Скачать 39.29 Kb.
|
Урок - диспут в 6 классе: «Нужны ли обыкновенные дроби?» Урок в 6 классе. Учебник для 6 класса под редакцией Н. Я. Виленкин Урок проводится в системе уроков Главы 1 «Обыкновенные дроби» Тема: Дроби. Основное свойство дроби. Цель: подвести обучающихся к ответу по теме урока, повторить, как получить обыкновенные дроби, ввести понятие основного свойства дроби, развивать грамотную математическую речь. Ход урока. Тема нашего урока «Нужны ли обыкновенные дроби?» Чтобы ответить на этот вопрос решим три задачи. 1.Ленту длиной 3 см разрезали на 5 равных частей. Какова длина каждой части? 2.Ленту длиной 3 мм разрезали на 5 равных частей. Какова длина каждой части? 3.Ленту длиной 5 мм разрезали на 3 равные части. Какова длина каждой части? Обсуждение решения задач и вывод: третью задачу без обыкновенных дробей решить невозможно. Мы познакомились с получением обыкновенных дробей в 5 классе. Записать какие дроби получены на рисунке 9 стр. 35. Проверить, записав их на доске:3/5; 9/15; 3/4; 12/16; 5/7;10/14; Назвать числитель и знаменатель каждой дроби. Что показывает знаменатель дроби? Что показывает числитель дроби? 4.Рассказать, как получить дроби 7/10;1/2; 8/3; 3/4;6/13;21/10? 5.На какие две группы их можно разделить?/Правильные и неправильные/ 6.Что можно сделать с неправильными дробями и как?/Выделить целые разделив числитель на знаменатель/ Выписать все неправильные дроби и выделить целые. Как называются полученные числа?/Смешанные числа/ 7.Работа по новому материалу: посмотрим еще раз на рисунок 9 Какая часть круга закрашена, если он разделен на 5 равных частей?/3/5/ А если разделен на 15 равных частей?/9/15/ Оказалось, что в обоих случаях закрашено одинаково. Что можно сказать об этих дробях?/Они равны/. Значит 3/5=9/15.Мы получили свойство обыкновенных дробей, которое называется «Основное свойство дроби». Прочитать его на стр.34 и записать в тетрадь для правил. Что позволяет записать это правило?/Равные дроби/ Дадим определение равных дробей: равные дроби – различные обозначения одного и того же числа. Приведите примеры равных дробей./Записать их на доске/ Прочитать по учебнику на стр.35 как читать равенство дробей. Прочитайте равенство дробей на доске разными способами. 8.Физкультминутка. Поднимает руки класс – это раз. Повернулась голова – это два. Руки вниз, вперед смотри – это три. Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять. Всем ребятам надо сесть – это шесть. 9.Закрепление изученного материала: выполнить с разбором на доске №214; №216; №217. 10.Как вы думаете, пользовались ли обыкновенными дробями в древности? Выступление ученика: Простейшими дробями пользовались ещё в древности(2 тыс.лет до н.э.)Дроби нужны были, чтобы выразить результат измерения длины, массы, площади в случаях, когда единица измерения не укладывалась в измеряемой величине целое число раз. Тогда вводили новую, меньшую единицу измерения. Названия этих новых единиц измерения и стали первыми названиями дробей. Например, дробь ½ до сих пор называют «половина»; у римлян слово «унция» сначала было названием двенадцатой доли единицы массы, но потом унция стала обозначать одну двенадцатую долю любой величины (говорили: « Семь унций пути», т.е. семь двенадцатых пути. Так, древние вавилоняне имели специальные обозначения для дробей ½,1/3,2/3. В Древнем Египте пользовались единичными дробями, т.е. дробями вида 1/n, где n – натуральное число. Если в результате измерения получалось число7/8, то его записывали в виде суммы единичных дробей: 1/2+1/4+1/8. Такой способ представления дробей был удобен в практическом отношении. Например, при решении задачи «разделить 7 хлебов поровну между восемью лицами» этот способ показывал, что нужно иметь 8 половинок, 8 четвертинок и 8 осьмушек, т.е 4 хлеба нужно разрезать пополам, 2 хлеба – на четвертушки и один хлеб – на осьмушки и распределить доли между лицами. Одновременно с единичными дробями появились и систематические дроби, т.е. дроби, у которых числителями могут быть любые числа, а знаменатели – степени определенного числа (например, десяти, двенадцати, шестидесяти). Шестидесятеричные дроби использовались вплоть до XVII в. До сих пор единицы времени выражаются в шестидесятеричной системе: м 1 минута- 1/60 часа, 1 секунда - 1/60*60 часа. Систематическими дробями являются и десятичные дроби ( дроби со знаменателями 10,100,1000 и т.д. Дроби общего вида ,у которых числители и знаменатели могут быть любыми натуральными числами, появляются в некоторых сочинениях древнегреческого ученого Архимеда.(287 -213 гг. до н.э.) Древние греки практически умели производить все действия над обыкновенными дробями. Однако современной записи дробей с помощью черты не было. Такая запись дроби была введена лишь в 1202 г. итальянским математиком Л.Фибоначчи(1180- 1240). Долгое время дроби не называли числами. Иногда их называли «ломаными числами» Только в XVIII в.дроби стали воспринимать как числа. Этому способствовал выход в 1707 г. Книги английского учёного И.Ньютона (1643- 1727) «Всеобщая арифметика», в которой дроби не только признаются равноправными числами, но и происходит расширение понятия дроби как частного от деления одного выражения на другое. В этой книге, в частности говорится: «Запись одной из двух величин под другой, ниже которой между ними проведена черта, обозначает частное или же величину, возникающую при делении верхней величины на нижнюю. Так, 6/2 означает величину, возникающую при делении 6 на 2, …5/8 – величину, возникающую при делении 5 на 8,…а/в есть величина, возникающая при делении а на в,…. Величины такого рода называют дробями». Вопросы: 1.Чему равна одна унция ? /1/12/ 2.Записать в унциях половину. /Половина – это 6 унций / 3.Записать в унциях треть. /Треть –это 4 унции / Итог урока: нужны ли обыкновенные дроби? Что нового о них узнали? |