Скачать 360.28 Kb.
|
Цель дисциплины – изучение теоретических основ научного познания, методов, методик научного исследования, технологий, используемы для решения информационных задач, которые встают в историческом исследовании на разных этапах его реализации. Задачи дисциплины – рассмотрение природы, закономерностей, функций научного знания; изучение видов научного исследования; определение методики научной работы, ее структурирование; обсуждение особенностей оформления; рассмотрение основных методов – сбора, систематизации, анализа исторической информации.
Дисциплина включена в цикл специальных дисциплин отрасли науки и научной специальности (по выбору). Она логически связана с предшествующим курсом: «История и философия науки». Требования к «входным» знаниям: аспиранты должны разбираться в теоретических аспектах научного познания, знать основные этапы развития науки, ориентироваться в современных проблемах организации ДОУ и теории документа. Дисциплина «Методы исторического исследования» важна для изучения последующих дисциплин: «Актуальные проблемы историографии и источниковедения», «Количественные методы в исторических исследованиях».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций. Аспиранты должны приобретать компетенции: общекультурные:
общепрофессиональные:
научно-исследовательские:
В результате освоения дисциплины аспирант должен: Знать порядок проведения научного исследования, используя теоретические знания; специфику тематики, виды исторического исследования. Уметь выбирать методы для исторического исследования, применять их для решения конкретных научных задач. Владеть навыками описания методики научного исследования, оформления научной работы.
Таблица 2
4. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и методологические АСПЕКТЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 1.1 ПРИРОДА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ и развитие науки Наука как особая форма деятельности. Цель, задачи науки как процесса познания. Научное исследование в философском определении. Наука как социальный институт. Критерии научности. Научное познание как творчество. Наука и общество. Наука как система наук. Усиление междисциплинарности. Особенности современной науки. Предпосылки развития науки. Точки зрения относительно возникновения науки. Концепции генезиса науки. История античной науки. Особенности науки средних веков. Новоевропейская классическая наука (15–16 вв.). Наука 20 века. Современный этап развития научного познания (постнеклассическая наука). Развитие научных направлений. Структура науки. Законы и закономерности научного исследования. Формальная логика как метод мышления. Понятия как исходная форма логического мышления. Научные понятия как инструмент исторического исследования. Научные категории. Суждение, умозаключение как форма получения знания. Законы формальной логики. Структура и состав доказательства. Опровержение и его структура. Логические ошибки. Обоснование формы теоретического мышления. 1.2 Основные этапы развития науки Понятия «наука», «научно-исследовательская работа», «научное исследование». Предпосылки развития науки. Точки зрения относительно возникновения науки. Концепции генезиса науки. История античной науки. Особенности науки средних веков. Новоевропейская классическая наука (15–16 вв.). Наука 20 века. Современный этап развития научного познания (постнеклассическая наука). Развитие научных направлений. Структура науки. 1.3 ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. Виды научного исследования Факторы, влияющие на уровень исследования. Типы познавательных моделей. Эмпирический и теоретический уровни знания. Приоритеты познавательных моделей. Влияние цели исследования на его вид. Элементы научного исследования: научная проблема; гипотезы; объект и предмет исследования; познавательные задачи; методы исследования; выводы. Теоретические и эмпирические процедуры, направленные на получение нового знания. Теоретическое, конкретное, описательное, сплошное, несплошное научное исследование. Монографическое исследование. Выборочное исследование. Особенности исторического исследования и его виды. Объекты исторического исследования. Диссертационное исследование, его разновидности. Статья, тезисы, материалы. Виды и формы квалификационных научных работ аспирантов. Выпускная квалификационная работа. 1.4 Методологические основы научного исследования Понятие «метод», «методология», «методика». Структура научного метода. Современная научная методология. Герменевтика, натурализм, аксиология, прагматизм, феноменология, позитивизм. Основные научные методологические подходы в гуманитарных исследованиях. Разработка стратегии (методологических подходов) и тактики (методов) научной работы, т.е. методики исследования. Учет специфики объекта и предмета научной работы, содержание исследовательских целей, задач, характера и информационного аспекта источников. Классификации методов. Методы поиска, сбора, регистрации первичной эмпирической информации. Методы систематизации и упорядочения информации (создание моделей данных, группировка, построение вариационных рядов) и прочее. Усложнение задач современной науки. Влияние научно-технической революции на методологические проблемы. Возникновение новых форм ориентации науки. Общенаучная методологическая концепция и направления. Философская методология. РАЗДЕЛ 2. Общенаучные и специальные методы исторического исследования |
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой... | Рабочая программа по дисциплине : Криминальная виктимология Пояснительная записка ( цели, задачи и место дисциплины в рамках цикла дисциплины гос) | ||
Пояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины | Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины 3 Обязательный... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Природопользование» 3 | ||
Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины 3 Обязательный... Место дисциплины в структуре ооп впо: относится к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. 3 | 1. Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Пояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплины Логика и риторика относится к циклу Б. 1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл), вариативная часть | Пояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины... Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная | ||
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | Пояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный... Цель дисциплины – углубленное изучение правовых основ предпринимательской деятельности, предметного соотношения экономики и права,... | ||
Пояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6 Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей | Пояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6 Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей | ||
Пояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6 Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей | Пояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6 Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей | ||
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера»... ... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования |