Реферат по дисциплине: «Математика» по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби»





Скачать 386.43 Kb.
НазваниеРеферат по дисциплине: «Математика» по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби»
страница1/3
Дата публикации26.12.2014
Размер386.43 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Математика > Реферат
  1   2   3


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2


РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Математика»

по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби»
Выполнила:

ученица 5 класса

Фролова Наталья

Руководитель:

Друщенко Е.А.

учитель математики

г. Стрежевой, Томской области

2012 г.

Содержание








№ стр.




Введение

2

I.

Из истории обыкновенных дробей.




1.1

Возникновение дробей.

3

1.2

Дроби в Древнем Египте.

4

1.3

Дроби в Древнем Вавилоне.

7

1.4

Дроби в Древнем Риме.

8

1.5

Дроби в Древней Греции.

9

1.6

Дроби на Руси.

10

1.7

Дроби в Древнем Китае.

13

1.8

Дроби в других государствах древности и средних веков.

15

II.

Применение обыкновенных дробей.

16

2.1

Аликвотные дроби.

16

2.2

Вместо мелких долей крупные.

18

2.3

Дележи при затруднительных обстоятельствах.

18

III.

Занимательные дроби.

19

3.1

Дроби-домино.

19

3.2

Из глубины веков.

19




Заключение

20




Список литературы

20




Приложение 1.Природный звукоряд.

21




Приложение 2. Старинные задачи с использованием обыкновенных дробей.

22




Приложение 3. Занимательные задачи с обыкновенными дробями.

26




Приложение 4. Дроби-домино

28


Введение
В этом году мы начали изучать обыкновенные дроби. Очень необычные числа, начиная с их непривычной записи и заканчивая сложными правилами действий с ними. Хотя с первого знакомства с ними было понятно, что без них не обойтись даже в обычной жизни, так как нам каждый день приходится сталкиваться с проблемой деления целого на части, и мне даже в определенный момент показалось, что нас больше окружают не целые, а дробные числа. С ними мир оказался сложней, но в тоже время интересней. У меня возникли вопросы. Нужны ли дроби? Важны ли они? Мне захотелось узнать, откуда пришли к нам дроби, кто придумал правила работы с ними. Хотя слово придумал, наверное, не очень подходит, потому что в математике все должно быть проверено, поскольку все науки и производства в нашей жизни опираются на четкие математические законы, действующие во всем мире. Не может быть так, что у нас в стране сложение дробей выполняют по одному правилу, а где-нибудь в Англии по-другому.

В ходе работы над рефератом мне пришлось столкнуться с некоторыми трудностями: с новыми терминами и понятиями, пришлось поломать голову, решая задачки, и разбирая решение, предложенное древними учеными. Так же при наборе текста я впервые столкнулась с необходимостью напечатать дроби и дробные выражения.

Цель моего реферата: проследить историю развития понятия обыкновенной дроби, показать необходимость и важность использования обыкновенных дробей при решении практических задач. Задачи, которые я ставила перед собой: сбор материала по теме реферата и его систематизация, изучение старинных задач, обобщение обработанного материала, оформление обобщенного материала, подготовка презентации, презентация реферата.

Моя работа состоит из трех глав. Мной были изучены и обработаны материалы 7 источников, среди которых учебная, научная и энциклопедическая литература, Интернет-сайт. Мною оформлено приложение, в котором содержится подборка задач из древних источников, некоторые занимательные задачи с обыкновенными дробями, а также подготовлена презентация, сделанная в редакторе Power Point.


«Без знания дробей никто не может

признаваться знающим арифметику!»

Цицерон


I. Из истории обыкновенных дробей
1.1 Возникновение дробей

Многочисленные историко-математические исследования показывают, что дробные числа появились у разных народов в древние времена вскоре после натуральных чисел. Появление дробей связывается с практическими потребностями: задачи, где нужно производить деление на части, были очень распространены. Кроме того, в жизни человеку приходилось не только считать предметы, но и измерять величины. Люди встретились с измерениями длин, площадей земельных участков, объемов, массы тел. При этом случалось, что единица измерения не укладывалась целое число раз в измеряемой величине. Например, измеряя длину участка шагами, человек встречался с таким явлением: в длине укладывалось десять шагов, и оставался остаток меньше одного шага. Поэтому второй существенной причиной появления дробных чисел следует считать измерение величин при помощи выбранной единицы измерения.

Таким образом, во всех цивилизациях понятие дроби возникло из процесса дробления целого на равные части. Русский термин «дробь», как и его аналоги в других языках, происходит от лат. fractura, который, в свою очередь, является переводом арабского термина с тем же значением: ломать, раздроблять. Поэтому, вероятно, первыми дробями везде были дроби вида 1/n. Дальнейшее развитие естественным образом идет в сторону рассмотрения этих дробей как единиц, из которых могут быть составлены дроби m/n – рациональные числа. Однако этот путь был пройден не всеми цивилизациями: например, он так и не реализовался в древнеегипетской математике.

Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. Хотя названия всех следующих дробей связаны с названиями их знаменателей (три – «треть», четыре – «четверть» и т. д.), для половины это не так – ее название во всех языках не имеет ничего общего со словом «два».

Система записи дробей, правила действий с ними заметно различались как у разных народов, так и в разные времена у одного и того же народа. Важную роль играли также многочисленные заимствования идей при культурных контактах различных цивилизаций.

1.2 Дроби в Древнем Египте

В древнем Египте пользовались только простейшими дробями, у которых числитель равен единице (те, которые мы называем «долями»). Математики называют такие дроби аликвотными (от лат. aliquot – несколько). Так же используется название основные дроби или единичные дроби.



Египтяне ставили иероглиф

(ер, «[один] из» или ре, рот) над числом для обозначения единичной дроби в обычной записи, а в священных текстах использовали линию. К примеру:























Египтяне использовали только две дроби не являющиеся долями – две трети и три четверти. Эти дроби часто встречались в вычислениях. Для них существовали специальные символы, был специальный знак и для дроби 1/2.











































































































Иероглиф

Значение

Примерная величина









большая часть глаза

1/2 (или 32/64)









зрачок

1/4 (или 16/64)









бровь

1/8 (или 8/64)









меньшая часть глаза

1/16 (или 4/64)









капля слезы (?)

1/32 (или ²/64)









знак сокола (?)

1/64









Уаджет

63/64
Кроме того, египтяне использовали формы записи, основанные на иероглифе Глаз Гора (Уаджет). Для древних характерно переплетение образа Солнца и глаза. В египетской мифологии часто упоминается бог Гор, олицетворяющий крылатое Солнце и являющийся одним из самых распространенных сакральных символов. В битве с врагами Солнца, воплощенными в образе Сета, Гор сначала терпит поражение. Сет вырывает у него Глаз — чудесное око — и разрывает его в клочья. Тот — бог учения, разума и правосудия — снова сложил части глаза в одно целое, создав "здоровый глаз Гора". Изображения частей разрубленного Ока использовались при письме в Древнем Египте для обозначения дробей от 1/2 до 1/64 . [7]

Сумма шести знаков, входящих в Уаджет, и приведенных к общему знаменателю: 32/64 + 16/64 + 8/64 + 4/64 + 2/64 + 1/64 = 63/64

Такие дроби использовались вместе с другими формами записи египетских дробей для того, чтобы поделить хекат, основную меру объёма в Древнем Египте. Эта комбинированная запись также использовалась для измерения объёма зерна, хлеба и пива. Если после записи количества в виде дроби Глаза Гора оставался какой-то остаток, его записывали в обычном виде кратно ро, единице измерения, равной 1/320 хеката.

Например, так:















При этом «рот» помещался перед всеми иероглифами.

Хекат ячменя: 1/2 + 1/4 + 1/32 (то есть 25/32 сосуда ячменя).

Хекат равнялся примерно 4,785 литрам.

Всякую другую дробь египтяне представляли как сумму аликвотных дробей, например 9/16 = 1/2+1/16; 7/8=1/2+1/4+1/8 и так далее.

Это записывалось так: /2 /16; /2 /4 /8.

В некоторых случаях это кажется достаточно просто. Например, 2/7 = 1/7 + 1/7. Но ещё одним правилом египтян было отсутствие в ряду дробей повторяющихся чисел. То есть 2/7 по их мнению было 1/4+1/28.

Сейчас сумма нескольких  аликвотных дробей называется египетской дробью. Другими словами, каждая дробь суммы имеет числитель, равный единице, и знаменатель, представляющий собой натуральное число.

Проводить различные вычисления, выражая все дроби через единичные, было, конечно, очень трудно и отнимало много времени. Поэтому египетские ученые позаботились об облегчении труда писца. Они составили специальные таблицы разложений дробей на простейшие. Математические документы древнего Египта это не научные трактаты по математике, а практические учебники с примерами, взятыми из жизни. Среди задач, которые должен был решать ученик школы писцов, - вычисления и вместимости амбаров, и объема корзины, и площади поля, и раздела имущества среди наследников, и другие. Писец должен был запомнить эти образцы и уметь быстро применять их для расчетов.

Одним из первых известных упоминаний о египетских дробях является Математический папирус Ринда. Три более древних текста, в которых упоминаются египетские дроби — это Египетский математический кожаный свиток, Московский математический папирус и Деревянная табличка Ахмима.

Самый древний памятник египетской математики, так называемый «Московский папирус», - документ XIX века до нашей эры. Он был приобретен в 1893 году собирателем древних сокровищ Голенищевым, а в 1912 году перешел в собственность Московского музея изящных искусств. В нем содержалось 25 различных задач.

Например, в нем рассматривается задача о делении 37 на число, заданное как (1 + 1/3 + 1/2 + 1/7). Путем последовательного удвоения этого дробного числа и выражения разности между 37 и тем, что получилось, а также при помощи процедуры, по сути, аналогичной нахождению общего знаменателя, получается ответ: частное равно 16 + 1/56 + 1/679 + 1/776.

Самый большой математический документ - папирус по руководству к вычислениям писца Ахмеса - найден в 1858 году английским коллекционером Райндом. Папирус составлен в XVII веке до нашей эры. Его длина 20 метров, ширина 30 сантиметров. Он содержит 84 математических задачи, их решения и ответы, записанные в виде египетских дробей.

Папирус Ахмеса начинается с таблицы, в которой все дроби вида 2\n от 2/5 до 2/99 записаны в виде сумм аликвотных дробей. Умели египтяне также умножать и делить дроби. Но для умножения приходилось умножать доли на доли, а потом, быть может, снова использовать таблицу. Еще сложнее обстояло дело с делением. Вот, например, как 5 делили на 21:


Часто встречающаяся задача из папируса Ахмеса: «Пусть тебе сказано: раздели 10 мер ячменя между 10 человеками; разница между каждым человеком и его соседом составляет - 1/8 меры. Средняя доля есть одна мера. Вычти одну из 10; остаток 9. Составь половину разницы; это есть 1/16. Возьми ее 9 раз. Приложи это к средней доле; вычитай для каждого лица по 1/8 меры, пока не достигнешь конца». [1]

Еще одна задача из папируса Ахмеса, демонстрирующая применение аликвотных дробей: «Разделить 7 хлебов между 8 людьми».
Если резать каждый хлеб на 8 частей, придется провести 49 разрезов.
А по-египетски эта задача решалась так. Дробь 7/8 записывали в виде долей: 1/2 + 1/4 + 1/8. Значит, каждому человеку надо дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба; поэтому четыре хлеба разрезаем пополам, два хлеба - на 4 части и один хлеб - на 8 долей, после чего каждому даем его часть.

Египетские таблицы дробей и различные вавилонские таблицы - древнейшие из известных нам средств, облегчающих вычисления.

Египетские дроби продолжали использоваться в древней Греции и впоследствии математиками всего мира до средних веков, несмотря на имеющиеся к ним замечания древних математиков. К примеру, Клавдий Птолемей говорил о неудобстве использования египетских дробей по сравнению с Вавилонской системой (позиционная система исчисления). Важную работу по исследованию египетских дробей провёл математик XIII века Фибоначчи в своём труде «Liber Abaci» -  это вычисления, использующие десятичные и обычные дроби, вытеснившие со временем египетские дроби. Фибоначчи использовал сложную запись дробей, включавшую запись чисел со смешанным основанием и запись в виде сумм дробей, часто использовались и египетские дроби. Также в книге были приведены алгоритмы перевода из обычных дробей в египетские.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по дисциплине: «Математика» по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби» iconРеферат по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби»
Не может быть так, что у нас в стране сложение дробей выполняют по одному правилу, а где-нибудь в Англии по-другому
Реферат по дисциплине: «Математика» по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби» iconУрок по теме: "Обыкновенные дроби". 5-й класс
Систематизация знаний по темам: "Обыкновенные дроби", "Сложение и вычитание смешанных чисел", "Сравнение обыкновенных дробей"
Реферат по дисциплине: «Математика» по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби» iconТема урока «Необыкновенные обыкновенные дроби»
Цель урока: обобщение понятий натурального числа и доли; ознакомить с понятием обыкновенная дробь; формирование навыка решения заданий...
Реферат по дисциплине: «Математика» по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби» iconУрок математики в 5-м классе по теме: "Обыкновенные дроби" Цели урока....
Закрепление умения сравнивать обыкновенные дроби и выполнять арифметические операции над ними
Реферат по дисциплине: «Математика» по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби» iconТема урока: «Обыкновенные дроби». Цель урока: закрепить пройденный...
Цель урока: усвоение знаний по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей», умение самостоятельно в комплексе применять зун, отработка...
Реферат по дисциплине: «Математика» по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби» iconУрок изучения нового материала 5 класс Тема: Доли. Обыкновенные дроби
Организовать деятельность учащихся по изучению понятий обыкновенные дроби, числитель и знаменатель дроби, доли
Реферат по дисциплине: «Математика» по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби» iconКонспект урока математики по учебнику А. Г. Мордкович. "Математика....
Учебник: Математика. 6 класс: учеб для общеобразоват учреждений / [Н. Я. Виленкин и др.]. 22-е изд., испр. – М. Мнемозина, 2008....
Реферат по дисциплине: «Математика» по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби» iconУрок математики в 5 классе по теме «Доли. Обыкновенные дроби»
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: «Доли. Обыкновенные дроби»
Реферат по дисциплине: «Математика» по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби» iconУчебник для 5 класса общеобразовательных учреждений-Мнемозина, Москва,...
«Математика», Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений-Мнемозина, Москва, 2008г
Реферат по дисциплине: «Математика» по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби» iconУрок обобщение (математика, 5 класс)
Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби». На этом уроке мы повторим правильные и неправильные дроби, сложение и...
Реферат по дисциплине: «Математика» по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби» iconУрок- повторение в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби»
Обучающие: систематизировать знания учащихся об обыкновенных дробях. Совершенствовать умение складывать и вычитать дроби с одинаковыми...
Реферат по дисциплине: «Математика» по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: подвести обучающихся к ответу по теме урока, повторить, как получить обыкновенные дроби, ввести понятие основного свойства...
Реферат по дисциплине: «Математика» по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби» icon«Обыкновенные дроби»
Цели: Обобщить и закрепить знания учащихся по понятию дроби, сложению и вычитанию
Реферат по дисциплине: «Математика» по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби» iconЗдравствуйте ребята! Продолжаем тему «Смешанные числа»
«Дробные числа», урок «Неправильные дроби. Смешанные числа», тренажер ( в конце конспекта в дополнительных рекомендациях), 5класс,...
Реферат по дисциплине: «Математика» по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби» iconКонспект урока повторения по теме «Обыкновенные дроби»
Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Альтернатива»
Реферат по дисциплине: «Математика» по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби» iconРазработка урока Учитель: Жога Светлана Викторовна. Предмет: Математика
«Решать», «Закреплять»). А для чего вы объединились в группы? («Работать сообща», «Помогать друг другу») Сегодня мы закрепим понятия,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск