Учитель математики





Скачать 113.38 Kb.
НазваниеУчитель математики
Дата публикации03.07.2014
Размер113.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
МОУ СОШ с. Пушанина

Урок – исследования в 9 классе





Учитель химии:

Василенко С.В.

Учитель математики:

Ларина Т.Ю.

2013 - 2014 год

Молоко с разных сторон.

Цели урока.

1. Систематизировать разные способы решения задач на смешивание и разбавление растворов, реализуя метапредметные связи курсов: химия, математика.

2. Познакомить учащихся с методами определения качества молока; способствовать развитию умения и навыков учащихся проводить краткий анализ по определению органолептических и химических показателей качества молока, вспомнить технику безопасности.

3. Помочь учащимся проявить себя на высоком уровне творческой деятельности: выполнение теста, исследовательской работы, составление творческого отчета.

4.Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к химии, математике и к процессу приобретения знаний в целом, формированию навыков взаимообучения в группах и самостоятельности каждого из них, развитию логического мышления, уверенности в своих силах.

Формы работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Входной контроль: проверка знаний, умений, подготовка к восприятию нового материала.

Цель: проверить усвоения ранее полученных знаний о массовой доле как “части от целого”.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Введение в тему.

Приветствия, подготовка к уроку. Сегодня мы проводим не обычный урок исследования - химия – математика. Тема урока вы определите сами, для этого поиграем в детскую игру «Угадай-ка»

Я зачитаю вам определения – этого продукта.

  1. Этот продукт появился 10 тысяч лет назад.

  2. Организм людей в период неолита не мог усвоить этот продукт.

  3. Самый питательный продукт образуется у тюленей.

  4. Его состав очень сложен.

5. Прекрасный продукт для пополнения организма кальцием. Что это? Ответ «МОЛОКО».

Слайд Тема урока «Молоко с разных сторон».

Цель урока: рассмотреть молоко с разных сторон.

  1. Проверка ЗУН.

Фронтальная работа. У каждого есть рабочая карта. Заполните её. (Дата, фамилия, имя.)

Задание 1. Устный опрос.

1. Что представляет собой молоко?

2. Дать определение понятия растворы.

3.Что показывает массовая доля растворенного вещества?

4. Дать определение процента?

5. Как найти процент от числа?

6. Как найти число по его проценту?

Индивидуальная работа.

Задание 2. Выполнение теста с выбором одного правильного ответа.

Часть химии.

1. В 150 г воды растворили 50 г сухого молока. Массовая доля растворенного вещества в растворе равна:

А. 5 Б. 15 В. 25 Г. 35

2. Для приготовления 500 г 2 % молочного напитка необходимо взять воды массой:

А. 499 г Б. 490 г В. 49 г Г. 510 г

Часть математики.

1. Найти 30% от 200.

А. 6 Б. 60 В. 15 Г. 150

2. Найти число, если 40% его составляют 200.

А. 800 Б. 5000 В. 500 Г. 8000

Правильные ответы на слайде. Критерии оценки (самоконтроль).

  1. Практическая работа. Решим задачу с двух позиций: химии и математики.

Расчеты, связанные со смешиванием и разбавлением растворов (химия).

Цель: закрепить правила вычисления массовой доли растворенного вещества в новом растворе, полученном при смешивании растворов разных концентраций.

Задача (слайд): В лаборатории по определения качества молока и молочной продукции имеются два сосуда с молочным продуктом с массовой долей молочного жира соответственно 5% и 25 %. Какаю массу каждого продукта необходимо взять для приготовления 500 г молока 10 % -ной жирности?

Учитель химии. При решении такого типа задач используем стандартную формулу (слайд).



Числа 0,15 и 0,05 показывают, в каком массовом отношении надо взять молочного продукта с



Ответ (слайд): для приготовления 500 г молока 10 %-ной жирности требуется 375 г 5 %-го и 125 г 25 %-го молочного продукта соответственно.

Расчеты, связанные со смешиванием и разбавлением растворов (математика).

Цель: закрепить умение вычислять процентное содержание растворенного вещества в новом растворе, полученном при смешивании растворов разных концентраций.

Задача: В лаборатории по определения качества молока и молочной продукции имеются два сосуда с молочным продуктом с массовой долей молочного жира соответственно 5% и 25 %. Какаю массу каждого продукта необходимо взять для приготовления 500 г

Объяснение учителя математики решения данной задачи с последующим оформлением решения учащимися на бланке с печатной основой.

Учитель математики ( слайд). Для решения такого рода задачи можно составить линейное уравнение. Такой способ широко распространен в математике. Необходимые данные внесем в таблицу 

Примем необходимую нам массу первого продукта за х. Так как в конечном итоге нам необходимо получить 500 г молока, то масса второго продукта должна составлять 500–х г. Найдем количество молочного жира в каждом из продуктов. В первом продукте его 0.05х г, во втором – 0,25(500-х) г. Так как в полученном молоке жира должно быть 50 г, можно составить уравнение.

0,05х + 0,25(500 – х) = 50;

0,05х + 125 – 0,25х = 50;

- 0,2х = - 75;

х = 375.

Значит, 5%-ого продукта необходимо взять 375 г.

2) 500 – 375 = 125 (г) необходимое количество 25%-ого продукта.

Ответ (слайд): для приготовления 500 г молока 10 %-ной жирности требуется 375 г 5 %-го и 125 г 25 %-го молочного продукта соответственно.

Вывод: одну и ту же задачу можно рассмотреть с разных сторон (по химии и математике). Результатом является один ответ.

4. Гимнастика для глаз (слайд).

5. Информационная часть работы. Что же представляет собой молоко? (Сообщение ученика).

Цель: дать краткую информацию о химическом составе молока.

Молоко (4 слайда).

Молоко по праву считается одним из чудес света. В его составе: 20 благоприятно сбалансированных аминокислот; более 40 жирных кислот; молочный сахар – лактоза; богатый ассортимент минеральных веществ; микроэлементы; все виды витаминов, известные в настоящее время, и множество других полезных веществ.

Больше всего в молоке углеводов, жиров, белков и минеральных солей.

Витамины, ферменты, микроэлементы, гормоны, иммунные тела, содержащиеся в молоке, обладают высокой биологической активностью и роль их в питании человека огромна.

Белки, входящие в состав молока, полезнее, нежели белки мяса и рыбы, быстрее перевариваются. Они состоят из трех компонентов: казеина, альбумина и глобулина.

Все белки молока относятся к группе полноценных, т.е. таких, которые содержат в своем составе все 20 жизненно необходимых аминокислот (особый вид органических кислот, представляющих огромную физиологическую ценность для организма). В их числе 8 незаменимых аминокислот, которые не могут синтезироваться в организме и должны поступать извне. Отсутствие хотя бы одной из них грозит нарушением обмена веществ.

Минеральные соли.

В состав молока входят почти все элементы периодической системы Менделеева. В нем содержатся соли кальция, калия, натрия, магния, железа, лимонной, фосфорной, соляной кислот и ряда других. Все они находятся в молоке в легко усвояемой форме. Ни одна пища не передает кальций и фосфор организму лучше молока.

Важной особенностью солевого состава молока является то, что отдельные его элементы находятся в таком соотношении, которое наиболее желательно для организма. Кроме того, молоко не только является отличным источником кальция, но и само способно повышать усвояемость кальция, содержащегося в других продуктах – злаках, овощах, фруктах.

Кроме солей, указанных выше, в молоке содержатся в незначительных количествах микроэлементы: кобальт, медь, цинк, марганец, фтор, бром, йод, кремний, бор, ванадий и др. Микроэлементы служат для восстановления крови, лимфы, желудочного и кишечного сока, пота, слюны, слез и т.д. Без их участия была бы невозможна деятельность таких важных желез внутренней секреции, как щитовидная, половые и др.

6. Исследовательская работа. Переходим к исследовательской работе по изучению органолептических и химических показателей качества молока.

Инструктаж по технике безопасности.

1 группа (эксперт – Порунова Ксения) – исследовательская работа с питьевым пастеризованным молоком с массовой долей жира 2,5 % (изготовитель: ОАО “Молочный - комбинат”, г. Пенза).

2 группа (эксперт – Васючкова Дарья) - исследовательская работа с козьим пастеризованным молоком с массовой долей жира 4,2 % .

3 группа (эксперт – Сержантов Константин) - исследовательская работа с домашним коровьим пастеризованным молоком с массовой долей жира 3,6% .

Предмет исследования - состав молока.

Объект исследования – молоко.

Цель: изучить органолептические и химические показатели качества молока; продолжить формирование умений проводить опыты, наблюдать, анализировать, выделять главное, делать выводы.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, химические стаканы, держатель для пробирок, спички, белая бумага, предметное стекло, раствор Люголя.

I. Определение органолептических показателей качества молока.

1. Определение внешнего вида молока

Пояснение к заданию. Внешний вид молока оценивается при его осмотре в прозрачном сосуде. Отмечаются: однородность, загрязнения, осадок, примеси.

Ход работы:

1. Налейте в химический стакан молока до середины объема.

2. Внимательно рассмотрите молоко на наличие загрязнений, примесей и отметьте однородность.

3. Дайте молоку отстояться и отметьте наличие осадка.

4. Полученные данные запишите в сводную таблицу.

2. Определение цвета молока

Пояснение к заданию. Цвет молока бывает: белый, кремовый (для топленого молока), желтый, серый, слегка желтоватый, голубой, слегка синеватый оттенок (для нежирного молока).

Ход работы:

1. Налейте в пробирку молоко.

2. Поднесите к пробирке белый лист бумаги и сравните цвет.

3. Полученные данные запишите в сводную таблицу.

3. Определение консистенции молока

Пояснение к заданию. Консистенция определяется по следу, остающемуся на стенках сосуда после его взбалтывания. При нормальной консистенции после стекания молока со стенок сосуда остается равномерный белый след.

Ход работы:

1. Налейте в пробирку молока до середины объема.

2. Закройте пробирку и слегка встряхните ее, чтобы намокли стенки.

3. Дайте молоку стечь и в течение 1 минуты оцените результат.

4. Полученные данные запишите в сводную таблицу.

4. Определение запаха молока

Пояснение к заданию. Свежее молоко имеет слабый специфический запах. По интенсивности запах может быть: сильным, слабым, отчетливым, очень слабым.

Ход работы:

1. Налейте в пробирку молока до середины объема, закройте предметным стеклом.

2. Энергично встряхните.

3. Откройте пробирку, сразу понюхайте. Запах определяется многократными короткими вдыханиями.

4. Полученные данные запишите в сводную таблицу.

II. Определение химических показателей молока.

1. Определения наличия крахмала в молоке

Пояснение к заданию. Крахмал или муку добавляют в молоко, чтобы придать ему более густую консистенцию после разбавления водой.

Ход работы:

1. В пробирку наливают 5-10 мл молока и доводят до кипения.

2. После охлаждения в молоко наливают 1 мл раствора Люголя. Появление синей окраски указывает на присутствие крахмала.

3. Полученные данные запишите в сводную таблицу.

2. Определение наличия пероксида водорода

Пояснение к заданию. Определение основано на взаимодействии водорода с йодидом калия, в результате которого выделяется йод, дающий с крахмалом синее окрашивание.

Ход работы:

1. В пробирку налейте 1 мл молока.

2. Добавьте две капли раствора серной кислоты и 10 капель крахмального раствора йодида калия.

3. Через несколько минут оцените окрашивание раствора. Появление синего окрашивания свидетельствует о присутствии в молоке пероксида водорода.

4. Полученные данные запишите в сводную таблицу.

Индивидуальная работа учащихся с последующей работой в рабочей карте.

Сделайте вывод о качестве молока на основе органолептических и химических показателей качества молока.

7. Закрепление знаний. Творческий отчет МХ (математика, химия).

Цель: составить творческий отчёт по заданной тематике.

Решение предложенной задачи ранее изученными способами (математическим, химическим).

Задача. Какую массу молока и пломбира необходимо взять для приготовления 100 г 20%-го новогоднего молочного коктейля, если имеются молоко и пломбир с массовыми долями 10 % и 30% соответственно.

Химия

Пусть m1 – молоко, m2 – пломбир.

m1 = (100*(0,2 – 0,1))/((0,3 - 0,2) + (0,2 - 0,1)) = 100*0,1/0,1 = 50 грамм

m2 = (100*(0,3 – 0,2))/((0,3 - 0,2) + (0,2 - 0,1)) = 100*0,1/0,2 = 50 грамм

50 гр. – молока, 50 гр.- пломбира.

Математика

Пусть молока – х, так как коктейля 100 гр. 0,1 х, тогда пломбира (100 – х).

100 * 20% : 100% = 20 гр.

0,1 х + 0,3 (100 – х) = 20

0,1 х + 30 – 0,3 х = 20

- 0,2 х = - 10

Х = 50 гр.

50 гр. – молока, 50 гр.- пломбира.



8. Пока представители групп готовят коктейли, остальные отвечают на вопросы «Блеф - игры»

Блеф – игра “Верите ли вы, что ….”.

?... в России введен Технический регламент на молоко и молочную продукцию”?

(Ответ: В России действительно принят Федеральный закон от 12 июня 2008 г.)

?… закупочная цена на сырое молоко составляет 50% от цены молока в магазине?

(Ответ: да, в 2013 году составляла 11–15 руб., что соответствует примерно 50% от цены молока в магазине.)

?... слова “молоко” и “молочный продукт” - это синонимы?

(Ответ:  да, “молоко” и “молочный продукт” являются синонимами.)

?… потребность в молоке поставщики на сегодня обеспечивают лишь на 45-55%.

(Ответ: Действительно, дефицит молока на полках магазинов страны существует).

?... молоко разных животных отличается по вкусу, составу и свойствам, но только не по цвету?

(Ответ: нет, молоко разных животных отличается по цвету, по вкусу и составу).

?... каждая животноводческая ферма, как и любое промышленное предприятие, является источником загрязнения окружающей среды?

(ОтветКаждая животноводческая ферма, как и любое промышленное предприятие, является источником загрязнения окружающей среды).

9. Домашняя работа.

Творческая работа: придумать сказку, рассказ, задачу, стихотворение о молоке.

10. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: подвести итоги работы каждого учащегося.

1. Подсчет баллов и выставление отметки по каждому предмету.

2. Мнения учащихся об уроке.

Для этого допишите предложения.

  • Сегодня на уроке я узнал …

  • Самым интересным на уроке было …

  • Самым сложным для меня было …

Своё мнение учащиеся должны дописать в рабочей карте.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учитель математики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В работе шмо приняли участие учитель математики Лимина Р. В., учитель математики и физики Петрунькин А. С., учитель химии и географии...
Учитель математики iconУроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд
Теплинская А. К., учитель математики цо ОАО газпром, г. Москва, победитель городского конкурса «Учитель года 2010»
Учитель математики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных...
Учитель математики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В состав шмо естественно-математического цикла входят учителя: Кондратьева Р. Р. – учитель математики 1 квалификационной категории,...
Учитель математики iconУрока математики И. В. Вдовенко, учитель математики, мбоу «Федоровская...
Целеполагание в условиях метапредметной деятельности учащихся на примере урока математики
Учитель математики icon«избранные вопросы математики» Составила учитель математики Подколзина Е. Н
Предлагаемый курс содержит совершенно не проработанные в базовом курсе школьной математики вопросы и своим содержанием сможет привлечь...
Учитель математики icon«Путешествие в страну Звукобуквию» с применением тестопластики
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Учитель математики iconУрок математики в 6 классе
Автор: Никандрова Надежда Витальевна, учитель математики мбоу «Большевыльская сош» Аликовского района
Учитель математики iconУрок математики, 5 класс
Игнатьева Антонина Яковлевна, учитель математики мбоу «Шоркасинская сош» Канашского района.( 8-909-301-10-53)
Учитель математики iconКонспект фронтального занятия по обучению грамоте «звук [Л]»
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Учитель математики iconМетодическая разработка урока математики в 5 классе
Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош»
Учитель математики iconУрок математики в 6 классе по теме: «Раскрытие скобок»
Составила: Ломакина Л. И., учитель математики первой категории моу нагорненская сош
Учитель математики iconУрок путешествие Тема: Чтение слов с буквой «Т»
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Учитель математики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В состав мо входят восемь учителей: Ирина Борисовна учитель информатики, Эльвира Равильевна учитель математики, Ольга Евгеньевна...
Учитель математики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель – Шкаранда А. Ю., учитель математики высшей категории, призер конкурса «Учитель года города Ростова-на-Дону – 2012»
Учитель математики iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия «Неделя математики»
Казимова Джамиля Аликовна– учитель математики мбоу «сош дарбанхинского сельского поселения»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск