Учебный план дисциплина физика и естествознание для подготовки бакалавров по направлению 222000 «Инноватика»





Скачать 199.84 Kb.
НазваниеУчебный план дисциплина физика и естествознание для подготовки бакалавров по направлению 222000 «Инноватика»
Дата публикации25.04.2015
Размер199.84 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Физика > Лекция


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Дисциплина ФИЗИКА И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Для подготовки бакалавров по направлению 222000 «Инноватика»

(специальности: ИБМ 2, 3, 4, 5, 6)
Семестр 4

(семестр завершается экзаменом по курсу)
▼ Аудиторные занятия

  1. Лекции

МОДУЛЬ 5: Основы квантовой теории и физики твердого тела

Лекция 1. Элементы квантовой оптики

Интегральные и спектральные характеристики теплового излучения. Законы Кирхгофа, Стефана  Больцмана и Вина. Гипотеза и формула Планка. Квантовое объяснение законов фотоэффекта и эффекта Комптона.

ОЛ-1: §1.1, 1.2, 1.4; ОЛ-2: § 1.1 – 1.7, 2.2, 2.4; ОЛ-4: § 1.1, 1.2, 1.5

Лекция 2. Корпускулярно-волновой дуализм материи. Уравнение Шредингера для стационарных состояний

Волновые свойства микрочастиц. Гипотеза де Бройля. Дифракция микрочастиц. Принцип неопределенностей Гейзенберга. Задание состояния микрочастицы. Волновая функция, ее статистический смысл и условия, которым она должна удовлетворять. Уравнение Шредингера для стационарных состояний. Одномерная потенциальная яма и потенциальный барьер. Туннельный эффект.

ОЛ-1: § 2.1 – 2.3, 3.1, 4.1 – 4.3; ОЛ-2: § 4.1 – 4.9; ОЛ-4: § 3.1 – 3.4, 4.1 – 4.3, 4.5

Лекция 3. Основы квантовой теории атома

Спектр излучения атома водорода. Формула Бальмера. Ядерная модель атома. Постулаты Н. Бора. Энергия связи электрона. Стационарное уравнение Шредингера для атома водорода. Волновые функции и квантовые числа. Спин, собственные механический и магнитный моменты электрона. Опыт Штерна  Герлаха.

(Спонтанное и индуцированное излучение. Активные среды с инверсной заселенностью энергетических уровней. Оптические квантовые генераторы.)

ОЛ-1: § 5.1 – 5.5, 5.7; ОЛ-2: § 3.1 - 3.6, 5.1, 5.15, 5.16; ОЛ-4: § 2.1 – 2.4, 6.1, 6.3

Лекция 4. Элементы физики твердого тела

Электроны в периодическом поле кристалла. Образование энергетических зон для электронов в кристалле. Зонная структура в металлах, полупроводниках и диэлектриках. Уровень Ферми. Чистые и примесные полупроводники. Формирование и свойства р-n-перехода. Вольтамперная характеристика полупроводникового диода. Транзисторы и современные микросхемы, их применения.

ОЛ-2: § 8.1, 8.2, 8.6, 9.5; ОЛ-3: § 4.1, 4.2, 4.4, 4.5.

МОДУЛЬ 6: Концепции современного естествознания

Лекция 5. Панорама современного естествознания

Основные концепции природы и этапы формирования физической картины мира. Достижения современного естествознания. Квантовые объекты и приборы нанотехнологий. Квантовые ямы, квантовые нити, квантовые точки, углеродные нанотрубки.

ОЛ-5: § 1.4, 1.5; ОЛ-1: П.1, П.2; ДЛ-10: Вв., Р.1 § 1.1 – 1.4

Лекция 6. Структурные уровни организации материи. Фундаментальные взаимодействия в природе и их объединения

Структурные уровни организации материи в неживой природе. Физический вакуум. Уровни микро- и макромира. Мегамиры ми. Теория и этапы эволюции Вселенной. Единство микро- и мегамиров.

Фундаментальные взаимодействия и их формализация. Исторические аспекты объединения фундаментальных взаимодействий. Теории объединения.

ОЛ-5: § 2.1 – 2.10, 3.1 – 3.8; ДЛ-10: Р.2 § 4.1 – 4.5, 5.1, 5.2

Лекция 7. Принципы при формировании законов природы. Симметрия и ее связь с законами сохранения

Принцип относительности, принцип неопределенностей, принцип дополнительности, принцип запрета, принцип соответствия, принцип симметрии/асимметрии, и ряд общенаучных принципов таких, как вариационный принцип, принцип суперпозиции, принцип положительной обратной связи, принцип корреляций.

Принципы симметрии в неживой и живой природе. Симметрия кристаллов. Симметрия пространства и времени. Внутренние симметрии. Общие и частные законы сохранения. Связь законов сохранения со свойствами симметрии физических систем.

ОЛ-5: § 5.1 – 5.8, 4.1 – 4.8; ДЛ-10: Р.2 § 3.6

Лекции 8. Порядок и хаос в природе. Синергетика и эволюция

Хаотические системы. Порядок и беспорядок. Диссипативные структуры. Фазовые траектории и аттракторы. Фракталы. Точки бифуркации.

Неравновесные состояния материи. Длина корреляции. Принципы организации и самоорганизации в живой и неживой природе. Синергетика: область исследований, задачи. Методы и модели синергетики. Эволюционно-синергетическая парадигма естествознания.

ОЛ-5: § 7.1 – 7.8, 8.1 – 8.6; ДЛ-10: Р.3 § 5.1 – 5.4, Р.4 § 1.1, 1.2, 4.3

  1. Упражнения

МОДУЛЬ 5: Основы квантовой теории и физики твердого тела

Занятие 1. Элементы квантовой оптики

Ауд.: ОЛ-6 задачи 6.235, 6.240, 5.20, 5.36 или ОЛ-7 задачи 5.268, 5.294, 5.85, 5.310

Дома: ОЛ-6 задачи 6.231, 5.19, 5.34 или ОЛ-7 задачи 5.264, 5.293, 5.308

Занятие 2. Основы квантовой механики

Ауд.: ОЛ-6 задачи 5.89, 5.109, 5.125, 5.141, 5.156 или ОЛ-7 задачи 6.51, 6.72, 6.81, 6.95, 6.103(б)

Дома: ОЛ-6 задачи 5.87, 5.108, 5.137 или ОЛ-7 задачи 6.50, 6.71, 6.91

Занятие 3. Основы квантовой теории атома

Ауд.: ОЛ-6 задачи 5.57, 5.65 или ОЛ-7 задачи 6.22, 6.29; ОЛ-8, ОЛ-9 задачи 47.22, 47.32

Дома: ОЛ-6 задачи 5.58, 5.73 или ОЛ-7 задачи 6.23, 6.37; ОЛ-8, ОЛ-9 задача 47.26

Занятие 4. Элементы физики твердого тела

Ауд.: ОЛ-8, ОЛ-9 задачи 51-47, 51-54, 51-64, 51-68

Дома: ОЛ-8, ОЛ-9 задачи 51-46, 51-63, 51-65

Занятие 5. Рубежный контроль № 1. Утверждение планов рефератов

Ауд.: Написание и проверка контрольной работы по материалам лекций № 1 – 4. Утверждение подробного плана-содержания реферативной работы (часть 1).

МОДУЛЬ 6: Концепции современного естествознания

Занятие 6. Микро-, макро- и мегамиры. Фундаментальные взаимодействия в природе

Ауд.: ОЛ-6 задачи 5.311, 5.314, 5.334, 2.1 или ОЛ-7 задачи 6.292, 6.295, 6.311, 3.1

Дома: ОЛ-6 задачи 5.312, 5.315 или ОЛ-7 задачи 6.293, 6.296

Занятие 7. Симметрия и ее связь с законами сохранения

Ауд.: ОЛ-8, ОЛ-9 задачи 49.3, 49.6, 44.27; ОЛ-6 задача 5.331 или ОЛ-7 задача 6.308

Дома: ОЛ-8, ОЛ-9 задача 49.8; ОЛ-6 задача 5.332 или ОЛ-7 задача 6.309

Занятие 8. Рубежный контроль № 2. Утверждение рефератов

Ауд.: Написание и проверка контрольной работы по материалам лекций № 5 – 8. Утверждение/защита реферативной работы (часть 2).

Замечание. Номера задач, решаемых в аудиториях, надо рассматривать как рекомендованные.

Примечание. Материалы, указанные в скобках, выносятся на самостоятельную проработку студентами.

▼ Самостоятельная подготовка

МОДУЛЬ 5: Основы квантовой теории и физики твердого тела

Реферативная работа (часть 1)

Сроки выполнения: выдача - 1-я неделя, прием – 8-я неделя.

Первая часть реферативной работы предусматривает со стороны студентов выбор темы, составление подробного план-содержания реферата и соответствующий библиографический поиск. Темы рефератов выбираются студентами из списка (Приложение А) и согласуются с преподавателем, руководящим написанием реферата. Допускается работа над одной темой небольшой группы студентов из двух  трех человек.

Подготовка к рубежному контролю по модулю 5

Рубежный контроль 1 проводится на 9/10 недели в часы семинарского занятия № 5.

Вопросы для оценки знаний по модулю 5

  1. Тепловое излучение, его спектральные и интегральные характеристики. Закон Кирхгофа. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана. Дискретный характер испускания и поглощения электромагнитного излучения веществом. Формула Планка для равновесного теплового излучения. Квантовое объяснение законов теплового излучения.

  2. Дуализм волновых и корпускулярных свойств излучения. Фотоэффект, его законы, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Эффект Комптона.

  3. Ядерная модель атома. Постулаты Бора.

  4. Корпускулярно-волновой дуализм материи. Гипотеза де Бройля. Опыты, подтверждающие наличие волновых свойств у микрочастиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

  5. Волновая функция, ее статистический смысл и условия, которым она должна удовлетворять. Принцип суперпозиции в квантовой механике.

  6. Уравнение Шредингера, его свойства. Статистическая интерпретация волновой функции. Стационарные состояния, их временная зависимость. Уравнение Шредингера для стационарных состояний.

  7. Частица в одномерной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками. Квантование энергии. Плотность вероятности для различных состояний частицы. Прохождение частицы через потенциальный барьер. Туннельный эффект.

  8. Уравнение Шредингера для атома водорода. Квантовые числа, их физический смысл.

  9. Собственные механический и магнитный моменты электрона. Опыт Штерна и Герлаха. Орбитальный, спиновой и полный механический и магнитный моменты электрона.

  10. Спонтанное и индуцированное излучение. Активные среды с инверсной заселенностью энергетических уровней. Оптические квантовые генераторы. Особенности лазерного излучения. Основные типы лазеров, их применение.

  11. Электроны в периодическом поле кристалла. Образование энергетических зон для электронов в кристалле. Зонная структура в металлах, полупроводниках и диэлектриках.

  12. Чистые и примесные полупроводники. Процессы генерации и рекомбинации носителей заряда.

  13. Формирование и свойства р-n-перехода. Вольтамперная характеристика полупроводникового диода. Транзисторы и современные микросхемы, их применения.

МОДУЛЬ 6: Концепции современного естествознания


Реферативная работа (часть 2)

Сроки выполнения: выдача - 8-я неделя, прием – 14-я неделя.

Вторая часть реферативной работы предусматривает написание работы согласно утвержденному плану и общим требованиям к реферату (Приложение В) и последующую ее защиту в рамках РК № 2 (или в форме доклада на факультативной миниконференции).

Подготовка к рубежному контролю по модулю 6

Рубежный контроль 2 проводится на 15/16 недели в часы семинарского занятия № 8.

Вопросы для оценки знаний по модулю 6

  1. Этапы формирования физической картины мира.

  2. Достижения современного естествознания. Квантовые объекты нанотехнологий и их применения. Приборы нанотехнологий.

  3. Структурные уровни организации материи в неживой Природе. Физический вакуум.

  4. Уровни микро- и макромира. Мегамиры. Теория и этапы эволюции Вселенной. Единство микро- и мегамиров.

  5. Фундаментальные взаимодействия и их формализация. Гамильтонов и лагранжев подходы к описанию силовых взаимодействий. Фейнмановские диаграммы.

  6. Исторические аспекты объединения фундаментальных взаимодействий. Теории объединения: электрослабое взаимодействие, великое объединение.

  7. Принцип относительности, принцип неопределенностей, принцип дополнительности, принцип запрета, принцип соответствия, принцип симметрии/асимметрии.

  8. Общенаучные принципы: вариационный принцип, принцип суперпозиции, принцип положительной обратной связи, принцип корреляций.

