Методическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана учителем математики гбоу сош №184 Калининского района Лебедевой М. Н. Пояснительная записка Задача С2 относится к задачам повышенного уровня сложности с развернутым ответом. При





НазваниеМетодическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана учителем математики гбоу сош №184 Калининского района Лебедевой М. Н. Пояснительная записка Задача С2 относится к задачам повышенного уровня сложности с развернутым ответом. При
Дата публикации15.09.2014
Размер92.3 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Математика > Методическая разработка
Методическая разработка решения задач С2 на ЕГЭ по математике.

Разработана учителем математики ГБОУ СОШ №184 Калининского района Лебедевой М.Н.
Пояснительная записка

Задача С2 относится к задачам повышенного уровня сложности с развернутым ответом.

При выполнении задачи в бланке ответов № 2 должно быть записано полное обоснованное решение и ответ. Требуется, чтобы сделанные выкладки были последовательны и логичны, ключевые моменты решения обоснованы, а математические термины и символы использованы корректно. Задача С2 является стереометрической задачей средней сложности, посильной для большинства успевающих выпускников. Полное правильное решение задачи С2 оценивается 2 баллами.

Оценка выполнения задач второй части проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев, базирующейся на следующих требованиях. Метод и форма записи решения могут быть произвольными, но решение должно быть математически грамотным, полным и обоснованным. При этом оцениваются продвижения выпускника в решении задачи. При решении задачи можно использовать без доказательств и ссылок любые математические факты, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях, допущенных или рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Рекомендации при решении задач по геометрии:

- внимательно прочитать условие задачи,

- построить чертеж, соответствующий условию (по возможности, наиболее наглядный),

- дать характеристику фигуре, вспомнить определение, свойства, признаки,

- определить зависимости между элементами,

- рассуждать от вопроса задачи, постепенно используя данные условия.
В последние годы при решении задач С2 часто требуется найти расстояние и углы:

- от точки до прямой;

- от точки до плоскости;

-между скрещивающимися прямыми, или найти угол между:

- прямой и плоскостью и угол;

- плоскостями и угол.

Для многих современных учащихся является тяжелой задачей умение ориентироваться в геометрических понятиях, теоремах, признаках или сделать нужные построения и как правило чаще им проще выучить определенный набор формул и пользоваться одним алгоритмом. Поэтому я хочу предложить алгоритм решения С2 основанный на методе координат, который не требует каких-либо построений, а является аналитическим.

Работа нацелена на подготовку учащихся к ЕГЭ. В ней рассмотрены: примеры решения задач на нахождение расстояния между скрещивающимися прямыми, угла между сложными плоскостями, угла между прямой и плоскостью. Решения задач вытекают из анализа теоретического материала. Предлагаемые задачи можно рассматривать на уроках, отведенных для подготовки учащихся к ЕГЭ и на уроках по темам: « Угол между прямой и плоскостью», « Угол между плоскостями» « Расстояние между скрещивающимися прямыми».

Теоретический материал

Нахождение расстояний:


  1. От точки до прямой

1 способ – векторный

M1(x1, y1, z1) - произвольная точка пространства от которой надо найти расстояние до прямой ℓ. Точка М0 (x0, y0, z0), произвольная точка, принадлежащая прямой ℓ, (a, b , c) - координаты направляющего вектора прямой ℓ.



2 способ – аналитический

1. Построим треугольник из прямой и точки, т.е. соединим точку от которой ищем расстояние с любыми двумя точками на прямой

2. Ищем все стороны полученного треугольника по формуле расстояний между двумя точками:



3. Затем с помощью теоремы косинусов ищем косинус любого угла треугольника

4. С помощью основного тригонометрического тождества находим синус этого угла

5. По формуле S=1/2ab sina площадь этого треугольника

6. Ищем высоту, опщщенную из данной точки на данную прямую с помощью площади треугольника S=1/2ah
Пример

В правильной 6-угольной призме АВСDEFА1В1С1D1E1Fстороны основания которой равны 4, а боковые ребра равны 1, найти расстояние от точки В до прямой F1E1.


z


y


1 способ

СА=, A(;0;0)

B (; -2;0)

F1 (;4;1)

E1 (;6;1)

Напишем координаты направляющего вектора для прямой F1E1 (;-2;0), пусть F1 (;4;1) – точка на прямой.

Найдем расстояние по формуле:



Ответ: 7
2 способ:

Рассмотрим ∆BF1E1

BF1 =

BE1=

cosB=, тогда sinB=

S∆BF1E1=, зная площадь ∆BF1E1 находим высоту 14=1/2*4 *BH, где BH – высота, проведенная из вершины B, т.е. расстояние от точки B до прямой F1E1.

BH=7

Ответ:7

Задачи:

  1. В правильной 6-угольной призме АВСDEFА1В1С1D1E1Fстороны основания которой равны 4, а боковые ребра равны 3, найти расстояние от точки В до прямой С1D1.

Ответ:

2. от точки до плоскости

Пусть надо найти расстояние от точки Р(x1;y1;z1) до плоскости Ax+By+Cz+D=0, где (А;В;С) – координаты нормали плоскости.

Формула нахождения расстояния между точкой и плоскостью



Сложность может возникнуть при написании уравнения плоскости.

Составление уравнения плоскости сводится к решению системы из трех неизвестных, состоящее из уравнений, полученных подстановкой в формулу плоскости трех точек лежащих в плоскости.
Пример:

В правильной 3-угольной пирамиде сторона основания равна 12см. Найдите расстояние от центра основания до боковой грани, если двугранный угол при ребре основания равен π/3

H (; 6; 0)

В(0;12;0); C (;6;0); S(;6;6)

Напишем уравнение плоскости:

В: 12В+D=0, тогда D= -12B

C: A+6B+D=0, A=

S: A+6B+6C+D=0; С=

Напишем уравнение плоскости:


см

Ответ: 3 см

Задачи

Длина ребра куба АС1 равна 1. Найдите расстояние от вершины В до плоскости АСД1

Ответ:

3. от прямой до плоскости и между плоскостями

Решение этих задач сводится к решению задачи на нахождение расстояния от точки до плоскости. Надо взять точку, принадлежащую прямой, а во втором случае - точку, принадлежащую одной из плоскостей и таким образом находим расстояние от точки до плоскости.
4. между скрещивающимися прямыми

Наиболее общим способом определения расстояния между скрещивающимися прямыми является применение векторного метода. Отыскивается вектор, равный по длине общему перпендикуляру к скрещивающимся прямым и перпендикулярный любому ненулевому вектору, расположенному на каждой из этих прямых. Исходя из равенства нулю скалярного произведения двух перпендикулярных векторов, мы получаем систему уравнений, позволяющую определить координаты отыскиваемого вектора.
Дан единичный куб ABCDA1B1С1D1. Точка М - середина ребра ВВ1. Найдите расстояние между прямыми АС1 и DM.

Пусть точки Р и Q таковы, что отрезок PQобщий перпендикуляр к скрещивающимся прямым АС1 и DM. Тогда PQ - вектор, который перпендикулярен векторам АС1 и DM Запишем верное равенство:

Из него получим, что PQ = MQ + BM + AB + РA



Вектор коллинеарен вектору DM, т. е. существует такое число а, что.

(-1;1;1/2)

Следовательно, вектор MQ имеет координаты (a;-a;-1/2a)

Векторы ВМ (0;0;1/2) и АВ (0; 1; 0).

Вектор АР коллинеарен вектору AC1, т. е, существует такое число β, что и следовательно, вектор РА имеет координаты (-β;-β;-β). Складывая четыре вектора, получим, что координатами вектора PQ будут числа

(a-β;1-a-β;1/2-1/2a-β)

Величины а и β определим из системы:
; ;
PQ=

Ответ:

Задачи

В пирамиде DАВС известны длины ребер АВ = АС = DВ = DС = 13см, DA = 6см, ВС = 24см. Найдите расстояние между прямыми DА и ВС.

Ответ: 4см

В правильном тетраэдре ABCD с ребром, равным 1, точка М - середина ребра ВС, а точка N — середина АВ. Найдите расстояние между прямыми CN и DM.

Ответ:

В правильной шестиугольной призме ABCDEFA1B1C1D1E1F1, ребра которой равны l, найти расстояние между прямыми AB1 и BС1 .

Ответ;

Нахождение углов

  1. Между прямыми

Данная задача сводится к нахождению косинуса угла между направляющими векторами этих прямых.

  1. Берем две произвольные точки на прямых и из координаты одной точки вычитаем координату другой точки на одной прямой – это и будет направляющий вектор этой прямой. Также находим и направляющий вектор для второй прямой.

  2. Пусть и направляющие вектора прямых, тогда находим косинус угла между векторами через скалярное произведение.



Задача

В кубе ABCDA1B1C1D1 найти угол между прямыми AD1 и DE1 ,

где E – середина ребра CC1
Для определенность примем ребро куба за 1.

А(1;0;0)

D1(0;0;1)



D (0;0;0)

E (0; 1; 0,5)





Ответ:

Задачи:

1. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1 , ребра которой равны 1 , найти угол между прямыми AС1 и B1С

Ответ:

2. В правильной шестиугольной пирамиде MABCDEF , стороны основания которой равны 1, а боковые ребра равны 2, найти косинус угла между MB и AD .

Ответ: ¼
2. Между прямой и плоскостью

Данная задача сводится к нахождению косинуса угла между нормалью к плоскости и направляющим вектором прямой.

Ax+By+Cz+D=0, где (А;В;С) – координаты нормали плоскости., координаты направляющего вектора прямой a (x1; y1;z1)

Чтобы найти координаты нормали надо написать уравнение плоскости по известным координатам трех точек (смотри задачу на нахождение расстояния от точки до плоскости)

|sin(плоск;прямой)=

Задача: В правильной четырехугольной пирамиде MABCD , все ребра которой равны 1, точка E  середина ребра MC. Найти синус угла между прямой DE и плоскостью AMB .
B (0;0;0): D=0

A (1;0;0): A=0

M (0,5; 0,5;): , тогда В= -
Уравнение плоскости AMB:







D (1;1;0)

E (1/4; ¾; )



Ответ:
Задачи

1. В правильной шестиугольной пирамиде MABCDEF, стороны основания которой равны 1, а боковые ребра равны 4, найти синус угла между прямой BC и плоскостью EMD

Ответ:

2. В правильной треугольной пирамиде MABC с основанием ABC известны ребра AB= ,

MC = 25 . Найти угол, образованный плоскостью основания и прямой, проходящей через середины ребер AM и BC .

Ответ: ;

Между плоскостями

Данная задача сводится к нахождению косинуса угла между нормалями к плоскостям.

A1x+B1y+C1z+D1=0, где (А1;В1;С1) – координаты нормали одной плоскости.

A2x+B2y+C2z+D2=0, где (А2;В2;С2) – координаты нормали второй плоскости.

Чтобы найти координаты нормали надо написать уравнение плоскости по известным координатам трех точек (смотри задачу на нахождение расстояния от точки до плоскости)
cos(плоск1;плоск2)=

Задача

В кубе ABCDA1B1C1D1 найти угол между плоскостями сечений AB1C1D и CB1A1D.


z

Для удобства примем ребро куба за 1.

Напишем уравнение плоскости AB1C1D:

А (1;0;0): А+D=0, A= -D

B1 (0;0;1): C+D=0, C= -D

D (1;1;0): A+B+D=0, B=0

-Dx-Dz+D=0

-1x-1z+1=0

Координаты нормали плоскости AB1C1D:
Напишем уравнение плоскости CB1A1D:

С (0;1;0): B+D=0; B=-D

B1 (0;0;1): C+D=0; C=-D

A1 (1;0;1): A+C+D=0; A=0
-Dy-Dz+D=0

-1y-1z+1=0

Координаты нормали плоскости CB1A1D:
cos(AB1C1D;CB1A1D)=

(AB1C1D;^CB1A1D)=60°
Ответ: (AB1C1D;^CB1A1D)=60°
Задачи:

1. В кубе ABCDA1B1C1D1 с ребром, равным a, через точки M на реб-

ре BB1 и N на DD1 такие, что BM=3a/4 и DN=a/4 , параллельно AC проведена секущая плоскость. Определить угол между секущей плоскостью и плоскостью ABC.

Ответ:

2. В правильной пирамиде MABCD ( M  вершина) высота и сторона основания равны 4. Точка F  середина ребра MC . Плоскость α проходит через середину ребра AM перпендикулярно прямой BF . Найти угол между:

а) плоскостью α и плоскостью основания; б) плоскостью α и прямой DM .
Ответ: а) ; б) 0

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана учителем математики гбоу сош №184 Калининского района Лебедевой М. Н. Пояснительная записка Задача С2 относится к задачам повышенного уровня сложности с развернутым ответом. При iconМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с...
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Методическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана учителем математики гбоу сош №184 Калининского района Лебедевой М. Н. Пояснительная записка Задача С2 относится к задачам повышенного уровня сложности с развернутым ответом. При iconКонтрольная работа по математике
Первая часть содержит задания по алгебре (5 заданий базового уровня сложности и 2 задания повышенного уровня сложности). Время выполнения...
Методическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана учителем математики гбоу сош №184 Калининского района Лебедевой М. Н. Пояснительная записка Задача С2 относится к задачам повышенного уровня сложности с развернутым ответом. При icon9-й класс: гиа по математике
Первая часть содержит задания по алгебре (5 заданий базового уровня сложности и 2 задания повышенного уровня сложности). Время выполнения...
Методическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана учителем математики гбоу сош №184 Калининского района Лебедевой М. Н. Пояснительная записка Задача С2 относится к задачам повышенного уровня сложности с развернутым ответом. При iconПриказ №57 и в целях организации и осуществления проверки ответов...
Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и...
Методическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана учителем математики гбоу сош №184 Калининского района Лебедевой М. Н. Пояснительная записка Задача С2 относится к задачам повышенного уровня сложности с развернутым ответом. При iconРабочая программа курса «решение задач повышенного уровня сложности. Подготовка к огэ»
«Пройдет немного времени, и недоучки, не знающие математики, не смогут работать ни на заводе, ни в колхозе, ни на транспорте…»
Методическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана учителем математики гбоу сош №184 Калининского района Лебедевой М. Н. Пояснительная записка Задача С2 относится к задачам повышенного уровня сложности с развернутым ответом. При icon«утверждено» Приказом от 12. 05. 2014г. №200 по гбоу сош №72 Калининского...
«Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио педагогов гбоу сош №72 Калининского района Санкт-Петербурга»...
Методическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана учителем математики гбоу сош №184 Калининского района Лебедевой М. Н. Пояснительная записка Задача С2 относится к задачам повышенного уровня сложности с развернутым ответом. При iconМетодическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Проценты. Решение задач»
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение
Методическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана учителем математики гбоу сош №184 Калининского района Лебедевой М. Н. Пояснительная записка Задача С2 относится к задачам повышенного уровня сложности с развернутым ответом. При iconПротокол №1
Данный курс направлен на расширение знаний обучающихся, обобщение и повторение разделов программы по математике, повышение уровня...
Методическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана учителем математики гбоу сош №184 Калининского района Лебедевой М. Н. Пояснительная записка Задача С2 относится к задачам повышенного уровня сложности с развернутым ответом. При iconЕгэ по русскому языку
Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и...
Методическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана учителем математики гбоу сош №184 Калининского района Лебедевой М. Н. Пояснительная записка Задача С2 относится к задачам повышенного уровня сложности с развернутым ответом. При iconСловарик участника егэ апелляция
Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и...
Методическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана учителем математики гбоу сош №184 Калининского района Лебедевой М. Н. Пояснительная записка Задача С2 относится к задачам повышенного уровня сложности с развернутым ответом. При iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Егэ разного уровня сложности, стимулировать обучающихся к овладению рациональными приёмами и методами решения текстовых задач
Методическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана учителем математики гбоу сош №184 Калининского района Лебедевой М. Н. Пояснительная записка Задача С2 относится к задачам повышенного уровня сложности с развернутым ответом. При iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Крупко В. В.,10 кл " Выполнение заданий повышенного и высокого уровня сложности по биологии в материалах егэ "- 7 ур
Методическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана учителем математики гбоу сош №184 Калининского района Лебедевой М. Н. Пояснительная записка Задача С2 относится к задачам повышенного уровня сложности с развернутым ответом. При iconОсновные сведения о егэ
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Методическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана учителем математики гбоу сош №184 Калининского района Лебедевой М. Н. Пояснительная записка Задача С2 относится к задачам повышенного уровня сложности с развернутым ответом. При iconЕдиный государственный экзамен (егэ)
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Методическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана учителем математики гбоу сош №184 Калининского района Лебедевой М. Н. Пояснительная записка Задача С2 относится к задачам повышенного уровня сложности с развернутым ответом. При iconСистема подготовки к егэ по литературе
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Методическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана учителем математики гбоу сош №184 Калининского района Лебедевой М. Н. Пояснительная записка Задача С2 относится к задачам повышенного уровня сложности с развернутым ответом. При iconУрок по математике в 9Б классе
Развивать умение преодолевать трудности при решении практических задач разного уровня сложности, формировать логическое мышление


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск