МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет фармацевтический Кафедра фармации
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
______________О.В.Иванова
«_____»__________ 20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине ЕН.B.02. Морфология
по специальности 060108 Фармация
(направлению) факультет Фармацевтический
МАЙКОП
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана МГТУ по специальности 060108 Фармация Составитель рабочей программы
______________________________ ________________ ______________
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
морфологических дисциплин_______________________________________________________
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«______»___________20___г. ______________ ____________
(подпись) (Ф.И.О.) Одобрено научно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «_____»_________20___г.
Председатель
научно-методического
совета специальности
(где осуществляется обучение) _______________ _Л.В.Чернова
(подпись) (Ф.И.О.) Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«____»_______________20____г. ______________ В.А.Карташов
(подпись) (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«____»_______________20__г. _____________ Н.В.Бушманова
(подпись) (Ф.И.О.)
Зав. кафедрой. ______________ Н.М.Бат
(подпись) (Ф.И.О.)
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе.
1.1. Цели изучения. Научить студента алгоритму изучения базовой дисциплины медицинского образования – морфологии. Помочь каждому студенту приобрести определенный объем знаний по строению, развитию и топографии органов человеческого тела в целом, с учетом медицинской науки и практики. Сориентировать студента как использовать полученные знания при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин.
Задачи преподавания.
- Студент должен знать строение, функции и топографию органов, половые и возрастные особенности организма, называть органы и их части по-латыни и по-русски;
- студент должен иметь представление о вариантах изменчивости органов, их рентгеноанатомии и о пороках развития;
- студент должен хорошо ориентироваться в сложном строении тела человека, свободно находить, определять положение, проекцию органов и их частей;
- студент должен приобрести навыки этического поведения в «анатомическом театре», владения анатомическими инструментами и методами препарирования. 1.2. Краткая характеристика дисциплины Морфология относится к морфологическому разделу биологической науки. Вместе с физиологией, она является основой теоретической и практической медицины, так как точные знания формы и строения человека являются непременным условием понимания жизненных отправлений здорового человека и больного организма, создания правильных представлений о причинах болезней, без чего невозможно проведение профилактики и лечения.
На основании такого подхода к обучению студентов достигается конечная цель курса-приобретение каждым студентом глубоких знаний по морфологии в свете естественно-научных и диалектика-материалистических представлений о строении и функциях органов и организма человека в целом, умение использовать полученные знания в практической деятельности при последующем изучении других фундаментальных наук медицины, успешном усвоении специальностей и в дальнейшей практической работе. 1.3.Связь с предшествующими дисциплинами Для взаимосвязи морфологии с другими медицинскими дисциплинами необходима интеграция преподавания ее с анатомией, биологией, гистологией и физиологией.
По согласованию с кафедрой биологии — на кафедре морфологии человека излагается развитие организма человека в онтогенезе и делается краткое сопоставление его в сравнительно-анатомическом плане с развитием позвоночных животных. На кафедре биологии детально изучается эволюционная теория:
1) филогенез органов и функциональных систем человека,
2) связь филогенеза и онтогенеза (биологический закон),
3) филогенетическая обусловленность пороков развития,
4) генетическая обусловленность типов телосложения человека и другие вопросы.
С кафедрой гистологии - на кафедре морфологии кратко излагаются сведения о развитии органов (органогенез). На кафедре гистологии детально преподается эмбриональное развитие тканей (гистогенез) и рассматриваются соответствующие вопросы органогенеза.
С кафедрой физиологии- на кафедре анатомии человека при преподавании органов, систем и аппаратов кратко формулируются основные их функции (функциональная анатомия). На кафедре физиологии детально изучаются все аспекты физиологии человека. 1.4. Связь с последующими дисциплинами.
Исходя из запросов и требований кафедры терапии, хирургии, акушерства и других, в преподавании морфологии должен быть, сделан акцент на вопросы, необходимые для изучения студентами этих клинических дисциплин.
Для терапии актуальны вопросы скелетотопии и топографии легких, сердца, почек, желудка.
Для хирургии – вопросы ангиологии, топографии и иннервации органов брюшной полости.
Для акушерства – особенности кровоснабжения и топографии органов малого таза. 2. Распределение часов учебных занятий по семестрам.
Номер семестра
| Учебные занятия
| Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
| Кол-во часов в неделю
| Общий объем
| Всего
| Лекции
| Практические (семинары)
| Лабораторные
| СРС
| Лекции
| Практические
| Лабораторные
| ОФО
| 1
| 56
| 38
| 19
| 19
|
| 18
| Зачет
| 1
|
| 1
| ЗФО
| 1
| 56
| 10
| 4
| 6
|
| 46
|
| -
|
| -
|
3. Содержание дисциплины
3.1. Наименование тем, их содержание и объем в часах.
№
лекции
| Раздел, тема учебного курса, содержание лекции
| Количество часов
| ОФО
| ЗФО
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР
Раздел 1.Морфология.
Тема 1. Введение в морфологию
1.1.Предмет «морфология». Цели, задачи дисциплины
| 2
|
| 2
| Раздел 2. Клетка
2.1. Клетка – как живая структурная и функцио-нальная единица организма.
2.2. Фазы клеточного цикла.
2.3. Состав и функции цитоплазмы.
2.4.Ультраструктура, свойства и функции биологи-ческих мембран.
| 2
| 1
| 3
| Раздел 3. Кожа
3.1. Кожа. Слизистые оболочки. Их строение, функции, значение.
3.2. Важнейшие анатомические понятия: органы, части тела, анатомические системы.
| 2
|
| 4
| Раздел 4. Кости
4.1. Кости. Виды их соединений. Суставы.
4.2. Костный мозг.
| 2
| 1
| 5
| Раздел 5. Мышцы человека
5.1. Понятие, виды, классификация
5.2.Строение мышечной ткани, ее кровоток,
иннервация, лимфоток.
5.3.Механизмы мышечного сокращения.
5.4. Гладкие мышцы: понятие, виды (классификация), расположение.
| 3
|
| 6
| Раздел 6. Нейрон, глион.
6.1.Нервные волокна и нервы: строение, виды, функционирование.
6.2.Синапс: понятие, виды, строение
| 2
|
| 7
| Раздел 7. ЦНС.
7.1.Нервная система человека: понятие, виды, функции.
7.2. Спинной мозг: понятие, строение, принципы работы.
| 2
| 1
| 8
| Раздел 8. Рефлексы человека
8.1. Сущность. Принципы классификации. Роль в системной деятельности организма.
8.2.рефлекторная дуга.
| 2
|
| 9
| Раздел 9. Автономная нервная система
9.1.Вегетативная нервная система: понятие, строение.
9.2.Медиаторы.
9.3.Гормоны гипофиза. Надпочечники.
| 2
| 1
| Итого:
| 19
| 4
|
3.2. Практические занятия, их наименование, содержание и объем в часах.
№ прак. занятия
| Наименование практической работы
| Раздел, тема лекционного курса
| Объем часов
| ОФО
| ЗФО
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1.
| Предмет «морфологии». Цели, задачи дисциплины. Функциональные системы организма и их взаимосвязь как основа саморегуляции организма в процессе его жизнедеятельности.
| Морфология
| 2
|
| 2.
| Клетка как минимальная живая структурная и функциональная саморегулирующая единица организма. Фазы клеточного цикла. Состав и функции цитоплазмы Механизм транспорта и веществ через мембрану.
| Клетка
| 2
| 2
| 3.
| Адгезивные механизмы объединения клеток в различных тканях. Кожа. Слизистые оболочки. Их строение, функции,значение.
| Кожа
| 2
|
| 4.
| Важнейшие анатомические понятия: органы, части тела, анатомические системы. Кости. Виды их соединений. Суставы. Костный мозг.
| Кости
| 2
| 2
| 5.
| Понятие, строение, роль. Нервные волокна и нервы: строение, виды, функционирование.
| Нейрон, глион
| 2
|
| 6.
| Синапс: понятие, виды, строение. ЦНС. Понятие, виды, функции
| ЦНС
| 2
|
| 7.
| Спинной мозг: понятие, строение, принципы работы. Определение, принципы классифика-ции, роль в системной деятельности организма
| Рефлексы человека
| 3
| 2
| 8.
| Рефлекторная дуга. Вегетативная нервная система: понятие, строение.
| Вегетативная нервная система
| 2
|
| 9
| Гормоны гипофиза. Надпочечники.
|
| 2
|
| Итого:
| 19
| 6
|
3.3. Лабораторные занятия их наименование и объем в часах
Лабораторные занятия по дисциплине «морфология» не предусмотрены в учебном плане.
3.4. Самостоятельная работа студентов. Разделы, темы, перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. Сроки выполнения, объем в часах.
Разделы и темы
| Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения
| Сроки выполнения
| Объем часов
| ОФО
| ЗФО
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Остеология
Кости скелета
| Переработка учебного материала по анатомическому атласу
| I семестр
сентябрь
| 4
| 4
| Остеология
Череп
| Написание рефератов на темы: «Аномалии развития черепа»
| I семестр
сентябрь
| 4
| 6
| Миология
| Составление таблиц по миологии по материалам учебника
| I семестр
октябрь
| 2
| 8
| Спланхнология
| Написание рефератов по темам: «аномалии строения органов грудной и брюшной полости»
| I семестр
ноябрь
| 2
| 6
| Ангиология
| Составление схем кровоснабжения конечностей по материалам учебника.
| I семестр
ноябрь
| 2
| 6
| Неврология
| Проработка учебного материала по анатомическому атласу
| I семестр
ноябрь
| 2
| 8
| Итоговое занятие
| Подготовка к зачетному занятию
| I семестр
декабрь
| 2
| 8
| Итого:
| 18
| 46
|
Организация и методика текущего и итогового контроля знаний.
Перечень контрольных работ, тестов
| Сроки проведения контроля
| Разделы и темы рабочей программы
| 1. Контрольная работа соединения
костей и классификация суставов
| 1 семестр
октябрь
| Синдесмология
| 2. Тестовый контроль «Мышцы—
антагонисты» конечностей.
| I семестр
декабрь
| Миология
| З. Контрольная работа «Отношение» органов брюшной полости к брюшине. Ход брюшины.
| I семестр
сентябрь
| Спланхнология
| 4. Контрольная работа «Ветви брюшного отдела аорты».
| I семестр
октябрь
| Ангиология
| 5. Контрольная работа «Центральная и периферическая части черепных нервов».
| I семестр
октябрь-ноябрь
| Нейрология
| 6. Контрольная работа «Вегетативные ганглии».
| I семестр
декабрь
| Нейрология
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины.
ЗАНЯТИЕ №1
|