ч)
Температура, способы измерения температур. Различные температурные шкалы. Реальный газ. Уравнение Ван – дер – Вальса. Средняя длина свободного пробега. Сжижение газов, облака и осадки.

Зависимость агрегатного состояния вещества от температуры и давления. Кристаллы: процессы роста, дефекты и дислокации.

6 Электростатические явления (7 ч)

Электрический заряд, закон сохранения электрического заряда. Плотность электрического заряда. Напряженность заряженной сферы, плоскости. Диаграммы напряженности различных заряженных тел и их систем. Соединения конденсаторов. Расчет различных соединений конденсаторов. Энергия электростатического поля.

Резервное время. Повторение (4 ч )