Пояснительная записка цели и задачи дисциплины





Скачать 360.28 Kb.
НазваниеПояснительная записка цели и задачи дисциплины
страница1/3
Дата публикации02.03.2016
Размер360.28 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




    1. Цели и задачи дисциплины:


Цель дисциплины – изучение теоретических основ научного познания, методов, методик научного исследования, технологий, используемы для решения информационных задач, которые встают в историческом исследовании на разных этапах его реализации.

Задачи дисциплины – рассмотрение природы, закономерностей, функций научного знания; изучение видов научного исследования; определение методики научной работы, ее структурирование; обсуждение особенностей оформления; рассмотрение основных методов – сбора, систематизации, анализа исторической информации.



    1. Место дисциплины в структуре ООП


Дисциплина включена в цикл специальных дисциплин отрасли науки и научной специальности (по выбору). Она логически связана с предшествующим курсом: «История и философия науки». Требования к «входным» знаниям: аспиранты должны разбираться в теоретических аспектах научного познания, знать основные этапы развития науки, ориентироваться в современных проблемах организации ДОУ и теории документа.

Дисциплина «Методы исторического исследования» важна для изучения последующих дисциплин: «Актуальные проблемы историографии и источниковедения», «Количественные методы в исторических исследованиях».


    1. Требования к результатам освоения дисциплины


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций. Аспиранты должны приобретать компетенции:

общекультурные:

  • способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

  • способностью владеть культурой мышления, обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

  • способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный о общекультурный уровень;

  • способностью использовать основные законы и научные методы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;

общепрофессиональные:

  • анализировать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы.

научно-исследовательские:

  • владеть принципами и методами создания справочно-поисковых средств к архивным документам;

  • вести научно-методическую работу в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций;


В результате освоения дисциплины аспирант должен:
Знать порядок проведения научного исследования, используя теоретические знания; специфику тематики, виды исторического исследования.

Уметь выбирать методы для исторического исследования, применять их для решения конкретных научных задач.

Владеть навыками описания методики научного исследования, оформления научной работы.


  1. ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

    Семестр 3. Форма промежуточной аттестации – зачёт, 2 контрольные работы, реферат. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов (из них 28 ч. – лекции; 26 ч. – практическая работа; 126 ч. – самостоятельная работа).

  2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Таблица 1







      Тема

      всего часов

      виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    Из них в интерактивной форме

      Формы контроля

      лекции

      практические занятия

      самостоятельная работа

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8



      Вводная лекция. Предмет, задачи курса, источники, литература

      -

      2

      -

      -

      -

      -

      1

      Теоретические и методологические аспекты научного познания

      -

      -

      -

      -

      -

      -

      1.1

      Природа научного знания и развитие науки

      16

      2

      2

      12

      -

      Собеседование, конспект, глоссарий

      1.2

      Основные этапы развития науки

      16

      2

      2

      12

      4

      Реферат

      1.3

      Функции и структура научного знания. Виды научного исследования

      16

      2

      2

      12

      -

      Доклад по теме своего исследования

      1.4

      Методологические основы научного исследования

      16

      2

      2

      12

      4

      Устный опрос

      2

      Общенаучные и специальные методы исторического исследования

      -

      -

      -

      -

      -

      -

      2.1

      Этапы исторического исследования

      19

      2

      2

      15

      2

      Конспект

      2.2

      Методологические основы исторического исследования

      12

      2

      2

      8

      -

      Собеседование

      2.3

      Методы общенаучные

      32

      6

      6

      20

      -

      Защита контрольной работы

      2.4

      Специфические методы исторического исследования

      16

      4

      2

      10

      -

      Решение задач по определению методик

      2.5

      Структура научного труда

      14

      2

      2

      10

      -

      Обсуждение проблемных вопросов

      2.6

      Этапы подготовки и порядок оформления научной работы

      23

      4

      4

      15

      2

      Конспект, практические задания



      Итого:

      180

      28

      26

      126

      12

      Зачет, контрольные работы, реферат



      Из них в интерактивной форме



      6

      6

      -

      12

      -

    Планирование самостоятельной работы аспирантов


Таблица 2




Темы

Виды СРС


Объем часов

обязательные

дополнительные



    Вводная лекция. Предмет, задачи курса, источники, литература

-

-

-

    1

    Теоретические и методологические аспекты научного познания

-

-

-

    1.1

    Природа научного знания и развитие науки

Изучение литературы

Подготовка к собеседованию

12

    1.2

    Основные этапы развития науки

Изучение теоретических вопросов

Подготовка реферата

12

    1.3

    Функции и структура научного знания. Виды научного исследования

Конспектирование

Подготовка доклада

12

    1.4

    Методологические основы научного исследования

Подготовка к устному опросу

Подготовка реферата

12

    2

    Общенаучные и специальные методы исторического исследования

-

-

-

    2.1

    Этапы исторического исследования

Составление конспекта

Выполнение практического задания

15

    2.2

    Методологические основы исторического исследования

Подготовка к собеседованию

Презентация

8

    2.3

    Методы общенаучные

Подготовка контрольной работы

Использование графического метода

20

    2.4

    Специфические методы исторического исследования

Подготовка контрольной работы

Описание методики исторического исследования

10

    2.5

    Структура научного труда

Изучение статей из периодических изданий

Подготовка к дискуссии

10

    2.6

    Этапы подготовки и порядок оформления научной работы

Подготовка к собеседованию

Подготовка практического задания

15



    ИТОГО:







126



    4. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ



№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1

1.2

1.3

1.4

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

1.

Актуальные проблемы историографии и источниковедения










+

+

+

+

+

+

+

2.

Количественные методы в исторических исследованиях










+

+

+

+

+

+

+


5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и методологические АСПЕКТЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1.1 ПРИРОДА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ и развитие науки
Наука как особая форма деятельности. Цель, задачи науки как процесса познания. Научное исследование в философском определении. Наука как социальный институт. Критерии научности. Научное познание как творчество. Наука и общество. Наука как система наук. Усиление междисциплинарности. Особенности современной науки.

Предпосылки развития науки. Точки зрения относительно возникновения науки. Концепции генезиса науки. История античной науки. Особенности науки средних веков. Новоевропейская классическая наука (15–16 вв.). Наука 20 века. Современный этап развития научного познания (постнеклассическая наука). Развитие научных направлений. Структура науки. Законы и закономерности научного исследования. Формальная логика как метод мышления. Понятия как исходная форма логического мышления. Научные понятия как инструмент исторического исследования. Научные категории. Суждение, умозаключение как форма получения знания. Законы формальной логики. Структура и состав доказательства. Опровержение и его структура. Логические ошибки. Обоснование формы теоретического мышления.
1.2 Основные этапы развития науки
Понятия «наука», «научно-исследовательская работа», «научное исследование». Предпосылки развития науки. Точки зрения относительно возникновения науки. Концепции генезиса науки. История античной науки. Особенности науки средних веков. Новоевропейская классическая наука (15–16 вв.). Наука 20 века. Современный этап развития научного познания (постнеклассическая наука). Развитие научных направлений. Структура науки.
1.3 ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

Виды научного исследования
Факторы, влияющие на уровень исследования. Типы познавательных моделей. Эмпирический и теоретический уровни знания. Приоритеты познавательных моделей. Влияние цели исследования на его вид. Элементы научного исследования: научная проблема; гипотезы; объект и предмет исследования; познавательные задачи; методы исследования; выводы. Теоретические и эмпирические процедуры, направленные на получение нового знания. Теоретическое, конкретное, описательное, сплошное, несплошное научное исследование. Монографическое исследование. Выборочное исследование. Особенности исторического исследования и его виды. Объекты исторического исследования. Диссертационное исследование, его разновидности. Статья, тезисы, материалы. Виды и формы квалификационных научных работ аспирантов. Выпускная квалификационная работа.
1.4 Методологические основы научного исследования

Понятие «метод», «методология», «методика». Структура научного метода. Современная научная методология. Герменевтика, натурализм, аксиология, прагматизм, феноменология, позитивизм. Основные научные методологические подходы в гуманитарных исследованиях. Разработка стратегии (методологических подходов) и тактики (методов) научной работы, т.е. методики исследования. Учет специфики объекта и предмета научной работы, содержание исследовательских целей, задач, характера и информационного аспекта источников. Классификации методов. Методы поиска, сбора, регистрации первичной эмпирической информации. Методы систематизации и упорядочения информации (создание моделей данных, группировка, построение вариационных рядов) и прочее.

Усложнение задач современной науки. Влияние научно-технической революции на методологические проблемы. Возникновение новых форм ориентации науки. Общенаучная методологическая концепция и направления. Философская методология.
РАЗДЕЛ 2. Общенаучные и специальные методы

исторического исследования
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой...
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины iconРабочая программа по дисциплине : Криминальная виктимология
Пояснительная записка ( цели, задачи и место дисциплины в рамках цикла дисциплины гос)
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины 3 Обязательный...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Природопользование» 3
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины 3 Обязательный...
Место дисциплины в структуре ооп впо: относится к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. 3
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины icon1. Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплины
Логика и риторика относится к циклу Б. 1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл), вариативная часть
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины...
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный...
Цель дисциплины – углубленное изучение правовых основ предпринимательской деятельности, предметного соотношения экономики и права,...
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6
Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6
Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6
Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6
Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера»...
...
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск