Программа факультативного курса.
Название: «Введение в психофизиологию».
Адресат: 1 курс д/о; 1,2 курс в/о (факультатив).
Тезаурус (ключевые слова): психофизиология, нейронаука.
Цели: после изучения этого курса студент будет знать, что представляют собой современная психофизиология и нейронаука, иметь представление о классических и современных исследованиях в этой области, уметь проводить простейшие эксперименты с записью электрофизиологических показателей, владеть основами работы с психофизиологической аппаратурой.
Связь общего курса с основными дисциплинами (разделами, темами) блока и специализации: курс обеспечивает психофизиологический, и, более широко, естественнонаучный контекст для восприятия общей психологии, курс будет полезен в дальнейшем при изучении блока естественнонаучных дисциплин учебного плана.
Содержание курса.
Разделы курса:
Место психофизиологии в системе естественных и гуманитарных наук.
Основные методы психофизиологии.
Проблемы современной психофизиологии.
Темы и краткое содержание:
Методологическая база современной психофизиологии. Научный метод. Психофизиология как естественная наука. Психофизиологическая проблема. Подходы к её решению. Несостоятельность интеракционистских моделей. Примеры классических психофизиологических исследований. Эксперименты Пенфилда, Сперри, Либета и др.
Краткий обзор методов современной психофизиологии. Полиграфия, ЭЭГ, ВП, МЭГ, МРТ, ПЭТ, фМРТ. Метод электроэнцефалографии. Основы анализа ЭЭГ. Методы количественного анализа ЭЭГ. Спектральный анализ. Метод электрокардиографии. Кардиоинтервалометрия.
Практическая психофизиология. «Детекция скрываемых знаний», биологическая обратная связь, оценка функционального состояния и психофизиологического статуса человека. Практическая психофизиология и психотерапия.
Функциональные состояния: феноменология и механизмы. Методы диагностики функциональных состояний. Понятие уровня бодрствования. Сон. Фазы сна. Механизмы сна. Стресс. Биохимическая природа стресса.
Клиническая психофизиология. Нейрофизиологические механизмы психических нарушений (на примере шизофрении, болезни Паркинсона, болезни Альцгеймера).
Психофизиология восприятия. Иллюзии восприятия. Психофизиология и психофизика.
Перспективы развития современной психофизиологии. Психофизиологические исследования в публикациях ведущих зарубежных научных журналов (Nature, Science и др.).
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
Является ли психофизиология естественнонаучным вариантом общей психологии?
Можно ли решить психофизиологическую проблему экспериментальным путем?
Как соотносятся данные Либета с представлениями о свободе воли?
Каковы физические основы психофизиологических методов исследования?
Разработайте план эксперимента, в котором используются методы ЭЭГ и ЭКГ для решения какой-либо общепсихологической проблемы.
Можно ли с помощью метода биологической обратной связи научиться обманывать полиграф?
Проведите сравнение быстрой фазы сна и стрессового состояния. Обоснуйте различия.
Как соотносится представление о «социальных факторах» возникновения психических заболеваний с нейрофизиологической природой их механизмов?
В чем эволюционный смысл инверсии сетчатки?
Опишите исследования по интересующей Вас психофизиологической тематике из журналов Nature, Science или других.
Вопросы к экзамену (зачету) по всему курсу:
Психофизиология как естественная наука.
Психофизиологическая проблема.
Эксперименты Пенфилда. Монреальская процедура.
Эксперименты Сперри и Газзаниги. Комиссуротомия.
Психофизиология «свободной воли». Эксперимент Либета.
Методы исследования в психофизиологии.
Методы практической психофизиологии.
Электроэнцефалограмма. Основные ритмы. Анализ ЭЭГ.
Электрокардиограмма. Вариационная кардиоинтервалометрия.
Функциональные состояния.
Сон. Фазы сна. Механизмы сна.
Стресс. Механизмы стресса.
Нейрофизиологические механизмы психических нарушений (на примере шизофрении, болезни Паркинсона, болезни Альцгеймера).
Психофизиология и психофизика.
Перспективы развития психофизиологии.
Темы рефератов и курсовых: рефератов и курсовых по данному курсу не предлагается.
Темы и распределение по часам: № п/ п
| Наименование тем и разделов
| Всего (часов)
| Аудиторные занятия
| Само-стоятельная работа
| В том числе
| Лекции
| Семинары
|
| Раздел I. Место психофизиологии в системе наук.
|
|
|
|
|
| Методологическая база современной психофизиологии. Научный метод. Психофизиология как естественная наука. Психофизиологическая проблема. Подходы к решению. Несостоятельность интеракционистских моделей. Примеры психофизиологических исследований. Эксперименты Пенфилда, Сперри, Либета и др.
| 4
| 2
| 0
| 2
|
| Раздел II. Основные методы психофизиологии.
|
|
|
|
|
| Краткий обзор методов современной психофизиологии. Полиграфия, ЭЭГ, ВП, МЭГ, МРТ, ПЭТ, фМРТ. Метод электроэнцефалографии. Основы анализа ЭЭГ. Методы количественного анализа ЭЭГ. Спектральный анализ. Метод электрокардиографии. Кардиоинтервалометрия.
| 14
| 4
| 2
| 8
|
| Практическая психофизиология. «Детекция лжи», биологическая обратная связь, оценка психофизиологического статуса человека. Практическая психофизиология и психотерапия.
| 12
| 2
| 4
| 6
|
| Раздел III. Некоторые проблемы современной психофизиологии.
|
|
|
|
|
| Функциональные состояния: феноменология и механизмы. Методы диагностики функциональных состояний. Понятие уровня бодрствования. Сон. Фазы сна. Механизмы сна. Стресс. Биохимическая природа стресса.
| 4
| 2
| 0
| 2
|
| Клиническая психофизиология. Нейрофизиологические механизмы психических нарушений (на примере шизофрении, болезни Паркинсона, болезни Альцгеймера).
| 4
| 2
| 0
| 2
|
| Психофизиология восприятия. Психофизиология и психофизика.
| 4
| 2
| 0
| 2
|
| Перспективы развития современной психофизиологии. Психофизиологическая проблематика в публикациях ведущих научных журналов (Nature, Science).
| 4
| 2
| 0
| 2
|
| Всего часов
| 46
| 16
| 6
| 24
| Контроль: итоговый контроль в форме зачета .
Литература.
Основная:
Александров Ю.И. (ред.) Психофизиология: 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. - 464 стр.
Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2001. - 372 стр.
Николлс Дж.Г. и др. От нейрона к мозгу. М.: Едиториал УРСС, 2003. - 672 стр.
Дополнительная:
Блум Ф. и др. Мозг, разум, поведение. М.: Мир, 1988. - 248 стр.
Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993. - 317 с
Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. - 552 стр.
Пенроуз Р. Новый ум короля: о компьютерах, мышлении и законах физики. М.: ЛКИ, 2008. - 400 стр.
Пинкер С. Язык как инстинкт. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 456 с.
Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб: Питер, 2003 г. - 928 стр.
Шредингер Э. Что такое жизнь? Физический аспект живой клетки. Москва-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2002. - 92 с.
Материалы библиотек сайтов neuroscience.ru, ethology.ru.
Gazzaniga M.S. (ed.) The Cognitive Neurosciences III. MIT Press, 2004. – 1399 с.
Программу составил:
Едренкин И.В.
|