  9. Принципы симметрии в неживой и живой природе. Симметрия кристаллов.

  10. Симметрия пространства и времени. Внутренние симметрии.

  11. Общие и частные законы сохранения. Связь законов сохранения со свойствами симметрии физических систем. Теорема Э. Нётер.

  12. Термодинамические и статистические закономерности процессов в сложных равновесных системах.

  13. Энтропия как мера неравновесности состояния. Энтропия и информация.

  14. Распределения Гиббса для статистических систем. Флуктуации.

  15. Основные положения, методы и законы термодинамики неравновесных процессов. Производство энтропии в необратимых процессах.

  16. Балансовые и феноменологические уравнения.

  17. Хаотические системы. Порядок и беспорядок.

  18. Диссипативные структуры. Динамический и диссипативный хаос.

  19. Фазовые траектории и аттракторы. Фракталы. Точки бифуркации.

  20. Неравновесные состояния материи. Длина корреляции.

  21. Принципы организации и самоорганизации в живой и неживой природе.

  22. Синергетика: область исследований, задачи. Методы и модели синергетики.

  23. Эволюционно-синергетическая парадигма естествознания.

▼ Рейтинговая система контроля освоения дисциплины

1. Результирующая оценка знаний студента по дисциплине складывается на основе обобщения (интеграции) оценок отдельных этапов работы студента: результатов различных форм текущего и промежуточного контроля.

2. Все формы текущего и промежуточного контроля оцениваются исходя из
100-балльной суммарной шкалы.

3. Оценки ниже минимальной границы, набранные в каждом модуле равносильны оценке «неудовлетворительно».


4 семестр




Неделя подведения результатов

Лабораторные работы (мин-макс)

Семинары

(мин-макс)

Реферат (мин-макс)

ДЗ

(мин-макс)

РК

(мин-макс)

Лекции

(мин-макс)

Всего

(мин-макс)

Модуль 5

10



8−10

1619



59

12

3040

Модуль 6

16



4−6

1013



59

12

2030

Всего






12−16

2632



1018

24

5070

Заключительный контроль в семестре:

ЭКЗАМЕН

1030




Всего в семестре:

60−100


4. Дополнительные баллы.

Студент может получить дополнительные аттестационные баллы, если он выполняет учебную работу, не предусмотренную календарным учебным планом, как-то: успешно принимает участие в физических олимпиадах и студенческих научных конференциях (с представлением доклада), занимается научной работой на кафедре физики и т.п. Сумма дополнительных баллов в каждом конкретном случае определяется заведующим кафедрой (не более 10 баллов за модуль, или 20 баллов – за семестр) по представлению лектора.

5. Выставление итоговой оценки:

Необходимым условием получения положительной оценки по дисциплине за семестр является получение положительной аттестации по каждому модулю семестра, а также получение положительной оценки за заключительный контроль по семестру, осуществляемый в ходе приема экзамена.

Минимальная положительная оценка за экзамен (в баллах) – 10, максимальная – 30 баллов. Процедура итогового контроля по дисциплине фиксируется в письменном виде, а продемонстрированные студентом знания и умения оцениваются в рейтинговых баллах.

Оценка (в баллах), полученная на экзамене, суммируется с баллами, полученными за семестр. Перевод набранной суммы баллов в итоговую оценку по дисциплине в семестре осуществляется в соответствии с «Положением о модульно-рейтинговой системе в МГТУ им. Н.Э. Баумана»:

– студент, получивший 60 и более рейтинговых баллов, получает право на получение итоговой оценки;

– студент, получивший 85-100 рейтинговых баллов, может получить оценку «отлично» при условии наличия оценок «отлично» за рубежные контроли;

− студент, получивший 71-84 рейтинговых баллов, может получить оценку «хорошо» при условии наличия оценок «хорошо» или «отлично» за рубежные контроли;

– студент, получивший 60-70 рейтинговых баллов, может получить оценку «удовлетворительно».

▼ Основная и дополнительная литература

Основная литература (ОЛ)

  1. Мартинсон Л.К., Смирнов Е.В. Квантовая физика: Учебное пособие. 2-ое изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. – 528 с.

  2. Савельев И. В. Курс общей физики: Учебное пособие для втузов. В 5 кн. Кн. 5: Квантовая оптика. Атомная физика. Физика твердого тела. Физика атомного ядра и элементарных частиц. – М.: ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2001. – 368 с.

  3. Винтайкин Б.Е. Физика твердого тела: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. – 360 с.

  4. Иродов И.Е. Квантовая физика. Основные законы: Учебное пособие для вузов – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 272 с.

  5. Докукин М.Ю. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 147 с.

  6. Иродов И.Е. Задачи по общей физике. – М.: БИНОМ, 1998. – 448 с.

  7. Иродов И.Г. Задачи по общей физике.- М.: Наука, 1988.

  8. Чертов А.Г., Воробьев А.А. Задачник по физике: Учебное пособие для втузов. – М.: Издательство Физико-математической литературы, 2001. – 640 с.

  9. Чертов А.Г., Воробьев А.А. Задачник по физике: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1981. – 496 с.

Дополнительная литература (ДЛ)

  1. Сивухин Д.В. Общий курс физики. Учебное пособие для вузов. В 5 томах. – М.: Физматлит, 2002.

  2. Суханов А.Д., Голубева О. Н. Концепции современного естествознания. Учебник для
    вузов. – М.: Агар, 2000. – 452 с.

Методические пособия, изданные в МГТУ (МП)

При подготовке к семинарским занятиям и при выполнении текущих домашних заданий студенты используют методические указания кафедральной разработки, которые также имеются в электронном виде на сайте кафедры http://fn.bmstu.ru/phys.

  1. Мартинсон Л.К., Смирнов Е.В. Методические указания к решению задач по курсу общей физики. «Квантовая природа излучения. Гипотеза Планка». – М.: МГТУ, 2001.

  2. Мартинсон Л.К., Смирнов Е.В. Методические указания к решению задач по курсу общей физики. «Волновые свойства частиц. Гипотеза де Бройля». – М.: МГТУ, 2002.

  3. Мартинсон Л.К., Смирнов Е.В. Методические указания к решению задач по курсу общей физики. «Уравнение Шредингера. Стационарные задачи квантовой механики». – М.: МГТУ, 2002.

  4. Мартинсон Л.К., Смирнов Е.В. Методические указания к решению задач по курсу общей физики. «Квантовые свойства атомов». – М.: МГТУ, 2003.

При проведении семинарских занятий №№ 4, 6, 7, относящихся к модулю 6, и выполнении соответствующих текущих домашних заданий используются раздаточные материалы (РМ-1, 2, 3), подготовленные методической комиссией кафедры и утвержденные на заседании кафедры, которые также имеются в электронном виде на сайте кафедры http://fn.bmstu.ru/phys.

Приложение А

Темы реферативной работы и рекомендуемая литература для рефератов

Темы рефератов

  1. Применения общенаучных методов в исследовании природных явлений.

  2. Фундаментальные методы и законы в построении естественнонаучной картины мира.

  3. Время по Ньютону и время по Эйнштейну. Проблема времени в современной науке.

  4. Атомизм и непрерывность в современном естествознании.

  5. Концепция единого пространства-времени.

  6. Фотоэффект: от Эйнштейна до наших дней.

  7. Элементарные частицы в познании микро-, макро- и мегамира.

  8. Проблемы измерения в квантовой механике.

  9. Туннельный эффект и его применения.

  10. Современные диагностические средства наноструктур.

  11. «Стандартная» модель в современной физике элементарных частиц.

  12. Теория великого объединения. Попытки создания единой теории поля.

  13. Структурные уровни организации материи.

  14. Масса как единая характеристика инертности и гравитации.

  15. Родная галактика и метагалактика.

  16. Современные теории развития Вселенной.

  17. Современные представления о симметрии.

  18. Симметрия и асимметрия в живой и неживой природе.

  19. Вероятностные методы и теории прогнозирования.

  20. Флуктуации и их роль в описании природы.

  21. Информационный подход к описанию сложных природных систем.

  22. Энтропия и информация. Проблемы информатики.

  23. Роль энтропии в физики, химии, биологии и самоорганизации материи.

  24. Теории хаоса и порядка.

  25. Эволюция на космологическом уровне: стрела времени.

  26. Эволюция в биологии и роль генной инженерии.

  27. Основные идеи и модели описания природы.

  28. Синергетические модели в описании неравновесных систем.

  29. Современные модели развития мира.

  30. От биосферы к ноосфере. Решение современных экологических проблем.

  31. Идеи универсального эволюционизма и проблемы коэволюции.

Примечание. Допускается внесение изменений в тему реферата в виде дополнений и конкретизаций после соответствующего согласования с ведущим преподавателем.

Литература для рефератов

Аксенов Г.П. Причина времени. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Ахромеева Т.С., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Самарский А.А. Нестационарные структуры и диффузионный хаос. М.: Наука, 1992.

Березинский В.С. Объединенные калибровочные теории и нестабильный протон // Природа. 1984. № 11.

Берже П., Помо И., Видаль К. Порядок в хаосе: Пер. с англ. М.: Мир, 1991.

Болотовский Б.М. Излучение быстрых частиц в преломляющей среде // Природа. 1984. № 10.

Бор Н. Избранные труды: В 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1971.

Вайнберг С. Идейные основы единой теории слабых и электромагнитных взаимодействий // Успехи физ. наук. 1980. Т. 132.

Вейль Г. Симметрия. М.: Наука, 1975.

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1965.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.

Вилли К., Детье В. Биология: (Биологические процессы и законы): Пер. с англ. М.: Мир, 1975.

Вишневский И.Л., Лашер А.Н., Салли И.В. Энтропия в природе и обществе. М., 1994.

Воробьев А.В., Быков А.С., Пашков Е.П., Рыбаков А.М. Микробиология: Учебник. М.: Медицина, 1998.

Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989.

Гельфер Я.М. Законы сохранения. М.: Наука, 1967.

Гленсдорф П., Пригожин И. Термодинамическая теория структуры, устойчивости и флуктуаций: Пер. с англ. М.: Мир, 1973.

Глэшоу Ш. Кварки с цветом и ароматом // Успехи физ. наук. 1976. Т.119.

Гут А., Стейнхардт П. Раздувающаяся Вселенная // В мире науки. 1984. № 7.

Даннеман Ф. История естествознания: В 2 т. Т. 1-2. М.: ОНТИ, НКТП, 1985.

Де Витт Б. Квантовая гравитация // В мире науки. 1984. № 2.

Дмитриев А.С., Старков С.О. Передача сообщения с использованием хаоса и классическая теория информации // Успехи современной радиоэлектроники. 1998. № 11.

Долгов А.Д., Зельдович Я.Б., Сажин М.В. Космология ранней Вселенной. М.: Моск. университет, 1988.

Дремин И.М. О глюонных струях // Успехи физ. наук. 1980. Т. 131.

Дэвис П. Случайная Вселенная: Пер. с англ. М.: Мир, 1985.

Зельдович Я.Б. Возможно ли образование Вселенной «из ничего»? // Природа. 1988. № 4.

Инфельд Л., Эйнштейн А. Эволюция физики. М.: Наука, 1965.

Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997.

Кейн Г. Современная физика элементарных частиц: Пер. с англ. М.: Мир, 1990.

Клепиков Н.П. Силы торможения излучением и излучение заряженных частиц // Успехи физ. наук. 1985. Т. 146.

Клечек Й., Янеш П. Вселенная и Земля. Прага: Артия, 1986.

Климашкин И.А. Астрономия наших дней. М.: Наука, 1976.

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994.

Коган Г.С. Нейтрино во Вселенной // Природа. 1982. № 10.

Компанеец А.С. Симметрия в микро- и макромире. М.: Наука, 1978.

Копысов Ю.С. Нейтринная спектроскопия солнечных недр // Природа. 1983. № 8.

Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденции развития. М.: Высш. шк., 1989.

Кутепов А.М., Полянин А.Д., Запрянов З.Д. и др. Химическая гидродинамика: Справ. пособие. М.: Квантум, 1996.

Лейзер Д. Создавая картину Вселенной: Пер. с англ. М.: Мир, 1988.

Мандельброт Б. Форма, случайность и размерность: Пер. с англ. М.: Мир, 1977.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Прогресс, 1990.

Мусил Я., Новакова О., Кунц К. Современная биохимия в схемах: Пер. с англ. М.: Мир, 1984.

Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир: Пер. с англ. М.: Мир, 1993.

Николис Дж. Динамика иерархических структур: Пер. с англ. М.: Мир, 1989.

Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: Пер. с англ. М.: Мир, 1979.

Одум Ю. Основы экологии: Пер. с англ. М.: Мир, 1975.

Окунь Л.Б. Открытие промежуточных бозонов // Успехи физ. наук. 1983. Т. 141.

Окунь Л.Б. Физика элементарных частиц. М.: Наука, 1984.

Планк М. Единство физической картины мира: Пер. с англ. М.: Мир, 1966.

Пригожин И., Рерих Н. В поисках нового миропонимания: Пер. с англ. М.: Знание, 1991.

Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени: Пер. с англ. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Ребби К. Решеточная теория удержания кварков // В мире науки. 1983. № 4.

Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. М.: Наука, 1991.

Рудой Ю.Г., Суханов А.Д. Информационный подход к описанию сложных природных объектов // Вестник РУДН, сер. ФЕНО. 1997. № 3.

Рюэль Д. Случайность и хаос: Пер. с франц. Ижевск: НИЦ «РХД», 2001.

Сажин М.В. Современная космология в популярном изложении. М.: Эдиториал УРСС, 2002.

Сингер М., Берг П. Гены и геномы: В 2 т. Т. 1-2: Пер. с англ. М.: Мир, 1998.

Струнников В.А. Клонирование животных: теория и практика // Природа. 1998. № 7.

Трухин В.И., Показеев К.В., Куницын В.Е. Общая и экологическая геофизика. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005.

Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике: Пер. с англ. М.: Мир, 1977.

Фридман Д.З., ван Ньювенхойзен П. Скрытые измерения пространства–времени // В мире науки. 1985. № 5.

Хакен Г. Синергетика: Пер. с англ. М.: Мир, 1980.

Хокинг С. Край Вселенной // Природа. 1985. № 4.

Хокинг С. От Большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени: Пер. с англ. М.: Мир, 1980.

Хокинг С., Израэль В. Общая теория относительности. Вводный обзор // Успехи физ. наук. 1981. Т. 133.

Чёрный В.Г., Майорова В.И. Астрономия в космонавтике: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008.

Черепащук А.М., Чернин А.Д. Вселенная, жизнь, черные дыры. Фрязино: «Век 2», 2004.

Шафрановский И.И. Симметрия в природе. Л.: Недра, 1985.

Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетики: Пер. с англ. М.: Мир, 1963.

Энциклопедия по информатике / Под ред. Д. А. Поспелова. М.: Просвещение, 1994.

Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М.: Высшая школа, 1989.

Яншина Ф.Т. Эволюция взглядов В.И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М.: Наука, 1996.

Richter M.Amusia M.Ya.Bobashev S.V. and etc. Extreme Ultraviolet Laser Excites Atomic Giant Resonance // Phys. Rev. Letters. 2009. V. 102, 163002 [4 pages].



Приложение В

Общие требования к оформлению (написанию) реферата

  1. Реферат на правах рукописи печатается шрифтом Times New Roman 14 с 1,5 межстрочным интервалом на одной стороне белых листов бумаги формата А4 с полями 25 мм по периметру. Объем реферата не должен превышать 15 – 16 м. п. стр.

  2. Реферат должен иметь следующую обязательную структуру:

  • титульный лист  с указанием подразделения университета, обучающей кафедры, дисциплины, полного названия темы реферата, студ. группы, ФИО исполнителя и ФИО руководителя;

  • содержание – оглавление на отдельном листе;

  • введение  на 1,5 – 2 стр., где определяются изучаемая область естествознания, цели и задачи данной работы;

  • основная часть – из ряда разделов (параграфов), достаточных для раскрытия темы реферата, общим объемом, не превышающим 10 – 11 стр.;

  • заключение – на отдельном листе, где в форме кратких выводов и результатов подводится итог по изучаемой проблеме;

  • библиография – на отдельном листе, где со сквозной нумерацией приводятся источники информации (книги, периодика, сайты и т.п. в форме стандартных выходных данных, например, Коган Г.С. Нейтрино во Вселенной // Природа. 1982. № 10.).

3. В тексте реферата, в местах, где используются определения, положения, данные, полученные в ходе библиографического поиска, указываются ссылки в квадратных скобках на соответствующие номера источников информации, например, [1, 2].

4. Заключение реферата на обороте листа подписывается студентами-исполнителями. Страницы реферата нумеруются, начиная с содержания-оглавления. Полностью оформленный, выверенный и распечатанный реферат сдается руководителю и подлежит соответствующей защите.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебный план дисциплина физика и естествознание для подготовки бакалавров по направлению 222000 «Инноватика» iconРабочая программа дисциплины Финансы и кредит Направление подготовки 222000 «Инноватика»
Кроме того, целью подготовки бакалавров становится обучение умениям использования методов регулирования денежного обращения и процесса...
Учебный план дисциплина физика и естествознание для подготовки бакалавров по направлению 222000 «Инноватика» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебный план дисциплина физика и естествознание для подготовки бакалавров по направлению 222000 «Инноватика» iconРабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 62 «Инноватика»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебный план дисциплина физика и естествознание для подготовки бакалавров по направлению 222000 «Инноватика» iconПримерная основная образовательная программа высшего профессионального...
Список профилей подготовки бакалавров по направлению физика Фундаментальная физика
Учебный план дисциплина физика и естествознание для подготовки бакалавров по направлению 222000 «Инноватика» iconРабочая программа дисциплины Теория и системы управления Направление...
В процессе освоения материала студенты получают теоретические знания, которые закрепляются на практических занятиях
Учебный план дисциплина физика и естествознание для подготовки бакалавров по направлению 222000 «Инноватика» iconРабочая программа по курсу «уголовное право. Особенная часть» для...
Список бакалавров, для которых предназначена дисциплина: Юриспруденция (030900. 62)
Учебный план дисциплина физика и естествознание для подготовки бакалавров по направлению 222000 «Инноватика» iconРабочая программа дисциплины Управление инновационной деятельностью...
Недостаточное качество проектного управления в сфере инновационной деятельности является проблемой не только в России, но в мировой...
Учебный план дисциплина физика и естествознание для подготовки бакалавров по направлению 222000 «Инноватика» iconПеречень образовательных программ подготовки бакалавров по специальностям,...
Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (гос впо) регламентирует требования к основной...
Учебный план дисциплина физика и естествознание для подготовки бакалавров по направлению 222000 «Инноватика» iconРабочая программа учебной дисциплины физика для подготовки бакалавров...
Фгос впо по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология», по профилю «Агрометеорология», утверждённого приказом Министерства...
Учебный план дисциплина физика и естествознание для подготовки бакалавров по направлению 222000 «Инноватика» iconСписок профилей подготовки бакалавров по направлению 011200
Рекомендуемый список профилей подготовки бакалавров по направлению 011200 Физика
Учебный план дисциплина физика и естествознание для подготовки бакалавров по направлению 222000 «Инноватика» iconОбучающихся по направлению 222000 Инноватика Магистерская диссертация....
Магистерская диссертация. Требования по содержанию, оформлению и защите. Учебное пособие. Составители: Т. А. Итс, С. Г. Редько, И....
Учебный план дисциплина физика и естествознание для подготовки бакалавров по направлению 222000 «Инноватика» iconРабочая программа учебной дисциплины физика для подготовки бакалавров...
Фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния», все профили утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...
Учебный план дисциплина физика и естествознание для подготовки бакалавров по направлению 222000 «Инноватика» icon4 Календарный учебный график. Учебный план. Аннотации учебных курсов,...
Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки 080100. 62 Экономика
Учебный план дисциплина физика и естествознание для подготовки бакалавров по направлению 222000 «Инноватика» iconРабочая программа учебной дисциплины физика для подготовки бакалавров...
Фгос впо по направлению подготовки 111900. 62 «Ветеринарно-санитарная экспертиза», утверждена приказом Министерства образования и...
Учебный план дисциплина физика и естествознание для подготовки бакалавров по направлению 222000 «Инноватика» iconОбучающихся по направлению 222000 Инноватика Выпускная работа бакалавра....
Выпускная работа бакалавра. Требования к содержанию, оформлению и защите. Учебное пособие. Составители: Т. А. Итс, А. В. Мандрик,...
Учебный план дисциплина физика и естествознание для подготовки бакалавров по направлению 222000 «Инноватика» iconРабочая программа дисциплины “Английский язык” для направления подготовки...
Английский язык” для направления подготовки интегрированных бакалавров 011200 “Физика”


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск