Реферат по дисциплине культурология. По теме: «Бхагавад-гита»





Скачать 323.85 Kb.
НазваниеРеферат по дисциплине культурология. По теме: «Бхагавад-гита»
страница1/3
Дата публикации24.04.2015
Размер323.85 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Физика > Реферат
  1   2   3
Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Российской Федерации.
Департамент по рыболовству.
Мурманский Государственный Технический Университет.
Факультет Менеджмента Экономики и Права.

Реферат

по дисциплине культурология.

По теме:
«Бхагавад-гита» как наука метафизики.

Выполнил: Георги Игорь Викторович


Проверила: Бакшевникова Вера


Николаевна


Мурманск 1998 г.

Хотя «Бхагавад-гита»1 широко публикуется и читается как законченное произведение, она в действительности является лишь эпизодом из «Махабхараты», эпического произведения, описывающего историю прошлых времён, вплоть до Кали-юги2. Как раз в начале Кали-юги, около пяти тысяч лет тому назад, Господь Кришна поведал «Бхагавад-гиту» Своему другу и преданному слуге Арджуне.

Этот разговор – один из величайших философских и религиозных диалогов, известных человечеству – произошёл перед самым началом великой братоубийственной войны между сотней сыновей Дхритараштры и их двоюродными братьями, Пандавами, или сыновьями Панду.

Разрешая сомнения Арджуны, Кришна в «Бхагавад-гите» возвещает пять основных истин:

  • Науку о Боге

  • Положение живого существа

  • Науку о материальной природе

  • Время

  • Карму3

Интересно то, что все эти пять аспектов можно оценивать только с точки зрения метафизики4. Действительно, кто может рационально объяснить Кто Такой Бог или живое существо, объяснить закон кармы или понять все аспекты материальной природы? Только что время … , но даже оно тут берётся на таком огромном промежутке, что, по определению науки метафизики, явно является её категорией. Продолжительность существования всей вселенной! – шутка ли. Человечество тут может строить лишь слепые догадки, основываясь на своих ограниченных чувствах. Кстати, само время, с точки зрения философии, понятие очень туманное и далеко нерациональное.

Ж

  1. «Бхагавад-гита» - (санскрит. Песнь Бога)

  2. Кали-юга – (санскрит. Железный Век) в соответствии с древневедическими писаниями всё время делится на определённые промежутки (Сатья-юга, Третта-юга, Двапара-юга и Кали-юга; Золотой, Серебряный, Бронзовый и Железный века соответственно).

  3. Карма – (санскрит. Деятельность) закон природы, согласно которому любая материальная деятельность влечёт за собой последствия, которые всё больше и больше втягивают совершающего её в материальное существование и круговорот рождения.

  4. Метафизика – (от греч. Meta taphysika –после физики) а)философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия; б) противоположный диалектике философский метод.



ивые существа качественно подобны высшему правителю. Но Господь осуществляет контроль над всеми без исключения проявлениями материальной природой. Материальная природа не существует независимо, она действует под управлением Всевышнего Господа. Как говорит Господь Кришна: «Маиадхья кшена пракритих суяте са-чарачарам - эта материальная природа работает под Моим руководством». Когда мы видим удивительные вещи, происходящие в космической природе, мы должны знать, что за этим космическим проявлением стоит правитель. Ничто не может проявляться, не будучи под контролем. Не принимать во внимание Того, кто всем управляет, было бы по-детски, например, ребенок может думать, что автомобиль - удивительная вещь, поскольку он может ездить сам по себе, и ни лошадь, и никакое другое животное не тянет его, но нормальный взрослый человек знает, как автомобиль устроен. Он знает, что за механизмом всегда стоит человек, водитель. Подобным же образом, Всевышний Господь является водителем, благодаря чьим манипуляциям, все движется. Дживы1 же, или живые существа, были приняты Господом как Его неотъемлемые частички. Частичка золота - тоже золото, капля воды из океана- тоже соленая, и подобным же образов мы, живые существа, будучи неотъемлемой частью высшего правителя, ишвары2, или Бхагавана3, Господа Шри Кришны, имеем все качества Всевышнего Господам но в очень малом количестве, поскольку мы - крошечные ишвары, подчиненные ишвары. Человек пытается контролировать природу, в настоящее время он пытается контролировать космос и планеты, это стремление к контролю живет в нем, потому что оно есть в Кришне. Но хотя в человеке есть эта склонность к господству над материальной природой, он должен отдавать себе отчет в том, что он - не высший правитель. Это также объясняется в «Бхагавад-гите».

Что же такое материальная природа? Она определяется в „Бхагавад-гите" как низшая пракрити, низшая природа. Живое существо определяется как высшая пракрити. Пракрити всегда находится под контролем - как низшая, так и высшая Пракрита - женского рода, и она контролируется Господом так же, как деятельностъ жены контролируется мужем. Пракрити всегда занимает подчиненное положение, и повелевает ею Господь. И живые существа, и материальная природа находятся под господством, под контролем Всевышнего Господа. Согласно „Бхагавад-гите", живые существа, хотя они и являются неотъемлемыми частичками Всевышнего Господа, должны считаться пракрити. На это ясно указывает пятый стих седьмой гглавы „Бхагавад-гиты": «Апореям итас тв аньям прикритим виддхи ме парам/ дмжива бхутам - эта материальная природа есть Моя низшая пракрити, но над ней существует другая пракрити - дзкива бхутам, живое сущрство».

Т

  1. Джива – (санскрит. Душа) крошечная частица энергии, неотъемлемая часть Господа.

  2. Ишвара – (санскрит. Всевышний Господь)

  3. Бхагаван – (санскрит. Тот, кто обладает всеми богатствами) Всевышний Господь, вместилище всей красоты, всей силы, всей славы, всего богатства, всего знания и всего отречения.

  4. Гуна – (санскрит. Верёвка) речь идёт о разных видах влияния, которое осуществляет иллюзорная материальная энергия на живые существа. Благодаря их взаимодействию происходят творение, поддержание и уничтожение вселенной.



ри качества составляют материальную природу: гуна4 добродетели, гуна страсти и гуна неведения. Над этими тремя гунами - вечное время, и комбинация этих трех гун природы под контролем вечного времени производит действия, которые называются карма. Эти действия выполняются нами с незапамятных времен, и мы страдаем от их плодов или наслаждаемся ими. Например, предположим, что я - делец и трудился столь усердно и разумно, что накопил много денег. В атом случае я наслаждаюсь плодами своей деятельности. Но предположим, что затем на каком-либо деле я потерял нажитое, и в этом случае я страдаю от них. Подобным же образом, в любой сфере жизни мы наслаждаемся результатами своей деятельности или страдаем от них. Это называется карма.

Ишвара (Всевышний Господь), джива (живое существо), пракрити (природа), кала (Вечное время) и карма (деятельность) - всё это объясняется в «Бхагавад-гите». Из этих пяти Господь, живые существа, материальная природа и время вечны. Проявление пракрити может быть временным, но оно не является ложным. Некоторые философы говорят, что проявление материальной природы ложно, но, в соответствий с философией «Бхагавад-гиты», или философией вайшнав1, это не так. Проявление мира не принимается как ложное, оно принимается как реальное, но временное. Его можно сравнить с облаком, которое движется по небу, или с наступлением сезона дождей, питающих хлебные злаки. Кончается сезон дождей, уходит облако, и колосья, наносимые дождем, высыхают. Подобным же образом, это материальное проявление имеет место в определенный промежуток времени, остается некоторое время, а потом исчезает. Таково действие пракрити. Но цикл этот продолжается вечно. Поэтому пракрити вечна; назвать ее ложной было бы неверно. Господь говорит о ней: «Моя пракрити», Эта материальная природа - отделившаяся энергия Всевышнего Господа, и подобным же образом живые существа - также энергия Всевышнего Господа, но не отделившаяся. Они навечно связаны. Итак, Господь, живое существо, материальная природа и время взаимосвязаны и вечны. Однако другое понятие, карма, не вечно. Истоки действия кармы могут уходить в глубь веков. Мы испытываем страдания или получаем удовольствие в результате каких-то поступков, совершённых нами в незапамятные времена, но мы можем изменить нашу карму, или результаты нашей деятельности, и это изменение зависит от совершенства нашего знания. Мы вовлечены в различные виды деятельности. Мы не знаем, что нужно делать, чтобы избавиться от действия нашей кармы, а в „Бхагавад-гите" это подробно объясняется.

Положение ишвары, Всевышнего Господа, есть положение высшего сознания. Дживы, или живые существа, будучи неотъемлемыми частичками Всевышнего Господа, также обладают сознанием. И живые существа, и материальная природа определяются как пракрити, энергия Всевышнего Господа, но только одна из них, джива - сознательна. Другая пракрити бессознательна. В этом разница. Джива-пракрита называется высшей, так как она обладает сознанием, подобным сознанию Господа. Однако сознание Господа - высшее, и не следует утверждать, что Дживы, живые существа, также обладают высшим сознанием. Живое существо не может обладать высшим сознанием, независимо от того, какова степень его совершенства, и теория, утверждающая, что это возможно, ошибочна. Сознанием оно обладает, но не совершенным и не высшим.

Р

  1. Вайшнава – (санскрит. Преданный Слуга Всевышнего Господа)




азличие между дживой и ишварой объясняется в тринадцатой главе „Бхагааад-гиты". Господь есть кшетра-гьях - обладающий сознанием, как и живое существо, но сознание живого существа распространяется только на свое собственное тело, тогда как сознание Господа объемлет все существующие тела. Поскольку Он пребывает в сердце каждого живого существа. Он знает обо всех душевных движениях каждой отдельной лживы. Мы не должны забывать это. Здесь также объясняется, что Параматма, Верховная божественная личность, живет в сердце каждого в качестве ишвары, контролера, и что Он дает указания всем живым существам действовать соответственно их желаниям. Живое существо забывает, что ему делать. Сначала оно решает поступать определенным образом, а потом запутывается в своей карме. Оставляя один тип тела, оно входит в другое тело, подобно тому, как мы надеваем и снимаем одежду. Путешествуя подобным образом из одного тела в другое, душа страдает от последствий своей прошлой деятельности. От них можно избавиться, если живое существо находится в гуне добродетели, в здравом рассудке и понимает, что для этого нужно делать. Следовательно, карма не вечна. Поэтому мы говорим, что из пяти объектов (ишваара, джива, пракрити, время и карма) четыре - вечны, тогда как карма не вечна.

Обладающий высшим сознанием ишвара подобен живому существу в том смысле, что сознание и Господа, и живого существа трансцендентальны. Это неверно, что сознание порождается комбинацией материи. Это - ошибочная идея. Теория, утверждающая, что сознание развивается при определённых материальных условиях, не принимается в „Бхагавад-гите". Сознание может быть искажённо отражено покровом материальных условий, так же, как свет, проходящий через цветное стекло, может казаться определенного цвета, но сознание Господа не попадает под влияние материи, Господ Кришна говорит: «Маиадхьякшена пракритах». Когда Он нисходит на материальную землю, на Его сознание не действует материя. Если бы это произошло. Он не был бы способен говорить о трансцендентальных вещах, как Он это делает „Бхагавад-гите". Тот, чье сознание не свободно от материальной скверны, не может что-либо сказать о трансцендентальном мире. Таким образом, материальная скверна не может коснуться Господа. Однако же наше сознание в настоящий момент осквернено материей. „Бхагавад-гита" учит, что мы должны очистить это материально оскверненное сознание. В чистом сознании наши действия будут согласованы с ишварой, и это сделает нас счастливыми. Это неверно, что мы должны прекратить всякую деятельность - скорее, мы должны очистить ее от скверны, и такая деятельность будет называться бхакти. Деятельность в духе бхакти может казаться обычной, но на самом деле она свободна от скверны. Непосвященному кажется, что бхакта действует или работает, как обыкновенный человек, но такой непосвященный с бедным запасом знаний не знает, что действия бхакты или Господа не осквернены нечистым сознанием или материей. Они трансцендентальны по отношению к трем гунам природы. Однако, мы должны знать, что в данный момент наше сознание осквернено. Когда мы материально осквернены, мы тем самым обусловлены. Ложное сознание проявляется благодаря понятию, что человек есть продукт материальной природы. Это называется «ложное эго». Тот, кто мыслит на телесной платформе, не может осознать своего положения. „Бхагавад-гита" была поведана Арджуне с целью освободить человека от телесной концепции жизни, и Арджуна поставил себя в такое положение доя того, чтобы получить эти сведения от Господа. Человек должен освободиться от телесной концепции жизни; это - предварительная деятельность трансценденталиста. Тот, кто хочет стать свободным, прежде всего должен узнать, что он не есть это материальное тело. Мукти, или освобождение, означает свободу от материального сознания. В „Шримад-Бхагаватам" также дается определение освобождения: муктир хит- воньятха-рупам сварупена въявастхитих - мукти означает - освобождение от оскверненного сознания этого материального мира и утверждение в чистом сознании. Все наставления „Бхагавад-гиты" предназначены для пробуждения этого чистого сознания, и потому в заключительной части „Гиты" Кришна спрашивает Арджуну, очистилось ли теперь его сознание. Сознание можно считать очистившимся, когда человек поступает в соответствии с наставлениями Господам. Это - полный итог н сущность очищенного сознания. В нас уже есть сознание, поскольку мы являемся неотъемлемыми частичками Господа, но нам свойственно находиться под влиянием низших гун природы. Господь же, будучи Всевышним, никогда не попадает под это влияние. В этом - разница между Всевышним Господом и обусловленной душой.

Что же такое сознание? Сознание означает «я» – есть». Тогда что же такое „я"? В оскверненном сознании «я» - есть» означает: „Я - господин всего, что я вижу. Я - тот, кто всем этим наслаждается", Мир вращается, так как каждое живое существо думает, что оно является господином и создателем материального мира. Материальное сознание имеет два психических свойства: первое - человек думает, что он создает, второе- он думает, что он наслаждается. Но, фактически, это Верховный Господь н создает, и наслаждается, живое же существо, будучи неотъемлемой частичкой Всевышнего Господа, не создает и не наслаждается, а лишь сотрудничает. Это его создали, и им наслаждаются. Например, часть машины сотрудничает со всей машиной, часть тела сотрудничает со всем телом. Руки, ноги, глаза и т. д. - все это части тела, но они в действительности не умеют наслаждаться. Желудок - умеет. Ноги носят, руки снабжают пищей, зубы жуют, и все часта тела вовлечены в деятельность, служащую для удовлетворения желудка, так как желудок является основным органом, питающим тело. Поэтому все отдается желудку. Человек питает дерево, поливая его корни, и он питает тело, насыщая желудок. Для того, чтобы поддерживать тело в здоровом состоянии, все части тела должны взаимодействовать, чтобы накормить желудок. Аналогично, Всевышний Господь есть Тот, кто наслаждается и Тот, кто создает, и мы, как подчиненные живые существа, предназначены сотрудничать для Его удовлетворения, Фактически, это взаимодействие поможет нам точно так же, как пища, принятая желудком, поможет всем остальным частям тела. Если рука решит взять пищу себе, вместо того, чтобы отдать ее желудку, то она останется неудовлетворенной. Центральная фигура творения и наслаждения есть Всевышний Господь, а живые существа лишь содействуют Ему. Благодаря этому содействию они наслаждаются. Взаимоотношения то же, что между хозяином и слугой. Если хозяин совершенно удовлетворен, тогда и слуга удовлетворен. Аналогично, Всевышний Господь должен быть удовлетворен, хотя тенденция, стать творцом и наслаждаться материальным миром также присуща живым существам, поскольку она присутствует во Всевышнем Господе, сотворившем проявленный космический мир.

Поэтому мы найдем в „Бхагавад-гите", что законченное целое включает в себя высшего правителя, контролируемых живых существ, космическое проявление, вечное время н
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по дисциплине культурология. По теме: «Бхагавад-гита» iconБхагавад-гита
Природа, наслаждающийся и сознание Глава 14. Три гуны материальной природы
Реферат по дисциплине культурология. По теме: «Бхагавад-гита» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Реферат по дисциплине культурология. По теме: «Бхагавад-гита» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Просто попытайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшая себя душа может дать...
Реферат по дисциплине культурология. По теме: «Бхагавад-гита» iconРеферат по дисциплине «Культурология»

Реферат по дисциплине культурология. По теме: «Бхагавад-гита» iconРеферат по теме диссертации и устный экзамен
При поступлении в аспирантуру по направлению 51. 06. 01 «Культурология» сдается вступительное испытание, включающее в себя реферат...
Реферат по дисциплине культурология. По теме: «Бхагавад-гита» iconРеферат по дисциплине «Культурология» Р. 517220. 080505. 65. Пз

Реферат по дисциплине культурология. По теме: «Бхагавад-гита» iconМетодические указания по выполнению срс (написание реферата) по дисциплине «культурология»
Целью творческой работы является углубление знаний основных теоретических положений раздела «Культурология», самостоятельная проработка...
Реферат по дисциплине культурология. По теме: «Бхагавад-гита» iconРеферат по дисциплине: Культурология на тему: Масонство
Санкт-петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий
Реферат по дисциплине культурология. По теме: «Бхагавад-гита» icon«Культурология»
...
Реферат по дисциплине культурология. По теме: «Бхагавад-гита» iconРеферат по дисциплине «Культурология» на тему «Искусство как форма протеста (дадаизм)»
Московский государственный институт электроники и математики (технический университет)
Реферат по дисциплине культурология. По теме: «Бхагавад-гита» iconТребования к оформлению реферата по дисциплинам «История», «Культурология»,...
Обязательным видом самостоятельной работы студента по учебной дисциплине «История» «Культурология», «Мировые цивилизации, философии...
Реферат по дисциплине культурология. По теме: «Бхагавад-гита» iconРеферат По дисциплине Культурология, Культура речи и русский язык
Законодательное и общественное нормирование этической составляющей рекламной деятельности. Этика рекламы как процесс, регулируемый...
Реферат по дисциплине культурология. По теме: «Бхагавад-гита» iconРеферат По дисциплине Культурология, Культура речи и русский язык
Охватывают срок не более двух недель. Около половины времени мастера при этом затрачивают на общение с работниками
Реферат по дисциплине культурология. По теме: «Бхагавад-гита» iconРеферат по дисциплине: Культурология на тему: «Панк как субкультура»
Для того чтобы понять внешнее проявление данной субкультуры, стоит познакомиться с историей формирования панковской идеологии и возникновения...
Реферат по дисциплине культурология. По теме: «Бхагавад-гита» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры»
Культурология: Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения факультета русской филологии/ Автор- составитель Статкевич...
Реферат по дисциплине культурология. По теме: «Бхагавад-гита» iconРеферат по дисциплине: «Математика» по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск